Трудовые ресурсы предприятия — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Трудовые ресурсы предприятия

2022-10-29 23
Трудовые ресурсы предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. В состав трудовых ре­сурсов включают как занятых, так и потенциальных работников.

В практике планирования и учета к трудовым ресурсам в на­стоящее время относят население в трудоспособном возрасте, то есть мужчин 16-59 лет, женщин 16-54 лет, за исключением нера­ботающих инвалидов первой и второй групп и лиц, получающих пенсию по старости на льготных условиях; мужчин и женщин соответственно 60 и 55 лет и старше, подростков в возрасте до 16 лет.

Основную часть трудовых ресурсов составляет население в трудоспособ-ном возрасте.

Изменение численности трудовых ресурсов зависит от есте­ственного движения населения, рождаемости и смертности. Меняется также соотно-шение численности поколений, вступающих в трудоспособный возраст и переходящих в пенсион­ный возраст. Поэтому удельный вес трудоспособного населения колеблется.

Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предпри­ятия заключается в их активной роли. Например, каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условии труда, потребовать их изменения и модификации неприемлемых с его точки зрения работ, переобучения другим профессиям и специально­стям, наконец, уволиться с предприятия по собственному желанию.

Трудовые ресурсы предприятия - это часть трудовых ресурсов страны, занятых на данном предприятии.

От трудовых ресурсов (кадров) предприятия следует отличать понятие «кадровый потенциал». Это важнейшая интегральная характеристика персонала, представляющая собой его максимальныевозможности по достижению целей предприятия.

Кадры - это совокупность работников различных профессионально-квалифика-ционных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и неосновной его деятельностью. Следует различать такие понятия, как «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы предприятия». Понятие «трудовые ресурсы предприятия» характеризует его потенциальную рабочую силу, «персонал» - весь личный состав работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифициро­ванных работников. Под кадрами предприятия понимается основ­ной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

Кадровый состав или персонал предприятия и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структур­ные характеристики и показателей эффективности, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсо­лютными и относительными показателями:

1. Списочная и явочная численность работников предприятия и (или) его подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;

2. Среднесписочная численность работников предприятия и (или) его подразделений за определенный пе­риод;

3. Удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия;

4. Темпы роста (прироста) численности работников предпри­ятия за определенный период;

5. Средний разряд рабочих предприятия;

6. Удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее спе­циальное образование в общей численности служащих и (или) работников предприятия;

7. Средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;

8. Текучесть кадров;

9. Фондовооруженность труда работников и (или) рабочих предприятия и др.

Совокупность перечисленных и ряда других показателей может дать представление о количественном, качественном и структур­ном состоянии персонала предприятия и тенденциях его измене­ния для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Качественная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия определяется степенью профессиональной и квалифи­кационной пригодности его работников для выполнения целей пред­приятия и производимых ими работ. Качественные характеристики персонала предприятия и качество труда оценить значительно слож­нее. В настоящее время нет единого понимания качества труда и качественной составляющей трудового потенциала рабочей силы.

Профессия - это особый вид трудовой деятельности, требую­щий опреде-ленных теоретических знаний и практических навы­ков. Специальность - вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особен-ности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, то есть степенью овладения той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалифи­кационных (тарифных) разрядах и категориях. Тарифные разряды и категории - это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ.

Работники промышленно-производственного персонала подраз­деляются на две основные группы: рабочие и служащие. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, перемещением грузов, пере­возкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В свою очередь рабочие обычно подразделяются на основных и вспомога­тельных.

В группе служащих обычно выделяются такие категории рабо­тающих, как руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников предприятия к той или иной группе оп­ределяется классификатором профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов служащих, имеющих, по существу, значение общероссийского государственного стандарта.

К руководителям от­носятся работники, занимающие должности руководителей пред­приятий и их структурных подразделений, а также их заместители по следующим должностям: директора, начальники, управляющие, заведующие на предприятии, в структурных единицах и подразде­лениях; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инже­нер, главный механик, главный технолог, главный экономист и др.).

