Раздел 3. Социальные отношения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Раздел 3. Социальные отношения

2022-10-27 31
Раздел 3. Социальные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

15. Практическая работа № 9(2 часа):

Социальная структура общества. Социальные группы, их классификации.

Неравенство и социальная стратификация.

Социальный статус и социальная роль.

Социальная мобильность.

На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

 

1. Социальная структура -

 

2. Социальная группа -

 

 

3. Виды социальных групп (напишите названия и охарактеризуйте):

4. Социальная стратификация –

 

 

5. Какие выделяются основания для социальной стратификации?

 

 


6. Вы берите правильный ответ.

 Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

А. Социальные отношения — это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально - образовательных, социальных общностей.

Б. Социальные отношения— это политические и экономические отношения между социальными группами.

1)верно только А                    3)верны оба суждения

2)верно только Б                     4)оба суждения неверны

 

7. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.

Б. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

 

16. Практическая работа № 10(2 часа):

Отклоняющееся (девиантное) поведение, его формы и проявления. Алкоголизм и наркомания.

На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

 

1. Отклоняющееся поведение –

 

 

2. Всегда ли отклоняющееся поведение несет в себе негативный характер? Ответ обоснуйте.

 

 

 


3. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится

1) всенародная слава 2) всеобщий почет

3) доброжелательное отношение 4) награждение грамотой

 

4. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Одним из проявлений отклоняющегося поведения является следование

социальным нормам.

Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой

уголовное наказание.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой

оно указано.

1)Шантаж; 2) бюрократия; 3)взятка; 4) коррупция; 5) вымогательство.

 

6. Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.:

 «Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец».

Какие причины преступления называет Л.Н. Толстой? Какие признаки профессиональной преступности вы можете назвать? Назовите известные вам виды преступлений.

 

 

 

 


17. Самостоятельная работа № 7(2 часа):

Задание: Напишите эссе не тему – «Поведение есть зеркало, в котором каждый показывает свой образ».

18. Практическая работа № 11(2 часа):

Социальный конфликт и пути его разрешения.

На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

1.  Социальный конфликт –

 

 

 


2. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

3. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.

Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

4. Укажите две положительные черты социального конфликта.

 

 


5. Работа с текстом: фрагмент из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа.

ор Элементы теории социального конфликта. с источником

Р. Дарендорф (род. в 1938 г.).

 

Регулирование социальных конфликтов является решаю­щим условием уменьшения насильственности почти всех ви­дов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее ин­тенсивными, но в такой мере, в которой удается регулиро­вать, они становятся контролируемыми, и их творческая си­ла ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также дан­ные отдельные противоречия признавались всеми участни­ками как неизбежные, и более того — как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рас­сматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также не­достаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регули­рованием их проявлений и что нужно отказаться от беспо­лезных попыток устранения их причин.

 

Вопросы и задания к источнику:

1. Как автор оценивает воз­можность регулирования конфликтов?

2. На основе текста парагра­фа и документа сформулируйте основные принципы компромиссно­го разрешения конфликта.

3. Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

 

 

 

 


19. Практическая работа № 12(2 часа):

Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты и пути их разрешения.

На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста

1. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной
2) территориальной
3) демографической
4) этнической

 

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».

1) Первичная группа; 2) историческая память; 3) монархия; 4) территория; 5) народность; 6) язык.

 

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите.

 

                                                                                                                            

 


3.  Нация –

 

4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».

1) Народность 2) племя 3) нация 4)род 5) каста 6) государство.

 

5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности».

1) Род; 2) племя; 3) народность; 4) союз; 5) нация; 6) государство.

 

6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Одной из причин межнациональных конфликтов являются территориальные споры.

Б. Способом преодоления противоречий в межнациональных отношениях является расширение культурных связей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

20. Практическая работа № 13(2 часа):

Национальная политика.

Конституционные принципы национальной политики в РФ.

На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста

1. Национальная политика -

 

 


2. Принципы национальной политики в РФ –

 

 


3. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений государственной национальной политики РФ?

1) в органах государственной власти республик, входящих в состав России, национальный язык употребляется наряду с государственным языком РФ.

2) вопрос о сохранении родного языка решается только на уровне государственных органов данного национального образования.

3) РФ гарантирует права только тех коренных народов, численность которых превышает 10 тыс. чел.

4) предоставление льгот при поступлении в ВУЗы представителям коренного населения.

 

4. Верны ли следующие суждения о принципах государственной национальной политики в России

А. К основным принципам государственной национальной политики в России относится запрет на развитие национальных культур и языков входящих в её состав народов.

Б. К основным принципам государственной национальной политики в России относится ограничение прав буддистов и мусульман по признаку религиозной принадлежности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

21. Практическая работа № 14(2 часа):

Молодежь как социальная группа.

Социальное развитие и молодежь.

Семья и брак.

На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста

 


1. Молодежь –

 

 

2. К молодежи обычно относят людей в возрасте от ………….. лет.

 

3. Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из них проиллюстрировав конкретным примером.

 

     
 

 

 


4. Семья –

 

 


5. Брак –

 

 

6. Какое понятие имеет более широкий смысл, понятие «семья» или «брак»? Ответ поясните:

 

7. Перечислите условия заключения брака:

 

 

 


22. Самостоятельная работа № 8(2 часа):

Задание: Напишите эссе не тему – «Характер ребенка-это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер».

 

23. Практическая работа № 15(2 часа):

Религиозные объединения и организации.

На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста

 

1. Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г.).

Статья 1. Основные понятия.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):

1. деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

· подрыв безопасности Российской Федерации;

· захват или присвоение властных полномочий;

· создание незаконных вооружённых формирований;

· осуществление террористической деятельности;

· возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

· унижение национального достоинства;

· осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

· пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности…

Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Вопросы и задания к документу:

1. Какие признаки позволяют характеризовать отдельные религиозные организации как экстремистские?

2. Укажите признаки, которые наиболее опасны для межконфессиональных отношений.

3. Почему государство применяет к экстремистским организациям жёсткие санкции вплоть до запрещения их деятельности?

 

 

 


2. Какие религиозные объединения могут действовать в Российской Федерации?

 

 



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.