Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-11-14 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Согласно данным переписи несовершеннолетних осуждённых в ВК за 2009 г. положительно характеризуются 39% осуждённых, отрицательно характеризующихся и злостных нарушителей режима – 25%, остальные характеризуются нейтрально. По мнению ученых, если не организовать раздельное содержание указанных категорий осуждённых, нельзя быть уверенным в том, что нейтрально характеризующиеся лица не примкнут к отрицательно характеризующимся[80].
Данные показатели свидетельствуют о преобладании положительного и нейтрального поведения несовершеннолетних в ВК, однако вызывает опасение высокая доля отрицательно характеризующихся осуждённых, которая идентична доли отрицательно характеризующихся лиц в мужских ИК[81]. Можно сказать, что указанное обстоятельство (когда почти каждый четвёртый несовершеннолетний осуждённый характеризуется администрацией ВК отрицательно) в определённой степени осложняет проведение в данном исправительном учреждении воспитательной работы.
В словаре С. И. Ожегова «воспитать – путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер». А в энциклопедическом словаре под воспитанием понимается «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением»[82].
В Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осуждёнными в исправительных учреждениях на период до 2010 года воспитательная работа определялась как «система педагогически обоснованных мер по нравственному, правовому, трудовому, физическому и иному воспитанию осуждённых, обеспечивающих их исправление и способствующих законопослушному поведению, успешной социальной адаптации после отбытия наказания». Все указанные направления работы с воспитанниками ВК тесно связаны между собой и дополняют друг друга: правовое, нравственное, трудовое и физическое[83].
|
В целом, воспитательную работу можно определить как осуществление деятельности по привитию объекту навыков позитивного функционирования в обществе[84].
Большая роль в организации и проведении воспитательной работы принадлежит коллективу сотрудников ВК. Педагогический коллектив ВК представляет собой сложное объединение и состоит из ряда относительно самостоятельных отделов и служб: воспитателей отделений, отрядов, учителей школы, мастеров и преподавателей ПУ, сотрудников учебно-производственных мастерских, а также других сотрудников, участвующих в воспитательной работе с осуждёнными.
Важным фактором достижения успеха в такой работе является умелое построение содержания данной работы. Содержание воспитательной работы с осуждёнными в ВК – это комплекс системных научно обоснованных позитивных воздействий (мероприятий) коллективного и индивидуального характера на осуждённых в ВК, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения[85]. С воспитанниками также проводится индивидуальная и групповая психологическая работа психологами ВК[86].
В соответствии с ч. 1 ст. 141 УИК РФ в целях исправления осуждённых и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осуждённых законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.
|
Учебно-воспитательный процесс в ВК – это единый процесс воздействия на осуждённых, обеспечивающий их обязательное обучение в школе, получение начального профессионального образования и проведение с ними комплекса предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством и ведомственными нормативными актами мероприятий, направленных на усвоение и соблюдение ими социально одобряемых норм поведения[87]. Воспитательная работа с осуждёнными в ВК представляет собой непрерывный процесс воздействия на осуждённых в период от начала срока отбывания наказания в ВК до освобождения.
В числе наиболее важных принципов в воспитательной работе в своё время А. С. Макаренко выделял следующие: «1) уважение и требование; 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение; 6) закалка; 7) труд; 8) коллектив; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость, игра; 11) наказание и награда»[88]. Среди принципов, в соответствии с которыми строится сегодня воспитательная работа в ВК, можно отметить: незыблемость основных прав человека и гражданина, гуманизм, законность, опора на положительные качества личности, сохранение, упрочение и восстановление социально полезных связей осуждённых, широкое участие общественности в делах УИС, принцип дифференциации и индивидуализации воспитательной работы и др.[89]
Организация воспитательной работы с осуждёнными в ВК зависит от организационно-управленческого принципа построения данного исправительного учреждения на сегодняшний день. В настоящее время в ВК применяется принцип распределения всех осуждённых по отделениям и отрядам. При таком построении ВК воспитательная работа с несовершеннолетними в большей степени проводится в коллективных формах (в коллективе и через коллектив). Однако сегодня активно обсуждается вопрос о приоритете в учебно-воспитательном процессе ВК индивидуальных форм воспитательной и психологической работы непосредственно с каждым осуждённым.
2.3. Получение общего образования и профессиональная подготовка осуждённых в воспитательных колониях
Одним из основных институтов социализации личности в подростковом возрасте является общеобразовательная школа, а учеба – важнейший вид деятельности для подростка. Результаты переписи свидетельствуют, что значительная доля осуждённых в ВК (35%) – это лица или не имеющие образования, или имеющие только общее (начальное) образование. При этом значительное количество осуждённых до осуждения негативно относились к учебе. Правда, находясь в ВК, многие подростки поменяли своё отношение к учебе: в период отбывания наказания в ВК у 67% несовершеннолетних добросовестное, у 22% – недобросовестное. Это свидетельствует о том, что педагогический потенциал общеобразовательных школ при ВК довольно высок.
|
Доля лиц, находящихся в ВК, которые до осуждения нигде не работали и не учились, составляет 22%, т.е. почти каждый четвертый осуждённый подросток оказался вне поля зрения таких институтов социализации, как общеобразовательные учреждения[90].
