Практикующим с низкими способностями трудно использовать в качестве выбранного объекта концентрации проявленную форму Татхагаты, поэтому им лучше задействовать обычную субстанцию. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Практикующим с низкими способностями трудно использовать в качестве выбранного объекта концентрации проявленную форму Татхагаты, поэтому им лучше задействовать обычную субстанцию.

2022-10-29 41
Практикующим с низкими способностями трудно использовать в качестве выбранного объекта концентрации проявленную форму Татхагаты, поэтому им лучше задействовать обычную субстанцию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Установить ум на выбранном объекте легче, если задействовать оба этапа концентрации, поэтому практикующим всё же следует выполнять визуализацию, используя как обычные объекты – камни, палки и так далее, так и священную проявленную форму Татхагаты. [TN, 274–275][379]

В таком случае каждый этап выполняет отдельную задачу. Практика начального этапа приводит к частичному пребыванию (gnas cha) – когда ум способен пребывать на выбранном объекте по крайней мере некоторое время. Практика завершающего этапа приводит к зарождению великой добродетели (dge ba chen po) [JP, f. 29b], потому что если взглянуть на ситуацию с позиции ума, то у него появляется способность пребывать (sems gnas) [TN, 74] на выбранном объекте более стабильно и цельно.

Если же оценивать ситуацию с позиции ментальных событий, разворачивающихся в потоке ума, то возникновение негативных эмоциональных состояний и концептуальных усложнений ослабевает, и [ум] становится спокойнее.

 1. Концентрация на внешнем объекте: частичное пребывание
 

С позиции ума целью начального этапа практики концентрации является его способность относительно неотрывно пребывать на выбранном объекте медитации определённое время. Тем не менее в любой момент времени ум всё ещё может частично отвлекаться на фоновый ментальный шум. С позиции ментальных событий целью начального этапа практики концентрации является способность ума концентрироваться на выбранном в качестве опоры объекте в такой степени, чтобы фоновый шум, производимый мышлением и переживаниями чувственного опыта, стал менее заметным. Первая цель называется «частичное пребывание» (gnas cha), вторая – «концентрация на внешнем объекте» (mngon du).

Для того чтобы начать упражнения в концентрации, может быть использован любой подходящий ('os pa) [WD, 86] объект.[380] Объекты считаются подходящими, если они «определённые» (nges ba) и «ясные» (gsal). Определёнными являются объекты, которые интегрированы в опыт переживания настоящего момента. Эти образы считаются ясными при условии, что они воспринимаются непосредственно одним из сознаний чувственного восприятия (dbang shes) без вовлечения в усложнённые когнитивные процессы, связанные с ментальным сознанием (yid shes). Примером может служить ситуация, когда практикующий смотрит на камень и видит лишь существующий в данный момент объект чувственного восприятия, не размышляя при этом о его цвете, форме, названии, разновидности и предназначении. Такой камень является одновременно определённым и ясным объектом происходящей в данный момент концентрации. Камень или дерево рекомендуется использовать потому, что у этих предметов мало отличительных воспринимаемых характеристик, которые могли бы отвлекать практикующих от концентрации.[381] Если камня поблизости не оказалось и практикующий думает о камне, который видел несколько часов тому назад, то такой объект считается неопределённым (nges med). Если практикующий видит реально присутствующий в данный момент камень, но начинает определять его цвет и форму, пытаться понять, что ему этот камень напоминает, пускается в воспоминания или фантазии, в результате чего ум начинает отвлекаться от того, что воспринимает в данный момент, то такой объект считается неясным (gsal med).

И хотя для тренировки концентрации можно найти множество подходящих объектов, на её начальной стадии визуальные объекты (gzugs can – дословно «обладающие формой») обычно считаются более предпочтительными.[382] Если развить концентрацию, используя камни, не получается, то в таком случае Таши Намгьял рекомендует задействовать в качестве объектов молодые деревья [TN, 655].

