Несовершеннолетними осуждёнными — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Несовершеннолетними осуждёнными

2022-11-14 29
Несовершеннолетними осуждёнными 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В воспитательных колониях

Учебное пособие

 

 

Новокузнецк, 2013


УДК 343.815

ББК 67.408

А 53

Рецензенты:

начальник кафедры организации режима и надзора в УИС

Дальневосточного филиала ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России,

кандидат юридических наук И. Н. Павлов;

профессор кафедры криминологии Академии ФСИН России,

доктор юридических наук А. Я. Гришко

 

Алфимова О. А.

А53 Порядок и условия отбывания наказания несовершеннолетними
    осуждёнными в воспитательных колониях: учебное пособие –
    Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. –
    42 с.

В учебном пособии рассматриваются особенности отбывания наказания в воспитательных колониях несовершеннолетними осуждёнными, применения к ним основных средств исправления в данных учреждениях.

Работа может быть использована курсантами и студентами (слушателями) юридических учебных заведений, аспирантами и преподавателями, а также практическими работниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России.

 

 

Учебное пособие издано по состоянию законодательства на октябрь 2012 года

 

УДК 343.815

ББК 67.408

 

 

Рассмотрено и одобрено:

на заседании кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии 19 ноября 2012 г. (протокол № 3);

на заседании Методического совета 23 ноября 2012 г. (протокол № 3);

на заседании Учёного совета 29 декабря 2012 г. (протокол № 4).

 

© ФКОУ ВПО Кузбасский институт

ФСИН России, 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                          4

 

ГЛАВА I. Особенности отбывания наказания в воспитательных колониях         7

1.1. Воспитательная колония как вид исправительного учреждения      7

1.2. Виды условий отбывания наказания в воспитательных
колониях                                                                                                             14

1.3. Перевод осуждённых из воспитательных колоний в исправительные колонии общего режима20

 

ГЛАВА II. Применение основных средств исправления к осуждённым в воспитательных колониях      26

3.1. Правовое регулирование труда и особенности привлечения
к нему осуждённых в воспитательных колоний                                     26

3.2. Воспитательная работа как основное средство исправления несовершеннолетних осуждённых          30

3.3. Получение общего образования и профессиональная подготовка осуждённых в воспитательных колониях    33

 

Список рекомендуемой литературы                                                     37

 

ВВЕДЕНИЕ

 


В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством России лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора восемнадцати лет и осуждённым к наказанию в виде лишения свободы, судом назначается отбывание наказания в воспитательных колониях (далее по тексту – ВК).

По состоянию на 2012 год по данным ФСИН РФ в России функционирует 46 воспитательных колонии, в которых содержится 2,3 тыс. осуждённых. До 2010 г. действовало 62 ВК, но в марте 2011 г. распоряжением Правительства РФ[1] 15 из них были перепрофилированы в исправительные колонии для осуждённых женщин. На сегодняшний день из действующих 46 ВК три колонии для несовершеннолетних девушек.

Начиная с 1996 года, проводилась последовательная работа по реализации Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы, основной целью которой было приближение условий отбывания наказания осуждённых к международным стандартам. В 2001 году Федеральным законом от 09.03.2001 г. № 25-ФЗ были упразднены общий и усиленный режимы в ВК[2].

В настоящее время в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством (ст. 132-133 УИК РФ) в ВК установлена достаточно разветвленная система условий отбывания, включающая в себя обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания, позволяющая в полной мере реализовать принцип раздельного содержания осуждённых (ст. 80 УИК РФ) и принцип индивидуализации исполнения наказания (ст. 8 УИК РФ).

Вместе с тем, несмотря на значительные достижения с области исполнения и отбывания наказания несовершеннолетними за последние несколько десятилетий (в первую очередь проявившиеся в гуманизации исполнения наказания), в настоящее время активно обсуждается вопрос о дальнейших перспективах развития ВК.

В 2010 году распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года[3], в соответствии с которой предполагается создание нового вида исправительного учреждения для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, – воспитательные центры.

