Классификация рынков по объектам купли-продажи — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Классификация рынков по объектам купли-продажи

2022-10-29 62
Классификация рынков по объектам купли-продажи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По объектам купли-продажи рынки подразделяются на:

ь Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства (товаров, предназначенных для производственного потребления). Целевое назначение потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием.

Рынок услуг - совокупность купли-продажи услуг образования, здравоохранения, общественного питания и др.

Инфраструктура рынка товаров и услуг представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, ярмарками и аукционами, фирмами, занимающимися рекламой, сбором и снабжением информацией участников рыночных отношений;

ь Рынок труда - на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи.

ь Рынок капиталов - состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посредством банков и других организаций (страховых компаний, различных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Кредиты предоставляются за определенную плату в виде процента.

ь Рынок инноваций, т.е. рынок нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

ь Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д.

ь Рынок жилья - до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены.

Другие классификации

По степени развития:

ь Неразвитый рынок - характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров;

ь Свободный рынок - характеризуется следующими чертами:

ь Регулируемый рынок - это рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

ь Деформированный рынок - Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:? отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

? чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

? монополизм производителя и торговца;

По характеру ассортимента товаров:

ь Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

ь Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

ь Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

ь Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По характеру продаж: ь Оптовый рынокРозничный рынок.

По уровню насыщения: ь Равновесный рынокИзбыточный рынокДефицитный рынок.

По соответствию законодательным нормам: ь Легальный рынокНелегальный рынок - включает теневую торговлю и «черный» рынок.

По товарным группам: ь Рынок товаров производственного назначенияРынок потребительских товаров (например, продовольствия);

ь Рынок сырья и материалов и т.д.

По отраслевому признаку: ь Рынок автомобилейРынок нефтиРынок компьютерной техники

ь Текстильный рынок; ь Рынок сельхозпродукции и т.д.

В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Система рынков включает в себя свободный рынок и конкурентные рынки.

Рынки с несовершенной конкуренцией отличаются от режима свободного рынка следующим: режим свободного рынка характеризуется неограниченным числом; участников, свободным доступом на рынок и свободным выходом из рынка, абсолютная мобильность всех рыночных ресурсов, однородность товаров одного наименования (стандартная и недеференцированная прордукция), ни один участник свободной конкуренции не может оказать влияние на уровень цен, которые устанавливаются механизмом рынка, полная информация всех покупрателей, продавцов о всех рыночных условиях.

Существует рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции (монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции и рынок монопсонии). 

В России: Плохо развитая биржевая торговля, рынок труда перекошен что ведет к безработице, недостаточное развитие банковоской системы, нет долгосрочных займов, проблема монополизации отд.рынков, нет доступа к другим регионам. Нет доступа к другим регионам, большая часть теневого фактора.

К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующее.

Рыночное равновесие устанавливается на минимальном уровне долгосрочных и краткосрочных средних издержек. Для имеющего уровня технологии (пусть и не самого продвинутого) производство организуется оптимальным образом. Каждая фирма и отрасль в целом работают сбалансированно – без затоваривания и дефицита. Линия спроса совпадает с линией предельного дохода (D=MR), а линия предложения – с линией предельных издержек (S=MC). Как следствие достигается оптимальное – без дефицита и расточительности – распределение ресурсов.

Однако рынок совершенной конкуренции имеет и недостатки.

Постоянное балансирование на грани выживания приводит к чрезмерному напряжению участников и их текучести в отрасли.

Не достигается экономия на масштабах производства.

Затруднена разработка и тем более внедрение инноваций.

Реальный рынок - рынок, отражающий реальные цены покупателей и цены продавцов, не искаженные торговыми играми дилеров.

Рынок – система отношений купли-продажи. Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров.

Элементы:

- спрос;

- предложение;

- цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Фкнкции:

Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Структура рынка:

1. по объектам рынка:

- рынок товаров и услуг

- рынок капиталов

- рынок труда

- финансовый рынок

- рынок информации

2. по географическому положению:

- местный

- региональный

- национальный

- мировой

3. по механизму функционирования:

- рынок свободной конкуренции

- монополизированный рынок

- регулируемый рынок

4. по степени насыщенности:

- равновесный рынок

- дефицитный рынок

- избыточный рынок

5. в соответствии с действующим законодательством:

- легальный рынок

- нелегальный рынок

рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

• рынки благ и услуг;

• рынки средств производства;

• рынки научно-технических разработок;

• рынки ценных бумаг;

• рынки рабочей силы.

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

• рынки товаров производственного назначения;

• товаров народного потребления; продовольственных товаров;

• рынки сырья и материалов и т. д.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

• внутрирегиональные;

• межрегиональные;

• республиканские;

• межреспубликанские;

• международные (мировые).

4. По степени ограничения конкуренции различают:

• монопольный;

• олигопольный;

• межотраслевые рынки.

5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

• легальные, официальные:

• нелегальные «теневые», «черные» и т. д.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.