Диктанты, изложения и уроки чтения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Диктанты, изложения и уроки чтения

2022-11-14 37
Диктанты, изложения и уроки чтения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диктанты, изложения и уроки чтения

 

Тексты для чтения, диктантов и изложений.

Принято считать, что курс ОБЖ родился в 1991 году. Как самостоятельный курс — да. Но в рамках отдельных дисциплин те или иные вопросы безопасности преподавались и раньше. Кому-то может показаться удивительным, тем не менее они затрагивались не только на таких, напрямую касающихся ОБЖ уроков, как физика, химия, гeография, природоведение, но даже в ходе изучения русского языка и литературы.

Подтверждением тому могут служить методические материалы, подготовленные еще в 1980 году специалистами ВОСВОДа. Они были предназначены для использования при проведении различных школьных мероприятий, а также в качестве текстов для чтения и диктантов. Эти материалы не потеряли своей актуальности. Надеемся, они сослужат добрую службу школьным педагогам и учащимся и сегодня.

Для диктанта в 5-6 кл.

И ближняя дорога далека бывает

Вот и март. С утра еще подмораживает, а днем уже тепло. Появились лужи, почернели дороги и лед на реке. Петя и Миша всю зиму ходили в школу через реку.

И сегодня они побежали быстро по почерневшему льду. Вдруг возле берега Миша по пояс провалился в воду. Петя не растерялся, подбежал, подал руку и вытащил Мишу. Мальчики во весь дух побежали домой. Друзья опоздали в этот день в школу, но все кончилось хорошо.

Всякий лед до тепла живет.

Наступает время весеннего потепления. Подтаявший лед становится рыхлым и слабым. В это время переход через реку или любой другой водоем становится опасен для жизни. Будьте осторожны! Пора попрощаться с играми на льду до следующей зимы.

Становится еще теплее, реки вскрываются, начинается ледоход. Ребята, последите за тем, чтобы ваши младшие товарищи, любители приключений, не отправлялись в путешествия

на льдинах — это всегда кончается плохо. Объясните им, что во время ледохода всякие игры на льду, прыжки с льдины на льдину очень опасны. Будьте внимательны и осторожны!

Для диктанта в 7-8 кл.

Осторожно — ледоход!

Идет весна. Лед на реках и озерах под действием солнечных лучей и теплых вод становится слабым, рыхлым. Приближается время весеннего паводка. Скоро вскроются реки, и начнется ледоход. Это красивое зрелище всегда привлекает к себе многих детей.

Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, набережной или причала, не перегибайтесь через перила и другие ограждения, так как можно упасть в воду.

Остерегайтесь любоваться ледоходом и с обрывистых берегов. Во время ледохода вода часто размывает берега, и они обваливаются. Весной опасно сходить на плотины и запруды — они могут быть неожиданно сорваны напором льда или размыты сильным течением воды. Наблюдая ледоход, не приближайтесь к ледяным заторам.

Не катайтесь на плывущих льдинах — это опасно для жизни. Долг каждого школьника, увидевшего, что с кем-то случилась беда, немедленно оказать помощь пострадавшему. Для этого можно использовать спасательные круги, лодки, шесты, веревки, жерди, лестницы, доски и любые предметы, имеющие хорошую плавучесть. Зовите, при этом, на помощь старших товарищей. Не оставляйте младших ребят у воды без надзора. Будьте осторожны во время весеннего паводка и ледохода!

Возвращение.

В конце розового марта утренние оловянные заморозки становятся нежными, как фиалки, а земля дышит прозрачной испариной.

Сегодня много солнца. Волга, покрытая тающим льдом, вздувшаяся, перепачканная разжиженным навозом, кажется огромным пегим волдырем. Но это Волга, а не какая-то там речушка. Она скоро сбросит с себя зимнюю кору — и разольется же! У-у-yI Конца-краю не будет.

Через Волгу, по дороге, покрытой разжиженным навозом, пробирался человек. Он то осторожно, иногда по колено в воде, двигался по направлению к Широкому Буераку, то вскакивал на бурый ухаб и некоторое время стоял на нем, поводя головой, как сорока с куста.