В целях реализации указанной Концепции предлагается создание 33 воспитательных центров (далее – ВЦ) на смену действующих 46 воспитательных колоний. С 2010 г. на базе воспитательных колоний Г(У)ФСИН России по Красноярскому, Краснодарскому краям, Брянской, Тульской и Московской областям проводится апробация организационно-структурной формы воспитательных центров[4].

В докладе о состоянии УИС РФ за 2010 год было указано, что с учетом перепрофилирования ВК в воспитательные центры исправительный процесс должен быть направлен не только на предупреждение нежелательных эксцессов в период нахождения несовершеннолетнего осуждённого в исправительном учреждении, но и на индивидуальную подготовку его к законопослушной жизни на свободе. Для этого необходимо научить несовершеннолетнего осуждённого самостоятельно преодолевать собственные социальные проблемы. С первых дней пребывания несовершеннолетнего осуждённого в воспитательном центре следует проводить превентивные комплексные мероприятия по предупреждению криминального заражения[5].

Многие сегодня видят необходимость в создании новой модели пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних осуждённых, предусматривающей при их содержании дифференцированный подход, который бы учитывал общественную опасность и тяжесть совершенного преступления, индивидуальные и личностные особенности подростка, их стремление к исправлению и ресоциализации[6].

Однако, ставя задачу преобразования ВК в воспитательные центры, нельзя не отметить, что за многие десятилетия в нашей стране наработан большой, в том числе и положительный опыт деятельности ВК, и, несомненно, этот опыт следует учесть в будущем при построении исправительных учреждений нового типа.

В настоящем пособии представлен анализ действующего законодательства в сфере отбывания наказания несовершеннолетними осуждёнными в ВК и обобщён имеющийся опыт деятельности указанных исправительных учреждений.

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ


1.1. Воспитательная колония
как вид исправительного учреждения

 

В соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ к одному из видов исправительных учреждений относятся воспитательные колонии. В соответствии с ч. 3 ст. 58 УК РФ и ч. 9 ст. 74 УИК РФ в ВК отбывают наказание несовершеннолетние осуждённые к лишению свободы, а также осуждённые, оставленные в ВК до достижения ими возраста 19 лет.

Перед ВК как исправительными учреждениями стоят общие цели исполнения наказания – исправление осуждённых и предупреждение совершения преступлений как осуждёнными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Вместе с тем, ВК в отечественной пенитенциарной системе занимают особое место, поскольку в указанных исправительных учреждениях (далее – ИУ) отбывают наказание особая категория – несовершеннолетние осуждённые. Поэтому вполне справедливо мнение о том, то данный фактор, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми осуждёнными условий содержания, а с другой – открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осуждённых к правопослушному образу жизни в обществе[7].

Особенностью исполнения наказания в ВК является то, что основные средства исправления осуждённых реализуются в ходе организации единого учебно-воспитательного процесса. Осуждённые в ВК более чем кто-либо нуждаются в воспитании, получении образования и специальности. Условия отбывания наказания в ВК более гуманны, чем в исправительных колониях[8].

В этой связи законодатель вполне обоснованно предусмотрел в УИК РФ самостоятельную главу 17 «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях».

Возраст, в котором несовершеннолетние осуждённые поступают в ВК, характеризует решающий этап в становлении личности человека, происходит социализация личности, т. е. процесс вхождения в систему социальных связей общества, вступления в самостоятельную жизнь. В условиях же изоляции от общества процесс социализации нарушается и существенно затрудняется. Следовательно, основной задачей для ВК, на современном этапе и в будущем должно стать обеспечение возможности социализации личности несовершеннолетнего лица в новых для него условиях лишения свободы[9].

Указанная задача ВК в современных условиях особенно актуальна, так как, несмотря на общее снижение количества несовершеннолетних, осуждённых к лишению свободы, почти в четыре раза за последние 10 лет (с 10950 человек в 2002 г. до 2300 – в 2012 г.), в целом осложняется состав осуждённых в ВК[10].

