ХАДИС 32 Воздействие милостыни, прощения и смирения. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ХАДИС 32 Воздействие милостыни, прощения и смирения.

2022-11-14 31
ХАДИС 32 Воздействие милостыни, прощения и смирения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Милостыня (никак) не уменьшает богатства[ 1 ]; Аллах не добавит (Своему) рабу (, прощающему других,) ничего, кроме славы[ 2 ], а любого (из тех), кто проявляет смирение ради Аллаха, Аллах неизменно возвышает». Муслим.

 

1 [Это значит, что человек, оказывающий помощь неимущим, получит благословение свыше и его затраты будут так или иначе компенсированы уже в этой жизни, или же, что за это он получит награду Аллаха в мире вечном].

 

2 [Речь идёт либо о том, что благодаря этому человек приобретёт добрую славу и уважение среди людей, либо о том, что в мире вечном он займёт более высокое положение].

 

В этом хадисе говорится о пользе милостыни, прощения и смирения и разъясняется, какие плоды всё это приносит в мире дольнем и в мире вечном. Таким образом, ясно, что представления о том, что милостыня уменьшает богатство и что прощение несовместимо с достоинством, а смирение – с возвышением, являются ошибочными и ложными.

 

Милостыня не уменьшает богатства, поскольку если даже допустить, что она уменьшает его, с одной стороны, то не надо забывать, что она увеличивает его – с другой, ведь милостыня привлекает благословение на достояние человека, отвращает от него всевозможные бедствия, способствует его росту и открывает перед теми, кто подаёт её, такие возможности для получения дополнительного удела, которые остаются недоступными для всех прочих, так разве может сравниться незначительное уменьшение богатства со столь великими плодами?

 

Милостыня, подаваемая ради Аллаха, ни в коей мере не уменьшает богатства, на что указывают не только слова посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) но и общеизвестные факты, а кроме того, для подающего её Аллах уготовил огромную награду, благо и возвышение.

 

Что же касается прощения поступков людей, причиняющих другим зло своими словами и делами, то не следует думать, что такое прощение унижает прощающего. Наоборот, способность прощать указывает на то, что прощающему оказана честь, ибо возвышение пред Аллахом и людьми прощающего, который обладает большей силой, чем его соперники и враги, является честью.

 

Хорошо известно, что люди воздают благом и испытывают чувство благодарности по отношению к человеку, способному прощать, его враги становятся его друзьями, а другие изменяют своё отношение к нему и помогают ему словом и делом в борьбе против его соперников. Что же касается Аллаха, то Он поступает с человеком так же, как поступает сам человек, а поэтому Аллах прощает того, кто и сам прощает рабов Аллаха. То же самое относится и к тому, кто проявляет смирение пред Аллахом и Его рабами, ибо Он возвышает такого человека, о чём Аллах Всевышний сказал так: «Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание, и Аллаху ведомо о том, что вы творите». “Препирательство”, 11.

 

Смирение становится одним из важнейших результатов знания и веры, поскольку оно предполагает собой полное подчинение истине и повиновение велениям Аллаха и Его посланника. Это подразумевает не только выполнение велений и удаление от запретного, но и проявление смирения по отношению к рабам Аллаха а также уделение должного внимания малым и старым, знатным и незнатным. Противоположностью смирения является высокомерие, выражающееся в несоблюдении прав других и презрении к людям.

 

Три качества, о которых упоминается в данном хадисе, являются предпосылками к обретению качеств чистосердечных*, поскольку дающий милостыню проявляет чистосердечие в том, что имеет отношение к его богатству, и помогает удовлетворять потребности нуждающихся; прощающий дурные поступки людей проявляет своё чистосердечие по-своему, а чистосердечие смиряющегося и кроткого проявляется в том, что он придерживается благонравия в отношениях со всеми людьми. Такие люди придерживались чистосердечия и благонравия в отношениях со всеми, за что Аллах возвысил их, и они заняли достойнейшее место среди Его рабов, но помимо этого их ждёт ещё и награда, уготован им Аллахом.