«Куда же это он прется?» — с тревогой подумал Николай, зная, что дорога оторвалась от берегов, что лед стал ломкий, что и вообще-то вся ледяная, пегая кора на Волге, хотя и медленно, но упорно всей своей массой движется вниз, что остались какие-то минуты- и вся эта масса взорвется и хлынет по течению. Да, да. Николай хорошо знает, какую опасность таит в себе Волга, когда она, сбрасывая с себя ледяную рубашку, стонет, как роженица. «Как же это он один идет!» — Николай хотел было помочь человеку, но, глянув на Волгу, на водяные прогалины около берегов, развел руками...Пешеход в это время спрыгнул с ухаба и двинулся вверх — туда, где лед еще лежал нетронутым.

— Эй! Пропадешь! — Николай, надрываясь криком, замахал руками и со всего разбега ринулся вниз по скользкому обрыву. Раздался оглушительный треск, и льдина под пешеходом медленно поползла. Пешеход кинулся вперед, перескочил пространство между льдиной и неподвижной целиной. Та часть льда, на которую он прыгнул, от удара рухнула. Пешеход снова кинулся вперед, хотел перемахнуть через водяной прогал — льдина накренилась, окунулась, и, кружась, поплыла вниз.

А пешеход прыгал с льдины на льдину, падал, вскакивал и снова летел на другую льдину. Временами он задерживался, очевидно обессилев, полз, затем снова поднимался и бежал вперед. И вдруг, прыгнув, он провалился... и толпа замерла в ожидании. — Ну, сгиб человек... сгиб безвозвратно, — заключил дедушка Катай. — Гляди, гляди, — перебил его НикитаГурьянов. — Лодка. Николай, вооружившись длинным шестом, вел лодку меж льдин, огибая их, и люди с берега смотрели только на него, пугаясь уже того, что лодку могут сжать льдины, и тогда она хряснет, как орех на крепких зубах. Но Николай вел лодку умело, выбирая нужные прогалы, а когда он схватил за шиворот человека и выволок его из воды, широковцы облегченно вздохнули. Обратно лодка шла с большой скоростью. Николай работал на веслах, а пешеход, став на корму, отталкивался багром.

(По ФПанферову)

Река разлилась

Возвращался третий класс с книжками с урока. Видит — речка поднялась, Разлилась широко. Где недавно был каток, Там бушующий поток. Речка сбросила мостки, Вырвалась из плена. Все ей нынче пустяки, Море по колено! Затопила огород, Мчится по оврагу, По реке петух плывет, Унесло беднягу. Ну, теперь ему конец! Он неопытный пловец. Но с волной вперегонки Вниз с крутого ската Мчатся берегом реки школьники ребята. Они бегут к оврагу, Вокруг ручьи текут. Тяжелую корягу Ребята волокут. Петух плывет куда-то, Несет его вода. — Сюда! — кричат ребята. — Сюда плыви, сюда! — К реке бежит ватага, В волну летит коряга. За корягу, за сучки. Зацепился край доски. Машет крыльями петух! Он летит на берег. Озирается вокруг, Счастью он не верит. Знают все, что третий класс Петуха сегодня спас. (А. Барто)

На рыбалку.

Было мне тогда лет 12, Санька — годом старше, а Лешке и 8 еще не было. Уж очень хотелось нам самим на налима пойти. Крючками мы запаслись еще с зимы — выменяли в кооперативе на крысиные шкурки, добытые своими руками. Наконец, Енисей тронулся. Теперь надо ждать, чтобы поднялась вода и унесла рыхлый лед, тогда лодки спустят на реку, и налим начнет брать, как шальной. Вода, наконец-то поднялась, собрала и подчистила лед по берегам, затопила ложки и луговину ниже плотины. Заревел и помчал мутную воду охмелевший от короткого водополья Енисей-батюшка.