В докладе о состоянии УИС РФ за 2010 год отмечается снижение уровня образования несовершеннолетних осуждённых (среднее полное образование имели лишь около 5%). Значительная доля осуждённых в ВК совершили тяжкие преступления (около 60%) и особо тяжкие преступления (около 27%), всего за указанные преступления осуждено более 87% несовершеннолетних в ВК, более половины из них совершили преступления в соучастии (около 60%)[11].

На общем фоне осложнения спецконтингента в ВК отмечается достаточно высокий криминогенный потенциал несовершеннолетних в будущем. Так, при оценке возможности совершения новых преступлений отмечается, что социально опасный образ жизни будет продолжать вести каждый третий-четвёртый из освобожденных несовершеннолетних. Основными причинами такого поведения станут неспособность вести жизнь на свободе, трудности при устройстве на работу, недостаточный объем помощи осуждённым со стороны государственных органов и учреждений, усвоение обычаев и традиций криминальной субкультуры и ее романтизация в среде несовершеннолетних[12].

Несомненно, что в таких условиях задачи ВК (и новых воспитательных центров) как основного учреждения, играющего ведущую роль в предупреждении преступности несовершеннолетних, приобретают новый качественный уровень. Среди таковых можно выделить:

§ обеспечение надежной изоляции преступников для безопасности общества;

§ обеспечение необходимых условий для исправления осуждённых;

§ обеспечение условий социализации личности несовершеннолетних осуждённых;

§ подготовка несовершеннолетних осуждённых к самостоятельной жизни на свободе и др.[13]

В соответствии с ч. 3 ст. 73 УИК РФ несовершеннолетние осуждённые направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений. Между тем, следует отметить, что ВК функционируют не во всех субъектах РФ, более того, наблюдается тенденция снижения их количества (в 2002 г. действовало 64 ВК, в 2010 г. – 62 ВК, а в 2012 г. по данным ФСИН РФ их количество сократилось до 46)[14]. В соответствии с планом реализации Концепции развития УИС РФ до 2020 года, планируется создание 33 воспитательных центров (домов)[15].

В соответствии с данными переписи осуждённых 2009 г. в большинстве случаев несовершеннолетние осуждённые отбывают наказание в том же субъекте РФ, где постоянно проживали (76%). Для 21% осуждённых нарушается принцип, сформулированный в ч. 1 ст. 73 УИК РФ, о том, что лица отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Данное нарушение объясняется тем, что в более чем тридцати субъектах РФ отсутствуют ВК. Кроме того, в три ВК для несовершеннолетних женского пола поступают осуждённые со всей страны. Нарушение этого принципа влечет за собой разрыв социальных связей, ухудшение общения с родственниками и близкими[16].

Статистические данные, приведенные в отдельных исследованиях, показывают, что всего около 15% несовершеннолетних осуждённых женского пола отбывают наказание в том населённом пункте, где проживали до осуждения[17].

Многие авторы обращают внимание на данную проблему, указывая, что в данном случае нарушаются права несовершеннолетних, так как они не имеют возможности в полной мере их реализовать (право на проведение свиданий, право на получение посылок, передач и бандеролей и др.)[18].

Об этом также свидетельствуют официальные данные, приводимые ФСИН России. Так, материальная поддержка в виде денежных переводов оказывается только 25% осуждённым, содержащимся в ВК, не получают посылки и передачи около 31% осуждённых, подавляющее большинство (более 93%) несовершеннолетних осуждённых не получали даже бандероли[19].

Вместе с тем, необходимо отметить, что проблема с размещением несовершеннолетних осуждённых в пределах территории субъекта РФ, в которых они проживали или были осуждены в соответствии с общими требованиями ч. 1 ст. 73 УИК РФ остаётся пока неразрешенной, учитывая, что в соответствии с планом реализации Концепции развития УИС до 2020 года воспитательных центров планируется создать только 33, т. е. почти в 1,5 раза меньше существующих на современном этапе воспитательных колоний.