Иногда рекомендуется использовать объекты, хорошо знакомые практикующим. Какие-то объекты могут представлять для отдельных практикующих больший интерес и казаться более привычными ('dris goms) [JP, f. 30a], чем другие. Это может способствовать тому, что практикующий сможет сильнее концентрировать на них внимание. Несмотря на то что практикующие могут испытывать привязанность к этим объектам, на них тем не менее проще удерживать внимание, потому что ум устремляется к ним естественным образом. В тексте «Жизнеописания восьмидесяти четырёх сиддхов» тантрический мастер Нагарджуна наставлял погонщика буйволов использовать в качестве вещественного объекта для начальной ступени практики концентрации рог буйвола. В одной из своих будущих жизней погонщик буйволов стал музыкантом. Тогда мастер дал ему наставление использовать в качестве объекта медитации начальной стадии свою собственную гитару. Джампел Паво подводит итог этой истории следующим образом:

Намного легче развить созерцание тому, кто полагается на что-либо привычное, на то, к чему имеет сильную склонность. Развитие созерцания намного важнее, чем то, какой именно был выбран для этого объект. [JP, f. 29b]

Подобный подход к практике называется «использование привычных склонностей» ('dris pa'i bag chags) [JP, f. 31a].

Цонкапа [Tsongkhapa, 2001–2004, т. 3, 42] рекомендует выбирать объект медитации в соответствии с личными особенностями практикующих: «Не существует одного определённого универсального объекта медитации; каждому требуется наиболее подходящий ему объект». Например, если практикующие склонны слишком много размышлять, лучшим объектом медитации для них будет дыхание. Если практикующие испытывают сильную привязанность к объектам чувственного восприятия, то лучшим объектом для них будет что-либо неприглядное или уродливое. Выбирая объекты в соответствии со своими индивидуальными особенностями, практикующие получают возможность устранять препятствия, возникающие на пути развития способности ума пребывать на выбранном объекте медитации [Ibid., 35–42].

Метод (tshul) тренировки концентрации предполагает, что сначала нам нужно привести в надлежащее положение ключевые точки тела, а затем подготовить ум практикой гуру-йоги. Джампел Паво объясняет предназначение этих предварительных шагов следующим образом:

Сначала выполни визуализацию, используя обычную опору. Как сказано в тексте Атиши «Светоч на пути к пробуждению» [Bodhipathapradīpa], тебе никогда не достичь самадхи, усердствуй хоть тысячи лет, если будешь пренебрегать элементами опоры практики пребывания в покое. Поэтому, как сказано в соответствующей главе текста «Самадхиварга» [Samādhivarga]: «Выполнив визуализацию упомянутых элементов опоры, добродетельному уму следует пребывать на любом из этих выбранных объектов медитации. В тексте „Самадхиварга“ речь идёт об использовании обычных объектов, поэтому тебе не удастся достичь самадхи, не задействуя эти элементы добродетели».

Мастер Чангчуб Сангпо сказал: «Что касается концентрации на внешнем, существует два типа объектов – обычные и необычные». Обычные объекты – это те объекты, о которых шла речь выше. Чтобы их использовать, приведи сначала в надлежащее положение ключевые точки тела, как в предыдущих практиках. Затем обратись к ламе с искренней молитвой. Так полагается начинать практику – с медитации, выражающей уважение сострадательному ламе. Мастер Майтрипа сказал: «Необходимо понять, что абсолютная истина как она есть рождается из преданности». Поэтому преданность является единственной дорогой к концентрации. Затем медитируй, представляя своего ламу над головой, визуализируя, что он окружён свитой будд. Помня, что все живые существа были когда-то твоими матерями, прими прибежище в своём драгоценном учителе. Молись о том, чтобы в уме твоём родилось совершенное постижение. Молись о том, чтобы получить благословение реализовать потенциал, заложенный посвящением драгоценной махамудры. Вознеся молитву и испросив посвящение, раствори ламу в свете, который затем раствори в самом себе. Воспринимая свой собственный ум как нераздельный с умом ламы, направь его на камень, дерево или другой подобный предмет, который находится перед тобой и который ты можешь использовать как опору для практики. Гляди на него прямо и следи, чтобы солнечный свет не был слишком ярким и не повредил глаза. [JP, f. 27a–28a]

Выбрав подходящий объект и выполнив необходимые предварительные шаги, практикующие готовы начать упражнение в концентрации.

 

В коренных наставлениях Пема Карпо это описано следующим образом:

Направь внимание на небольшой камень или ствол дерева, которые находятся перед тобой. Пусть они служат выбранным объектом медитации.

Тебе следует освоиться с [объектом], не пускаясь при этом в какие-либо концептуальные усложнения.

Затем внутренне [направь ум на выбранный объект]. Взирай лишь на него – однонаправленно.

Визуализируй своего ламу над головой.

Медитируй на него как на будду.

