Сосчитай до 7 и начинай счёт заново. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Сосчитай до 7 и начинай счёт заново.

2022-10-29 31
Сосчитай до 7 и начинай счёт заново. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сосчитай [подобным образом] от 21 до 21 600 [циклов дыхания].

Когда ум отвлечётся из-за того, что ещё не привык к подобному [объекту концентрации],

Позиция тела и дыхание могут нарушиться.

Тогда соверши очистительные дыхания, исправь позицию [тела] и продолжай практиковать как прежде.

Что же касается того, как считать теперь, то прими за один счёт три стадии дыхания – вдох, удержание воздуха внутри и выдох. Теперь считай эти циклы – один, два и так далее. [JP, f. 38a]

В конце следует описание основных и второстепенных благих результатов практики ваджрной рецитации. Так же как в случае концентрации на камне как внешнем объекте, а затем и на внутреннем образе, ваджрная рецитация закладывает основу для пребывания ума:

Затем ты достигнешь того, что искал, – пребывания ума. Подсчитывая количество циклов дыхания в течение целого дня, ты обретёшь уверенность. Это второй положительный результат данной практики. [JP, f. 38a]

Далее Джампел Паво даёт наставления о том, как следовать за дыханием. Вместо того чтобы фокусировать внимание на дыхании в тот момент, когда воздух входит в ноздри, практикующие теперь во время каждого последующего цикла дыхания пытаются следовать всё дальше и дальше внутрь тела вслед за движением воздуха:

Анализируй и наблюдай, следуя за дыханием во время вдоха и выдоха. Циркулирует ли дыхание по всем частям тела или оно перемещается лишь в одном направлении? Спустя некоторое время начинает казаться, что дыхание не циркулирует в разных частях тела и не направлено куда-либо ещё,[424] и тогда можно получить определённый опыт – распознать характеристики дыхания. [JP, f. 38a]

Автор цитирует отрывок из «Абхидхармы», чтобы показать, что наблюдение за дыханием сопряжено с визуализацией (dmigs pa) выбранного объекта:

Наблюдение: представь, как воздух проходит через всё тело и выходит обратно. Движется он по всему телу или лишь в какой-то одной его [части]? [JP, f. 40a]

В результате при помощи визуализации внутреннего дыхания практикующие обнаруживают внутри тела основные и дополнительные энергетические каналы и текущие в них потоки энергии. В каждом отдельном канале дыхание находится разное время. У каждого канала свой цвет, элемент, семенной слог и связанное с ним тигле. Повторяющаяся визуализация внутреннего дыхания приводит к тому, что становятся различимы соответствующие атрибуты каждого энергетического канала:

Затем сконцентрируйся на отдельных потоках. Представляй каждый из них в соответствии с продолжительностью его течения, цветом и уникальным элементом [связанным с ним]. Например, представь поток энергии жёлтого цвета, связанный с элементом земля, который движется от правой ноздри. [JP, f. 38b]

Подготавливаясь к практике входа – выхода, практикующие усиливают свою способность к концентрации и визуализации, представляя семенные слоги (yig 'bru), соответствующие каждой стадии цикла дыхания:

Визуализируй группу семенных слогов. Когда выдыхаешь через ноздри, представляй это как цепочку белых слогов ОМ, вибрирующих звуком слога ОМ. Когда происходит вдох, представляй цепочку голубых слогов ХУМ, вибрирующих звуком слога ХУМ. Когда дыхание задерживается внутри, представляй цепочку красных слогов А, вибрирующих звуком слога А. Эти различные звуки [в результате] трансформируются в единый звук. [Затем] медитируй на этом звуке, который расположен под пупком. [JP, f. 38a–39b]

Практикующие полагаются на свою усилившуюся способность к концентрации и визуализации для того, чтобы смешать ('dres ba) эти отдельные вибрирующие звуки в единый звук.