Особенно эта проблема актуальна в отношении несовершеннолетних осуждённых женского пола, для которых в системе ИУ функционирует всего три ВК (Новооскольская, Рязанская и Томская колонии для несовершеннолетних осуждённых женского пола). Понятно, что и доля несовершеннолетних девушек среди осуждённых к лишению свободы сравнительно ниже (200 из 2608 осуждённых по официальным данным за 2011 год, т. е. около 7-8 % от общего числа) и, возможно, создание большего числа воспитательных центров для девушек в будущем будет не востребовано.

Некоторые авторы видят выход из создавшейся проблемы с размещением несовершеннолетних осуждённых женского пола по ВК в создании изолированных участков в исправительных учреждениях для несовершеннолетних мужского пола или предлагают оставлять осуждённых к лишению свободы девушек в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию[20]. Но если учитывать количество воспитательных центров (всего 33), предлагаемое ФСИН России в рамках принятой Концепции развития УИС РФ до 2020 года, то указанная проблема может коснуться многих несовершеннолетних осуждённых, в том числе и юношей.

Безусловно, отдалённость ВК от места проживания многих несовершеннолетних – это серьезная проблема, поскольку многие родственники при желании не имеют реальной возможности приезжать и встречаться с осуждёнными. Однако, как нам представляется, проблема кроется ещё и в другой социальной и морально-нравственной плоскости: многие подростки, оказавшись в трудной жизненной ситуации, по сути, не были нужны своим семьям как до осуждения, так и после него. Более того по данным ФСИН России более 48% несовершеннолетних осуждённых из неполных семей (почти половина), а сиротами являются 8%[21].

В ВК поступают наиболее социально дезадаптированные и педагогически запущенные подростки, поэтому администрация ВК учитывает эти факторы в своей работе с осуждёнными, для чего в указанном исправительном учреждении организуется и проводится в комплексе социальная, психологическая и учебно-воспитательная работа. В соответствии со ст. 141 УИК РФ в целях исправления осуждённых и подготовки их к самостоятельной жизни в ВК организуется единый учебно-воспитательный процесс.

Вместе с тем, по официальным данным, многие несовершеннолетние в период отбывания наказания, как правило, не испытывают чувства вины и сочувствия к потерпевшему, при этом проявляют озабоченность собственной судьбой. Сравнительно легко и быстро усваивают асоциальные нормы поведения, при этом поведение часто носит демонстративно-приспособленческий характер. При этом среднестатистический несовершеннолетний осуждённый ищет надежное покровительство у более сильных и авторитетных лиц[22].

На характеристику современного поколения несовершеннолетних осуждённых, отбывающих наказание в ВК, повлияли такие пороки российского общества середины 90-х годов прошлого столетия, как высокий уровень безнадзорности и беспризорности подростков, распространение среди них алкоголизма и наркомании, вовлечение их в проституцию, криминальные группировки и пр. Все это повлекло снижение уровня нравственности подрастающего поколения, их отдаление от семьи и школы, других социально значимых институтов[23].

Почти каждый четвёртый несовершеннолетний осуждённый в ВК (около 25%) характеризуется администрацией отрицательно[24]. Данное обстоятельство может объясняться повышенной агрессивностью современных подростков, межличностной конфликтностью и их нежеланием следовать правилам и нормам человеческого общежития, это осложняет в целом реализацию учебно-исправительного процесса в современных ВК.

Вместе с тем, известно, что наше государство последние 10-15 лет выбрало курс на гуманизацию уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении осуждённых. Указанная политика привела к значительному сокращению численности несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы (с 18677 чел. в 2001 г. до 2608 чел. в 2011 г.). Суды стали назначать лишение свободы несовершеннолетним в самых крайних случаях (в этом проявилась экономия уголовной репрессии), о чем говорит и статистика, согласно которой более 87% несовершеннолетних были осуждены к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления насильственной и корыстно-насильственной направленности[25].