Обратись к нему со следующей молитвой: «Все живые существа являются моими матерями».

Молись о том, чтобы получить посвящение, приводящее к реализации махамудры.

После того как попросил о реализации, раствори ламу в самом себе.

Представь [теперь], что его ум и твой собственный слились воедино.

Затем [продолжай медитировать]. Погрузись в самадхи и пребывай в этом состоянии так долго, как сможешь.

Обсуди со своим ламой состояния своего ума и отдельные происходящие в нём ментальные события и медитируй [дальше].

Если чувствуешь вялость, смотри вверх и направь медитацию туда, где видишь обширное пространство над землёй.

Если чувствуешь апатию, поступай точно так же и поддерживай памятование.

Если чувствуешь возбуждение, сядь в [замкнутом помещении, таком как] комната для медитации, направь взгляд вниз и прежде всего попытайся успокоиться. [PK, f. 4a–4b]

Выбранный объект – камень или ствол дерева – располагаются перед практикующим (mngon du) [TN, 655; WD, 86]. Практикующие смотрят вовне (kha phyir bltas, [RD, 4]). В начале практики концентрации практикующие сидят неподвижно; их глаза приоткрыты, они неотрывно смотрят на выбранный объект, расположенный прямо перед ними на «расстоянии одного ярма» (что примерно равняется длине руки, или около 122 см).

Начинающим средних способностей рекомендуется фокусироваться непосредственно на самом материальном объекте. Новичкам, обладающим исключительными способностями, рекомендуется напоминать себе, что цепляние за объект как за что-то, обладающее независимым существованием, является ошибкой.

 

Направляя взгляд на объект, который находится перед ними, они удерживают ум на отражённом в потоке ума внутреннем образе (snang brnyan) [JP, f. 30b] этого вещественного объекта.

Достигнув определённого уровня мастерства, все практикующие получают наставление не обращать внимания на внешний объект, а фокусировать внимание лишь на его внутреннем отражённом образе. Более подробно мы остановимся на этом в следующих главах.

 

Но как бы вы ни воспринимали выбранный объект – как внешний вещественный предмет или как внутренний отражённый образ, – в любом случае крайне важным элементом упражнения является взгляд[383] (lta stang) [JP, f. 26b]:

Для того чтобы удерживать внимание на выбранном в качестве опоры объекте, практикующие используют неотрывный пристальный взгляд.

 Со временем они учатся делать это расслабленно, в результате чего устраняются любые ментальные усложнения. Это способствует неотвлечению [ma yengs tsam].

 Они также аналитически исследуют выбранный в качестве опоры объект, но при этом не допускают воспоминаний, ожиданий, размышлений или концептуализации, направленных на его цвет и форму. Кратко говоря, они не отвлекаются от выбранного в качестве опоры объекта и в результате добиваются частичного пребывания – сохранения [с ним] прямого контакта, который при этом не связан с размышлениями, намерениями и ожиданиями. [JP, f. 28a][384]

 

Джампел Паво объясняет, что взгляд должен быть «прямой» (thad kar), «пристальный» (mi 'gyur ba), «неотрывный», (brtod phur ba) и «заинтересованный в контакте» (hu re lhan ne) с выбранным объектом.

 

 Глаза (а также и ум) удерживаются таким образом, чтобы не произошло ни внезапного, ни постепенного отвлечения от объекта. Правильный взгляд является одним из двух обязательных условий для практики концентрации. Как элемент техники, связанной с физиологией, взгляд является одной из семи ключевых точек тела.

Если говорить о позиции ума, то направление и удержание внимания являются вторым обязательным условием практики концентрации. Как техника, связанная с психологией, навык внимания относится к особым аспектам ума (sems gnad bye brag) [WD, 65].

Тренировка концентрации заключается в том, что практикующие снова и снова направляют ум на выбранный объект и удерживают его на этом объекте всё дольше и дольше. Навык внимания изначально был описан в текстах по буддийской психологии абхидхармы, где особое внимание уделяется связи этого навыка с умом и ментальными факторами (sems dang sems 'byung).

Навык внимания связан с пятью непрерывно функционирующими ментальными факторами, идентифицирующими объект.[385] На начальном этапе невозможно тренировать внимание, не прибегая к помощи этих ментальных факторов, которые позволяют сфокусироваться на самом объекте и на его характеристиках. Также необходимы для этого и некоторые другие дополнительные ментальные факторы.

