ХАДИС 36 Запрет на торговые сделки, связанные с опасностью (гарар). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ХАДИС 36 Запрет на торговые сделки, связанные с опасностью (гарар).

2022-11-14 38
ХАДИС 36 Запрет на торговые сделки, связанные с опасностью (гарар). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) запретил торговые сделки, осуществляемые с помощью бросания камешков, и торговые сделки, связанные с опасностью”. Муслим.

 

В данном хадисе речь идёт о любой торговой сделке, если дело касается не имеющегося в наличии или неизвестного товара, что связано с риском для покупателя. На это, а именно – на торговые сделки такого рода, распространяется действие установлений, касающихся азартных игр, к числу которых относятся все виды споров и закладов, кроме тех случаев, когда об заклад бьются на скачках лошадей и верблюдов, а также во время соревнований по стрельбе из лука.

 

Торговыми сделками такого рода являются сделки, заключающие в себе опасность (гарар) того, что приобретённый товар окажется недоступным, например, когда приобретается сбежавший или украденный у кого-нибудь раб, захваченное силой имущество, то, что человек не может получить, или чужие долги, особенно в тех случаях, когда должники тянут с уплатой или находятся в затруднительном положении.

 

То же самое относится и к таким торговым сделкам, предмет которых неизвестен или в результате которых человек может приобрести не то, чего он ожидал. Примером может быть продажа находящегося в доме имущества, или хранящегося в лавке товара, или чего бы то ни было, находящегося в любом месте, когда покупатель не знает, о чём именно идёт речь. То же самое относится и к торговым сделкам, осуществляемым путём бросания камешков, ибо и они связаны с опасностью. Здесь в пример можно привести такой случай, когда продавец говорит: “Брось камешек, и тот товар (или же та вещь), в который он попадёт, достанется тебе за столько-то”, или же когда он говорит: “Брось камешек, и всё пространство от этого места и до того, где он упадёт, будет твоей собственностью (или: ты будешь иметь на это право)”. [Сделки такого рода были распространённым явлением в доисламской Аравии].

 

То же самое касается и таких случаев, когда речь идёт о торговой сделке, при заключении которой товар только ощупывается*, или сделки, заключаемой путем бросания камешков, или о продаже ещё не родившегося приплода животных, а также иных подобных сделках, ибо все они явно относятся к числу сделок, связанных с опасностью.

 

*[Речь идёт о таких сделках, когда невозможно рассмотреть товар должным образом, чтобы убедиться в его качестве и состоянии].

 

Шариат запрещает сделки такого рода по той причине, что они являются рискованными и могут привести к возникновению вражды, так как не исключено, что один из заключающих такую сделку обманет другого и тем самым причинит ему ущерб.

 

В связи с этим улемы указывали, что необходимыми условиями всякой торговой сделки должны быть знание о товаре и знание о его цене.

 

Ещё одним условием торговой сделки они называли дееспособность заключащего её человека, который должен быть совершеннолетним и разумным человеком, поскольку в противном случае, это неизбежно приведёт к обману и нанесёт человеку ущерб, что также имеет отношение к опасности (гарар).

 

Ещё одним условием они называли знание о сроке в том случае, когда оговаривается, что все деньги за товар (или часть их) будут выплачены позже, или в том случае, когда по условиям сделки поставка товара должна осуществиться не сразу, а через определённое время.

 

Кроме того, подобные сделки являются запретными и в том случае, когда они заключаются и по взаимному согласию, так как скорее всего один из её участников введёт другого в заблуждение или обманет его в том, что будет иметь отношение к условиям договора, виду или каким-нибудь качествам товара.

 

Все виды мошенничества также относятся к сделкам, связанным с опасностью, что же касается способов, применяемых мошенниками, то перечислить их невозможно, а людям они хорошо известны.

 

В основе своей каждая торговая сделка, связанная с опасностью, сводится к продаже того, что на момент сделки отсутствует, например продаже неродившегося или недостигшего оговоренного возраста приплода скота, или продаже чего-то недоступного, например беглого раба, или же, наконец, продаже такого товара, о роде или свойствах которого абсолютно ничего неизвестно.

 

 

ХАДИС 37 Виды примирения.

 

Сообщается, что Амр бин ‘Ауф аль-Музанни, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Примирение между мусульманами допускается, если только дело не касается такого примирения, по условиям которого запретное объявляется дозволенным, а дозволенное – запретным, и мусульмане могут выдвигать любые условия, кроме тех, которые объявляют запретным дозволенное или объявляют дозволенным запретное». [Этот хадис ат-Тирмизи приводит полностью, а Ибн Маджа – с некоторыми сокращениями].

 

В этом благородном хадисе посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) говорит как о всевозможных видах примирения, так и о действительных и недействительных его условиях, и это имеет отношение к такому количеству различных видов знания, что перечислить их или наметить какие-то границы просто невозможно.

 

Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил, что за основу подхода к примирению (или же достижению соглашения по тому или иному вопросу) следует брать то, что примирение является допустимым, и в нём нет ничего дурного, если только условия его не требуют запрещения дозволенного или разрешения запретного. Эти слова касаются всех случаев, иначе говоря, действие их распространяется на все виды примирения. Примирение является благом, поскольку приводит к прекращению раздоров и способствует поддержанию чистоты сердец и очищению совести.

 

К этому имеют отношение случаи достижения примирения по имущественным вопросам, когда человек признаёт свой долг, после чего договаривается с покупателем об этом, отдавая часть долга или приходя к согласию с ним каким-нибудь иным образом.