Анализ данных преступности среди рассматриваемых лиц за последние 10 лет в нашей стране далеко не утешителен. Так, в 2001 г. доля убийств среди несовершеннолетних, содержащихся в ВК составляла около 5%, то в 2011 г. уже около 16%, доля грабежей и разбоев в 2001 г. – около 26%, в 2011 г. – уже более 34%[26], в то время как количество самих несовершеннолетних в ВК сократилось почти в четыре раза.

В целом контингент осуждённых, содержащихся в ВК, за последние десять лет стал более криминальным[27]. В этой связи на новые воспитательные центры ложится непростая задача по внедрению новых прогрессивных методов учебно-исправительного воздействия в целях исправления осуждённых и предупреждения совершения ими новых преступлений.

Между тем, очевидно, что без оказания помощи и содействия со стороны государственных органов и учреждений, общественных организаций, родных и близких, а также общества в целом осуждённым, освобождаемым из ВК, последние останутся один на один с теми же проблемами, с которыми они сталкивались до своего осуждения. Однако как показывает практика, многие несовершеннолетние остаются без внимания родственников ещё находясь в ВК, со всей очевидностью можно сказать, что это же ожидает их и после освобождения.

Так, по данным переписи несовершеннолетних осуждённых, проведенной в 2009 г. почти половина из них воспитывалась в неполной семье (47%), в детских домах – 8%. Об отсутствии крепких связей с семьей свидетельствует то, что 25% осуждённых в ВК не изъявили желания позвонить домой, хотя имели право на телефонные переговоры, и им было с кем пообщаться. Со своей стороны, близкие родственники также не испытывают большого желания взаимодействовать с подростками, находящимися в ВК. 75% осуждённых не получали в 2009 г. денежных переводов, 32% не получали посылок и передач, 94% не получали бандеролей. Более чем к половине осуждённых (53%) в 2009 г. родственники ни разу не приезжали на кратковременные, а к 67% на длительные свидания[28].

В силу этих и многих других обстоятельств, воспитанники и воспитанницы ВК оказываются не готовы к самостоятельной жизни в условиях экономической нестабильности в обществе, у многих из них утрачены социально полезные связи ещё до осуждения. Большинство осуждённых в ВК испытывают трудности при освобождении и не готовы к нему. Некоторые осуждённые не хотят возвращаться домой, зная, что их там ждет пьющая мать (или отец), бытовая неустроенность и пр. 

Проведенное в 2009 г. исследование показало, что у многих несовершеннолетних осуждённых в ВК в последнее время потребность в свободе теряет своё первостепенное значение и ценность (ее оценили только 20% их числа опрашиваемых), что можно объяснить неблагоприятной материальной и социальной обстановкой дома, ощущением ненужности и пр[29].

Вероятно, подобная ситуация к 2015 г. в целом не изменится, что связано с уровнем безработицы в стране, низкой конкурентоспособностью на рынке труда бывших осуждённых, отсутствием у несовершеннолетних достаточных трудовых навыков и опыта работы[30]. Очевидно, по-прежнему, у многих осуждённых низка мотивация начать новую жизнь на свободе, велик страх перед будущим, присутствует неверие в собственные силы, отсутствует моральная и материальная поддержка со стороны семьи и близких.

В России, в отличие от многих западных стран, не проработан и не предусмотрен на законодательном уровне механизм социальной поддержки и осуждённым, освобожденным из ВК, и их реабилитации.

Одним из действенных и эффективных мероприятий по выходу из сложившегося положения является создание при ВК реабилитационных центров для лиц, подготавливаемых к условно-досрочному освобождению, а также в целях решения вопросов бытового и трудового устройства освобожденных, утративших социально полезные связи, сирот и др.[31] В некоторых ВК подобные центры были открыты и имеют положительный опыт работы[32].

