Злоба, как нечистота совести, или о болезненных состояниях совести грешников — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Злоба, как нечистота совести, или о болезненных состояниях совести грешников

2022-11-14 31
Злоба, как нечистота совести, или о болезненных состояниях совести грешников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В теме о праведных реакциях, было сказано, что одним из значений слова «незлобие» является чистая совесть, которая делает человека невинным во зле. Поэтому теперь скажем несколько слов о состояниях совести у нас, грешных, и о познании себя. Этот вопрос позволит нам помнить, что не всегда наши представления о себе и своих действиях бывают правдивыми. Самообман происходит по нескольким причинам: хотя мы и знаем что-то о таких понятиях как грех, страсти, зло и заповеди, но они не глубоки и неполны, а также наша совесть может болеть, и не показывать наш грех и страсти. Сейчас мы скажем о состоянии совести грешника, но прежде отметим о состоянии ума.

Иннокентий Херсонский (Лекция 4): «Порок… де­лает человека легкомысленным, рассеянным, невнимательным, и ближайшим следствием всего этого бывает ослабление умственной деятельности. Здесь происходит то же, что со светом. Мысль, как луч, преломляется о совесть; если совесть не пропускает этих лучей, не выполняет закона, то они или, со­бираясь в ней подобно лучам света в зажигательном стекле, темнеют, или при­нимают непрямое направление и, делаясь косее, становятся час от часу туск­лее и слабее. Да и может ли быть в уме грешника свет, когда образы, коими наполнен он, сняты с предметов мрачных? Если бы осуществился мысленный мир грешника, то он сам испугался бы его».

Итак, у грешного человека ум рассеян и наполнен различными страстными образами и мыслями, что не позволяет увидеть истину о себе и слышать совесть и т.д. Да и совесть находится не в здравом состоянии.

Иоанн Златоуст (т.7, ч.2, бес.73): «…если бы кто раскрыл совесть каждого, то нашел бы множество червей, множество гноя и нестерпимое зловоние, - я разумею гнусные и злые пожелания, которые отвратительнее червей».

Болезней совести есть несколько.

Иннокентий Херсонский (Лекция 6): «…бывает совесть иногда колеблющаяся, иногда вовсе заблуждающаяся; горькое называющая сладким и сладкое горьким».

Нравственное Богословие ( Грехи против 10-й заповеди, грех – несохранение в чистоте своей совести): « Так есть совесть у людей слишком «слабая» (1Кор.8,10), так что она молчит или едва-едва говорит. Есть совесть «сомнительная», или мнительная, есть совесть «лукавая» (1Кор.10,25) готовая во всем оправдываться. Есть совесть «мертвая» (Евр.10,2) которая, так сказать, уже устала обличать человека, потому что без пользы вразумляет и обличает его. И есть совесть «сожженная» (1Тим.4,2), или просто бессовестность, которая легко решается на всякую ложь, на всякий проступок и грех».

Феофан Затворник (Письма, вып.6, п.1003): «Сожженная совесть ничего не чует, грешит с сознанием, - и горя мало. То страшное дело!».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве. Ч.1, ст.4): «…в совести, грехами замаранной, и великие грехи едва усматриваются, так, как в закопченном зеркале и лица, и по­роков своих не видит смотрящий в него».

В общем же такие болезненные состояния совести заключаются в двух состояниях: 1) в том, что человек действительно не видит того, что он неверно делает или говорит, против заповедей Божиих и грешит, даже этого не понимая. Такое состояние свойственно человеку неверующему и незнающему о заповедях, и маловерующему, который заповеди воспринимает буквально и поверхностно. И второе состояние совести заключается в том, что человек видит и понимает, что не прав, но желает это скрыть от себя и от других и продолжает грешить. Это состояние свойственно нам, полу-христианам, знающим о заповедях Божиих, о страстях и т.д.

Игнатий Брянчанинов (том 4, Поучение на слова: «Вопль содомский…»): «Один из наших душевных недугов, порожденных падением, состоит в том, что мы не видим своих недостатков, стремимся скрыть их…».

