ХАДИС 31 Решимость и воздаяние. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

ХАДИС 31 Решимость и воздаяние.

2022-11-14 21
ХАДИС 31 Решимость и воздаяние. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Того, кто будет стремиться к воздержанию, Аллах сделает воздержанным, того, кто будет обходиться (тем, что имеет), Аллах обогатит *, а того, кто будет стараться проявлять терпение, Аллах сделает терпеливым, и никто ещё не получал дара, более хорошего и щедрого, чем терпение». Аль-Бухари и Муслим.

 

*[То есть сделает так, что этот человек не будет испытывать нужды ни в ком и ни в чём].

 

Данный хадис состоит из четырёх многозначных и полезных фраз.

 

Первую составляют собой слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Того, кто будет стремиться к воздержанию, Аллах сделает воздержанным…».

 

Вторая состоит из слов пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «…того, кто будет обходиться (тем, что имеет), Аллах обогатит…».

 

Две вышеупомянутые фразы тесно связаны между собой по смыслу. Суть их состоит в том, что совершенство раба проявляется в его преданности Аллаху, которую он должен хранить по собственной воле и из страха, а также в поддержании рабом Аллаха связи только с Ним и свободе его от зависимости от людей. Человеку необходимо стремиться к подобному совершенству, используя для осуществления этого все средства, чтобы он стал настоящим рабом Аллаха и перестал быть рабом людей. Этого можно добиться с помощью борьбы с собственной душой ради достижения двух целей.

 

Первой из них является отказ от зависимости от людей, что подразумевает воздержание от принадлежащего людям, когда человек не просит у них этого ни прямо, ни косвенно. [Например, всем своим видом показывая другому, что он нуждается, или жалуясь в его присутствии на свои трудности, и т.д.]. Именно поэтому посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) и сказал Умару, да будет доволен им Аллах: «Возьми это. Если достаётся тебе что-нибудь из этого имущества, (завладеть) которым ты не стремишься и которого не просишь, бери его, что же касается всего прочего, то не подчиняй этому свою душу». Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ан-Наса’и и ад-Дарими.

 

Таким образом, действенным средством, помогающим прийти к воздержанности, является отказ от устремлений сердца и просьб, когда человек старается проявлять воздержанность и считает, что надежда на милости людей и привязанность к ним сердца ниже его достоинства.

Высшим проявлением этого становится борьба с собственной душой ради достижения второй из вышеупомянутых целей, а именно – способности обходиться лишь тем, что даёт Аллах, и убеждённости в том, что вполне достаточно полагаться на Аллаха. И действительно, тому, кто уповает на Аллаха, бывает этого достаточно, но это и является желанной целью.

 

Если же говорить о первой цели, то она служит лишь средством достижения второй. Старание человека воздерживаться от всего того, что принадлежит другим, и что он может получить от них, обязательно укрепляет его связь с Аллахом, его надежду на Всевышнего и его стремление к благодеяниям и милостям Аллаха, и он начинает хорошо думать о своём Господе и доверять Ему. Что же касается Аллаха Всевышнего, то по отношению к Своему рабу Он будет таким, каким тот будет представлять себе Его, и если представления раба будут благими, то он получит благое, если же представления его об Аллахе будут иными, то он и получит иное. Каждое из рассмотренных нами дел питает и укрепляет собой другое, а поэтому чем больше укрепляется связь раба с Аллахом, тем слабее становится его связь с людьми, и наоборот.

 

Сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) обращался к Аллаху Всевышнему с нижеследующей мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, благочестии, воздержанности и богатстве». Муслим. [Это хадис, передаётся со слов Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах].

 

В этих словах посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) объединил всё благое, так как под “руководством” здесь имеется в виду полезное знание, а под “благочестием” – праведные дела и отказ от всего запретного, в чём и заключается смысл понятия благочестия в религии.

 

Высшим проявлением подобного благочестия становится благочестие сердца, его спокойствие, достигающееся благодаря воздержанию от обращений с просьбами к людям, и отсутствие потребности в чём бы то ни было, кроме Аллаха. Истинно богат лишь тот, кто не нуждается ни в чём, кроме Аллаха, даже если достаётся такому человеку немногое, а обилием имущества богатство не определяется. Богатством следует считать только богатство сердца, и лишь благодаря воздержанности и такому богатству раб Аллаха может прийти к благой жизни, благополучию в этом мире и удовлетворённости тем, что даровал ему Аллах.