Так, в 2001 г. в Рязанской ВК для девушек был открыт такой центр «Восхождение», представляющий собой жилой комплекс, оборудованный всем необходимым для проживания, с созданием условий для продолжения образования, занятий творчеством и спортом, а также с непременным участием в трудовой деятельности на базе швейного производства ВК, подсобном хозяйстве и на других объектах. В условиях такого центра воспитанницы ВК обучаются навыкам самоорганизации в условиях свободы. За период деятельности данного центра через него прошли многие воспитанницы, ни одна из которых не встала на преступный путь[33].

Подобный социально-реабилитационный центр «Аврора» в 2007 г. был создан для девушек и женщин, освободившихся из мест лишения свободы и вернувшихся к месту постоянного проживания в Москве и Московской области. В этом центре оказывается не только психологическая и юридическая поддержка освободившимся, но и содействие в их трудоустройстве, в повышении их конкурентноспособности на рынке труда, адаптации к современным условиям жизни[34].

Подобные центры целесообразно было бы создать по возможности в каждом регионе (в идеале, при каждой ВК), что и планируется сделать в будущем при создании воспитательных центров – новых исправительных учреждений, которые бы обеспечивали комплексный и завершенный цикл работы с лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте. В этом видится основная цель реформирования действующих ВК.

Новые пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних осуждённых в соответствии с Европейскими международными стандартами должны быть приближены к реабилитационному центру, решающему задачи не только отбывания наказания за совершенные преступления, но и подготовки осуждённых к жизни после освобождения[35]. Однако следует отметить, что такая работа по ресоциализации несовершеннолетних осуждённых проводится и сегодня во всех ВК, формы и методы такой работы с каждым годом совершенствуются, становятся все разнообразней. Самый передовой и интересный опыт в этом направлении ежегодно обобщается и публикуется в специальных открытых изданиях[36].

 

 


1.2. Виды условий отбывания наказания
в воспитательных колониях

 

Как уже отмечалось, одной из особенностей ВК как особого вида исправительного учреждения, является установление в них бóльшего количества условий отбывания наказания, содержание которых также значительно отличается от условий содержания в исправительных колониях общего режима. Так, в соответствии со ст. 132 УИК РФ в ВК установлены обычные, облегченные, льготные и строгие условия содержания несовершеннолетних осуждённых, что позволяет более дифференцированно применять средства исправительного воздействия в процессе исполнения наказания.

Отличие одних условий от других – в объёме предоставления дополнительных льгот или применения режимных ограничений в отношении несовершеннолетних осуждённых. При этом действует следующее основное правило: при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе осуждённый имеет возможность улучшить условия содержания в ВК, и, наоборот, в случае признания осуждённого злостным нарушителем режима он переводится на более строгие условия отбывания (ст. 132 УИК РФ).

Возможность изменения условий содержания в период отбывания наказания в зависимости от поведения несовершеннолетних осуждённых в ВК является одним из элементов так называемой прогрессивной системы отбывания наказания, в которой, в свою очередь, реализуется принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.

Правовой институт изменения условий отбывания наказания является одним из основных средств дифференциации исполнения наказания в виде лишения свободы. Он призван стимулировать правопослушное поведение осуждённых. Но эффективная реализация данного института затрудняется по причине имеющихся на сегодняшний день недостатков как на уровне действующего законодательства, так и правоприменения[37].

До внесения кардинальных изменений в федеральное уголовное законодательство в 2001 г. в системе исправительных учреждений функционировали два вида ВК: общего и усиленного режимов. В ВК общего режима отбывали наказание несовершеннолетние мужского пола, впервые осуждённые к лишению свободы и несовершеннолетние женского пола. В ВК усиленного режима отбывали наказание несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы. Последних колоний в стране было всего 4, в которых на начало 2001 г. отбывало наказание около 500 несовершеннолетних[38].

В 2001 г. указанные ВК были упразднены, и по настоящее время действующим законодательством виды ВК не предусмотрены. Изменения такого рода в законе представляются вполне оправданными, так как доля несовершеннолетних, ранее отбывавших лишение свободы традиционно невелико (в 2010 г. по официальным данным ФСИН России таких лиц было 195 из 4029 осуждённых, содержащихся в ВК).