На следующей стадии «вход – выход» практикующим надлежит ослабить концентрацию на дыхании. Вследствие этого вдох и выдох происходят сами по себе. В комментарии сказано: «Не прилагай усилий к подсчёту вдохов – выдохов». [JP, f. 38b]

Это другой способ описать практику беспрепятственного дыхания. Когда воздух естественным образом входит внутрь и выходит наружу, дыхание начинает смешиваться (bsres ba). Практикующие теперь способны различать все пять потоков энергии единовременно, даже если фокусируют внимание лишь на одном из них:

Когда ты освоишь поток энергии, связанный с элементом земля, твои сила и способность по отношению ко [всем] пяти потокам энергии, их атрибутам и связанным с ними элементам[425] будут зависеть от того, насколько глубокой была твоя медитация на потоке энергии [связанном с элементом земля], прежде чем ты смешал его с другими потоками. [JP, f. 39a]

Потоки энергии начинают распространятся по-другому. Энергия сначала распространяется, а затем абсорбируется обратно. Во время процесса распространения можно распознать цвета, лучи света, звуки и остальные атрибуты. С этой точки зрения успешная практика входа – выхода во многом схожа с описанной ранее практикой искусной визуализации:

Не прилагай усилий к подсчёту циклов дыхания. Дыхание и ум смешиваются. Если последуешь за течением дыхания от пупка до кончика носа, а затем от кончика носа обратно к пупку, то это поможет добиться неотвлечения и однонаправленности [основные благие результаты практики, связанные с позицией ума].

Второстепенным благим результатом этой практики [если рассматривать её с позиции ментальных событий] является то, что теперь ты способен видеть цвета пяти потоков энергии. Ты видишь жёлтый поток энергии элемента земля, белый поток энергии элемента вода, красный поток энергии элемента огонь, чёрный поток энергии элемента воздух, синий поток энергии элемента пространство. [JP, f. 38b–39a]

С позиции ума ключевым эффектом этой практики является возросшая способность ума пребывать [на выбранном объекте]. С позиции ментальных событий основная польза заключается в том, что теперь, в какой бы структуре чувственного восприятия ни возникали сенсорные события, все они объединяются воедино, что свойственно медитации на тигле. Теперь, даже если не выполнять какой-либо особой медитации для того, чтобы создать тигле, оно возникает естественным образом, соединяясь с ритмом циркулирующих потоков энергии. Во время вдоха из состояния неопределённой формы начинают распространяться ('char ba) пять основных, а также все дополнительные потоки энергии, каждый из которых обладает индивидуальными цветом, светом, звуком, семенным слогом и так далее Во время выдоха индивидуальные потоки энергии, цвета и так далее абсорбируются в состояние неопределённой формы. В практике искусной визуализации основное внимание уделялось эманирующей форме тигле. Точно так же и в практике ваджрной рецитации стадии вдоха ('ong ba) вместе со всеми присущими ей атрибутами уделяется больше внимания, чем стадии выдоха ('gro ba) со всеми присущими ей атрибутами.

Если практикующие продолжают наблюдать процесс дыхания с позиции ментальных событий, то со временем становятся заметны определённые изменения. Воздух дольше задерживается в теле, а выдохи становятся короче. Снижается вариативность и интенсивность фазы задержки дыхания между вдохами и выдохами (gnas pa'i rlung). Атрибуты, связанные с каждым отдельным потоком энергии, распространяются из состояния неопределённой формы всё реже, и в конечном итоге дыхание остаётся в своей абсорбированной форме:

Затем тебе следует научиться контролировать продолжительность потоков энергии: поток энергии элемента пространство проходит через ноздри не более чем 16 раз; поток энергии элемента воздух – 15 раз; поток энергии элемента огонь – 14 раз; поток энергии элемента вода – 13 раз; поток энергии элемента земля – 12 раз. Время выдоха для каждого из этих потоков энергии всё больше сокращается, а время их пребывания внутри тела всё больше увеличивается. [JP, f. 39a]

Каждый цикл вдоха – выдоха раз за разом влечёт за собой создание и растворение разнообразно организованного, постоянно изменяющегося внутреннего мира. Что касается его содержимого, то оно всё быстрее возвращается в свою абсорбированную форму после фазы распространения. Таши Намгьял пишет: «Ум [грубого уровня] погружается в сон» (sems rnal du pheb) [TN, 285]. Выдохи становятся всё короче, и в итоге внешнее дыхание полностью прекращается, а также исчезают все связанные с ним характеристики потоков энергии. Другими словами, останавливаются и дыхание, и активность ума грубого уровня. Джампел Паво цитирует «Ваджрамала-тантру» (Vajramālātantra) и поясняет:

Плод последней [практики] называется «завершение движения дыхания». Завершение происходит тогда, когда потоки энергии не движутся вовне и одновременно с этим ум, который от них зависит, не устремлён к объектам чувственного восприятия, в результате чего возникает порог, который отсекает внешнее. [JP, f. 39b]