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «…(есть) невольные, ненамеренные, так сказать, уклонения совести от путей правды, как бы заблуждения, и есть намеренные ее искаже­ния, или порча совести, от противодействия ей в угодность порокам и страстям».  

Отцы также указывают, что сам человек виноват в повреждении своей совести.

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п.3): «Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего; так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша; так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто божественное и никогда не погибает, по всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем ее».

Далее. Как известно, совесть имеет три функции: законодателя, свидетеля и воздаятеля. Каждая из них имеет свои болезни. Сейчас мы не будем подробно останавливаться на всех болезнях этих трех функций совести, но для того чтобы это показать и увидеть это в себе, приведем несколько болезней, например, совести-законодателя:

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Дело совести как законодателя — показы­вать законы, по которым должно действовать су­ществу разумно-свободному, и склонять к тому волю его…».

В этом случае болезни совести проявляются следующим образом:

1. Первая болезнь совести, как законодателя заключается в том, что у грешного человека собрано много естественных, общественных законов и есть знание закона Божия, но душа не знает, какой закон поставить первым: т.е. закон жизни по плоти или закон жизни по духу (об этом мы еще скажем подробнее позже)

2. Следующая болезнь - слабость:

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «…мало у совести силы побудить волю к исполнению своих предписаний, ясно даже сознаваемых…. Поэтому часто человек согрешает по бессилию совести, многие добродетели знает только по слуху, многими из них только соуслаждается, равно как и пороки иные не любит только на словах и до времени и случая».

Итак, если мы осознаем, что у нас были случаи, когда мы точно знали, как надо поступить по совести, но поступали по-другому, потому что очень хотелось поступить по-своему, и наша сила воли не могла сопротивляться своему желанию, то это говорит о болезни нашей совести.

3. Третья болезнь совести-законодателя, это подчинение собственному эгоизму.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Еще большему повреждению и искажению подвергается законодательствующая совесть, если встречается с эгоизмом и ему подчиняет­ся. Здесь сначала ее законы перетолковывают­ся, потом извращаются и, наконец, заменяются совсем иными, самовольными и даже против­ными законам истинным. … Поэтому, если случится услышать голос совести с заповедью, противною нашей склонности, то он имеет для нас меньше убеждения, нежели требования сердца. В подобных обстоятельствах тотчас рождается недоумение касательно истинного смысла заповеди, мы спрашиваем с сомнени­ем: «да так ли это должно понимать? таково ли требование закона? ко всем ли он идет? идет ли ко мне и моему положению?». При этом раз­думье дела большей частью только отстраня­ются, оставляются до другого времени под со­мнением; но скоро затем представляются мыс­ли в угоду сердцу, закон перетолковывается, и мы удаляем себя от исполнения его под разны­ми предлогами. Так, под предлогом сохране­ния здоровья удаляются от поста и воздержа­ния, а под предлогом поддержания благосос­тояния семейного и нужд отказываются от благотворения; в виде праведного возмездия берут рост; отстаивая честь, выходят на дуэль и проч. Все это …(как) долговремен­ная деятельность в одном роде, с перетолкова­нием смысла закона, доводит до того, что он со­всем искажается и в совести, а на место его ста­вится превратное правило. Оттого считают скупость бережливостью, расточительность — щедростью, гнев — чувством благородного не­годования, потворство — снисходительностью, жестокость — ревностью по правде, лесть — гибкостью характера, хитрость — благоразуми­ем, гордость — чувством достоинства».