Лодку мы отвязали худую, чтобы не так скоро хватились ее, и ответственности было поменьше, и поплыли к острову. Кружилась, вскипала под лодкой густая от мути вода, гнала редкие льдины, швыряла их на боны. Лодку качало, подбрасывало, норовило раз- вернуть и хрястнуть обо что-нибудь. Первый раз пересекали мы Енисей в ту пору, когда переплывать его и взрослые не решались. Силенок наших не хватило. Выдохлись мы, и тогда лодку поволокло к Караульному быку. Санька судорожно пытался развернуть лодку носом встречь течению, остепенить ее, утихомирить, но она мчалась, задравши нос, как норовистая лошадь, и слушаться не хотела. Много натекло в лодку воды, отяжелела она.

Я перехватил Алешкино весло и мотнул головой на старое ведро, плававшее среди лодки, Алешка бросился отчерпывать воду, лодка шатнулась, черпанула бортом. Внизу мощно ревел Караульный бык. Разъяренная вода кипела под ним, закручивалась воронками. В воронках веретеньями кружились бревна и исчезали куда-то. Серые льдины, желтую пену, щепки, вырванные с корнем сосенки, гоняло под быком. Сверху отваливались камни и бултыхали в воду. Рев нарастал. Лодка закачалась как-то безвольно и обреченно. Бык приближался, словно он был живой и мчался на нас, чтобы подмять лодку, расхряпать ее о каменную грудь и выбросить в реку щепье, заглотить в каменную пасть унорыша. Я уже не силой, а страхом поднимал и бросал весла. Алешка все выхлестывал и выхлестывал воду. Лодка сделалась легче, поворотливей, и мы выбили ее из стрежня, выгреблись в затишек, сделанный ухвостьем острова. Лодку подхватило и понесло обратным течением к острову. Я сложил весла и обернулся. Еще сажен сто, и нам бы несдобровать, нас унесло бы, прижало к быку, и половили бы мы рыбки, поналимничали. — Порядок на корабле — вяло сказал Санька и в изнеможении опустил весло. Руки его дрожали.

(По В. Астафьеву)

Для диктанта в 3-4 кл.

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью. Он захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Вдруг она увидела, что муравей тонет. Голубка бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на го- лубку и хотел ее поймать. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

(По Л.Толстому)

Шалить в воде — быть беде!

Ты любишь купаться? — это очень хорошо. Вода укрепляет здоровье, закаливает организм, доставляет удовольствие. Но с водой нужно быть осторожным. Не надо шалить в воде, в шутку «топить» товарищей, цепляться за их ноги. И нырять в незнакомых местах тоже не следует. Все это может привести к несчастью.

Умеешь ли ты купаться?

Ты, конечно, купаешься не в запрещенных местах. Не лезешь в омут, потому что омут затягивает даже очень сильных пловцов. Не ныряешь в незнакомых местах. И, разумеется, не сидишь в воде до озноба и посинения. Ты купаешься не больше 10-15 минут, а потом загораешь, бегаешь, играешь с ребятами в мяч на пляже. А затем снова идешь купаться. Если так, то ты делаешь все правильно, ты умеешь купаться! Молодец. Будьте осторожны на воде! Приближается лето — пора веселых каникул. Много интересного ожидает ребят: походы, рыбалка, игры у воды, купание. Но вода может принести и несчастье. Чтобы этого не случилось, нужно знать и выполнять правила поведения на воде и у воды. Не купайтесь в незнакомых и запрещенных местах. Рассчитывайте свои силы и не отплывайте далеко от берега. Будьте осторожны и дисциплинированны на воде!

Для диктанта в 5-6 кл.

Мечтатель Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.«Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!»

«А я об этом даже не думаю», — ответил Юра и вдруг остановился...

С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов... Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал: «Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?» Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша. «Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!» (В. Асеева)

