Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

2022-10-27 159
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По учебнику А.Г. Важенина

 

Студента первого курса

 Группы № ________

___________________________________________

Профессия/специальность ________________________________

 

 

Г. Вологда

Содержание:

 

1. Рекомендации по выполнению заданий……………………..…..стр. 5-8

2. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе……………………………………………………………стр. 8-11

3. Основы знаний о духовной культуре человека и общества......стр. 12-18

4. Социальные отношения ………………………………………....стр. 19-29

5.  Политика как общественное явление ………………………….стр. 29-39

6. Список использованной литературы……………………………….стр. 40

 

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь включает в себя комплекс заданий для проведения практических занятий и самостоятельных работ по дисциплине «Обществознание».

Рабочая тетрадь предназначена для студентов, обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 19.01.17 Повар, кондитер. Рабочая тетрадь составлена по учебнику: Важенин А.Г. Обществознание. Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — 5-е изд., испр. — М.: Академия, 2012. — 368 с.

На практические занятия отводится 46 часов, на самостоятельную внеурочную работу студентов - 20 часов.

    Цель данной рабочей тетради – систематизировать, актуализировать, обобщить знания учащихся об обществе и человеке; формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала; формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения; формировать гражданский патриотизм; развивать навыки самостоятельной работы; подготовить студентов к ЕГЭ по обществознанию.

 

 

Задания для практических работ:

 

Раздел: Кол-во часов:
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе 6
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества 10
Раздел 3. Социальные отношения 14
Раздел 4. Политика как общественное явление 16

 

 

Задания для самостоятельных работ:

 

Раздел: Кол-во часов:
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе 6
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества 6
Раздел 3. Социальные отношения 4
Раздел 4. Политика как общественное явление 4

 

 

Рекомендации по выполнению заданий

Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данные рекомендации.

В тетрадь включены задания следующих видов:

1. На основании текста учебника, найдите значения понятий.

Например: 1. Найдите в учебнике 1.1 значения понятия «Общество».

Ответ: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

2. На основании материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

Например: учебник 1.3 Сферы общества

· Выделяют четыре сферы общества:

экономическую;

социальную;

политическую;

Духовную.

3. Установите соответствие между понятием и определением.

В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие.

Например: учебник 1.2 Общество и природа

1. ПриродаА. это весь животный и растительный мир.

2. БиосфераБ. это совокупность естественных условий существования человечества.

3. МатриархатВ. это главенство мужчины в первобытной семье.

4. ПатриархатГ. это главенство женщины в первобытной семье.

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.

4. Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца

Например: учебник 1.3 Сферы общества

Сфера общества                      Вид деятельности

1. Экономическая                А. Избрание президента

2. Социальная                      Б. Заключение договора купли - продажи

3. Политическая                  В. Концерт классической музыки

4. Духовная                          Г. Принятие закона о повышении пенсии

 

Ответы занесите в таблицу.

1 2 3  3 4
Б Г А А В

5. Заполните пробелы в графических схемах:

Например: какая форма правления не указана в схеме?

Ответ: республика.

6. Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей.

Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании.

7. Задание на исправление ошибок в определениях.

В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.

8. Эссе:

Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а)         интересна вам;

б)         вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в)         по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

 

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).

Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Клише

В качестве одного из вариантов подготовки к написанию эссе можно использовать коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях – рассуждениях.

 

Вступление

Я согласен с данным мнением…

Я не разделяю подобную точку зрения…

Нельзя не согласиться с мнением …

Поражает глубина мысли великого…

Удивляет нестандартный подход к проблеме…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

Я не могу присоединиться к этому утверждению…

Основная часть.

Существует несколько подходов к данной проблеме…

С незапамятных времен бытовало мнение…

Посмотрим на проблему с другой стороны…

Во-первых,... во-вторых,... в-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов...

Например,…

Проиллюстрируем это положение следующим примером...

Для полемического эссе:

С одной стороны,...

С другой стороны,…

Следует отметить…

Необходимо заметить…

Заключение

Исходя из вышесказанного…

Подводя итог размышлениям…

Таким образом,…

Подведем общий итог рассуждению...

Итак,…

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Вот почему я согласен с мнением…

Резюмируя сказанное, следует отметить…

 

 

По учебнику А.Г. Важенина

 

Студента первого курса

 Группы № ________

___________________________________________

Профессия/специальность ________________________________

 

 

Г. Вологда

Содержание:

 

1. Рекомендации по выполнению заданий……………………..…..стр. 5-8

2. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе……………………………………………………………стр. 8-11

3. Основы знаний о духовной культуре человека и общества......стр. 12-18

4. Социальные отношения ………………………………………....стр. 19-29

5.  Политика как общественное явление ………………………….стр. 29-39

6. Список использованной литературы……………………………….стр. 40

 

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь включает в себя комплекс заданий для проведения практических занятий и самостоятельных работ по дисциплине «Обществознание».