В частности, Таши Намгьял упоминает усилие, усердие, веру и гибкость:

Пребывание: искренний интерес и рвение к самадхи. Это усилие, связанное с пребыванием.

Пребывание: способность пребывать непрерывно. Это великое усилие, связанное с усердием.

Результатом усердия является вера, которая завоюет твоё сердце после того, как появится интерес и увидишь преимущества самадхи. Это последствие усилия.

Главным результатом является развитие гибкости тела и ума. Это эффект от усилия, которое прилагалось в течение определённого времени. Когда поймёшь действие всех этих факторов, направь ум на выбранный объект. [TN, 273]

Вера (dad pa) является необходимым предварительным условием. Если вера слабая, то в качестве объекта выбирают божество или Будду.

 

Великая вера может обходиться без объекта.

Это качество ума, которое не нуждается ни в оценке текущего опыта восприятия, ни в ожиданиях того, что случится в будущем. Тренировка концентрации требует великой веры.

Практикующие не позволяют мышлению вовлекаться в усложнения, связанные с выбранным объектом медитации, а просто удерживают на нём своё внимание.

Предварительные молитвы закладывают основу для этого вида веры.

Усилие ('bad pa), усердие (brtson) и гибкость (shin sbyang) – это три взаимосвязанных ментальных фактора. В действительности это три последовательные степени одного и того же качества ума.

Таши Намгьял поясняет, что усилие – это изначальное желание, усердие – это его последующее развитие, а гибкость – результат, который созревает со временем. Гибкость ума и тела необходимы для того, чтобы устранить препятствия развитию концентрации. Эффект от многочисленных попыток усилием воли удерживать ум на выбранном объекте имеет свойство аккумулироваться. Тогда возрастает длительность отдельных периодов концентрации без отвлечения. Более того, теперь концентрацию можно какое-то время удерживать, находясь при этом в расслабленном состоянии (lhod de).

Ситуация, когда мы перестаём удерживать ум на выбранном объекте, называется «отвлечение» (gyeng ba). Отвлечение можно определить как промежутки времени, когда практикующие теряют выбранный объект из фокуса внимания и забывают удерживать на нём ум. Через некоторое время практикующие осознают, что ум отвлёкся, перенаправляют его на выбранный объект и снова пытаются удерживать на нём внимание. Становясь более опытными, практикующие вырабатывают навык распознавать отвлечение на всё более и более ранней стадии – всё ближе к тому конкретному моменту, когда ум перестаёт удерживать внимание на выбранном объекте и отвлекается на что-то постороннее.

Отвлечение связано с ментальными усложнениями ('phro ba).

Понятие «усложнение» было рассмотрено в главе, посвящённой практике уединения ума.

В практике концентрации также есть понятие «усложнение», но в данном контексте его роль немного отличается. На предыдущем этапе практики усложнение обозначало лишь мыслительный процесс, происходящий в потоке ума. На этом же этапе практики ментальное усложнение противопоставлено восприятию.

 

Ментальное усложнение возникает тогда, когда практикующие начинают размышлять о выбранном объекте медитации (или о чём-либо ещё) вместо того, чтобы удерживать на нём внимание.

 

Обычному опыту чувственного восприятия сопутствуют многочисленные ментальные усложнения. Простая сенсорная информация классифицируется и комбинируется в усложнённые конструкции (bcos pa), описывающие опыт. Эта информация подвергается интерпретации, обозначению и осмыслению. Процесс, в результате которого ум создаёт усложнённые концептуальные конструкции из обычных ощущений, передаётся точным значением этого термина ('phro ba) – «распространяться из», «усложнять», «преумножать».

Когда процесс построения ментальных конструкций возникает спонтанно, это называется «усложнение».

Когда практикующие намеренно пытаются построить из опыта чувственного восприятия некую ментальную конструкцию, это называется «осуществлять что-либо» (sgrub pa).

