Создание любого отражённого в потоке ума образа Будды связано с риском. Это может привести к тому, что при выполнении интенсивной концентрации он начинает казаться реальным. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Создание любого отражённого в потоке ума образа Будды связано с риском. Это может привести к тому, что при выполнении интенсивной концентрации он начинает казаться реальным.

2022-10-29 31
Создание любого отражённого в потоке ума образа Будды связано с риском. Это может привести к тому, что при выполнении интенсивной концентрации он начинает казаться реальным. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Камалашила добавляет наставления по практике випашьяны, чтобы предостеречь практикующих от ошибочного воззрения:

Чётко представь себе Татхагату так, словно он сидит перед тобой. Памятование возникает в силу размышления о появлении и исчезновении отражённого образа Татхагаты. Поэтому исследуй атрибуты этого образа. Этот отражённый образ Татхагаты ниоткуда не появляется и никуда не исчезает, но при этом он присутствует – пустотный и невещественный.[408]

В традиции махамудры переход от камней (вещественных объектов медитации) к отражённым образам (невещественным объектам медитации) используется с той же целью – разрушить привычку практикующих цепляться за выбранный объект медитации как за вещественный.

 3. Искусная визуализация эманирующей формы тигле[409] бинду
 

Что касается позиции ментальных событий, то более глубокая концентрация ведёт к изменению восприятия объекта медитации. Поскольку практикующие приостанавливают усложнённые когнитивные процессы, которые ассоциируются с обычным восприятием, становится сложно определить, какой именно перед ними объект, как его называть и существует ли он вообще.

 

Говоря по-другому, практикующие привыкли ассоциировать восприятие с мышлением. Для обозначения опыта чистого восприятия, свободного от концептуальных усложнений, используется новый термин – «простое проявление» (snang ba).[410]

Согласно Рангджунгу Дордже, существует два вида простого проявления: составное ('dus byas) и несоставное ('dus ma byas) [RD, 6]. На текущем этапе практики концентрации практикующие воспринимают выбранный объект как составное простое проявление.

Перцептивные события – события, связанные с восприятием, – предполагают использование нескольких глаголов: «случаться» ('byung ba), «обнаруживаться» (rdol ba), «возникать» ('char ba) и «проявляться» (snang ba).

Позже мы коснёмся ещё более простых событий восприятия – несоставных простых проявлений, которые связаны с более продвинутыми этапами практики медитации.

Считается, что несоставное простое проявление тоже возникает ('char ba) или случается ('byung ba).

Когда речь идёт о составном проявлении, то считается, что проявляется что-то (gang), обладающее определёнными характеристиками (mtshan ma), но при этом не происходит дальнейшего ментального усложнения, и это остаётся простым проявлением.

Когда речь идёт о несоставном проявлении, то считается, что событие восприятия происходит, или случается ('byung ba), но при этом не появляется ничего (gang med), что обладало бы определёнными характеристиками.

С позиции ментальных событий глубокая концентрация приводит к трансформации составных объектов в несоставные. При глубокой концентрации останавливается (zad pa) сам процесс, в силу которого объект становится составным, и он остаётся несоставным.

Если представить противоположный процесс, то в результате обычного восприятия несоставное преображается (bcos pa) в составное.

 

Во время практики концентрации возникают следующие составные простые проявления: тигле (thig le), характеристики тонкого уровня (mtshan ma phra mo) и лучи света ('od zer gyi yan lag) [JP, f. 36b]. Опыт восприятия всех этих проявлений происходит как последовательность визуализаций. Поскольку они возникают во время медитации, то классифицируются как события восприятия, а потому считаются опорами для тренировки концентрации.[411]

Тигле является наиболее распространённой формой составного простого проявления, которое используется для тренировки концентрации. Тигле – это в высшей степени «концентрированное» событие восприятия. Его наиболее простая форма – абсорбирующая форма тигле (bsdu ba'i thig le) – является в значительной степени неопределённой. Тигле больше не связано с какой-то одной гранью чувственного восприятия, например, визуальной формой. Оно «сводит шесть структур чувственного восприятия в одну структуру» [RD, 6]. Тигле – это хранилище сенсорной информации, которая задействуется перед активацией конкретного чувственного восприятия. В тигле сконцентрированы все потенциальные феномены сансары и нирваны. Если тщательно его проанализировать, то можно обнаружить, что в конечном счёте тигле является сущностной природой (rang bzhin) всех феноменов, то есть пространством.

Иногда кажется, что нечто возникает абсолютно из ничего. Точно так же отдельные проявления возникают из тигле.

Тигле также может присутствовать в «эманирующей форме» ('char ba). В любой отдельный момент тигле может проявить определённые (bye brag) характеристики, но, поскольку в нём происходят постоянные изменения, его характеристики могут быть разнообразными (sna tshogs).

