Психологические основы развития воображения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Психологические основы развития воображения

2023-01-02 40
Психологические основы развития воображения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Воображение - важный психический процесс, присущий только человеку. Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Воображение – познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений [1, с.116]. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

«Воображение есть творческий – иногда сознательный, иногда бессознательный - акт мышления. Оно в отличие от сознательно управляемого и контролируемого мышления находится под сильным влиянием мотивации, которая как бы детерминирует извне его направление и содержание»[14,с.156].

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, т.е. создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически. Воображение человека - способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии[5,с.102].

В основе воображения и творческого мышления лежат следующие психологические качества:

- четкое и ясное представление образов и предметов;

- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление, которое в свою очередь вызывают: новизна воспринятого «что-то»; осознание его как чего-то неизведанного, интересного; импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком [3, с.9]. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, особенно ребенком, неосознанно.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы представлены на Рисунке 1 в виде схемы, которая разработана на основе классификации, предложенной А.Г.Маклаковым [13, с.]

1. Агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).

2. Гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер.

3. Схематизация - способ создания фантастических образов, когда отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

4. Типизация характерна выделением существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

5. Акцентирование - в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Рассматривая вопрос о развитии воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком.

Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось ранее непосредственно.

Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включаются элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. «В творчество как деятельность, направленную на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения» [19, с.83].


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.