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-тех­ническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности.

К собственно слу­жащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслу­живание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, дело­производители, учетчики, чертежники и др.).

Профессионально-квалификационная структура служащих пред­приятия находит отражение в штатном расписании - документе, ежегодно утверждаемом руководителем предприятия и представ­ляющем собой перечень сгруппирован-ных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. Пересмотр штатного расписания осущест­вляется в течение года путем внесения в него изменений в соот­ветствии с приказом руководителя предприятия.

Управление кадрами (персоналом) - это часть менеджмента, связанная с трудовыми ресурсами предприятия и их отношениями внутри фирмы. Основными целями управления кадрами являются:

1. Удовлетворение потребности предприятия в кадрах;

2. Обеспечение рациональной расстановки, профессионально-квалифи-кационного и должностного продвижения кадров;

3. Эффективное использование трудового потенциала предпри­ятия.

Управление кадрами связано с разработкой и реализацией кад­ровой политики, включающей в себя:

1. Планирование, наем и размещение рабочей силы.

2.   Обучение, подготовку и переподготовку работников.

3.   Продвижение по службе и организацию карьеры.

4.   Условия найма, труда и его оплаты.

5.  Обеспечение формальных и неформальных связей, созда­ние комфортного психологического климата в трудовом коллективе.

Работу с кадрами на предприятии осуществляют все линейные руководители, а также некоторые функциональные отделы, служ­бы и отдельные специалисты и менеджеры: отдел кадров; отдел труда и заработной платы; отдел технического обучения; отдел управления персоналом; лаборатории НОТ; управляющие (дирек­тора, менеджеры) кадрами (персоналом). Кадровые службы занимают различное место в иерархии предприятий разных форм собственности.

Планирование рабочей силы как важнейшая составная часть управления кадрами предусматривает: определение целей и задач на предстоящий период в области трудовых ресурсов исходя из главных целей предприятий, условий выпуска продукции и ее сбыта; определение численности работающих; оценку текучести кадров и обеспечение своевременной замены увольняющихся; определение места и времени дефицита рабочей силы; прогнозирование изме­нений спроса на рабочую силу на рынке труда и др. Кадровая политика и цели предприятия в области трудовых ресурсов должны соответствовать общим целям фирмы. Мероприятия по их реали­зации включают и меры по увеличению производительности труда и высвобождению рабочей силы.

Текучесть кадров - это выраженное в процентах отношение числа уволенных по собственному желанию работников за опреде­ленный период времени к среднесписочной их численности за тот же период. На уровень текучести рабочей силы на предприятии оказывает влияние множество факторов: род деятельности пред­приятия, пол и возраст работающих, общее состояние конъюнк­туры и др. 

Таким образом, деятельность предприятия, направленная на снижение текучести кадров, может оказать непосредственное влия­ние на повышение эффективности производства в целом. Поэтому работа с увольняющимися и разработка мероприятий по сокраще­нию текучести кадров являются важными элементами работы с персоналом. При работе с увольняющимися следует учитывать ос­новные причины увольнения. В рыночных условиях хозяйствова­ния увольнение может происходить по собственному желанию и по инициативе администрации.

 Для сокращения текучести кадров могут быть предусмотрены следующие мероприятия:

- улучшение условий труда и его оплаты;

- максимально полное использование способностей работ­ников;

- совершенствование коммуникаций и обучения;

- проведение эффективной политики социальных (корпора­тивных) льгот;

- постоянный анализ и корректировка кадровой политики и заработной платы;

- повышение степени привлекательности труда, выполняемых видов деятельности и др.

Побуждение работников предприятия к реализации поставленных перед ними целей и задач является объективной необходимостью и осознается всеми руководителями. Однако в течение длительного периода наука управления персоналом преувеличивала значение материальных стимулов. В результате проведенных исследований было установлено, что удовлетворенность работников материаль­ными условиями труда (заработная плата, пособия и др.) далеко не во всех случаях приводит к повышению производительности труда. Как показывает практика, наиболее эффективными стимулирую­щими факторами являются соответствие выполняемой работы потребностям человека в самоутверждении как личности и воз­можность самовыражения.