Аналогичные данные указаны в докладе «О состоянии УИС РФ за 2010 год», согласно которым в ВК только начальное образование имеют 33,4% несовершеннолетних осуждённых. В качестве тенденции последних десяти лет отмечается значительное снижение уровня образования несовершеннолетних осуждённых. В настоящее время в ВК нередко поступают неграмотные или малограмотные осуждённые. По материалам переписи 2009 г. из общего числа (6173 человек) осуждённых в ВК не имели никакого образования 115 человек (1,8%), имели начальное общее – 2125 человек (35%), неполное среднее – 3557 человек (56%), среднее полное – 351 человек (4,9%), другое (среднее специальное, незаконченное высшее) – 3,5%[91].
Тенденция, отчётливо проявившаяся в последнее десятилетие, суть которой состоит в омоложении преступности вообще и преступности несовершеннолетних, в частности, не могла не проявиться и в ВК. В указанных исправительных учреждениях существенно увеличилось число лиц, обучающихся в начальной школе, с одной стороны, а с другой – идет рост несовершеннолетних, имеющих большие разрывы в обучении (в среднем три года). Это обусловливает актуальность проблемы образования несовершеннолетних в ВК[92].
В соответствии с действующим законодательством РФ на УИС возлагается задача обеспечения общего образования и профессиональной подготовки осуждённых к лишению свободы. С этой целью в каждой ВК созданы вечерние (сменные) общеобразовательные школы и профессиональные училища, обеспечивающие реализацию права осуждённых на получение среднего (полного) общего образования и освоения ими профессии. В своей деятельности вечерние (сменные) общеобразовательные школы ВК руководствуются законом от 10.07.1992 г. «Об образовании»[93] и законом от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[94], УИК РФ и рядом нормативных правовых актов, среди которых действующий приказ Минюста РФ от 21.11.2005 г. № 223 «Об организации получения осуждёнными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии УИС»[95].
|
В соответствии с ч. 2 ст. 141 УИК РФ общее образование осуждённых осуществляется на базе вечерней общеобразовательной школы.
Под образованием принято понимать воспитание и обучение. Обучение – это процесс передачи знаний, в основе которого лежат соответствующие методики, направленные на получение эффективного результата, который выражается в знаниях, умениях и навыках. Под воспитанием как обязательном элементе образования следует понимать: оказание условий для развития личности; оказание помощи несовершеннолетним в их саморазвитии; деятельность, направленную на передачу позитивного опыта; организацию взаимодействия педагогов и воспитанников, а также последних между собой как полноправных субъектов воспитания[96].
По мнению Л. М. Прозументова, в условиях ВК применительно к организации образования, приоритетной должна быть роль воспитания перед обучением, так как в данном случае речь идёт о коррекции поведения ещё не сформировавшейся личности, чье поведение свидетельствует о существенных пробелах в воспитании. По мнению автора, в УИК РФ по этой причине следует предусмотреть определение «образования» через категории «обучение» и «воспитание», которого в законе нет и которое многие понимают только как обучение[97].
Обязательному обучению в школе ВК подлежат все осуждённые, не имеющие общего образования. Зачисление осуждённых в школу осуществляется по мере их поступления в ВК на основании имеющихся в их личных делах документов об образовании и оформляется приказом начальника ВК. Обучение ведётся согласно учебному плану, обязательная нагрузка обучающихся должна составлять 21 час в неделю по всем классам.
Выпускникам учреждения, имеющего государственную аккредитацию, после прохождения ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования. В печати школы ВК, заверяемой указанный документ, должна быть исключена ведомственная принадлежность к УИС. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца. Документы об образовании хранятся в личных делах осуждённых, а при освобождении выдаются под расписку[98].
|
Как уже отмечалось ранее, при организации учебно-воспитательного процесса в школах ВК важную роль играет педагогический коллектив, уровень подготовки педагогов, стиль их общения с осуждёнными и др.
По данным, представленным региональными службами занятости населения, на их рынках труда в 2010 году были востребованы 33 рабочие профессии (75 % от реализуемых), в том числе: оператор швейного оборудования, швея, каменщик, штукатур, слесарь, слесарь-электромонтер, автослесарь, столяр, оператор ЭВМ. В докладе о состоянии УИС за 2010 год отмечено, что с целью своевременного реагирования на изменение сегментов региональных рынков труда и соответствующего введения востребованных новых профессий, в текущем 2010/2011 и последующие учебные годы будет организована работа по определению прогнозных потребностей в рабочих профессиях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий[99].
В соответствии со ст. 108 УИК в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осуждённых к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осуждённый может работать в ИУ и после освобождения из него. Несовершеннолетние осуждённые не являются в таком случае исключением.