Разновидности (rnam pa) ментальных усложнений, о которых идёт речь в данном контексте, связаны с тремя последними йогами из цикла шести ваджрных дхарм Тилопы, которые были описаны в главе, посвящённой практике уединения ума. На данном этапе практикующие могут испытывать некоторые остаточные проблемы, связанные с мыслительными процессами – такими как воспоминания, ожидания и размышления, но они уже не представляют такой помехи для медитации. Как сказано у Джампела Паво: «[Практикующие] не пускаются в воспоминания, ожидания, размышления или аналитическое исследование формы и цвета выбранного объекта медитации». Вангчуг Дордже пишет:

Сущность установления ума заключается в том, чтобы привести его в состояние, когда он пребывает на выбранном объекте, ничего при этом не усложняя и не цепляясь за идеи о чём-либо… Сконцентрируйся на чём-нибудь подходящем и не анализируй – к примеру, хорошее оно или плохое, большое или маленькое. Эти [идеи] не имеют никакого отношения к [уму], который пребывает сам по себе. В те периоды, когда ум не вовлечён в усложнения, он пребывает сам по себе [и осознаёт поток ментальных событий] особенно ясно. Не позволяй возникать загрязнениям. Просто реши, что будешь внимателен ко всему, что происходит в текущий момент. Сохраняй положение ключевых точек тела: глаза, то есть взгляд, должны быть направлены на кончик носа. Не совершай никаких действий речи. Отсеки ожидания, воспоминания и [размышления], которые искажают характеристики [текущего момента восприятия] в потоке ума. [WD, 86–87]

Вангчуг Дордже предупреждает практикующих, что им не следует думать даже о самой медитации:

Полностью отсеки все конкретные мысли – такие как идеи «Я медитирую» или «Я не медитирую», а также все идеи, связанные с ожиданием, что получится удерживать ум, и страхом, что сделать это не получится. [WD, 86]

Постоянно прикладывая усилия к противодействию ментальным усложнениям, практикующие учатся фиксировать ум на обычной опоре (rten tsam) [JP, f. 390]. Это требует умения различать выбранный в качестве опоры объект и ментальные усложнения. Необходимо тщательно исследовать (btsir 'dzin) [JP, f. 28a; TN, 275 обычную опору. Корнем слова btsir является 'tshir ba, что означает «выдавливать» или «извлекать». В данном контексте подразумевается, что происходит извлечение выбранного в качестве опоры объекта из потока ментальных событий, связанных с процессами восприятия и когнитивными процессами. Практикующие учатся отделять (dang gyes byas ba) выбранный объект медитации от ментальных усложнений [TN, 276; JP, f. 28b; WD, 87].[386]

Практикующие учатся удерживать внимание исключительно на выбранном объекте в течение всё больших интервалов времени:

Что касается сознаний чувственного восприятия, сосредоточься на главном из них – на визуальном сознании, которое направлено на выбранный объект. Практикующие направляют взгляд таким образом, чтобы глаза не двигались, а поскольку они используют при этом сознание чувственного восприятия, то все движения этого сознания, а заодно и большинство [обычных] движений ментального сознания также останавливаются. [Через некоторое время] движения других видов сознания чувственного восприятия также сокращаются до минимума. Это происходит благодаря ослаблению движения ментального сознания. [Теперь] несложно заметить частичное [непрерывное] пребывание ума [на выбранном объекте] – ведь из всех активностей осталось лишь направление визуального сознания на камень, палку или иной объект. Кроме этого процесса можно наблюдать лишь качества неотвлекающегося ума. То есть [сам процесс] наблюдения за этими качествами (в которые входит и то, что мы не забываем направлять внимание на выбранный объект) и есть памятование об объекте медитации. [TN, 277; JP, f. 28b][387]

 

Когда активность ментального сознания до определённой степени утихает, практикующие перестают думать о характеристиках выбранного объекта медитации, то есть о его цвете, форме и так далее. Все мысли наподобие «Этот объект голубой, а этот круглый» стихают. Все атрибуты фиксируются так, как они воспринимаются сознанием зрения, и ментальные усложнения сводятся к минимуму. Практикующие воспринимают только атрибуты (mtshan ma tsam) объекта. Они всё дольше удерживают внимание на простой сенсорной информации, поступающей от выбранного объекта медитации.

 

Пользу, которую приносит практика концентрации, рассматривают с двух позиций.[388] Что касается ума, то практикующие овладевают навыком отсечения ментальных усложнений. В результате выбранный объект больше не воспринимается как субстанция, потому что субстанцию обычно считают твёрдой, обладающей независимым существованием и постоянной. Подобные идеи являются не чем иным, как концептуальными усложнениями обычной сенсорной информации. Чем меньше у нас будет подобных идей, тем более невещественным (dngos med) будет восприниматься выбранный объект.