В тантрическом тексте «Панчакрама» в добавление к этому говорится о том, что очищение потоков энергии очищает когнитивную активность грубого уровня, в результате чего может проявиться истинная природа ума:

Визуализация ума посредством ваджрной рецитации позволяет ему пребывать в состоянии покоя, однако настоящей целью этой практики является очищение [потоков энергии]. Ум пребывает в состоянии самадхи, и [его проявления] возникают как миражи. Достигнув этой главной цели, обретёшь мудрость недвойственности.[426]

Из этого отрывка становится очевидно, что ваджрная рецитация, если её тщательно выполнять, может быть самодостаточным методом достижения цели медитации завершения. Однако в традиции махамудры, как утверждают Джампел Паво и многие другие мастера, ваджрная рецитация считается одной из разновидностей искусной визуализации и поэтому прежде всего рассматривается как техника для установления эманирующей формы тигле и соответствующего ей ритма дыхания. Если использовать ваджрную рецитацию подобным образом, то это будет лишь проверкой овладения техникой искусной визуализации с использованием другого выбранного объекта концентрации – дыхания. Освоив технику дыхания «вход – выход», практикующие получают наставления о втором упражнении, которое было создано специально для медитации завершения. Эта техника медитации называется «дыхание сосуда», или «кувшинное дыхание».

 4.2. Кувшинное дыхание
 

В традиции махамудры кувшинное дыхание (санскр. kumbhāka, тиб. bum ba can – дословно «обладающее [формой] кувшина») является наиболее важным упражнением для медитации завершения. Название этой техники точно характеризует сам процесс её выполнения – наполнение (dgang ba) [TN, 285] нижней части лёгких воздухом и удержание его там. Для этого нужно опустить диафрагму таким образом, чтобы брюшная полость выглядела как кувшин.

 

Если рассматривать кувшинное дыхание как психофизиологическое упражнение, то можно выделить четыре составляющие. Практикующие вдыхают и наполняют лёгкие воздухом. Затем они визуализируют, как заполняются два второстепенных энергетических канала (правый и левый). После этого нужно подать брюшную полость вперёд – так, чтобы она стала похожа на кувшин, а диафрагму следует напрячь таким образом, чтобы она давила вниз. Одновременно с этим необходимо визуализировать, как воздух из двух второстепенных каналов входит в центральный канал.

Постепенное продление задержки дыхания усиливает тенденцию дыхания растворяться в центральном канале, что ведёт к овладению техникой входа – выхода. Кувшинное дыхание просто ускоряет процесс растворения, который происходит благодаря повторяющейся практике ваджрной рецитации, особенно когда практикующие достигают определённого мастерства в направлении потоков энергии в центральный канал, а также дальнейшем поднятии этой энергии вверх, после чего она снова выходит наружу через макушку головы.[427]

Вторая составляющая кувшинного дыхания связана с медитацией. Практикующие, удерживая дыхание, наблюдают ум в состоянии покоя. Эта составляющая обозначается как «сила памятования» (dran pa'i stobs). Согласно Кхенчену Трангу Ринпоче, «кувшинное дыхание не заключается в усилении интенсивности процесса. Его цель – позволить уму пребывать в покое, и потому оно связано с лёгкостью и расслаблением».[428]

Практика кувшинного дыхания начинается серией предварительных дыхательных упражнений, предназначенных для очищения энергетической системы [тонкого тела]. Джампел Паво советует «принять позу Вайрочаны и сделать три очистительных дыхания» [JP, f. 41b].

В других местах своего комментария он советует более радикальный способ очистить дыхание – посредством поочерёдного вдоха – выдоха через каждую ноздрю:

…Чистый воздух вдыхай через правую ноздрю, застоявшийся выдыхай через левую; чистый воздух вдыхай через левую ноздрю, застоявшийся выдыхай через правую; вдыхай через обе ноздри очищенный предыдущими двумя циклами воздух. [JP, f. 42a–42b]

Это очистительное дыхание наполняет энергией (shugs) энергетическую систему тонкого тела. Чем более интенсивно выполняется эта практика, тем больше энергии попадает в энергетическую систему.