Начальное профессиональное образование – это подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего или среднего (полного) общего образования, которая осуществляется в образовательных учреждениях начального (среднего или высшего) профессионального образования, при наличии соответствующих лицензий.
Под профессиональной подготовкой понимается ускоренное приобретение осуждёнными навыков, необходимых для выполнения определённой работы. Она может осуществляться как в учреждениях профессионального образования, так и непосредственно на производстве в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающей соответствующей квалификацией.
Таким образом, воспитанники могут получить профессию либо на производстве (бригадно-индивидуальный метод) либо обучаясь в ПУ. В настоящее время многие несовершеннолетние осуждённые задумываются о перспективах своего трудоустройства после освобождения и добросовестнее относятся к получению специальности. Так, в 2010 г. из 344 человек, освободившихся из 5 ВК, выпускниками профессиональных училищ являлись 275 человек (79,9%)[100].
Так, на примере практики привлечения несовершеннолетних осуждённых женского пола к освоению ими профессии «швея» на базе ПУ и учебно-производственной мастерской Новооскольской ВК накоплен положительный опыт. Указанная профессия востребована на рынке труда и помогает воспитанницам легче адаптироваться после освобождения, о чем говорят также письма бывших осуждённых ВК[101].
Вместе с тем, при наличии положительных тенденций деятельности ВК (в обучении несовершеннолетних в общеобразовательных школах и ПУ, в получении ими профессий), на сегодняшний день большинство несовершеннолетних осуждённых не заняты трудовой деятельностью на производстве как в период отбывания наказания (около 60%), так и после его освобождения, об этом свидетельствуют неутешительные данные статистики. Как отмечалось ранее, по прогнозам ФСИН России к 2015 г. ситуация не изменится, что связано с уровнем безработицы в стране, низкой конкурентоспособностью на рынке труда бывших осуждённых, отсутствием у несовершеннолетних достаточных навыков в трудовой деятельности и опыта работа.
Нормативно-правовые акты
1. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (в ред. от 30.12.2012) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – 19 августа. – № 33. – Ст. 1316; Российская газета. – 2013. – № 3.
2. Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177; Российская газета. – 2013. – 11 января. – № 3.
3. Трудовой кодекс РФ: федеральный закон от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3; Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1) – Ст. 7605.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (от 03.05.2012) // Российская газета. – 1997. – 16 января; Российская газета. – 2012. – № 100.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; Российская газета. – 2012. – № 48.
6. Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осуждёнными в исправительных учреждениях: постановление Правительства РФ от 02.08.1997 г. № 974 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 32. – Ст. 3787.
7. Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии УИС: постановление Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1295 // Российская газета. – 1997. – 29 октябрь. – № 210.
8. О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осуждённых, освобождаемых от отбывания наказания: постановление Правительства РФ от 24.10.1997 г. № 1358 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 44.
9. Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет: постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. № 163 (в ред. от 20.06.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 10. – Ст. 1131; Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 26. – Ст. 3803.
10. О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осуждённым, освобождаемым из мест лишения свободы: постановление Правительства РФ от 25.12.2006 г. № 800 (в ред. от 03.11.2011) // Российская газета. – 2006. – 31 декабря. – № 97; Российская газета. – 2011. – 11 ноября. – № 254.
11. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года: распоряжение Правительства РФ № 1772-р от 14.10.2010 (в ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 43. – Ст. 5544; Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 24. – Ст. 3213.
12. Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осуждёнными в воспитательных колониях УИС Минюста России: приказ Минюста России от 28.02.2003 г. № 77 // Ведомости УИС. – 2004. – № 1.
13. Об утверждении Инструкции о надзоре за осуждёнными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 28.06.2005 г. № 95 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – № 30.
14. Об утверждении Порядка создания изолированных участков, функционирующих как исправительные колонии общего режима, для содержания осуждённых, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет, в воспитательных колониях территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 26.08.2005 г. № 144 // Бюллетень Минюста России. – 2005. – № 11.
15. Об организации получения осуждёнными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии УИС: приказ Минюста России от 21.11.2005 г. № 223 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – № 49.
16. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 12.12.2005 г. № 238.
17. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осуждённых исправительных учреждений УИС: приказ Минюста России от 30.12.2005 г. № 262 (в ред. от 28.01.2008) // Бюллетень Минюста России. – 2006. – № 3.
18. Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждений УИС (в ред. от 08.09.2006): приказ Минюста России от 13.01.2006 г. № 2 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 7; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 39.
19. Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний УИС: приказ Минюста России от 06.10.2006 г. № 311 (в ред. от 23.08.2012) // Российская газета. – 2006. – № 233; Российская газета. – 2012. – № 221.
20. Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осуждённых или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы: приказ Минюста России от 01.04.2008 года № 80 // Российская газета. – 2008. – № 82.
21. Указание ГУИН Минюста России от 24.06.2002 года № 18/13-290 «О переводе осуждённых несовершеннолетних в строгие условия отбывания наказания».
22. Примерное положение о родительском комитете при воспитательной колонии // Преступления и наказание. – 1999. – № 2.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!