Мышление и процесс восприятия также отделяются друг от друга. Из-за того, что процессы восприятия и концептуальные процессы претерпевают определённую реорганизацию, Вангчуг Дордже называет эту практику «упражнение, связанное с определёнными аспектами ума». Образы, связанные с работой пяти структур чувственного восприятия, теперь возникают в потоке ума более упорядоченно и отделены от активности шестой структуры восприятия – ментальной. Если рассматривать практику концентрации с точки зрения того, что мы теряем и что приобретаем, то можно сказать, что в процессе практики устраняются ментальные усложнения, но благодаря ей другие ментальные события возникают в потоке ума более организованно и отличаются ясностью.

 

Ясность (gsal ba) – это специальный термин, который обозначает сознавание этих ментальных событий. Если взглянуть на это с позиции ментальных событий, то происходит распознавание (ngo gzung) конкретных составляющих ментального содержимого, в результате чего они становятся ясными. С точки зрения грубого уровня ума ясность означает, что характеристики любого объекта становятся очевидными и ярко проявленными. С точки зрения тонкого уровня ума ясность означает, что объект предстаёт как ясный свет.[389]

 

Если взглянуть на это с позиции ума, то практикующие впервые получают приблизительное представление о том, что такое пребывание ума (sems gnas). Полностью эта способность ума будет освоена ими лишь на последующих этапах практики.[390]

 Для того чтобы описать текущий уровень достижения, Таши Намгьял вводит два специальных термина: gnas cha «частичное пребывание» и его синоним gnas bzhin «почти как пребывание». К отглагольному существительному gnas «пребывание» добавляются частицы cha «частичное» или bzhin «почти как».

Перевод «частичное пребывание» и «почти как пребывание» являются взаимозаменяемыми и по смыслу приближаются к терминам, которые использует Таши Намгьял.

Термин «частичное пребывание» всегда употребляется как противопоставление отвлечению. Когда начинающие ученики пытаются тренировать концентрацию, то мысли, эмоции и внешние объекты чувственного восприятия непрерывно отвлекают ум.

 Частичное пребывание – это те моменты практики шаматхи, когда уровень ментальных усложнений существенно снижается и ум относительно непрерывно пребывает на выбранном объекте.[391]

Благодаря частичному пребыванию ум теперь способен в течение разных по длительности интервалов времени непрерывно пребывать в состоянии неотвлечения и покоя – за пределами каких бы то ни было усложнённых когнитивных процессов [TN, 280–281].

Термин «частичное пребывание» всегда используется в сочетании с одним из глаголов – искать ('tshol ba) и обнаружить (rnyed pa).[392] Термин «частичное пребывание» обозначает ситуацию, когда, несмотря на то что вероятность отвлечения всё ещё высока, ум тем не менее закончил поиски и «обнаружил» состояние, в котором способен относительно непрерывно пребывать на выбранном объекте в течение определённого времени.

С точки зрения отдельно взятого промежутка времени считается, что ум пребывает на объекте относительно непрерывно. Но с точки зрения глубины этого состояния в отдельный момент времени считается (если сравнивать отдельные моменты между собой), что ум лишь частично пребывает на выбранном объекте. Другими словами, лишь 20 % внимания направлено на выбранный объект медитации, а 80 % всё ещё направлено на фоновый шум. Тем не менее на данном этапе для практикующих это выглядит так, будто ум пребывает на объекте относительно непрерывно, и потому необходимо осознать этот изъян «лишь частичного» пребывания на объекте в отдельно взятый момент. Это необходимо сделать для того, чтобы привести пребывание от частичного к полному, или совершенному. Тогда ум будет непрерывно пребывать на выбранном объекте определённое время и 100 % его внимания будет направленно именно на этот объект.

Для обозначения развития навыка пребывания используется другой термин – «неотвлечение» (ma yeng tsam) [TN, 275]. Этот термин используется в сочетании с глаголами «сохранять» и «вспоминать», которые связаны с осуществлением. Практикующим рекомендуется быть особо бдительными, чтобы не допустить отвлечений, что позволит сохранять и продлевать периоды непрерывного и полного пребывания ума на выбранном объекте.

Ещё один набор терминов используется для того, чтобы описать особые качества пребывающего на выбранном объекте ума, способного сопротивляться склонности к ментальным усложнениями. Считается, что такой ум находится «в покое», что он «подлинный», «удовлетворённый» и «непрерывный» [WD, 86].