 

После очистительного дыхания следует приступить к выполнению физиологической части практики. Практикующие направляют вдыхаемый воздух в нижнюю часть лёгких и задерживают дыхание:

Поглубже вдохни воздух через обе ноздри. Медленно направь его вниз, в ту часть тела, которая находится ниже пупка. Направь обратно вверх лишь малую часть воздуха, а остальное задержи так долго, как можешь, не испытывая при этом дискомфорта. Затем дай воздуху тихо и медленно выйти наружу. [JP, f. 41b]

 

Во время задержки дыхания практикующим следует выполнять следующую медитацию:

Итак, в течение всего цикла дыхания – вдоха, задержки дыхания и выдоха – необходимо без отвлечения наблюдать за умом и его активностью, применяя для этого соответственно памятование и бдительность. Особенно во время задержки дыхания, когда воздух удерживается внутри, а ум всё дольше и дольше пребывает в изумительном состоянии покоя, свободном от концепций. [JP, f. 41b]

Практика кувшинного дыхания приносит множество благ. Она позволяет «остановить ум» в том смысле, что происходит завершение когнитивных процессов грубого уровня (rags pa'i rtog pa). Вангчуг Дордже пишет: «Ты не встретишь ничего, что бы напоминало предыдущие когнитивные события» [WD, 90]. Мыслительные процессы, связанные с усложнённым ментальным содержимым, останавливаются. Эмоциональные состояния и перепады настроения, такие как вялость и возбуждение, которые были характерны для искусной визуализации, также сходят на нет [JP, f. 42a]. Точно так же завершаются и перцептивные события грубого уровня.

Для того чтобы понять, что это означает, важно знать, как функционирует восприятие. Активность ума тонкого уровня заключается в непрерывном блуждании ('pho ba) от одного объекта к другому. Термин 'pho ba означает «бродить» или «перемещаться», или, лучше, «непрерывно блуждать от одного к другому». Подобное блуждание является тонкой формой активности ума (bya ba) и классифицируется как когнитивный процесс тонкого уровня (phra ba'i rtog pa). Это блуждание происходит во взаимозависимости с сенсорными контактами[429] (reg pa), возникающими в различных структурах чувственного восприятия. Характеристикой активности тонкого уровня ума являются блуждание ('phyan pa) и привязанность к различным объектам чувственного восприятия (yul). Для того чтобы возникновение ('char ba) сенсорного контакта привело к его осознанию как ментального события, врата (sgo) соответственной структуры сенсорного восприятия должны прийти в движение (rgyu ba) [JP, f. 43a]. Составной термин 'char sgo [JP, f. 39b][430] дословно означает «врата возникновения».[431] Термин 'char sgo также означает, что нечто проявляется по-новому. Если учесть, что теперь любая активность, происходящая при участии врат чувственного восприятия, рассматривается с позиции неусложнённого ума тонкого уровня, то в данном контексте этот термин указывает ещё и на то, что эта активность происходит по-другому, иначе, не так, как прежде.[432]

Как только врата чувственного восприятия пришли в движение, блуждающая активность тонкого уровня передаётся на грубый уровень как сенсорный контакт, который возникает в потоке ума в виде осознаваемого ментального события. То есть из этого сенсорного контакта последовательно создаётся (bcos pa) более сложное проявление, определяемое совокупностью соответствующих ему концепций. Непрекращающаяся блуждающая активность тонкого уровня и функционирование врат чувственного восприятия, как правило, возникают в рамках обычного восприятия автоматически. Эти стремительные процессы обыкновенно происходят вне сферы внимания и не поддаются контролю, однако практикующие постепенно учатся сознавать и контролировать их. Практикующие становятся как бы хранителями врат (sgo yi bu ga 'gag pa) чувственного восприятия.

В тексте «Ваджрадакини» сказано: «Наполнив тело [воздухом], очистишься от ядов и устранишь болезни. Задерживай дыхание и потоки энергии. С помощью практики кувшинного дыхания станешь хранителем врат». [JP, f. 40b–41a][433]

Навык контроля над неустойчивостью обычного ума развивается благодаря «закрытию врат ума [грубого уровня]», «остановки движения врат» (sgo rnams kyi rgyu ba 'gags nas) [JP, f. 43a] или «закрытию рта» (kha sbyor ba) [JP, f. 41a]. «Закрытие рта» – это идиома, означающая закрывание или захлопывание чего-либо. В данном контексте это означает одновременную остановку дыхания и врат ума.

После того как врата ума закрываются, сенсорные контакты не возникают и из них больше не создаётся содержимое грубого уровня, которое можно было бы осознать. Во время медитации на тигле из него больше не распространяются какие-либо определённые атрибуты. В потоке ума больше не возникают простые проявления. Ум грубого уровня останавливается, и в такие моменты исчезает даже абсорбирующая форма тигле.