Семя какого-либо дерева обладает потенциалом корней, ствола, ветвей, листьев и плодов, которые из него вырастут, и точно так же тигле, используемое для медитации, содержит в себе все формы, все цвета, все звуки, все запахи, все вкусы и все ощущения. Из тигле возникают все возможные аспекты опыта чувственного восприятия. Семя дерева и выросшее дерево можно рассматривать как разные стадии развития дерева, и точно так же можно визуализировать тигле – в его рудиментарной, сжатой форме или в форме эманирующей, в данном контексте как форму Татхагаты. Как потенциальный источник сенсорной информации, который находится глубже, чем все усложнённые формы восприятия и визуализации, тигле можно сравнить с умом (thugs) Татхагаты. В нём содержатся все 32 основных и 80 второстепенных атрибутов Татхагаты в их потенциальной, единой форме.

 

Наставления по практике медитации на этом этапе отличаются от тех наставлений, которые соответствовали начальной стадии тренировки концентрации. Ранее практикующим рекомендовалось подавлять все усложнённые когнитивные процессы и поддерживать фокус ума на выбранном объекте. Теперь же им надлежит принять в качестве опоры концентрации сами события восприятия и возникающие в потоке ума мысли.

Раннее практикующим рекомендовалось фокусироваться на объекте, который предстаёт как фиксированный и неизменный. Теперь же им надлежит создавать образ разными способами и позволять ему изменяться.

 

 Такое изменение подхода – от «прочной привязки ума к его опоре» [JP, f. 35b] обратно к обычному потоку мыслей и проявлений, называется «искусная визуализация» [JP, f. 35b].

Использование термина «искусная» не означает, что [необходимый навык достигнут и] концентрацию теперь можно ослабить. Эта практика требует даже большего мастерства в удержании ума на выбранном объекте.

Перефразируя Сараху, можно сказать: для того чтобы привязать верблюда, нужно потратить немало сил, но привязать его так, чтобы в процессе этого он оставался спокойным, – это требует настоящего мастерства. То же можно сказать и о тренировке ума в медитации.

Упражнение «искусная визуализация» связано с мыслями и простыми проявлениями – с моментами во времени, когда они возникают ('char ba) или когда они уже возникли (shar ba) [TN, 411].[412]

Рангджунг Дордже использует глагол skye ba, который означает «рождаться» [RD, 6]. Как следует из выбора глаголов, опорой медитации становится всё, что возникает [или рождается] в потоке ума. Но каждое из этих событий, взятое по отдельности, всё ещё требует от практикующих однонаправленной концентрации.

 

Например, эмоциональные состояния являются составными и служат опорой для развития искусной визуализации.

Если в какой-то момент медитации возникает гнев, практикующие используют его в качестве её опоры. Они концентрируются на гневе, наблюдают за тем, как он возникает, и удерживают на нём своё внимание до тех пор, пока он не исчезнет. Затем они делают то же самое со следующей возникающей эмоцией.

Или они могут фокусироваться на простых проявлениях, возникающих из тигле, – таких как лучи света, цвета и разнообразные формы.

Поскольку каждая определённая мысль или простое проявление могут быть приняты в качестве опоры, в практике искусной визуализации отсутствует такое понятие, как отвлечение. Ранее говорилось, что отвлечение – это тот момент, когда процесс ментальных усложнений уводит внимание от выбранного объекта. В данном же случае всё, на что отвлекается ум, становится опорой глубокой концентрации.

Термин «беспрепятственно» (ma 'gag pa) означает в данном контексте «позволить мыслям или простым проявлениям возникать как есть, не препятствуя, не ограничивая, не сдерживая», то есть просто сознавать всё, что возникает, ничего не предпринимая.

На начальных этапах практики концентрации ум вовлекается в усложнения – фантазии, теории и интерпретацию событий восприятия. Неспособность сделать концентрацию более интенсивной приводит к постоянному возникновению ментальных усложнений.

 

Теперь же мы сталкиваемся с прямо противоположной ситуацией. Неспособность расслабиться (glod) обусловливает постоянное проявление определённых негативных склонностей, которые перерастают (bcos pa) в более усложнённые мыслительные процессы. С позиции ментальных событий расслабление на данном этапе практики необходимо для того, чтобы сохранять их в неусложнённой (ma bcos pa) форме.

Если позволить различным формам когнитивного процесса возникать беспрепятственно, то после возникновения они быстро исчезают.

 Обусловленные привычными склонностями концепции растворяются, не переходя в усложнения. Точно так же дело обстоит с простыми проявлениями – такими как тигле, лучи света – и даже более сложными структурами. Все эти особые формы быстро возвращаются в своё неопределённое состояние. Даже проявленное тело Будды, со всеми его 32 главными и 80 второстепенными атрибутами, абсорбируется обратно в тигле.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.