Другие должностные лица в монастырях — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Другие должностные лица в монастырях

2023-01-02 30
Другие должностные лица в монастырях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Должность игумена в монастыре была самой высокой, а ниже всех был повар. Между этими крайними точками монашеской иерархии находилось место для других должностей, количество которых зависело от численности монахов и от размера монастыря.

Часто случалось, что игумен не мог исполнять свои обязанности из‑за необходимой поездки, слабости здоровья, болезни или по иной причине. В его отсутствие о монашеской братии заботился его заместитель, который в актах называется «девтерайос» или «девтеревон», что означает «второй». Иногда девтеревон заменял игумена на синодальных собраниях и подписывался от его имени на соборах; возможно, он же исповедовал монахов в тех случаях, когда настоятель не был священником. Это он председательствовал, управлял и судил. Он был «защищающим и мирным щитом», хранителем законов, установленных Богом, должен был сочувствовать скорбящим и больным и, кроме того, должен был подавать пример добродетели. Для монахов игумен и девтеревон были тем, чем были для евреев Моисей и его соратник Иисус Навин.

Следующим по рангу (в порядке понижения) был эконом, руководивший всеми мирскими делами монастыря. Постановления соборов рекомендовали иметь в каждом монастыре одного эконома, поскольку один эконом был и у каждой епископской церкви. Эконома так же, как остальных должностных лиц, выбирали игумен и монахи. На эту должность избирали того, кто, как им казалось, по своей жизни, способностям и любви к порядку и расчетам стал бы умелым и благоразумным управляющим. Его вводили в должность торжественно, по тому же обряду, что экклесиарха и келаря. В конце заутрени, после обычной молитвы, прочитанной священником, все монахи произносили Трисвятую Песнь, затем избранник три раза опускался на колени перед бемой (возвышение в церкви, предназначавшееся для епископа. – Пер.). Затем он усердно и набожно целовал святые образа Господа Бога Спасителя Иисуса Христа и нашей владычицы Пресвятой Богородицы, а после этого, обнажив голову, склонял ее, как положено, перед игуменом. Тогда игумен, перекрестив голову избранника, говорил: «Брат мой, благодатью Святого Духа, мощным заступничеством нашей пречистой владычицы, Святой Богородицы, и молитвами наших святых и высокочтимых отцов ты избран, чтобы быть экономом нашего почтенного монастыря». Затем перед святыми образами иконостаса игумен приветствовал нового эконома мирным поцелуем, и то же делали все братья. После этого славили Бога, священник читал обычные молитвы, и монахи расходились.

Ни один устав не требовал, чтобы эконом был священником, но сан священника был гарантией того, что он станет более добросовестно исполнять свои непростые обязанности. Это он был обязан доставлять братии все необходимое для жизни – еду или одежду то для братьев, то для гостей, то для бедных. Единственный из всех монахов, он имел право владеть собственностью, потому что владел ей не для себя: «он лишь распределитель Христовых благ». Он не должен был ничего делать, не спросив мнение об этом настоятеля, должен был во всем следовать его указаниям и исполнять его волю. Главным было, чтобы эконом был в полном согласии со своим заместителем, с келарем, трапезничим и всеми другими своими подчиненными и чтобы он заботился о каждом из монахов так же, как о себе. За особое внимание к кому‑то из монахов, за склонность к ссорам, за пренебрежение обязанностями эконому были положены очень суровые наказания. По словам святого Василия, к такому эконому, несомненно, относятся слова Спасителя: «Отойдите от меня, проклятые, идите в огонь вечный, который уготован дьяволу и ангелам его! Ибо я был голоден, а вы не накормили меня, я жаждал, а вы не напоили меня».

В первом ряду должностных лиц, подчинявшихся непосредственно эконому, был келарь – хранитель продовольственных запасов. Это он раздавал всем хлеб, вино, растительное масло, уксус, овощи – каждому столько, сколько необходимо. Он был обязан не выдавать больше, чем нужно, следить за тем, чтобы ничто не разбилось и не испортилось, не посылать своим родным ничего принадлежащего монастырю. Одной из его должностных обязанностей было ставить в церкви пять хлебов из числа тех, которые предназначались для еды за столом, сосуд с «очень хорошим вином» и какое‑то количество пшеницы и растительного масла, и в конце каждого дня священник благословлял все это после вечерни. Пшеницу, вино и масло (или по меньшей мере часть их) возвращали обратно в кучу или бочку, чтобы распространить благословение на всю массу продукта и, если будет угодно Богу, увеличить количество продовольствия или хотя бы сделать его полезным для всех. А благословенные хлебы были напоминанием о древних агапах, и монахи очень твердо верили в их целительную силу – считали такой освященный хлеб лекарством от многих болезней и верили, что в дни поста он способен заметно увеличить их силы для борьбы с усталостью, чтобы они могли выдерживать ночные службы.