 

Далее посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…а того, кто будет стараться проявлять терпение, Аллах сделает терпеливым…», после чего упомянул о том, что если Аллах наделяет Своего раба терпением, это становится самым лучшим, щедрым и великим даром и помощью во всех делах раба.

 

Аллах Всевышний сказал: «Обращайтесь за помощью к терпению и молитве». “Корова”, 45.

 

Здесь имеется в виду, что за помощью к этому следует обращаться во всех делах.

 

Если говорить о терпении, то для выработки его, как и для выработки любых иных достойных нравственных качеств, необходимо бороться с собственной душой и приучать её к этому. Вот почему посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…кто будет стараться проявлять терпение…» Здесь “проявлять терпение” значит бороться с собственной душой в стремлении обрести его. Затем пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…Аллах сделает терпеливым». Это значит, что Он поможет человеку. Терпение и в самом деле является величайшим из всех даров, ибо оно имеет отношение ко всем благим делам и достойным качествам раба Аллаха, который нуждается в терпении в любых обстоятельствах.

Так, терпение необходимо ему для того, чтобы повиноваться Аллаху и исполнять свои религиозные обязанности, и для того, чтобы отказываться от ослушания ради Аллаха, и для того, чтобы не роптать, когда предопределённое Аллахом причиняет ему боль. Но ещё более необходимо проявлять терпение в тех случаях, когда Аллах оказывает человеку Свои благодеяния и он получает то, что любит его душа, чтобы не позволять ей предаваться достойной порицания радости, а вместо этого обращаться к Аллаху со словами благодарности.

 

Таким образом, человек нуждается в терпении всегда, и только благодаря терпению он может достичь успеха. Вот почему, упоминая о тех, кто окажется в раю, Аллах Всевышний сказал: «...райские сады, куда войдут они вместе с праведными из числа своих отцов, жён и детей. И войдут к ним ангелы через все врата (со словами): “Мир вам за то, что вы были терпеливы!” И прекрасно воздаяние этой обителью!» “Гром”, 23 –24.

 

И Аллах Всевышний также сказал: «Такие получат в награду наивысшее место (в раю) за то, что они проявляли терпение...». “Различение”, 75.

 

Из этого ясно, что они войдут в рай, познают его блаженство и займут в раю высокое положение благодаря терпению. Однако это не значит, что раб не должен молить Аллаха об избавлении от испытаний, исход которых ему неизвестен. Просто, если он столкнётся с чем-либо подобным, ему надо будет проявлять терпение; что же касается стремления к избавлению от всевозможных испытаний и бедствий, то оно является естественным и само собой разумеющимся, но если человека постигнет какое-нибудь несчастье, необходимо проявлять терпение, а за помощью следует обращаться к Аллаху.

 

В Своей Книге и через Своего посланника (салла Ллаху `алейхи уа салам) Аллах пообещал терпеливым высокое положение и огромную награду. Он пообещал, что будет помогать им во всех делах, что будет проявлять о них заботу, содействовать им и направлять их, что Он будет любить их и укреплять их сердца и стопы, что Он дарует им спокойствие, облегчит для них исполнение их религиозных обязанностей и убережёт их от ослушания и что по милости Своей Он ниспошлёт им Свои благословения, проявит Своё милосердие, первым обратится к ним в часы испытаний и бедствий и возвысит их до высших пределов в обоих мирах.

 

И Он обещал им оказать Свою поддержку, облегчить им путь к легчайшему и избавить их от затруднений, и Он обещал им счастье и успех, и Он обещал им награду без счёта, и обещал им, что уже в этом мире Он даст им взамен больше того, что заберёт у них, и что награда за все перенесённые ими невзгоды будет огромной.

 

Таким образом, начало этого будет трудным, а завершение – лёгким и благоприятным, о чём поэт сказал так:

Проявляя терпение, ты ощущаешь горечь,

но плоды терпения будут слаще мёда.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.