Термины «относительно непрерывное и полное пребывание» и «отсечение ментальных усложнений» хоть и различаются между собой, тем не менее всегда используются совместно. Пока в потоке ума новичков возникают ментальные усложнения, для них не существует такого понятия, как полнота пребывания. Когда практикующие достигают некоторой стабильности, больше нет необходимости прикладывать усилия для того, чтобы отсечь усложнения, так как уменьшается вероятность того, что какое-либо событие, возникающее в потоке ума, послужит причиной отвлечения: события просто возникают и исчезают в состоянии ясности. Практикующие теперь способны поддерживать концентрацию в более расслабленной манере, без необходимости что-либо предпринимать, чтобы отсечь ментальные усложнения. Таши Намгьял подводит итог следующим образом:

Нет необходимости ни препятствовать [sna yang mi bskyi] мыслям, ни следовать за ними. Ум, который избавился [от этого (необходимости препятствовать мыслям или склонности следовать за ними)] может контролировать привязанность и неприязнь. Затем практикующие обнаруживают состояние неотвлечения – состояние, в котором нет ни [активности, направленной] на избавления от мыслей, ни [активности, способствующей] их возникновению. [TN, 281]

Практикующим нет необходимости что-либо предпринимать по поводу оставшихся мыслей, но, несмотря на это, они должны использовать бдительность, для того чтобы оберегать ум от склонности к ментальным усложнениям, таким образом позволяя ему поддерживать стабильное пребывание.[393] Для того чтобы увеличить промежутки времени, в течение которых удаётся поддерживать относительно непрерывное и полное пребывание ума, а также для того, чтобы это происходило чаще, практикующие выполняют в течение дня множество коротких сессий практики концентрации. Цонкапа [Tsongkhapa, 2001–2004, т. 3, 54] рекомендует выполнять «множество коротких сессий» и использовать бдительность для поддержания продуктивности сессий медитации, прекращая сессию в тот момент, когда медитация становится менее продуктивной. Джампел Паво объясняет:

Более того, если ты смог поддержать [непрерывное, но] частичное пребывание хотя бы один момент, отдохни немного в этом состоянии пребывания, которое свободно от ментальных усложнений. Затем установи ум в это состояние снова. Поскольку [ты занят] медитацией, которая ведёт к очищению, ментальные усложнения отсекаются и отделяются от благого [состояния пребывания], а значит, ты захочешь повторить эту медитацию снова. Даже если с самого начала чувствуешь большую слабость, всё равно медитируй без ментальных усложнений до тех пор, пока усталость не возьмёт своё. [JP, 28a–28b]

Вангчуг Дордже также подчёркивает знаки гибкости, которая является результатом продолжительной и правильно выполненной практики:

Поскольку теперь в твоей практике появились ясность, умиротворённость и радость, проявляющиеся в те короткие периоды, когда ты способен отделить в своей медитации благое состояние пребывания в покое от ментальных усложнений, очень важно научиться входить в самадхи снова и снова, и неустанно, раз за разом отсекать ментальные усложнения. [WD, 87]

В данной традиции обычно рекомендуется тренировать концентрацию короткими периодами, сохраняя при этом бодрость ума[394] и повторяя практику снова и снова в течение многих непродолжительных сессий.[395]

Регулярная практика длительной сидячей медитации, в рамках которой качество концентрации остаётся низким, приводит к возникновению определённых негативных склонностей, которые, если не вносить в практику коррективы, со временем аккумулируются и могут свести усилия, направленные на тренировку концентрации, на нет. Именно поэтому выполнять длительные сессии концентрации не рекомендуется. Джампел Паво предостерегает от этого следующим образом:

Если продолжать слишком долго, в теле накапливается усталость, и иногда можно даже перестать его чувствовать… Затем ты можешь потерять контроль за поддержанием пребывания ума. Поэтому отдохни. Вознеси молитву, как в начале практики, отсеки ментальные усложнения и продолжай оберегать [состояние непрерывного и совершенного пребывания], как прежде. [JP, f. 27b]

Когда практикующие набираются опыта, то могут поддерживать твёрдость (brtan) ума без отклонения (las shigs bshigs). Они обретают способность с лёгкостью медитировать сидя, сохраняя все ключевые точки позы Вайрочаны, очищать ум от ментальных усложнений, концентрироваться на выбранном объекте без отвлечений и удерживать на нём ум полностью и непрерывно столько, сколько захотят. Практикующие достигают определённой степени гибкости (shin sbyangs) тела и ума.[396]