 

*[“Мухсинуна”. Это слово образовано от глагола “ахсана” – “делать добро; оказывать благодеяния”. Другим производным от этого же глагола является слово “ихсан” (“чистосердечие; искренность”), понятие, противопоставляемое совершению благих дел напоказ другим (“рий’а”). В известном хадисе, передаваемом со слов Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Суть искренности (ихсан) в том, чтобы поклоняться Господу так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, (то, помня о том, что) Он видит тебя»].

 

Слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «…а если кто-нибудь проявит смирение ради Аллаха…». Указывают на необходимость придерживаться добрых намерений и искренности смирения перед Аллахом, поскольку подчас многие люди проявляют смирение перед богатыми и влиятельными людьми ради достижения своих мирских целей или делают то же самое напоказ людям, чтобы прославиться, но всё это будет тщетным.

 

Смирение может принести пользу рабу лишь в том случае, если оно проявляется ради Аллаха, с целью приближения к Нему и в стремлении к Его награде, а также тогда, когда оно становится следствием проявления чистосердечия по отношению к людям. Высшим же проявлением чистосердечия и его духом является не что иное, как искренность по отношению к Аллаху.

 

 

ХАДИС 33 Награда за пост.

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал:

«Каждое благое дело сына Адама будет увеличено (по меньшей мере) в десять раз* (, а иные станут больше) в семьсот раз. Аллах Всевышний сказал: “За исключением поста, ибо, поистине, он (совершается) для Меня, и Я воздам за него, (ибо человек) отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей еды ради Меня”. Постящийся порадуется дважды: один раз при разговении, а второй – когда встретит своего Господа. Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса». Муслим.

 

*[Имеется в виду, что за совершение каждого доброго дела человеку запишется по меньшей мере десять дел, за каждое из которых он получит соответствующую награду Аллаха].

 

В другой версии этого хадиса сказано также: «…а пост послужит прикрытием [То есть защитой от пламени ада], и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть не сквернословит и не повышает голоса, а если кто-то станет ругать его или нападать на него, пусть скажет: “Поистине, я – человек, соблюдающий пост!”». [Этот хадис в несколько ином виде приводят аль-Бухари и Муслим].

 

Важность этого хадиса весьма велика. Сначала пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) упоминает обо всех благих делах вообще, а потом особо выделяет пост, указывая на его достоинства и особенности, а также на то, какая награда ждёт постящегося в мире этом и в мире вечном. Кроме того, он разъясняет, в чём состоит суть поста и чего следует придерживаться соблюдающему пост, и обо всём этом говорится в данном хадисе.

 

Здесь разъясняется общий принцип, суть которого состоит в том, что все праведные явные и тайные слова и дела независимо от того, совершаются ли они с целью соблюдения прав Аллаха или соблюдения прав Его рабов, будут приумножены по меньшей мере в десять раз, а некоторые увеличатся в семьсот раз и намного более того.

 

Эти слова представляют собой одно из важнейших указаний на то, сколь велики милости и благодеяния Аллаха, которые Он оказывает Своим верующим рабам, ведь за каждый грех и за каждое проявление ослушания человеку записывается один грех, а прощение Аллаха Всевышнего покрывает собой все грехи.

 

Что же касается каждого доброго дела, то воздаяние за него будет по меньшей мере десятикратным, но может увеличиться в ещё большей степени, чему способствует целый ряд факторов.

 

К числу их относится сила веры и степень искренности человека, совершающего то или иное доброе дело, и чем сильнее будет его вера и больше искренность, тем больше окажется награда.

К числу их относится также и степень важности совершаемых дел, примером чего могут служить расходы на распространение и приобретение знания или на осуществление того, что имеет отношение к религии и делается в общих интересах. [Здесь имеются в виду, например, расходы на строительство мечетей или выделение средств на всевозможные общественно полезные дела – прокладку дорог, сооружение каналов, помощь бедным и т.д.].