Советы Нептуна

Наступают летние каникулы. Все вы, конечно, любите искупаться и позагорать в жаркий день, поваляться на горячем песке и снова броситься в прохладную воду, поплавать, понырять, поиграть в «морской бой». Что может быть лучше этого? Но не забывайте, что водная стихия сурова к тем, кто пренебрегает ее законами, не соблюдает мер безопасности. Чтобы не случилось несчастья, прежде всего, нужно знать и не нарушать правила купания. Купаться и загорать лучше всего на оборудованном пляже. Не умеющим плавать, не следует заходить в воду выше пояса. Находиться в воде рекомендуется не более 10-15 минут. После купания следует насухо вытереть лицо и тело. Не плавайте на надувных матрацах и автомобильных камерах. Ветром или течением их может отнести далеко от берега, а волной - захлестнуть или перевернуть. Не допускайте грубых шалостей в воде. Опасно подныривать друг под друга, хватать за ноги, «топить», заводить на глубину неумеющих плавать. Запрещается взбираться на буи, бакены и другие технические знаки. Некоторые шутники при купании любят делать вид, что они выбились из сил, захлебываются или тонут. Пресекайте такие «забавы». Ложные сигналы о помощи отвлекают спасателей и мешают им выполнять свои обязанности. Не оставляйте у воды младших братьев и сестер. Маленькие дети удивительно бесстрашны. Не ведая об опасности, они могут в воде оступиться и упасть, захлебнуться волной или попасть в яму. Не забывайте о своей ответственности за их безопасность. Не разрешается заплывать за ограничительные знаки, отплывать далеко от берега или переплывать водоем на спор. Будьте осторожны при прыжках в воду. Даже те места, где ныряли прошлым летом, нужно проверить, потому что за год там могли образоваться наносы или понизиться уровень воды. Всех правил, которые нужно соблюдать у водоема, не предусмотреть. Осторожность — вот единственный залог безопасности на воде. Помните, что только береженого Нептун бережет.

Динка

Динка уже стоит по щиколотку в воде. Минька хватает горсть мокрого песку и швыряет ей в голову. Трошка шлепал по воде, пытаясь достать ее кулаком... Но дно уже ускользает из - под ног Динки, и, оглянувшись на берег, девочка бросается вплавь.

Берег уходит все дальше и дальше. «Может, вернуться?» — думает Динка.

Но гребет и гребет, не чувствуя страха. С пристани доносится гудок парохода... Куда он идет? Если мимо, то от него побегут большие волны. Динка пугается и поворачивает назад. Посредине реки с длинным протяжным гудком проплывает пароход. Динка торопится. «Сейчас будут волны... Сейчас будут волны...» — зажмурившись, думает она. Динка гребет изо всех сил. Первая большая волна поднимает ее вверх и, опрокинув навзничь, бросает вниз. Динка поворачивается, вскидывает голову и снова видит берег... Теперь он кажется ближе, она выплевывает изо рта воду, жадно хватает воздух.

С баржи, подняв вверх руки и сложив вместе обе ладони, бросается в воду мальчик. Наклонив голову вниз, он плывет крупными саженками наперерез Динке... Динка видит его уже почти рядом.

Новая волна тащит Динку вниз и накрывает с головой. Чья-то рука больно вцепляется в волосы и сильным рывком поднимает захлебнувшуюся девочку над водой.

(По В.Осеевой)

Как я стал водоплавающим

Воды я не боюсь ни капельки. Даже после того, как чуть не утонул, когда в яму провалился. Я может быть даже и не утонул бы, а выплыл, но меня папа сразу вытащил. Я даже ничуть не испугался, а мама вдруг взяла и заплакала.

А папа говорит: — Ну что ты, право, перестань, здесь вода пресная, питьевая, не надо ее химическую формулу портить... Между прочим, если хотите знать, есть даже такой способ — с лодки человека сбрасывать, чтобы он сразу плавать научился.

Я удивился и говорю: — А если с самолета сбросить, человек летать научится?

Папа засмеялся и говорит: — Со временем, возможно. А пока, пойдем - ка учиться плавать.

Папа дал мне руку, и мы пошли в воду. Сначала мне было по пояс, потом по шейку, а там, где с головкой, папа вытянул руки, и я лег на них. Папа сказал, что надо набрать побольше воздуха и делать движения, будто плывешь. А мама ходила по берегу и ужасно волновалась: «Вася, осторожно! Вася, ты его утопишь! Вася, выйди с глубины, я тебя умоляю!» Вася, то есть папа, потихоньку опускает руки, а сам говорит: «Ничего-ничего, мужчина должен уметь плавать, это всегда пригодиться может». Но мама так продолжала волноваться, что я нахлебался воды, поэтому мне расхотелось дальше учиться, и мы вышли на берег. Мама сначала была вся красная, а тут она даже побледнела.