 Единственное, что можно сознавать в такой момент, – это активность ума тонкого уровня, его непрерывное блуждание. Во время медитации эта активность тонкого уровня больше не усложняется в события восприятия грубого уровня, потому что эти мимолётные движения ума не объединяются вместе (tshogs).[434] Такие движения часто называют «моменты ума».

Джампел Паво описывает весь этот процесс как очищение (dag pa). Существует два вида очищения: 1) очищение омрачений, заслоняющих знание, и 2) очищение омрачений, связанных с эмоциональными состояниями (shes sgrib dang nyon sgrib dag pa) [JP, f. 44a]. Здесь идея «омрачения» (sgrib pa)[435] призвана проиллюстрировать, что целью медитации является очищение омрачений грубого уровня, которые блокируют понимание того, как работает ум более тонкого уровня.

Развитие ментальной гибкости позволяет практикующим удерживать концентрацию на уме тонкого уровня в течение всё более длительных промежутков времени.

На начальной стадии смещения от грубого уровня ментальной активности к тонкому практикующим следует «внимательно следить за всеми формами усложнений и [усиленно] направлять ум к пребыванию на [тонком уровне]» [TN, 656].

 Джампел Паво пишет:

Если рассматривать практику с позиции памятования и бдительности, то следует не [направлять внимание] к когнитивным процессам [грубого уровня], а [удерживать его на уровне] мимолётных движений, которые предшествуют этим процессам.

Когда возникают подобные когнитивные процессы тонкого уровня, не следует допускать ошибок в их распознавании. Зароди силу памятования, как прежде, и глубиной этого знания легко уничтожишь эмоции [грубого уровня], которые теперь стали неактивными. [JP, f. 42a]

Избавление от ментального содержимого грубого уровня позволяет практикующим увидеть, как работает ум тонкого уровня.[436]

 

Джампел Паво предостерегает читателей от неправильного понимания концепции завершения. Медитация завершения не подразумевает устранения всего ментального содержимого грубого уровня. Ментальное содержимое грубого уровня «завершается» лишь в том смысле, что оно больше не омрачает сознавание ума тонкого уровня.

В относительном смысле во время практики кувшинного дыхания мышление и восприятие грубого уровня действительно прекращаются. В другие моменты – во время практики концентрации – они могут частично сохраняться. Опытные практикующие способны по собственному желанию переключаться между ментальной активностью грубого и тонкого уровней и непрерывно удерживать внимание на каждом из этих уровней. Можно сказать, что этот процесс напоминает переключение скоростей.

По наиболее распространённому мнению, на этапе [тонкого уровня] практики шаматхи возникновение ['byung ba] всё ещё происходит, и потому так называемое завершение не означает, что это возникновение прекращается. Те, кто развивал навык беспрепятственности, не отказываются от него [когда их практика переходит на более тонкий уровень], и поэтому [если наблюдать с позиции ума, то он] непрерывно пребывает в состоянии покоя, а [если наблюдать с позиции ментальных событий, то происходит реализация] природы [непрерывной активности ума тонкого уровня]. [JP, f. 43a–43b]

Мимолётная ментальная активность всё ещё происходит ('byung ba), и это непрекращающееся блуждание, которое предшествует любому когнитивному усложнению, само по себе может служить выбранным объектом медитации. Поскольку в рамках обычного сознания эта активность ума тонкого уровня остаётся нераспознанной, то считается, что если рассматривать практику данного этапа с позиции ментальных событий, то можно сказать, что опытные практикующие, которые могут на этом уровне сохранять концентрацию, реализуют природу ума.

 

Если рассматривать эту практику с позиции ума, то медитация завершения позволяет практикующим усилить способность ума пребывать на выбранном объекте.

Поэтому Джампел Паво называет этот этап практики концентрации «непрерывное пребывание» (gnas ba'i rgyun).

Таши Намгьял предупреждает об опасности утраты непрерывного пребывания в том случае, если во время концентрации не позволить уму оставаться, как он есть (rang lugs):

Сначала необходимо предпринять что-то для того, чтобы обеспечить непрерывность ума, либо остановить его для того, чтобы добиться частичного пребывания.

 Через некоторое время можно заметить, что возникает как бы множество мимолётных движений ума, а частичное пребывание удаётся сохранить лишь в незначительной степени.