 

Увеличивается награда и за такое дело, которое привело к особенно благоприятным результатам и в ходе осуществления которого пришлось приложить особенно много усилий для преодоления собственных страстей. О подобных делах упоминается в том хадисе, где приводится рассказ пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) о трёх людях, оказавшихся в пещере*, а также и во многих других хадисах.

 

*[В этом хадисе, передаваемом со слов Абдуллаха Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, и приводимом аль-Бухари и Муслимом, рассказывается о том, как выход из пещеры, где находилось трое путников, оказался заваленным обломком скалы, после чего они стали взывать к Аллаху с мольбами об освобождении в качестве награды за дела, совершённые ими прежде ради Аллаха].

 

То же самое относится и к такому делу, которое влечёт за собой другие дела, когда люди начинают поступать таким же образом или принимают в нём непосредственное участие, а также к таким делам, совершение которых было обусловлено крайней необходимостью, или было связаное с активной благотворительной деятельностью, или было совершено в особое время или в особом месте*, или же, наконец, если оно по тем или иным причинам заслуживает особой награды Аллаха.

 

*[Например, если что-то благое было сделано в ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев, или если это было сделано в каком-либо святом месте и т.д.].

 

Действие вышеупомянутых факторов, способствующих увеличению награды, распространяется на все благие дела.

 

Единственное исключение делается в этом хадисе для поста, так как в дополнение к сказанному пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) указывает, что награда за пост исчисляется не так, как во всех иных случаях, то есть не путём умножения, а будет зависеть только от милости и щедрости Аллаха, что невозможно ни выразить, ни описать, и это значит, что Аллах вознаградит постившихся тем, чего не видели глаза, о чём не слышали уши и что даже не приходило на сердце никому из людей.

 

Кроме того, в этом хадисе содержится указание на то, почему именно пост был выделен среди всех прочих дел.

 

Причина заключается в том, что постящийся отказывается от всего того, любовь к чему для его души является естественной и без чего она обойтись не в состоянии, и отдаёт предпочтение чему-то иному. Он предпочитает всему вышеупомянутому любовь к своему Господу и отказывается от этого ради Аллаха, о чём не знает никто, кроме Аллаха. Таким образом, его любовь к Аллаху выходит на первое место и подчиняет себе все привязанности его души, а сам он прежде всего стремится к снисканию благоволения Аллаха и Его награде, а уже потом думает об осуществлении устремлений своей души. Вот почему Аллах заявил о том, что Сам наградит того, кто будет соблюдать пост. [Имеется в виду, что за любое иное дело человеку будет записываться от десяти до семисот добрых дел, а за соблюдение поста Аллах обещал намного более щедрую награду].

 

Так что же ты думаешь о том, какой окажется награда и воздаяние, гарантированные тем Милостивым, Милосердным и Щедрым, дары Которого уже излились на всё сущее и Который предназначил для Своих праведных рабов нечто ещё большее и совершенное, проявив по отношению к ним особую доброту и предоставив им возможности и средства для достижения того, что невозможно даже вообразить? И что ты думаешь о том, что сделает Аллах с теми, кто постился только ради Него?

 

Сердце готово улететь от радости при одной мысли о том, что Аллах связал награду и воздаяние за это только со Своими милостями и благодеяниями, которые Он оказывает, кому пожелает, ведь Аллах – Обладатель великой милости!

 

Этот хадис служит указанием на то, что совершенным является такой пост, соблюдая который человек отказывается от двух вещей: во-первых, от еды, питья, половых сношений и всего того, что сопутствует этому и приводит к нарушению поста, а во-вторых, от таких дел, которые уменьшают достоинство поста. Последнее означает, что постящийся не должен сквернословить и повышать голос, как не должен он ни делать, ни произносить ничего запретного, избегая любых прегрешений и любых ссор и распрей, которые порождают ненависть между людьми. Вот почему посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…пусть не сквернословит…» Это значит, что постящемуся не следует произносить ничего непристойного. И пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) также сказал: «…и не повышает голоса…» То есть пусть не говорит ничего такого, что может привести к искушениям и спорам.