Должность келаря была пожизненной, но, если монашеская община была многочисленной, он имел помощника, который назывался трапезничий или виночерпий и заведовал трапезной. Келарям малочисленных общин было рекомендовано постепенно обучать своим обязанностям одного из монахов, чтобы тот смог в случае необходимости заменить его и этим обеспечить порядок в общине.

Обязанности повара первоначально исполняли все монахи по очереди, но от этого обычая, несомненно, быстро отказались из‑за неопытности многих монахов в этом деле, и в первую очередь из‑за расходов, вызванных чередованием поваров. Во времена Феодора Студита должность повара так же, как сан игумена, давалась пожизненно.

Были и другие должности, относившиеся только к материальной стороне жизни монастыря; какие именно – зависело от числа монахов. Кроме лекаря и заведующего больницей, были привратник, портной, сапожник, фонарщик, булочник, посыльный. В более или менее крупных монастырях можно также было увидеть садовника, виноградаря или винодела, пахаря, плотника, кузнеца, ткача. Один монах имел поручение два раза в неделю подметать весь монастырь, другой ухаживал за вьючными животными. Были такие, которые присматривали за хранилищем одежд, за деньгами, за всеми нужными монахам инструментами. Был смотритель амбара, обязанный следить за входящими туда и выходящими оттуда и выдавать или принимать все в справедливом количестве, как сказано в Евангелии: «Какою мерою мерите, такою и вам отмерено будет».

Если монастырь имел подворья (то есть филиалы), именно эконому полагалось посещать их и наблюдать за работниками, в том числе наемными, которые там трудились. В пору жатвы и сбора винограда он должен был присылать туда монахов – не только для того, чтобы они подавали работникам пример в труде, но и для присмотра за собранным урожаем. Эконому были нужны свидетели, если в отсутствие игумена он пересчитывал стадо вместе с пастухом. Обо всех урожаях и скоте, а также обо всех предметах, сельскохозяйственных инструментах, продовольствии для работников и об остальных необходимых вещах он должен был давать настоятелю точный письменный отчет.

Одну из первых должностей после эконома занимал эпистемонарх, то есть надзиратель. Он должен был среди ночи будить к заутрене сначала катигумена, потом остальных монахов, крича им: «Благослови, отец!» После шестипсалмия и восьмого гимна он уходил из церкви и обходил все кельи, чтобы привести на службу тех монахов, которые продолжали спать из‑за лени или усталости. Так же он созывал всех к вечерне, а потом к повечерию и заставлял опоздавших читать всю службу полностью. В течение дня он должен был часто обходить монастырь, чтобы увидеть, не сидят ли какие‑нибудь монахи вместе без причины и без дела, обмениваясь праздными словами, не делают ли чего‑то противоречащего уставу. Он должен был делать этим монахам замечания милосердно и по‑братски. В Великий пост, когда служили заутреню, он во время чтения покидал свое место, трижды становился на колени перед бемой, подходил к каждому из братьев, будил тех, которые спали, и заставлял их три раза становиться на колени – один раз в центре церкви и еще по разу на каждых хорах и дальше быть внимательными. Одним словом, это был главный надзиратель монастыря. Можно обоснованно предположить, что в многолюдных общинах его обязанности делили между несколькими монахами. В студийском монастыре эта должность была несколько иной. Там эпистемонархи были блюстителями дисциплины, которым было поручено судить за легкие проступки самых молодых монахов и назначать им подходящую епитимью. Обязанности, которые обычно исполнял эпистемонарх, были разделены между несколькими эпистемонархами, надсмотрщиками и «будителями».

В церкви эпистемонарх стоял на левых хорах. На правых хорах напротив него стоял экклесиарх, чья должность была близка к должности пономаря: у него под началом были служка, присматривавший за лампами, и чтец; это он звонил в било, призывая монахов собраться на богослужение, а народ присоединиться к ним в соборной молитве. Он надзирал за всем, что имело отношение к церкви: священными сосудами, украшениями, богослужебными книгами, святыми иконами – и не должен был никому позволить унести что‑либо из храма. Раз в год, согласно канону, игумен устраивает осмотр всех богослужебных предметов и проверяет их наличие по описи, которая была вручена экклесиарху после его избрания.