Кроме того, следует отметить, что законодатель, упразднив ВК усиленного режима (и в целом деление ВК на виды), внес в действующее законодательство оговорку, согласно которой осуждённые за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания и ранее отбывавшие лишение свободы, размещаются в ВК на строгих условиях (ч. 3 ст. 132 УИК РФ), но по отбытии не менее 6 месяцев, могут быть переведены в обычные условия отбывания наказания. Перевод осуждённых из одних условий в другие производится начальником ВК по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда (ч. 9 ст. 132 УИК РФ).

В случае несогласия осуждённого с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке (ч. 10 ст. 132 УИК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 132 УИК РФ на строгих условиях в ВК отбывают наказания не только несовершеннолетние, признанные злостными нарушителями режима отбывания, но и лица, осуждённые за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы.

По данному вопросу было высказано мнение А. Е. Федяевым, который отмечает, что не логичным является установленное в ч. 3 ст. 132 УИК РФ требование о том, что несовершеннолетние осуждённые, ранее отбывавшие лишение свободы, должны изначально отбывать наказание не в обычных, а в строгих условиях. По мнению автора, тем самым законодатель практически приравнял такую категорию осуждённых, отбывающих наказание в воспитательной колонии, к осуждённым, отбывающим пожизненное лишение свободы, которые также изначально должны находиться в строгих условиях содержания. А. Е. Федяев задается вопросом, почему в таком случае также неоднократно ранее судимые и отбывающие лишение свободы осуждённые, находящиеся в исправительных колониях строгого и особого режима, изначально содержатся не в строгих, а в обычных условиях?[39] В связи с этим, автор предлагает из ч. 3 ст. 132 УИК РФ исключить категорию осуждённых, ранее отбывавших лишение свободы, устранив таким образом некоторую непоследовательность в законе.

Ст. 133 УИК РФ предусматривает наполняемость различных условий в ВК. Закон предусматривает для несовершеннолетних осуждённых, находящихся на различных условиях отбывания наказания, разный правовой статус, который отличается количественными характеристиками предоставляемых прав (получение посылок, передач, бандеролей, свиданий и др.). Как отмечает А. Л. Санташов, такие отличия должны носить стимулирующий или устрашающий характер, сопровождаться значительными изменениями в исполнении наказания, а это происходит не всегда[40].

Так, относительно условий содержания в ВК закон унифицирует количество длительных свиданий на обычных и облегченных условиях (ч.1-2 ст. 133 УИК РФ), кроме того независимо от условий отбывания в ВК все несовершеннолетние без ограничения количества имеют право получать посылки, передачи и бандероли (ч. 1 ст. 90 УИК РФ).

Не вполне ясна позиция законодателя относительно запрета на проведение длительных свиданий на строгих условиях отбывания наказания несовершеннолетним осуждённым в ВК. Представляется, что в данном случае закон необоснованно суров к несовершеннолетним осуждённым. Так, А. Е. Федяев пишет: «… непонятно также, почему осуждённые, находящиеся в строгих условиях в исправительных колониях, как общего (ч. 4. ст. 121 УИК РФ), так и строгого режима (ч. 3. ст. 123 УИК РФ) могут получать длительные свидания, а несовершеннолетние осуждённые, отбывающие наказание в воспитательных колониях в аналогичных условиях – нет»[41]. Мы разделяем мнение автора о том, что такая несправедливость также должна быть устранена законодателем.

Кроме того, по данным некоторых исследований, для значительной части осуждённых увеличение количества посылок, передач, размера денежных средств и др. не является стимулирующим факторов, так как имеющийся у них объем прав (или благ) является для них достаточным и их увеличением они не смогут воспользоваться по разным причинам[42].

Эти и многие другие факторы позволяют сделать вывод о том, что современный институт изменения условий отбывания наказания (в том числе и в ВК) является неэффективным, так как осуждённые, как правило, не стремятся к переводу в облегченные условия, так как они не воспользуются теми льготами, которые им будут предоставлены по закону. Такая тенденция может привести к унификации исполнения наказания в отношении разных категорий осуждённых[43]. 