 

И с этим перекликаются другие слова посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) который сказал: «Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаху не нужно будет*, чтобы он отказывался от своей еды и питья!» Аль-Бухари. [Это хадис передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах].

 

*[Поскольку Аллах не нуждается ни в чём, эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду, что в подобном случае Аллах не примет пост человека].

 

Если человек выполнит оба этих необходимых условия, то есть не будет нарушать пост и откажется от совершения всего запретного, он сполна получит награду, причитающуюся постящимся, а тот, кто не сделает этого, пусть пеняет только на самого себя.

 

Далее пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) даёт свои наставления постящемуся, указывая, что если кто-нибудь захочет затеять с ним ссору или станет поносить его, то ему надо будет сказать: «Поистине, я пощусь!»

Имеется в виду, что в эти слова он должен вложить следующий смысл: “Знай, что я могу ответить тебе тем же, но я пощусь, не хочу нарушать совершенство своего поста и следую велению Аллаха и Его посланника! Знай также, что пост призывает меня к отказу от противостояния и побуждает меня хранить терпение, и то, как поступаю я, лучше и выше того, что делаешь ты, о затевающий ссору!”.

 

И в этом хадисе говорится также о необходимости уделения должного внимания как посту, так и всем остальным религиозным делам, о необходимости доводить их до конца и избегать всего того, что уменьшает их достоинство, о необходимости помнить о том, без чего их осуществление станет невозможным, и что следует сделать в случае обнаружения того, что может им повредить.

 

Слова посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) «…пост послужит прикрытием…» означают, что благодаря этому раб сможет уберечься от грехов в мире этом, приучить себя к благому и защититься от мучений в мире вечном.

 

Это и является одним из наиболее веских оснований, позволяющих говорить о полезности поста, ведь Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост подобно тому, как был он предписан тем, кто жил до вас, чтобы стали вы богобоязненными…» “Корова”, 183.

 

Тот факт, что пост служит щитом и приводит к богобоязненности, объясняется целым рядом причин, которые подробно разбирались, когда речь шла о смысле поста и его пользе, ведь пост либо полностью препятствует совершению запретного, либо в значительной степени уберегает от этого, и он побуждает человека к исполнению многих религиозных обязанностей.

 

Кроме того, посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…постящийся порадуется дважды: один раз при разговении, а второй – когда встретит своего Господа».

 

Здесь имеются в виду две награды: награда в мире этом и в мире вечном.

Награду в мире этом постящийся получит при разговении, ибо он порадуется милости, оказанной ему Аллахом за завершение поста, как порадуется и тому, что сможет удовлетворить свои желания, чего он не мог делать в течение целого дня.

 

Что же касается награды в мире вечном, то ею станет радость, которую постящийся ощутит при встрече со своим Господом, когда увидит проявление Его благоволения и убедится в Его щедрости. Награда в мире этом станет подобием награды в мире вечном, а Аллах Всемогущий и Великий дарует ему и то, и другое.

 

В этом хадисе указывается также и на то, что, когда приближается момент разговения и постящийся получает возможность порадоваться ему, это становится для него возмещением за те трудности, которые он претерпел в течение дня, подавляя свои желания, придаёт ему новые силы и побуждает к совершению благого и в дальнейшем.

 

Кроме того, посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса…».

 

Здесь имеется в виду запах, появляющийся во рту человека, желудок которого остаётся пустым. Несмотря на то что этот запах и неприятен другим людям, не печалься из-за этого, о постящийся, ведь, поистине, для Аллаха он приятнее благоухания мускуса, так как возникновение этого запаха является следствием поклонения и стремления приблизиться к Аллаху Всевышнему, но всё трудное и неприятное, что является следствием поклонения, Аллах любит, а всё, что любит Аллах должно быть для верующего на первом месте.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.