Канонарх, то есть начальник хора, обычно избирался из числа чтецов. Это была очень трудная должность, потому что у греков читаемую книгу редко клали на пюпитр и еще реже пользовались записанными нотами. Чтобы восполнить этот недостаток, канонарх должен был петь для обоих хоров каноны, гимны и все остальное, что полагалось, фразу за фразой, петь не очень громко, но так, чтобы его могли услышать все. Он также указывал различными движениями пальцев (сдвигая, раздвигая или сгибая их), какие модуляции надо исполнить, сам начинал эти модуляции, дирижировал ими и поддерживал их, становясь то гармоничной лирой, то звучной трубой; он был живым смычком, безупречным инструментом, мелодичным органом (эти сравнения есть у Феодора Студита). Ему поручали хранить книги, по которым исполнялись песнопения, он же должен был, когда кто‑то из монахов должен был читать текст во время богослужения или петь какой‑нибудь антифон, сообщить им об этом назначении.

Надзиратель следил за тем, чтобы монашеская дисциплина соблюдалась точно и во всем. И ночью, и днем, и в полдень он следил, чтобы молодые монахи никогда не находились вместе, чтобы никто из братьев не собирался группой отдельно от остальных, чтобы дисциплина в монастыре не слабела, чтобы там не было ни греховных поступков, ни развязного смеха, ни ссор, ни нарушений порядка. Обо всем, что происходило, он давал точный и подробный отчет настоятелю.

Таксиарх был кем‑то вроде церемониймейстера. Он устанавливал последовательность и порядок проведения обрядов, исполняемых в церкви или в случае, когда монастырь принимал гостя, значительного по положению в обществе или занимавшего высокую должность. Он указывал каждому монаху его ранг и роль, следил, чтобы их одежда и походка были безупречными. Будители в больших монастырях исполняли часть функций эпистемонарха: днем и ночью они должны были обходить кельи и звать в церковь каждого монаха; это было утомительное и достойное поручение.

Иногда внутри монастыря были носители и тех должностей, обязанности по которым выполнялись главным образом вне монастырской территории (об этих должностях мы вновь поговорим дальше). Это должности скевофилакса, то есть хранителя священных сосудов и богослужебных украшений; хартофилакса, то есть хранителя архива (этот монах обычно был дьяконом и имел под началом нескольких хартулариев, то есть письмоводителей, которым поручали подписывать или хранить документы; симелиарха, то есть хранителя церковной казны; нотариуса и кувуклисия, иначе кубикулария. Нет сомнения, что в небольших монастырях несколько должностей из этого списка мог совмещать один монах, а в крупных, наоборот, одну должность давали нескольким монахам, если обязанностей было слишком много для одного. В любом таком случае первым из нескольких монахов, деливших между собой одну должность или одно занятие, того, чье имя было написано первым на восковых табличках в списке, который вел таксиарх или тот, кто исполнял аналогичные обязанности, называли примикирий. Это слово часто использовали перед названием должности для обозначения первого из нескольких исполнявших ее и говорили: примикирий чтецов или главный чтец, примикирий хранилища одежд или протовестиарий, но чаще говорили протоэпистемонарх, прото, то есть старший, садовник, рыбак или сапожник.

Если должность исполнялась в течение всего одной недели, ее исполнителя называли гебдомадарий. Тот, кто надзирал за выполнением всех работ в течение недели, назывался архигебдомадарий.

Но монахи или дьяконы, исполнявшие все эти обязанности, начиная с эконома и ниже, зависели от игумена, не могли ничего сделать, не узнав его мнение об этом, должны были давать ему точный отчет о том, как исполняли свои обязанности, и смиренно принимать от него похвалу или упрек. Этот контроль со стороны игумена был оправдан: он хорошо сдерживал сменявшихся каждый год носителей второстепенных должностей, напоминая им об их ответственности. Именно с помощью этого контроля настоятель надзирал за духовной жизнью братии, руководил этой духовной жизнью и, что было важней всего, обеспечивал монастырю то единство управления, без которого не бывает ни покоя, ни согласия, ни совместной жизни.

 

Глава 3


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.