Эти обстоятельства заставляют руководителей предприятий придавать большее значение не административным методам управления и материального стимулирования, а мотива­ции труда.

Мотивация труда - это одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприя­тия через удовлетворение их собственных потребностей. Главные рычаги мотивации - стимулы и мотивы. Под стимулом обычно подразумевается материальная награда определенной формы, на­пример заработная плата. В отличие от стимула мотив является внутренней побудительной силой: желание, влечение, ориентация, внутренние целевые установки и др.

Современные теории мотивации в значительной степени осно­ваны на результатах психологических исследований и направлены в первую очередь на определение перечня и структуры потребнос­тей людей. Потребности рассматриваются в данном контексте как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к дейст­вию, и разделяются на первичные (врожденные) и вторичные (образующиеся в ходе приобретения определенного жизненного опыта).

Одна из наиболее распространенных классификаций потребностей - иерархия потребностей по А. Маслоу:

1. Потребность в самовыражении - потребность полностью развить свой творческий потенциал относительно работы, воспитания и образования детей и др.;

2. Потребность в уважении - потребность в самоуважении и уважении других людей, престиже, славе и др.;

3. Социальные потребности - потребности входить в какую-либо группу, поддерживать с членами этой группы дружес­кие отношения и др.;

4. Потребность в безопасности - потребность в защите и по­рядке;

5. Физиологические потребности, к которым относятся потреб­ности в пище, тепле, жилище и др.

Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей определяют поведение человека. При этом потребности более вы­сокого уровня не моти-вируют его поведение, если хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня. Однако эта иерар­хическая структура не является абсолютно жесткой, и относитель­ная значимость потребностей в различных странах может меняться.

 Основными формами мотивации (стимулирования) работников предприятия являются:

1. Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем оплаты других работников предприятия). Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, лич­ных способностей и достижений в труде и включает различные доплаты и премии. К нему приплюсовываются доходы от участия в прибылях и в акционерном капитале предприятия.

2. Системы внутрифирменных льгот работникам предприятия:

- субсидированное и льготное питание, установка на предпри­ятии автоматов для продажи горячих напитков и закусок;

- продажа продукции предприятия своим работникам со скид­кой;

- полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;

- предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента;

- предоставление права пользования транспортом фирмы;

- оплата больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников за счет предприятия;

- эффективное премирование, доплаты за стаж работы на предприятии и др.

3. Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу:

- предоставление права на скользящий, гибкий график работы;

- предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе;

- более ранний выход на пенсию и др.

4. Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в дан­ном случае решается проблема отчуждения их от предприятия и его руководителей. Всемерное развитие горизонтальных связей и горизонтальных структур управления является организационной основой для мотивации работников.

5. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимо­понимания внутри коллектива. Образование различных неформаль­ных функциональных групп работников (например, кружки ка­чества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам своего предприятия. Моральное поощрение работников.

6. Продвижение работников по службе, планирование их карь­еры, оплата обучения и повышения квалификации.

Данные мероприятия по повышению мотивации труда позво­ляют более эффективно использовать трудовой потенциал пред­приятия и повысить его конкурентоспособность на рынке.

Государственное регулирование трудовых отношений на пред­приятии осуществляется в следующих основных формах и направ­лениях:

1. Разработка соответствующей законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

2. Изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения и обязательных платежей в бюджет, ее перерас­пределение и воздействие на формирование рынка труда и соответствующего кадрового потенциала;

3. Прямое участие государства в управлении трудовыми отношениями в бюджетной сфере.

Эффективность использования трудовых ресурсов предпри­ятия измеряется такими показателями, как производительность и трудоемкость.

Источниками комплектования кадров предприятия являются:

• собственные сотрудники;

• прежние сотрудники;

• случайные претенденты;

• профессиональные и промышленные ассоциации;

• школы, колледжи и вузы;

• клиенты и поставщики;

• службы занятости;

• агентства по трудоустройству;

• конференции специалистов и т.д.