 

Что же касается примирения в случае непризнания, то здесь имеются в виду такие случаи, когда один человек заявляет, что ему что-то должны или что ему что-то принадлежит, а другой это отрицает, но потом они приходят к примирению, договариваясь о том, что один из них отдаст что-либо другому или признает свой долг, или приходя к взаимовыгодному соглашению, или договариваясь о прощении долга, или находя какое-нибудь иное решение. Всё это делать разрешается.

 

То же самое относится и к достижению примирения в тех случаях, когда неизвестно, кому именно принадлежат те или иные права. Примером может служить такое положение, когда по прошествии долгого времени поддержания деловых отношений между двумя людьми оказывается неясным, принадлежит ли право на что-либо одному из них или обоим сразу, или же оказывается неясным, какой частью имущества имеет право распоряжаться человек, и партнёры приходят к примирению, договариваясь между собой по данному спорному вопросу и стремясь решить дело по справедливости.

 

Наилучшим решением в подобных случаях будет взаимный отказ от любых претензий по отношению друг к другу или временное совместное управление ими наследством, вакфом или иным видом имущества, имеющем отношение к долгам или какой-нибудь собственности, после чего им следует прийти к примирению друг с другом, найдя такое решение, которое, по мнению обоих, является наиболее справедливым и правильным.

 

К этому же имеет отношение и примирение между супругами после споров о правах, которыми обладают оба супруга, например в тех случаях, когда дело касалось или касается расходов, одежды, жилища и прочих вещей.

 

И если в подобном случае положение потребует, чтобы один из них не слишком настаивал на соблюдении части своих прав ради сохранения остального, или ради сохранения брака, или ввиду того, что это уже не приносит никакой пользы, или по каким-нибудь иным причинам, и человек пойдёт на это, будет хорошо, так как о подобных случаях Аллах Всевышний сказал: «…не будет на них греха, если они примирятся друг с другом (, ведь) примирение лучше». “Женщины”, 128.

 

То же самое относится и к тем случаям, когда речь идёт о примирении при разборе судебных дел о воздаянии равным* за убийство или нанесение увечья, когда стороны договариваются о замене его выплатой определённой суммы денег или иной компенсацией или когда судья старается примирить тяжущиеся стороны, исходя из сложившейся ситуации и стараясь соблюсти интересы обеих сторон.

 

*[“Кисас” – отмщение; разряд наказаний за убийство, увечье или нанесение иных телесных повреждений].

 

Ко всем вышеупомянутым случаям имеют отношение слова посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) который сказал: «Примирение между мусульманами допускается».

 

Однако если соглашение о примирении предполагает объявление запретным дозволенное или разрешение запретного, то, в соответствии с указаниями, которые содержит в себе хадис, часть которого была цитирована нами выше, оно становится недействительным. Таковыми являются соглашения о примирении, в соответствии с которыми предполагается обращение в рабство свободных людей, или разрешение заключения запретного брака*, или притеснение других людей.

 

*[Например, когда, вопреки установлениям шариата, кади заключает между бывшими супругами брак после тройного развода].

 

Именно поэтому Аллах Всевышний говорит в связи с этим следующее: «…примирите их между собой по справедливости и будьте беспристрастными. Поистине, Аллах любит беспристрастных!» “Комнаты”, 9.

 

Если речь идёт о вынужденном примирении, когда человек не желает этого, например, когда дело касается женщины, которую намеренно притесняет её муж, чтобы избавиться от неё, или когда примирение достигается за счёт третьего лица без его разрешения, такое примирение является запретным и неправильным.

 

В этом хадисе посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщает о том, что мусульмане вправе выдвигать свои условия, если только они не подразумевают разрешение запретного или запрещение дозволенного. Это является великой основой, поскольку условия представляют собой не что иное, как требования, предъявляемые одной из договаривающихся сторон другой стороне и соответствующие её интересам, что является допустимым и становится обязательным, если другая сторона соглашается с выдвинутыми требованиями и признаёт их справедливость.

 

Так, покупатель вправе выдвинуть условие о соответствии приобретаемого товара определённым требованиям. Например, он может указать, что ему нужен иноходец, или дойное животное, или сокол, пригодный для охоты, и так далее.

 

Покупатель может выдвинуть условие, в соответствие с которым деньги за купленный товар (или часть их) будут выплачены в течение определённого срока. Что же касается продавца, то он может выдвинуть условие, в соответствии с которым он получает право использования проданного товара в течение определённого срока. На таких условиях Джабир бин Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, продал своего верблюда пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) условившись с ним, что он будет пользоваться этим верблюдом до возвращенияия в Медину. [Об этом сообщается в одном из хадисов, который приводит аль-Бухари].

 

Точно так же можно выдвигать условия о проживании в доме, или пользовании лавкой, или использовании сосуда или чего-нибудь иного в течение известного срока.

 

Действительными и необходимыми являются условия, касающиеся залога, гарантий и поручительства.

 

То же самое касается и условий, выдвигаемых партнёрами и имеющих отношение к совместному пользованию одним и тем же имуществом: все они являются действительными за исключением тех, которые объявляют дозволенным запретное и наоборот, и тех, которые имеют отношение к приобретению неизвестного товара или сделкам, связанным с опасностью (гарар).

То же самое касается и условий, выдвигаемых завещателями своего имущества или денежных средств для использования их в качестве вакфа[неотчуждаемое имущество, завещанное на благотворительные цели] или завещающими свои средства в пользу определённых лиц: все они являются действительными, если в них нет ничего запретного.

 

И, наконец, то же самое касается и условий, которые могут ставить друг другу супруги, например, когда жена выдвигает условие относительно дома, или страны проживания, или определённых расходов, или чего-нибудь в том же роде, и эти условия более всех прочих заслуживают того, чтобы их выполняли.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.