Кроме того, в ВК несовершеннолетние, находящиеся на различных условиях содержания (кроме строгих) проживают в общих отрядах казарменного типа, состоящих из нескольких отделений, формируемых по принципу «отделение – учебный класс»[44]. Действующее законодательство не требует раздельного содержания несовершеннолетних в зависимости от условий содержания. Возможно, это и неплохо, так как воспитанники, содержащиеся на обычных, облегченных и льготных условиях в ВК в целом характеризуются положительно, злостно не нарушают режим отбывания наказания. Но такая практика не позволяет в полной мере стимулировать правопослушное поведение несовершеннолетних осуждённых.

Право несовершеннолетних, находящихся на льготных условиях, проживать за пределами ВК в общежитии без охраны, но под надзором администрации ВК (ч. 4 ст. 133 УИК РФ), действительно было бы настоящим стимулом к правопослушному поведению в период отбывания наказания. Однако данное положение закона на практике не нашло своего широкого применения по разным причинам. Указанное право реализуется, как правило, в тех ВК, при которых в настоящее время созданы так называемые реабилитационные центры, где среди других категорий воспитанников, проживают несовершеннолетние, находящиеся на льготных условиях отбывания наказания[45].

Сегодня в одной ВК могут совместно содержаться лица, впервые осуждённые к лишению свободы и несовершеннолетние, ранее отбывавшие данный вид наказания за совершение преступлений различной степени тяжести. Реализация требования о раздельном содержании данных категорий осуждённых (п. 2 ст. 80 УИК РФ) на практике трудно осуществима в рамках одной ВК. В результате этого отрицательно характеризующиеся несовершеннолетние имеют возможность оказывать негативное влияние на остальных осуждённых, вставших на путь исправления в ВК[46]. Все это в значительной степени снижает возможности ВК в достижении целей исправления осуждённых.

На сегодняшний день все осуждённые в ВК распределены по отрядам, которые являются основными организационно-структурными единицами, руководит отрядами старший воспитатель (он же начальник отряда). В качестве одной из эффективных мер при реформировании ВК указано изменение подходов к организации размещения осуждённых и отход от отрядной системы[47]. Об этом же говорится в Концепции развития УИС РФ до 2020 года, с целью реализации которой была разработана модель воспитательного центра (далее – ВЦ)[48].

Указанная модель нового исправительного учреждения для осуждённых к лишению свободы в возрасте от 14 до 25 лет была разработана на основе рекомендаций международных правовых актов и изученного европейского опыта содержания несовершеннолетних преступников[49]. В целях экспериментальной апробации концептуальной модели ВЦ намечено проведение пилотных проектов на базе ряда ВК (Алексинской, Брянской, Канской и др.)[50].

Итак, предложенная модель воспитательного центра предполагает отказ от отрядной системы и переход к индивидуальным и групповым формам работы с воспитанниками. Основной формой проживания осуждённых в ВЦ будут не отряды казарменного типа, а жилые блоки (объединенные в секции) численностью до четырех человек, которые будут формироваться в зависимости от социальной запущенности и криминальной зараженности осуждённых, а также с учетом их поведения в период отбывания наказания.

Приоритетом будет являться индивидуальный процесс исправительного воздействия на несовершеннолетних осуждённых и в этом отчётливо просматривается опыт деятельности многих европейских исправительных учреждений для несовершеннолетних (Швейцария, Германия и др.)[51].

Вместе с тем, отечественная организация исправительно-воспитательного воздействия в ВК, сложившаяся за многие десятилетия (начиная с 20-х – 30-х годов прошлого столетия) исходила из принципов, заложенных ещё А. С. Макаренко[52], основной идеей которых являлось исправительное воздействие на осуждённого посредством коллектива, в котором он проживает, т. е. воспитание правонарушителя через коллектив. Как писал в своих работах сам А. С. Макаренко: «… Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На пра


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.