Рынок труда и занятость

Рынок труда является неотъемлемой составной частью рыноч­ного механизма хозяйствования, который представляет собой со­вокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена.

Рынок труда - это, во-первых, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во-вто­рых, место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; в-третьих, поле взаимоотношений отдель­ного предприятия и его сотрудников, как потенциальных, так и фактических.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель - это наниматель, в качестве которого могут выступать: государственные унитарные предприятия, акционер­ные общества, общест-венные организации, частные унитарные предприятия, хозяйственные ассо-циации, совместные предпри­ятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники - это трудоспособные граждане, для ко­торых работа по найму - главный источник средств существова­ния. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального ста­туса и ряда социально приобретенных качеств - ответственности, исполнительности, дисциплинированности, обязательности, пред­приимчивости и др.

Система отношений на рынке труда складывается из трех ком­понентов (см. рис. 1):

- отношений между наемными работниками и работодателями;

- отношений между субъектами рынка труда и представителя­ми (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

- отношений между субъектами рынка труда и государством.

 

Рынок труда выполняет ряд функций:

- организует взаимодействие работодателей и наемных работ­ников;

- обеспечивает конкуренцию, как между работодателями, так и между наемными работниками;

- устанавливает равновесные ставки заработной платы;

- содействует решению вопросов занятости;

- осуществляет социальную поддержку безработных.

Основная функция рынка труда состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы в националь­ном хозяйстве между отраслями и сферами производства и рабо­той незанятого населения.

Рынок труда включает в себя следующие элементы:

- спрос на рабочую силу;

- предложение рабочей силы;

- цену рабочей силы.

Спрос на рабочую силу - это потребность экономики в опреде­ленном количестве работников на конкретный момент времени. Обычно такая потребность выражается в количестве населения. Общий спрос должен быть равен численности занятых плюс коли­чество имеющихся вакансий.

Спрос на рабочую силу на рынке труда складывается из сле­дующих составляющих:

- потребности в работниках за счет создания новых рабочих мест;

- выбытия с производства работников в связи с уходом на пен­сию или смертностью, поступлением на учебу, призывом в воору­женные силы.

Предложение рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе - источника средств существования. В количественном вы­ражении оно равно числу лиц, выходящих на открытый рынок тру­да и обращающихся по вопросам найма в службы занятости или не­посредственно на предприятия и в организации.

На перспективу предложение рабочей силы должно включать лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу, а так­же лиц, которые войдут на рынок труда в течение прогнозируемо­го периода. К последним относятся: высвобождаемые работники; увольняемые работники (по причинам текучести кадров и в связи с окончанием срока договора); выпускники общеобразовательных учреждений; лица, прибывшие из других регионов; лица, выходя­щие на рынок труда из домашнего и личного подсобного хозяйства.

Одной из составляющих рынка труда наряду со спросом и пред­ложением является цена рабочей силы. Оплачивая рабочую силу, как товар, собственник стремится наиболее эффективно ее исполь­зовать. И здесь на первый план выступают экономические факторы, которые заставляют собственников и организаторов производства уделять первостепенное внимание устранению простоев, потерь ра­бочего времени, обеспечению соответствующего уровня производст­ва, труда и управления. Эффективное использование рабочей силы требует, чтобы этот дорогой товар находился в хорошем состоянии. Следовательно, необходимо заниматься условиями труда и быта ра­ботников, постоянно развивать их способность к труду путем не­прерывной системы подготовки и переподготовки кадров, повыше­ния их квалификации. Все это увеличивает цену рабочей силы.

Равновесие на рынке труда определяется равенством спроса и предложения рабочей силы. Если предложение труда меньше, чем спрос на него, то возникает дефицит кадров, в противоположном случае - безработица.

Под безработицей обычно понимается ситуация на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на него, причем это несо­ответствие может быть как количественным, так и качественным. Современные экономисты рассматривают безработицу как ес­тественную и неотъемлемую часть рыночной экономики.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.