Создания общеегипетского пантеона. Мифология. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Создания общеегипетского пантеона. Мифология.

2022-10-27 56
Создания общеегипетского пантеона. Мифология. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возможно, что еще в эпоху до объединения Египта наметилось начало культа общеегипетских богов: это можно предположить потому, что известные черты культурной общности Египта прослеживаются еще в додинастическую эпоху. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением и в то же время орудием централизации государственной власти. Древнейшим из общеегипетских богов был сокол Гор, вышедшие из этой области цари, "почитатели Гора", были первыми объединителями Египта (1-я и 2-я династии); они и превратили свое племенное божество в общеегипетского бога солнца. Со времени перенесения столицы царства в Мемфис (3-я династия) главным официальным богом Египта становится мемфисский бог Птах. Приход к власти 5-й династии, связанной с городом Оном (Гелиополем), повлек за собой распространение культа местного бога Атума (Ра), превратившегося в верховное божество Египта. Возвышение Фив как центра нового объединения Египта в эпоху 11-й и 12-й династий, привело к тому, что местный божок Амон занял место во главе всеегипетского пантеона и был сближен с прежним верховным богом Ра (Амон-Ра). Со времени 26-й Саисской династии видное место в культе заняла местная саисская богиня Нейт. Другие местные божества в связи с объединением страны тоже приобретали себе почитателей за пределами области первоначального поклонения. Как это бывало и в других странах, подобные божества получали определенную функцию и рассматривались как покровители того или иного вида человеческой деятельности, профессии. Так, гермопольский бог Тот (ибис) стал покровителем писцов и ученых, сиутский Анубис - богом загробного царства, латопольская Сохмет - богиней войны т.д. Большинство богов так или иначе связывалось с солнцем: Атум-Ра, Гор, Осирис, фиванский Амон, и т.д.. С луной были связаны Тот, Исида. С небом - Хатор, Нут. С землей - Мин, Геб. Создание пантеона повлекло за собой установление богословско-мифологических связей между отдельными божествами. Так появились известные триады божеств. Фиванская троица - Амон, Мут, Хонсу; мемфисская - Птах, его супруга Сохмет и их сын Нефертум. Наиболее распространена была гелиопольская, состоявшая из четырех пар богов во главе с Ра: Ра, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Создавались слиянием местных культов, частью порождение чисто теоретических спекуляций жрецов. Вероятно, последствием такого процесса было и общеегипетское почитание священных животных: местные священные животные. Так, в историческую эпоху по всей стране считались священными кошка, ястреб, ибис, крокодил, бык Апис бога Ра в Мемфисе, баран Осириса в Мендеса и другие животные.

Мифология: Египетская мифология была, по-видимому, очень богата, но до нас дошла сравнительно небольшая ее часть. Возможно, что в каждой местности существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Древнейший из таких мифов, дошедший до нас, содержится в Мемфисском богословском трактате, когда Мемфис был столицей. В этом трактате создание мира приписывается местному богу Птаху (Пта), который вытеснил Гора и других богов и как бы сам создал их: "И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела (статуи) по желанию их сердец..."*. Птах выполняет здесь, таким образом, функции не только творца и демиурга, но и культурного героя. Гелиопольское жречество приписывало создание мира своему солнечному богу Ра (Атуму). Ра был порожден отцом своим, первобытным хаосом Нун; из этого хаоса Ра, совокупившись сам с собой ("упало семя в мой собственный рот"), создал одно за другим высшие божества, людей и животных. Он "изрыгнул" бога Шу (олицетворение воздуха) и Тефнут (его женское дополнение), а от этой божественной пары родились в свою очередь Геб (земля), Нут (небо) и другие боги, составившие "великую девятку. Людей создал Ра из своих слез. Солнце - око Ра, луна - его другое око. По другому мифу, Геб и Нут, земля и небо, вначале были плотно слиты и держали друг друга в объятиях. Бог Шу (воздух) отделил их друг от друга, подняв Нут высоко вверх. Сохранилось наглядное изображение этого мифа. Характерно, что в божественной паре земля - небо египтяне, в отличие от большинства народов, небо считали женщиной, а землю мужчиной. В этой особенности сказались, очевидно, взгляды, порожденные матриархатом, хотя в целом гелиопольская солнечная мифология отражает уже преимущественно патриархальную идеологию. Почитатели бога Хнума в Южном Египте верили, что этот бог-горшечник вылепил людей на гончарном круге. Это представление сложилось под влиянием развития ремесла. В мифологических олицетворениях явлений природы у египтян одно из первых мест вообще занимает солнце. В одном мифе солнце в образе великого кота борется с огромным змеем. Содержание другого мифа - борьба Ра (солнце) с подземным змеем Апопом - отражает, конечно, суточное движение солнца и его нисхождение за западный горизонт. Ходячее мифологическое представление египтян заставляло солнце совершать свой ежедневный путь в барке (ведь лодка была вообще главнейшим средством передвижения в Египте, стране, вытянутой вдоль узкой долины реки). Олицетворялось солнце и в виде разных животных: жука-скарабея, сокола, змеи, кота. Небо олицетворялось египтянами или в виде женского образа - богини Нут (ее изображали опирающейся пальцами рук и ног на землю, с телом, выгнутым дугообразно вверх), или в виде коровы; на теле этой коровы изображены лодки солнца и луны и россыпи звезд.Олицетворялись многие другие небесные и земные явления природы: луна, воздух, земля, Нил, пустыня. Все связанное с губительными силами пустыни порождало образы враждебных демонических божеств: Сета (Сетха), Сохмет.Злой Сет занимает видное место в египетской мифологии. В мифе об Осирисе он коварный и завистливый брат последнего, подстраивающий его гибель. Богу Тоту, покровителя писцов и ученых, приписывали изобретение письма, наук, составление священных книг. Осириса миф описывает как царя Египта, научил людей земледелию, садоводству, виноделию. Из других мифов интересен миф о наказании людей богами. Смысл подобных мифов в том, что они оправдывают бедствия людей ссылкой на гнев богов и на грехи самих людей. Бог Ра, разгневанный злыми делами людей, посылает против них свое "око" - дочь свою Хатор, а потом богиню Сохмет - свирепую богиню войны с головой львицы. Кровожадная богиня с таким рвением принимается за истребление людей, что сам Ра вынужден прибегнуть к хитрости, чтобы ее унять: он приказывает опоить богиню пивом, и Сохмет, опьяневшая, засыпает и прекращает свое кровавое дело.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.