Понятие структуры предприятия и факторы ее определяющие — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие структуры предприятия и факторы ее определяющие

2022-10-29 27
Понятие структуры предприятия и факторы ее определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура предприятия - это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих хозяйственный объект.

Структура предприятия определяются следующими основными факторами:

• размером предприятия;

• отраслью производства;

• уровнем технологии и специализации предприятия.

Предприятие является сложной иерархической системой, в которой в качестве ступеней иерархии выступают производство, цех, участок, рабочее место (см. рис. 3).

 

 

 

 


Рисунок 3. Иерархическая система предприятия

 

Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует. Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Факторы, определяющие сложность организационной структуры предприятия, представлены в таблице 2.

Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых – изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, предприятие должно иметь в своем составе цехи или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса. Помимо того, каждое пред-приятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации постоянно ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов.

Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным и всему предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагается задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.

Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений предприятия оказывают его масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размерам предприятиях создаются специальные структурные подразделения - отделы, цехи. На малых предприятиях указанные обязанности распределяются среди персонала по взаимной договоренности. 

   Таблица 2. - Факторы, определяющие сложность организационной   

   структуры предприятия

 

Принципиальная схема структуры предприятия показана на рисунке 4. Она отражает не реальную структуру какого-либо конкретного предприятия, а его функцию. На крупном предприятии указанные функции, как правило, разделяются на более конкретные обязанности отдельных подразделений. Скажем, основные цехи делятся на группы: заготовительные, обрабатывающие, сборочные (отделочные).

Отделы и лаборатории тоже непосредственно классифицируются к зависимости от конкретных задач. Так, группа технических отделов может включать до десятка отделов главного конструктора по каждому изделию, которое серийно выпускается на предприятии. Отдельно могут создаваться отделы главного технолога, главного металлурга, главного химика, модельера и т.д. Заместителей директора порою становится при этом значительно больше, чем число работников, занятых на малом предприятии.

 

Рисунок 4. Структура предприятия

 

В отличие от крупных предприятий функции структурных звеньев малых предприятий не дифференцируются, а наоборот, интегрируются иногда до такой степени, что даже у директора не оказывается ни одного заместителя, а во время его отсутствия функции руководителя берет на себя главный бухгалтер или, скажем, мастер. Последние также могут совмещать множество функций, включая материально-техническое обеспечение предприятия, сбыт продукции, организацию ремонта оборудования, транспорта и пр.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.