Это происходит из-за того, что теперь ты не осознаёшь усложнения как непрерывную цепь [искусственно созданных когнитивных процессов грубого уровня], как это происходило ранее. Теперь ты можешь распознать возникновение одной мысли, [а затем] возникновение следующей. Ты можешь потерять уверенность и обнаружить, что сохраняешь частичное пребывание ума лишь в незначительной степени, поэтому не допускай ошибки. Прилагай лишь незначительные усилия для того, чтобы поддерживать пребывание ума. Делай это в расслабленной манере, таким образом, чтобы не блокировать мысли, но и не следовать ни за одной из них, тогда добьёшься пребывания ума. [TN, 656]

Благодаря постоянной практике возрастает способность сохранять определённую стабильность во время пребывания ума на тонком уровне. Если рассматривать практику с позиции ума, то его пребывание на выбранном объекте становится более полным и реже нарушается. Что касается ментальных событий, то поток ума, который удерживается теперь на тонком уровне, воспринимается как стремительная последовательность мимолётных движений ума, каждое из которых можно наблюдать как отдельный «момент ума». Каждый момент ума, в свою очередь, обладает отличительной чертой (rnam dbye) [двойственности], позволяющей наблюдать за ним с двух позиций. То есть каждый момент ума можно наблюдать и с позиции самого ума (chos can) – как непрерывное и полное пребывание, и с позиции ментальных событий – как непрерывную активность ума или его движения (chos), которые можно распознать:[437]

Итак, в чём же отличие между пребыванием / движением и диспозицией / гармонией, понимание которых приводит к совершенству область знания природы [естественного состояния ума]? Это можно выяснить лишь в рамках объяснения медитации завершения. [JP, f. 44a]

 4.3. Йога пространства
 

«Йога пространства» – это название более сложного метода завершения когнитивных процессов грубого уровня. Рангджунг Дордже цитирует Тилопу, которого считают создателем этой практики, однако очевидно, что данная техника медитации появилась задолго до него – ведь упоминание о ней можно найти в текстах традиции ранней махамудры. В тексте Тилопы «Песнь махамудры» можно найти следующие наставления по этой практике:

Например, если нейтрализуешь зрение, глядя в пространство,
 а умом точно так же будешь взирать лишь на сам ум,
 остановив усложнения, присущие мышлению,
 достигнешь высшей реализации.[438]
 
 

Это очень короткое и компактное четверостишие содержит все необходимые наставления.

В нём два указания: следует 1) глядеть в пространство и 2) взирать умом на сам ум.

Первая часть наставления связана с выбранным объектом. В качестве выбранного объекта медитации пространство классифицируется как объект «без опоры» (rten med). Не обращать внимания на объекты восприятия и вместо этого глядеть в пространство – это один из методов избавления от привычной склонности вовлекаться в усложнённые когнитивные процессы грубого уровня.

Во второй части наставлений объясняется, как наблюдать за умом. Ум начинает сознавать (rig pa) процесс собственного функционирования на тонком уровне.

 

Согласно Кхенчену Трангу Ринпоче, цель медитации заключается в том, чтобы «ум… пребывал, не пребывая ни на каком объекте».[439] Положительный результат практики йоги пространства заключается в «прекращении процесса нагромождения [tshogs] мыслей». Привычная склонность ума запускать когнитивные процессы грубого уровня завершается при помощи практики йоги пространства.

 

Все комментарии – Таши Намгьяла, Рангджунга Дордже и Вангчуга Дордже – включают объяснение йоги пространства, основанной на методе Тилопы.

 Таши Намгьял и Вангчуг Дордже предлагают выполнять практику йоги пространства вслед за кувшинным дыханием.

Наставления по йоге пространства из текста Вангчуга Дордже являются типичным примером подобных наставлений:

Итак, концентрироваться на том, что не может являться опорой, следует следующим образом: представь, что континуумы[440] элементов земли, воды, огня, ветра и пространства растворяются друг в друге и становятся Великой Пустотностью.

Направь ум на выбранный объект, безучастно глядя в умиротворённую, наполненную блаженством пустоту открытого пространства.

Не допускай в ум вообще ничего – не размышляй ни о том, что феномены существуют, ни о том, что они не существуют. Поддерживая такое состояние, пребывая без отвлечений, суеты и забот, – освободившись от всего.

Если отвлечёшься, верни состояние частичного пребывания, как если бы вдевал нить в игольное ушко, – и пребывай как океан в штиль, как гаруда, чей полёт не требует усилий, без надежды и страха, умиротворённый и спокойный. Пребывая без отвлечений, освободишься от любых когнитивных процессов [грубого уровня].