— Василий, — говорит, — дай мне слово, что ты этих опытов над человеком проводить больше не будешь. Нет, нет, не возражай. Мальчику и впрямь взбредет невесть что в голову, он потеряет осторожность и... Ты что, забыл, как у Петруниных единственный сын утонул? «Все-таки плохо, когда ты один у родителей», — подумал я. У папы еще оставались от отпуска две недели, и мы каждый день ходили купаться, но только он сказал, что, действительно, враз ничего не бывает и учиться нужно постепенно. Сначала мы играли в разные игры: то я проплывал у него между ногами, то он разбрасывал по дну пятаки, а я должен был под водой их все собрать, то он полотенце бубликом клал на воду и мне нужно было головой вынырнуть в бубличную дырку. Потом я у самого беpeгa ложился на воду, упирался руками в дно, а ногами болтал вверх-вниз, по- кроличьи, то есть кролем. Потом я заходил в реку по грудь, набирал воздуха, отталкивался ногами от дна, вытягивал руки и скользил по воде как торпеда.

А потом отпуск кончился, мы вернулись домой, и я поехал на третью смену в лагерь. Я решил железно научиться плавать. Когда нас повели купаться, то спросили, кто умеет плавать, и я сказал, что умею, чтобы не ходить в «лягушатник». А тут нас стали проверять. «Все, — подумал я, — кранты рулям». И вот меня вызвали, я вошел в воду, оттолкнулся, замолотил руками и ногами - и вдруг почувствовал, что плыву. Я думал, что проплыл целых метров десять, а когда оглянулся, то увидел, что отплыл всего шага на три. Но все равно — ведь отплыл... Каждый день я проплывал все больше и больше. И руками уже греб не по- собачьи, а как настоящий кролист. Когда мы вернулись домой, я сходил в бассейн, и меня записали в секцию плавания. Вечером я с гордостью сообщил: — Вот, записался в секцию. В группу умеющих плавать. А мама сказала:— Горе ты мое водоплавающее, в бассейн-то ты уже сам ходишь, а вот в ванну тебя, почему силком загонять приходится?

С донесением — вплавь.

Мне нужно было переправиться через реку, чтобы доставить важное сообщение. Я знал, что раз нужно, я переплыву речку Кальва — она не так широка, чтобы я выбился из сил и задохнулся. Но я знал, что стоит мне на мгновение растеряться, испугаться глубины, хлебнуть глоток воды, и я пойду ко дну, как это со мной было год тому назад. Я подошел к берегу, вынул из кармана тяжелый оловянный браунинг, повертел его и швырнул в воду. Полегоньку, уговаривая себя не волноваться, а главное, не торопиться, взмах за взмахом продвигался я вперед. Я переплыл эту речку и вовремя доставил порученное мне важное сообщение. Страх — самый страшный враг плывущего человека. Я преодолел его.

(По А Гайдару)

Ты не пароход

Бодрый дух в здоровом теле! Все ребята потолстели, Съели много каши, щей, Только Вася, как Кощей. Нет у Васи аппетита. И не ест он, и не спит он, Не причесан, не одет Целый день сидит в воде. Раз купаться, Так купаться! (А. Барто) Раз пятнадцать окунаться! Он домой бредет качаясь, Отказался он от чая И печально лег в кровать: Завтра снова заплывать! Все плывет перед глазами, Пол и комната плывет... Хоть бы вы ему сказали: Вася, ты не пароход!

Авария

Лодочка, на которой в глубочайшей тайне от родителей отправились в путешествие Никита, его младший брат Митя и собака Цыган, называлась «Воробей».

Нужно твердо помнить, что путешественники всегда от одной опасности переходят к другой. Нет ничего приятнее, как преодолевать опасность, и смело плыть навстречу приключениям.

Торопиться было некуда. Никита положил весла, и «Воробей» все плыл да плыл вниз по реке Ждановке мимо лесопильных заводов, заборов и рыбаков.

Течение подхватило лодку. «Воробей» накренился и все быстрее и быстрее заскользил мимо рыбаков, заборов, лодок к устью Ждановки, впадающей, у лесопильного завода в Малую Невку.