Далее кратко рассмотрим одну из болезней совести, как судии. Когда наша совесть находится в болезненном состоянии, то она, не видя своих грехов, начинает видеть грехи других людей, и душа воспринимает всех людей злыми и грешными, которые всячески нападают на нее, бедную, а она ни в чем не виновата. В этом случае проявляется болезнь совести, как судии.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Нема­лый признак искажения совести есть уклоне­ние суда от себя на других. … Так, в осуждении других суд обыкновенно бывает скор, мгновенен, тог­да как над самими собою он медлен, отсрочи­вается, а следует — наоборот. Суд о других бывает неумолимо строг, тогда как суд о себе всегда прикрывается снисходительностью, а следует — наоборот. … Тогда как на других беспрерывно идет из сердца осужде­ние, себя любим мы покрывать оправданием. Самооправдание — общий почти грех. Выстав­ляют то слабость, то неведение, то обстоятель­ства, то соблазны, примеры, число участников и чем-чем не оправдывают себя! Если наконец не удается это, упорно стоим за себя. Упорная несознательность — плод великого поврежде­ния совести и вместе — сильного эгоизма. Человек внутри говорит наперекор себе: не виноват, пустое, ничего! — и при этом разные употребляются извороты преимущественно касательно судимого поступка, напрягаясь подвести его под случай, в коих подобные по­ступки бывают извинительны».

(мы еще будем подробно говорить на эту тему позже).

Обязательно нужно сказать, что эти болезни тесно взаимосвязаны, например: у того, у кого совесть подчинена эгоизму, у того она будет и слабая и не имеющая главным законом – закон Бога, а от этого она или не будет видеть своих грехов, или будет оправдывать их и т.д. И в итоге получим следующее состояние:

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «…сердце ожестелое равно­душно, как его ни вини. От этого сознание сво­ей виновности большей частью остается в мысли, не тревожа сердца, и человек часто говорит: виноват, да что ж такое? — и остает­ся холодным зрителем своих грехов, нередко немалых».

Бывает и так, что совесть нас и не обличает, и, вполне понятно, что этой тишине и не обличению особо верить нельзя. В данном положении стоит помнить, что необличения совести бывают в двух случаях:

Авва Фаласий (О любви, воздержании и духовной жизни…, сотн.1, п.72): «Тех одних не обижает совесть, которые или достигли верха добродетели, или ниспали в самую глубь зла».

Благодарение Господу за то, что сказать о себе, как о достигших верха добродетелей, наша совесть не позволит никому из нас. И поэтому мы должны знать: если поступаем против заповедей и наша совесть молчит, то это оттого что, привыкнув к определенным мыслям, имея привычные желания, мы не видим своей вины, и, конечно, у нас не будет обличений совести, и душа обманывается в познании своих грехов, а значит и не кается и не исправляется.

Поэтому нам надо учиться познавать себя и видеть свои грехи, прячущиеся от нас. Но, к сожалению, многие полу-христиане считают, что они хорошо знают себя, но это опять таки заблуждение, так как познание себя – это долгий путь трезвения, молитвы, борьбы со страстями, покаяния, изучения Св. Писания, и учений святых отцов и т.д. Мы сейчас не будем более останавливаться на этом вопросе, а для тех, кто желает начать истинно познавать себя и увидеть, что он собою представляет, приведем следующие советы:

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл.2): «Кто хочет познать немощность свою из самой действительности жизни, тот пусть, не говорю много дней, но хоть один день, понаблюдает свои помыслы, слова, и дела, - и о чем думал, что говорил и делал. Несомненно, найдет он, что большая часть его помыслов, слов и дел были погрешительны, неправы, неразумны и худы. Такой опыт впечатлительно даст ему понять, сколько он не строен в себе и немощен; а от такого понятия, если он искренне желает себе добра, дойдет до восчувствования, сколь нелепо ожидать какого-либо добра от себя одного и надеяться на себя».

Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди): «Проверить себя: как я веду себя с ближними дома, с сотрудниками на работе, на улице, в храме, в магазине, в поезде, в автобусе. Какие мысли меня занимают, какие интересы влекут, какого содержания мои разговоры с окружающими, и соответствует ли все мое поведение тому, что требует от меня Господь, как от христианина. Приучишь себя к такой проверке, такому самоанализу, тогда откроется тебе … бездна грехов в твоей душе».

Проверить здравую совесть можно и таким способом - если человек представит, что он стоит на Суде Божием и может уверенно произнести о своей невиновности Богу, то это есть знак действительной невиновности. Но, опять-таки, больная совесть может быть настолько слепой, глупой и наглой, что, будучи виновной, может сказать пред Богом о своей невиновности. Упаси нас, Господи!

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.