Рабочая тетрадь предназначена для студентов, обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 19.01.17 Повар, кондитер. Рабочая тетрадь составлена по учебнику: Важенин А.Г. Обществознание. Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — 5-е изд., испр. — М.: Академия, 2012. — 368 с.

На практические занятия отводится 46 часов, на самостоятельную внеурочную работу студентов - 20 часов.

    Цель данной рабочей тетради – систематизировать, актуализировать, обобщить знания учащихся об обществе и человеке; формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала; формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения; формировать гражданский патриотизм; развивать навыки самостоятельной работы; подготовить студентов к ЕГЭ по обществознанию.

 

 

Задания для практических работ:

 

Раздел: Кол-во часов:
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе 6
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества 10
Раздел 3. Социальные отношения 14
Раздел 4. Политика как общественное явление 16

 

 

Задания для самостоятельных работ:

 

Раздел: Кол-во часов:
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе 6
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества 6
Раздел 3. Социальные отношения 4
Раздел 4. Политика как общественное явление 4

 

 

Рекомендации по выполнению заданий

Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данные рекомендации.

В тетрадь включены задания следующих видов:

1. На основании текста учебника, найдите значения понятий.

Например: 1. Найдите в учебнике 1.1 значения понятия «Общество».

Ответ: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

2. На основании материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

Например: учебник 1.3 Сферы общества

· Выделяют четыре сферы общества:

экономическую;

социальную;

политическую;

Духовную.

3. Установите соответствие между понятием и определением.

В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие.

Например: учебник 1.2 Общество и природа

1. ПриродаА. это весь животный и растительный мир.

2. БиосфераБ. это совокупность естественных условий существования человечества.

3. МатриархатВ. это главенство мужчины в первобытной семье.

4. ПатриархатГ. это главенство женщины в первобытной семье.

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.

4. Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца

Например: учебник 1.3 Сферы общества

Сфера общества                      Вид деятельности

1. Экономическая                А. Избрание президента

2. Социальная                      Б. Заключение договора купли - продажи

3. Политическая                  В. Концерт классической музыки

4. Духовная                          Г. Принятие закона о повышении пенсии

 

Ответы занесите в таблицу.

1 2 3  3 4
Б Г А А В

5. Заполните пробелы в графических схемах:

Например: какая форма правления не указана в схеме?

Ответ: республика.

6. Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей.

Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании.

7. Задание на исправление ошибок в определениях.

В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.

8. Эссе:

Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а)         интересна вам;

б)         вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в)         по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

 

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).

Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Клише

В качестве одного из вариантов подготовки к написанию эссе можно использовать коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях – рассуждениях.

 

Вступление

Я согласен с данным мнением…

Я не разделяю подобную точку зрения…

Нельзя не согласиться с мнением …

Поражает глубина мысли великого…

Удивляет нестандартный подход к проблеме…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

Я не могу присоединиться к этому утверждению…

Основная часть.

Существует несколько подходов к данной проблеме…

С незапамятных времен бытовало мнение…

Посмотрим на проблему с другой стороны…

Во-первых,... во-вторых,... в-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов...

Например,…

Проиллюстрируем это положение следующим примером...

Для полемического эссе:

С одной стороны,...

С другой стороны,…

Следует отметить…

Необходимо заметить…

Заключение

Исходя из вышесказанного…

Подводя итог размышлениям…

Таким образом,…

Подведем общий итог рассуждению...

Итак,…

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Вот почему я согласен с мнением…

Резюмируя сказанное, следует отметить…

 

 

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

 

 

1. Самостоятельная работа № 1 (2 часа):

Задание: Напишите эссе не тему - «Что есть человек?».

 

2. Самостоятельная работа № 2(2 часа):

Задание: Напишите эссе не тему – «Личностью не рождаются, личностью становятся».

 

3. Практическая работа № 1(2 часа):

Мышление и деятельность.

Потребности, способности и интересы личности.

На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

1. Потребность –

 

2. Классификация потребностей по А. Маслоу:

 

 

3. Деятельность - 

 

 

4. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

 

 

5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

Образ; язык; представление; темперамент; знак.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

 

4. Самостоятельная работа № 3(2 часа):

Задание: Напишите эссе не тему – «Свободным родился человек и везде он закован в железо».

 

5. Практическая работа № 2(2 часа):

Системное строение общества: основные сферы и социальные институты

Социальное взаимодействие и общественные отношения

На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

 


1. Сфера общества -

 

2. Сферы общества (напишите названия и охарактеризуйте):

 

3. Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

 

 

 

4. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они существовать независимо друг от друга?

 

 

 

 


6. Практическая работа № 3(2 часа):

Особенности современного мира.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века.

На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

 


1. Глобализация - 

 

 

2. Основные черты глобализации:

 

 

 


3. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?

А. Глобализация способствует целостности мира и его развитию.

Б. Глобализация способствует распространению ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Унификация –

 

 

5. Глобальными проблемами признаются:

 

 

 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.