 2. Концентрация на внутреннем ментальном образе: великая добродетель
 

С позиции ума целью следующего этапа практики концентрации являются развитие непрерывного полного пребывания на выбранном объекте и стабильность прикладываемого для этого усилия. С позиции ментальных событий цель следующего этапа практики концентрации – добиться полного пребывания, которое характеризуется относительным отсутствием ментальных усложнений, проявляющихся на грубом уровне как концептуальное мышление, оценка текущего опыта чувственного восприятия или как состояния, связанные с беспокоящими эмоциями. С позиции ментальных событий этот этап практики концентрации обозначается как «концентрация на внутреннем ментальном образе» (nang du) или «великая добродетель» (dge ba chen po). Поскольку этот этап практики концентрации в большинстве текстов махамудры рассматривается в основном с позиции ментальных событий, возникающих в потоке ума, оба этих термина также связаны с ментальными событиями.

Когда практикующие достигают определённого уровня частичного пребывания, используя в качестве опоры камни, деревья или другие вещественные объекты (dngos po'i rten), то им рекомендуется перейти к практике с невещественным объектом.[397]

Джампел Паво называет этот второй этап практики концентрации «великая добродетель», в то время как Таши Намгьял называет его «положительный результат» (yon tan).[398] Как и указывает его название, этот этап предполагает созревание плода практики концентрации предыдущего этапа.

 

Согласно Джампелу Паво, вся последовательность тренировки концентрации разделена на три ступени:

 

1) привычные склонности ('dris pa'i bag chags),

2) отражённое в виде субстанционального образа измерение (кая) будды (rgyal ba'i sku brnyan dngos po) и

3) несубстанциональная форма (dngos med) [JP, f. 31a].

 

Ступень практики, обозначенная как привычные склонности, предполагает использование в качестве опоры медитации привычного для практикующих вещественного объекта. Цель такой практики – добиться частичного пребывания.

 

На второй ступени практикующие используют вместо внешнего объекта «отражённый внутренний ментальный образ», который соответствует этому объекту. По мере развития навыка практикующие становятся способны удерживать внимание на внутреннем образе внешнего объекта – визуализации (dmigs pa).

 

Практика концентрации на внутреннем образе способствует развитию относительно непрерывного пребывания на этом внутреннем образе.

 

Как в индийской традиции, связанной с текстом Камалашилы «Бхаванакрама», так и в традиции махамудры рекомендуется использовать в качестве внутреннего образа священный объект (dag pa). Вместо камня или палки практикующие теперь фокусируются на статуе Будды, расположенной перед ними. Взгляд снова фиксируется на внешнем объекте до тех пор, пока не будет достигнуто частичное пребывание. Затем практикующие создают внутренний ментальный образ, который является отражением внешнего объекта, и удерживают на нём ум до тех пор, пока частичное пребывание не будет достигнуто с помощью опоры на внутренний образ.

 

Третья ступень практики называется «концентрация на несубстанциональной форме» (dngos med). Практика этой ступени заключается в создании образа тела Татхагаты (de bzhin gshegs pa'i sku gzugs 'la dmigs).

Джампел Паво объясняет: «Сказано, что создание образа тела Татхагаты является наиболее важной визуализацией, позволяющей освоить состояние пребывания ума в покое» [JP, f. 27a].

Эта медитация сама по себе считается такой мощной, что с помощью лишь её одной можно достичь всех тех целей, которые ставит перед собой тренировка концентрации, даже не прибегая к предварительной медитации на вещественных объектах или невещественных отражённых образах. В тексте Камалашилы «Этапы Медитации» («Бхаванакрама») вся последовательность тренировки шаматхи представлена как единственная практика – медитация на форме Татхагаты.[399]

Во многих текстах традиции махамудры, напротив, рекомендуется задействовать практику визуализации формы Татхагаты только для определённой ступени практики шаматхи, а именно для практики концентрации на внутреннем образе.

Практика визуализации тела Татхагаты является медитацией на невещественном объекте – ведь, выполняя эту практику, практикующие учатся избегать ошибочного воззрения – восприятия объекта медитации как вещественного, внешнего и обладающего независимым существованием.

Концентрация, которая позволяет отделить поступающую в текущий момент через органы чувственного восприятия информацию от связанных с ней ментальных усложнений, естест


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.