Здесь началась качка. Волна била в борт. «Воробей» стал нырять, зарываться носом и, как стрела, полетел через Малую Невку к Крестовскому острову.

В лицо било брызгами, посвистывал ветер. Митя тихо шипел от восторга. И вдруг сильный толчок. Раздался треск — лодка ударилась носом в зеленую сваю.

Митины ноги болтнулись в воздухе, и он клубочком перелетел за борт лодки в воду.

Никита не успел даже сообразить, что случилось, как Цыган выпрыгнул из лодки, схватил Митю за рубашку и поплыл с ним к берегу.

(по А Толстому)

Про двух лодырей

Это лодырь, мой знакомый, А зовут его Еремой. Это брат его родной, А зовут его Фомой. Был Ерема на лугу, А Фома на берегу. Услыхали: кто-то стонет, Поглядели: дядька тонет, — То ныряет, то плывет, (С.Маршак) Помощь с берега зовет... Говорит Фома: — Сейчас!.. — А Ерема: — Через час!.. Мы пойдем в деревню к людям Да веревку раздобудем, Кинем с берега конец- Не утонете, отец!

Робинзон Крузо

Когда нас отнесло примерно мили на четыре от корабля, огромный вал величиной с гору неожиданно набежал с кормы, словно для того, чтобы последним ударом прекратить наши страдания. В один миг он опрокинул нашу шлюпку.

Ничем не выразить смятения в моих мыслях, когда я погрузился в воду. Я отлично плаваю, но я не мог вынырнуть на поверхность и набрать в грудь воздуху, пока подхватившая меня волна, пронеся меня изрядное расстояние по направлению к берегу, не разбилась и не отхлынула назад, оставив меня на мелком месте, полумертвого от воды, которой я нахлебался. У меня хватило самообладания настолько, что, увидев сушу гораздо ближе, чем я ожидал, поднялся на ноги и опрометью пустился бежать в надежде достичь берега прежде, чем нахлынет и подхватит меня другая волна. Но море шло горой и погоняло, как разъяренный враг. Главной моей заботой было справиться по возможности с новой волной так, чтобы она, поднеся меня еще ближе к берегу, не увлекла за собой в обратном движении к морю.

Меня подхватило и долго с неимоверной силой и быстротой несло ко дну. Я уже почти задыхался, как вдруг почувствовал, что поднимаюсь кверху; вскоре, к великому моему облегчению, мои руки и голова оказались над водой, и хотя я мог продержаться на поверхности не больше двух секунд, однако успел перевести дух, и это придало мне силы и мужества. Меня снова захлестнуло, но на этот раз я пробыл под водой не так долго. Когда волна разбилась и пошла назад, я не дал ей увлечь себя обратно и скоро почувствовал под ногами дно. Я постоял несколько секунд, чтобы отдышаться, и, собрав остаток сил, опрометью пустился бежать к берегу.

Увидев, что сейчас меня опять накроет волной, я крепко уцепился за выступ скалы и, задержав дыхание, решил переждать, пока волна не схлынет. Так как ближе к земле волны были не столь высоки, то я продержался до ее хода. Затем я снова пустился бежать и очутился настолько близко к берегу, что следующая волна хоть и перекатилась через меня, но уже не могла подхватить и унести обратно в море. Пробежав еще немного, я, к великой моей радости, почувствовал себя на суше, вскарабкался на прибрежные скалы и опустился на траву. Здесь я был в безопасности: море не могло достать до меня.

(По Дефо)

Будьте осторожны на льду.

Настало время осенних заморозков. Реки, пруды и озера начинают затягиваться первым ледком. Но этот лед еще слаб и тонок. По нему очень опасно ходить, кататься на коньках и санках. Ребята, помните об этом! Будьте осторожны!