У тебя будет лишь одна истинная мысль – мгновение простого неотвлечения. Ты обнаруживаешь мгновенное возникновение. Кроме того, тебе не следует делать ничего – не надо совершать неблагих действий, связанных с привязанностью, неприязнью и неведением; не надо совершать благих действий, связанных с щедростью, и других; не надо думать о том, чему учат устные наставления; не надо принимать и создавать; радоваться и грустить! Не отвлекайся от этого [неделания].

Смотри глазами проникающего видения [випашьяны]. Прими эту [единственную истинную] мысль в качестве опоры для медитации. Действуй, избавившись от изъяна преднамеренного усиления и преднамеренного расслабления, прими её и не теряй! [WD, 88–89]

 

Вангчуг Дордже рассматривает йогу пространства в качестве практики концентрации, которая схожа с более продвинутыми техниками, связанными с медитацией на естественном состоянии ума.[441]

Рангджунг Дордже объединяет наставления по практике входа – выхода ваджрной рецитации с наставлениями по йоге пространства, предлагая выполнять обе эти практики как единую медитацию:

 

Тебе надлежит направить взгляд в пространство перед собой. Тело должно оставаться неподвижным. Позволь дыханию быть естественным, медленным и тихим… [RD, 6]

Йогу пространства Вангчуга Дордже можно представить в виде такой же структуры, какая была характерна для йоги пространства Тилопы.

Во-первых, взгляд, направленный в пространство, – это то же самое, что и [концентрация] на объекте без опоры. Вангчуг Дордже говорит, что в процессе выполнения йоги пространства происходит то же самое, что происходит в процессе выполнения кувшинного дыхания, когда растворяются отдельные потоки энергии вместе с присущими им характеристиками.

Таши Намгьял в свою очередь считает, что никакие формы, звуки и другие объекты, включая даже дыхание, не могут служить опорой для йоги пространства [TN, 656].

Во-вторых, Вангчуг Дордже даёт наставления о том, как созерцать ум. Он говорит об этом так: «Не допускай ментальной вовлечённости» (yid la mi byed pa). Рангджунг Дордже уточняет: «Не позволяй уму вовлекаться ни во что – ни в определение характеристик, ни в мышление» [RD, 6]. То есть практикующие не должны совершать никаких действий по отношению к ментальным событиям.

 Они поддерживают ум в состоянии расслабления, не допускающем проявлений активности, которая была бы направлена на то, что возникает в потоке ума.

 

Для обозначения этого качества ума используются различные слова: неторопливый ('hol le), беззаботный (lhod de), спокойный (glod), а также три аналогии: «продевать нить в игольное ушко», «океан в штиль» и «полёт гаруды».

 

В отсутствие этих качеств очень трудно получить представление о том, как работает ум вне своего содержимого, – точно так же, как бывает очень сложно вдеть нитку в игольное ушко, если при этом торопиться. Эти качества обозначаются единым термином «как есть» (rang lugs).

Если позволить уму пребывать как он есть, это приводит к смещению внимания. Однонаправленная концентрация может протекать непрерывно. Ум непрерывно пребывает, не поддаваясь отвлечениям. Разговорчивый человек умолкает, когда понимает, что никто его не слушает, и точно так же стихают (zhi ba) ментальные события, когда ум пребывает как он есть. Этот эффект отличается от того, что мы наблюдали в процессе практики искусной визуализации – теперь, согласно Вангчугу Дордже, мысли стихают естественным образом. Рангджунг Дордже утверждает, что йога пространства пресекает беспокоящие эмоциональные состояния [RD, 7]. Несмотря на то что когнитивные процессы тонкого уровня всё же могут возникнуть, маловероятно, что они перерастут [в усложнения], или, как говорил Тилопа, «нагромождение когнитивных процессов остановлено».

Вангчуг Дордже не уделяет особого внимания изменению восприятия, которое происходит вследствие практики йоги пространства. Зато Таши Намгьял останавливается на этом подробнее:

 

Если ты стабилен и неподвижен, свободен от когнитивных процессов [грубого уровня], то мгновенно появятся разнообразные знаки растворения внутреннего и внешнего дыхания. Считается, что тогда ты обретаешь свободу от вещественности сансары… Техника пребывания ума в процессе дыхания и его задержки считается поэтому техникой, не требующей опоры – такой как форма и цвет камня или дерева.

