Рыночная экономика как система рынков. Виды рынков, их классификация. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Рыночная экономика как система рынков. Виды рынков, их классификация.

2022-10-29 23
Рыночная экономика как система рынков. Виды рынков, их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Рыночная экономика как система рынков. Виды рынков, их классификация.

 

Рыночная эк-ка – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях м/д самостоятельными производителями и потребителями ч/з свободную куплю-продажу. Рыночная экономика является упорядоченной системой, со свойственным только ей рыночным механизмом, благодаря которым происходит распределение ограниченных ресурсов, устанавливается оптимальный уровень цен, необходимый объем производства. Формируется определённая структура производственного процесса.

*Рынки делятся на товарные и финансовые, а по ареалу распространения на внутренние и внешние. Финансовые рынки – это рынки ценных бумаг, капиталов и валюты. *Рынки товаров и услуг обычно специализированы по отдельным их видам и функционируют на основе товарных и фондовых бирж с использованием различных посредников.

Рынок - совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена по поводу реализации товара. Рынок обеспечивает контроль потребителя за производителем, выясняет был ли затраченный труд общественно необходим.

В рыночную систему входят:

1)потребительский рынок, состоящий из отдельных субъектов, приобретающих товары и услуги. Основные факторы выбора товара: демографические, экономические, политические, природные, научно-технические.

2) Рынок производителей, к которому относятся все производственно-экономические единицы, приобретающие Т,У для их дальнейшего использ-я в процессе произ-ва.

3) Р. Промежуточных продавцов – организации,приобретающие Т и У для послед. Реализации их в целях получения прибыли.

4)Р. Гос-х учреждений- приобретают Т и У для последующего их использ-я в сфере коммун-х У либо для передачи данных товаровтем, кто в них нуждается.

5) междунар р. – иностранные участ-ки,

По экон-му назн-ю объектов рын-х отн-й:

1)потребительский р. – р. Продов-х пром-х товаров, реализуемых нас-ю непосредственно производит-ми или посредническими торговыми организациями по свободным рыночным ценам.

2) Р. Услуг – бытовые, коммун-е, культ-е, образов-е, здравоохр-е, информ-е.3)рынок жилья.

4) р. Ср-в произ-ва – орудия труда, сырье. мат-лы,п/фабрикаты.5) р. Инвестиций – банковские кредиты, частный капитал.6)р. Валюты.7) р.рабочей силы – право свободной продажи каждым человеком своей рабочей силы на началах трудового найма по собственному выбору и желанию. 8) р.инноваций – продукты интеллектуального труда.

Классификация рынков по организационному признаку

1 Рынок совершенной (свободной) конкуренции - значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке. Такой рынок позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. производитель может увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства.

2 Рынок монополистической конкуренции - это такая рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.

3 Олигополистический рынок - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.

4 Монополистический рынок - это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Таким образом, основными признаками такого рынка являются: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм

Другие классификации

По степени развития:

ь Неразвитый рынок - характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров;

ь Свободный рынок - характеризуется следующими чертами:

ь Регулируемый рынок - это рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

ь Деформированный рынок - Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:? отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

? чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

? монополизм производителя и торговца;

По характеру ассортимента товаров:

ь Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

ь Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

ь Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

ь Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По характеру продаж: ь Оптовый рынокРозничный рынок.

По уровню насыщения: ь Равновесный рынокИзбыточный рынокДефицитный рынок.

По соответствию законодательным нормам: ь Легальный рынокНелегальный рынок - включает теневую торговлю и «черный» рынок.

По товарным группам: ь Рынок товаров производственного назначенияРынок потребительских товаров (например, продовольствия);

ь Рынок сырья и материалов и т.д.

По отраслевому признаку: ь Рынок автомобилейРынок нефтиРынок компьютерной техники

ь Текстильный рынок; ь Рынок сельхозпродукции и т.д.

В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Система рынков включает в себя свободный рынок и конкурентные рынки.

Рынки с несовершенной конкуренцией отличаются от режима свободного рынка следующим: режим свободного рынка характеризуется неограниченным числом; участников, свободным доступом на рынок и свободным выходом из рынка, абсолютная мобильность всех рыночных ресурсов, однородность товаров одного наименования (стандартная и недеференцированная прордукция), ни один участник свободной конкуренции не может оказать влияние на уровень цен, которые устанавливаются механизмом рынка, полная информация всех покупрателей, продавцов о всех рыночных условиях.

Существует рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции (монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции и рынок монопсонии). 

В России: Плохо развитая биржевая торговля, рынок труда перекошен что ведет к безработице, недостаточное развитие банковоской системы, нет долгосрочных займов, проблема монополизации отд.рынков, нет доступа к другим регионам. Нет доступа к другим регионам, большая часть теневого фактора.

К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующее.

Рыночное равновесие устанавливается на минимальном уровне долгосрочных и краткосрочных средних издержек. Для имеющего уровня технологии (пусть и не самого продвинутого) производство организуется оптимальным образом. Каждая фирма и отрасль в целом работают сбалансированно – без затоваривания и дефицита. Линия спроса совпадает с линией предельного дохода (D=MR), а линия предложения – с линией предельных издержек (S=MC). Как следствие достигается оптимальное – без дефицита и расточительности – распределение ресурсов.