С осенними заморозками на реках, озерах, прудах наступает опасная пора. Веселые развлечения на неокрепшем льду, могут привести к несчастному случаю. Чтобы этого не произошло, надо соблюдать осторожность на льду водоемов, строго выполнять существующие правила. Нельзя кататься и собираться группами на тонком льду, особенно если он запорошен снегом. Опасно сбегать и прыгать с берега на лед, когда не известна его крепость. Будьте осторожны на льду в незнакомых местах и особенно там, где летом было быстрое течение, где в водоем впадают реки и ручейки, образующие промоины, а также в местах спуска воды от фабрик, заводов, теплостанций.

Для диктанта в 7-8 кл.

Переправа

В ноябре — к зиме седой. Два бойца сидят в дозоре Над холодною водой. Видят — маленькая точка Показалась вдалеке: То ли чурка, то ли бочка Проплывает по реке — Нет, не чурка и не бочка— Просто глазу маята. — Не пловец ли одиночка — Шутишь, брат. Вода не та! — Да, вода... Помыслить страшно. Даже рыбам холодна. — Не из наших ли вчерашних Поднялся какой со дна?.. — Нет, живой. Без гимнастерки. (А. Твардовский) — А не фриц? Не к нам ли в тыл? — Нет. А может, это Тёркин?- Кто-то робко пошутил. — Стой, ребята, не соваться, Толку нет спускать понтон. — Разрешите попытаться? — Что пытаться! — Братцы, — он! И у заберегов кромку Ледяную обломав, Он как он, Василий Тёркин, Встал живой, — добрался вплавь. Доложил по форме; словно Тотчас плыть ему назад. — Молодец, — сказал полковник.— Молодец! Спасибо, брат!

Для диктанта в 3-4 кл.

Братики

В декабрьский день детвора, как обычно, рассыпалась на ледяном просторе речки, пересекающей деревню. Мальчишки с веселым шумом гоняли по льду жестяную консервную банку, катались на самодельных коньках. Шестилетний Леня и первоклассник Юра ушли вверх по речке. В течение получаса они шли не останавливаясь. Вскоре не стало видно ни играющих ребят, ни строений деревни. Тут-то и случилось несчастье: Леня очутился в полынье. При каждой попытке удержаться на кромке льда слабые ручонки Лени скользили, и он уходил в воду с головой. Юра не стал звать на помощь: он знал, что на берегу никого нет. Юра пополз к полынье, держа в руках прут, выдернутый из прибрежного тальника. Нелегко было Лене выбраться из полыньи: намокшая одежда тянула его на дно. На сильном морозе вся фигура Лени выглядела как - будто, в инее, а затем стала подобна ледяной глыбе. Все же Юре удалось помочь Лене подняться на поверхность речки. А потом Юра с трудом тащил друга по заснеженной поверхности коварной речонки. Когда показались первые избы деревень и навстречу выбежали люди, Юра в изнеможении упал. Позади мальчиков-друзей тянулся трехкилометровый след.

(По С. Алексееву)

Клим Самгин (на катке)

Пятеро ребят пошли на речной каток. Разрезвившись, они перелезли через ограждение и покатили по речному льду. Под двумя первыми детьми лед провалился, и они оказались в воде. Девочка сразу захлебнулась, но успела схватить за ноги еще барахтавшегося мальчика.

Подоспевший Клим подполз к пролому и бросил товарищу ремень. Мальчик поймал конец ремня, потянул — и вместе с ремнем потащил к воде более легкого Клима. Клим испугался и выпустил ремень из рук. Рядом не было никого из взрослых. Дети утонули.

(По М.Горькому)

Черемыш, брат героя

Аня Баратова, перепрыгнув через бортик, погналась за мячом. Мяч вылетел далеко за вешки, которыми были обставлены опасные участки льда. Со дна били там родники, и

во льду образовались майны. Они были покрыты тонким льдом и незаметны. Но Аня, видимо, забыла про это. Она пронеслась мимо вешек и вдруг исчезла, как в люке, только

легонько всплеснулась вода на том месте...Первым добежал до полыньи Званцев, бывший ближе других к этому месту. Но Званцева тут же обогнал Гешка. Сбросив ботинки с коньками, он то ползком, то на четвереньках добрался до края. Гешка подполз ближе, и вдруг что-то треснуло под ним. Лед стал наклонно, и жгучий холод залил Гешку с головой.