 

Мастера линии передачи ввели для этого обозначение «без опоры». [TN, 290–292]

Обе эти практики – кувшинное дыхание и йога пространства – приводят к завершению как мышление, так и восприятие. Однако успокоение (sing nge) ума не является главным результатом этих практик. Основной пользой, которую приносят эти практики, является способность сознавать работу ума. Согласно Вангчугу Дордже, практикующие «обнаруживают мгновенное возникновение» (ma thag) [WD, 88]. Они начинают сознавать ментальное событие именно тогда, когда оно происходит, в тот самый момент, когда оно возникает. Все эти возникающие в текущий момент ментальные события завершаются почти сразу же после того, как возникли. Рангджунг Дордже пишет: «Движение, непостоянство, быстрое прекращение» [RD, 7].

Таким образом устраняются омрачения, мешающие сознаванию спонтанности ума тонких уровней, в рамках которых зарождается его «активность», обусловливающая возникновение опыта восприятия в потоке ума.

 Глава 5
 Формальная медитация: концентрация без опоры (шаматха без опоры)
 

 

Последствием выполнения наставлений по практики медитации завершения является то, что практикующие «останавливают» ум, то есть его содержимое грубого уровня. Если говорить более точно, то закрываются врата восприятия, и это приводит к тому, что восприятие функционирует лишь как блуждающая активность тонкого уровня, не перерастая в ментальное содержимое грубого уровня. Когнитивные процессы грубого уровня, такие как отдельные эмоциональные состояния и паттерны мышления, всё ещё могут возникать, но они без задержки произвольно приходят в состояние покоя. Ни процессы восприятия, ни мысли не перерастают из движений блуждающей активности ума тонкого уровня в искусственные построения (bcos ma). Поэтому не остаётся никаких определённых характеристик, которые могли бы служить выбранным объектом медитации. Поскольку всё ментальное содержимое фактически остаётся в своей неусложнённой (bcos med) форме, эта стадия практики шаматхи, если рассматривать её с позиции ментальных событий, называется «концентрация без характеристик» (mtshan med). Если говорить о позиции ума, то эту практику шаматхи можно назвать «концентрация без опоры». Концентрация без опоры больше связана с самим процессом медитации и её качеством, чем с выбранным объектом как таковым.[442]

Джампел Паво начинает обсуждение проблемы статуса визуализируемого объекта медитации (dmigs pa) с цитаты из текста тантры, которая содержит характерную игру слов:

Положившись на «то, что невещественно» как на вещественное,
 Прими «то, что без опоры» как вещественное.
 Приняв «не ум» как ум,
 Обнаружишь, что нет размышления – ни малой толики размышления.
[JP, f. 44b–45a]
 
 

Объяснение этого отрывка начинается с определения того, что означает «без опоры» (rten med): «Медитировать без опоры – это значит не иметь ничего, на чём можно было бы концентрироваться во время практики» [JP, f. 45a]. Затем он объясняет две заключительные строки этого отрывка:

Выполняй практику так, чтобы не держаться вообще ни за что – ни за внешний объект, выбранный в качестве опоры, ни за вдох и выдох внутреннего дыхания, ни за что-либо ещё. [Вместо этого] позволь уму оставаться без какого-либо фундамента, который мог бы служить опорой [концентрации], и не думай, что ему необходима какая-либо ментальная активность, поскольку именно она ведёт к возникновению омрачения.

Тебе необходимо привести ум [sems 'jog] в [естественное] состояние и предоставить ему оставаться как он есть [rang lugs]. Более того, чтобы не думать о прошлом, например, «это и то было сделано прежде, или это и то случилось прежде», и не позволять уму мечтать о будущем, например, «это и то будет сделано в будущем, или это и то произойдёт в будущем», – тебе необходимо поддерживать отстранённость [rang gar], беззаботность [lhod de] и раскрепощённость [shig ge ba] ума. [JP, f. 45a–45b]

Объяснение, которое содержится в этом отрывке, представляет собой объяснение последних двух строк цитаты и состоит из двух частей. Сначала Джампел Паво останавливается на том, что такое «не ум» (yid med). Он объясняет, что на данном этапе практики медитирующие не воспринимают проявляющиеся объекты (snang ba) в силу того, что не вовлечены (byas ba) в процесс превращения активности тонкого уровня в усложнённые ментальные образы [грубого уровня]. Использование в этом контексте глагола «цепляться» ('dzin pa) обычно указывает на ложную дихотомию[443] «субъект – объект». Обычное разделен


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.