Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников

2023-01-02 125
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психологические основы развития воображения

1.2 Особенности развития воображения младших школьников

1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕТИВНОСТИ ВЛЯИНИЯ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Диагностика развития воображения учащихся на этапе констатирующего эксперимента

2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

2.3 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что в последние годы перед обществом встала проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса. воображение младший школьник творческий

Одним из основополагающих принципов модернизации содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Учителя, обеспечивая реализацию условий развития творческого воображения при обучении учащихся, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческого воображения и в дальнейшей деятельности взрослого человека.

Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность. В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка). Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов. Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразитель-ной, художественно-литературной. С.Л. Рубинштейн и др. посвятили свои исследования изучению механизмов воображения. Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А.С. Белкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Е.С. Полат и др. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.

Таким образом, творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. И большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Объект исследования – особенности творческого воображения.

Предмет – процесс развития творческого воображения у младших школьников.

Цель данной курсовой работы: изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме воображение и творчество.

2. Выявить особенности творческого воображения младших школьников.

3. Разработать систему занятий формирования творческих способностей младших школьников.

Использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследований.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач начального образования, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности учащихся.

Воображение - это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались.

Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых образов. По этому критерию различаются на произвольное, или активное, воображение - процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением - именно этот вид воображения необходимо специально развивать; и непроизвольное, или пассивное, воображение - это свободное, неуправляемое возникновение образов.

Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов. И воссоздающее, и творческое воображение очень важно для человека, и его необходимо развивать.

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов (восприятие, память, воображение и др.): они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.

Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, отсюда важный педагогический вывод: создание благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.

Ведущими компонентами воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда, которые зависят от внутренней позиции ребенка, а внутренняя позиция из надситуативной становится внеситуативной.

Развитию творческого воображения способствуют следующие условия:

- включение учащихся в различные виды деятельности

- использование нетрадиционных форм проведения уроков

- создание проблемных ситуаций

- самостоятельное выполнение работы

Результаты нашей работы показали что, использование развивающей программы в работе с детьми дает положительную динамику в развитии воображения младших школьников.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Андреева И.В. Педагогика и психология. – СПб: Издательский Дом Нева», 2009. – 256с. – ISBN 5-7654-2782-0.

2. Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. - М.: Дрофа-плюс, 2003. – 352 с. – ISBN 5-9555-0432-X.

3.Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. - М.: Политиздат, 2011. – 156 с. - ISBN 5-94628-117-8.

4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1988. –350с.

5. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М.: Академия, 2001. – 288 с. - ISBN 5-7695-1523-6.

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте// Вопросы психологии, 1972.–№2.–С.114–123.

7.Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды. - М.: Издательство МПСИ, 2015. – 736 с. - ISBN 5-89502-104-2.

8.Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 190 с. - ISBN: 5-222-07868-X.

9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Издательство МГУ,2012.–72с.

10.Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. -11.Купров В.Д. Образно-эмоциональное описание предмета// Начальная школа.-2010.–№2.–С.20–23.

12.Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с. – ISBN 5-7695-1933-9.

13.Маклаков А.Г. Общая психология. - Издательство: Питер, 2011. – 382 с. -

14.Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 2009. – 240 с. – ISBN 5-09-006414-8.

15.Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии/ Под ред. д-ра психол. наук проф. А.А.Люблинской. - М.: Просвещение, 1971. – 152 с.

16.Подласый И.П. Можно ли учить по-всякому?// Школьные технологии. -2003.-№4.–С.20-22.

17.Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/ Пер. с итал. Ю.А. Добровольской. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1990. - 190с.

18.Розенберг Л.А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников// Начальная школа. - 1995. - № 2 - С.25-28.

19.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академияразвития,2011.–192с..

20.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.И. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 144 с.

21.Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

22.Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический проект, 2004. – 144 с. – 5-8291-0459-8.

23.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. - М., 2009. - 776 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ПриложениеБ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психологические основы развития воображения

1.2 Особенности развития воображения младших школьников

1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕТИВНОСТИ ВЛЯИНИЯ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Диагностика развития воображения учащихся на этапе констатирующего эксперимента

2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

2.3 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что в последние годы перед обществом встала проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса. воображение младший школьник творческий

Одним из основополагающих принципов модернизации содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Учителя, обеспечивая реализацию условий развития творческого воображения при обучении учащихся, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческого воображения и в дальнейшей деятельности взрослого человека.

Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность. В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка). Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов. Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразитель-ной, художественно-литературной. С.Л. Рубинштейн и др. посвятили свои исследования изучению механизмов воображения. Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А.С. Белкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Е.С. Полат и др. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.

Таким образом, творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. И большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Объект исследования – особенности творческого воображения.

Предмет – процесс развития творческого воображения у младших школьников.

Цель данной курсовой работы: изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме воображение и творчество.

2. Выявить особенности творческого воображения младших школьников.

3. Разработать систему занятий формирования творческих способностей младших школьников.

Использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследований.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.