— Спокойно! Все на месте! — кричал летчик Климентий Черемыш. — Давайте сюда лыжи. Быстро — веревки! В руках летчика уже был бортик от хоккейного поля. Он сунул его вперед, и длинная доска, скользнув по льду, перекрыла полынью, упершись концом в другой край. Потом летчик лег плашмя на скрещенные лыжи и, действуя руками,словно тюлень ластами, мигом подполз к гибельному месту. Лыжи не давали ему проваливаться. Летчик вытянул на лед Аню, но в эту минуту Гешка, уставший от борьбы с быстрым течением, начал слабеть и погружаться. Держась одной рукой за лежавшую поперек пролома доску, Климентий, не задумываясь, спрыгнул в ледяную воду, окунулся и свободной рукой успел схватить за шиворот мальчика. Подтянувшись на одной руке, он выволок Гешку из воды на лед. Он тотчас укутал мальчика в шинель, которую сбросил еще прежде на бегу, отряхнулся и понес Гешку к берегу. Гимнастерка его обмерзла и хрустела, как накрахмаленная.

(По Л.Кассилю)

Для диктанта в 5-6 кл.

Для диктанта в 7-8 кл.

На льдине

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались ловить рыбу подо льдом. Взяли они сети и поехали на санях по льду. Выехали далеко-далеко. Насверлили во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. А к вечеру начался сильный ветер. «Почему нас качает — закричал кто-то. И вдруг понял. — Беда! Нас оторвало и несет на льдине в море». А ветер становился все сильнее. «Пропали!» — раздавались голоса со всех сторон. И вдруг в небе появился самолет. С самолета упал мешок, в нем была еда и записка: «Держитесь! Помощь идет!» Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу.

(По Б. Житкову)

На реке

Пролетело детство, как чудесная сказка, на ковре-самолете, на фанерке, несущейся с ледяной горки. Внизу – папа меня за воротник ловит. Ловил…

Давно нет бати на белом свете. Да и я уже большой грузный дядька, и годы мои быстрые никакими силами не остановишь…

Дом наш на реке. Ну, почти на реке, только с горки спуститься, через березовую рощу. Летом на реке – благодать! Хочешь, камешки в воду бросай, хочешь, удочку самодельную – все равно не клюет. Правда, родители на речку ходить не разрешали. Ты мальчик городской, к природе не приученный. Ну, как на камне поскользнешься? Дальше Березовки – ни ногой! Но я все равно ходил. Я воду люблю. Хоть она холодная и бурная – да очень интересная. От каждого камня подводного, островка, кустика приключениями веет! Зимой – картина другая. Зимой – лед. Его, в первую очередь, опробовать надо. Перед сверстниками – восьмилетками да десятилетками – смелостью хвастануть… Только, что это меня тогда на лед потянуло? Ведь никого рядом и за километр не было. Поздний вечер. Ребята по домам разбежались. На речной горушке – я один, туда-сюда хожу, катаюсь. К самой реке на фанерке скатился. Попробовал лед – крепкий. Сделал шаг, другой. Вот уж берег родной близко. Одна узенькая полоска незамерзшей воды осталась. Вот я ее сейчас перепрыгну!.. Как же, перепрыгнул… С головой в воду ледяную окунулся. Лед у берега самый тонкий. Вынырнул. Кричать бесполезно. Кругом ни души. Кое-как за куст прибрежный ухватился. Шуба и валенки тяжеленными стали! Еле-еле я себя на берег вытащил. Поначалу в жар бросило, потом – в холод. Я, как-то сразу, по батарее родненькой, тепленькой соскучился. По дороге домой через березовую рощу звенел, как ледяной колокольчик. Маме с папой ни в чем не признался. Что такой мокрый? На горке в Березовке катался… На горке… Знали бы родители, что сын их на волосок, на ивовую веточку от гибели находился. Чтоб я еще на лед неокрепший ступил…

Теперь, спустя годы, я понимаю, чем это могло закончиться. Если бы течением под лед утянуло, хлебнул бы воды побольше, и – все. Все, как в папиной шутливой поговорке: ты смотри, сынок, утонешь – домой не приходи!

 

Диктанты, изложения и уроки чтения

 

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.