Однако рынок совершенной конкуренции имеет и недостатки.

Постоянное балансирование на грани выживания приводит к чрезмерному напряжению участников и их текучести в отрасли.

Не достигается экономия на масштабах производства.

Затруднена разработка и тем более внедрение инноваций.

Реальный рынок - рынок, отражающий реальные цены покупателей и цены продавцов, не искаженные торговыми играми дилеров.

Рынок – система отношений купли-продажи. Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров.

Элементы:

- спрос;

- предложение;

- цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Фкнкции:

Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Структура рынка:

1. по объектам рынка:

- рынок товаров и услуг

- рынок капиталов

- рынок труда

- финансовый рынок

- рынок информации

2. по географическому положению:

- местный

- региональный

- национальный

- мировой

3. по механизму функционирования:

- рынок свободной конкуренции

- монополизированный рынок

- регулируемый рынок

4. по степени насыщенности:

- равновесный рынок

- дефицитный рынок

- избыточный рынок

5. в соответствии с действующим законодательством:

- легальный рынок

- нелегальный рынок

рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

• рынки благ и услуг;

• рынки средств производства;

• рынки научно-технических разработок;

• рынки ценных бумаг;

• рынки рабочей силы.

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

• рынки товаров производственного назначения;

• товаров народного потребления; продовольственных товаров;

• рынки сырья и материалов и т. д.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

• внутрирегиональные;

• межрегиональные;

• республиканские;

• межреспубликанские;

• международные (мировые).

4. По степени ограничения конкуренции различают:

• монопольный;

• олигопольный;

• межотраслевые рынки.

5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

• легальные, официальные:

• нелегальные «теневые», «черные» и т. д.

Причины инфляции.

1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - т.н. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка” что приводит к увеличению денежной массы и как следствие - инфляции.

2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета а также увеличения государственного долга для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.

3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени огополистичен. Поскольку огополист заинтересован в сокращении производства и предложения товаров создается дефицит используемый им для поддержания или поднятия цены на товар.

4. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно-таки ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более выгодным, одновременно затрудняя экспорт.

5. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции.

Инфляции спроса и издержек

В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в качестве альтернативных концепций инфляция спроса и инфляция издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.

Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост заработной платы в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров.

Виды инфляции.

В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов различают три типа инфляции: умеренная инфляция, галопирующая инфляция и гиперинфляция. Для умеренной инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен – 10% и немногим более в год. Галопирующая инфляция в отличие от умеренной имеет более высокие темпы роста цен – от 20 до 200% в год. Для гиперинфляции характерна огромная скорость роста цен. Которая выражается в ежемесячном росте свыше 50%, а годовой рост составляет четырехзначную цифру. В зависимости от роста цен по разным товарным группам принято выделять сбалансированную и несбалансированную инфляцию. Сбалансированная инфляция выражается, как правило, пропорциональным изменением цен на разные товары. Несбалансированная инфляция определяет изменение цен разных товаров по отношению друг к другу в разных пропорциях. В зависимости от степени предвидения инфляция подразделяется на ожидаемую (прогнозируемый рост цен) и неожидаемую (непрогнозируемый рост цен). По степени распространения инфляционных процессов принято выделять локальную (в рамках отдельных стран) и мировую (охватывает группу стран или целые регионы) инфляцию.

Формы инфляции разнообразны, но в их основе лежат либо внешние причины, либо внутренние. К внешним причинам относятся:

Ø рост цен на мировых рынках;

Ø сокращение поступлений от внешней торговли;

Ø отрицательное сальдо внешнеторгового баланса;

Ø отрицательное сальдо платежного баланса.

Внутренние причины инфляции, как правило, связаны с:

Ø деформацией экономики в сторону отставания отраслей потребительского сектора и гипертрофированного развития отраслей тяжелой индустрии и особенно военного машиностроения;

Ø монополией государства на денежную эмиссию, внешнюю торговлю и правительственные расходы; монополией крупнейших корпораций, фирм, компаний на установление цен на рынках, не согласующихся с их собственными издержками;

Ø монопольным положением профсоюзов на регулирование ставок заработной платы своих членов путем заключения трудовых соглашений с предпринимателями, включающих обязательство последних повышать ставки в соответствии с ростом инфляции;

Ø непомерно высокими налогами или процентными ставками за кредит.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве – быть объективным информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения.

Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной зарплаты от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

 

 

Обеспечение занятости

Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы

Регулирование цен

 Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. 

Создание правовой основы

Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. 

Распределение ресурсов

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного  производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы.

Регулирование рынка труда

Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные  действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ АПК

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ

МАРКЕТИНГ

 

Жизненный цикл товара.

ЖЦТ – это время существования товара на рынке.

Концепция ЖЦТ: любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Могут быть товары – долгожители, но вечного товара нет. Концепция ЖЦТ может применяться в отношении: вида продукции (например, часы), типа продукции (кварцевые часы), конкретной модели и торговой марки (кварцевые часы фирмы ОМАХ).

Тип и конкретная продукции более четко следуют традиционному жизненному циклу, чем вид или торговая марка. Фазы ЖЦТ делятся обычно на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад.

Состоит из 6 фаз:

1. Фаза разработки товара.

2. Фаза внедрения товара. ЦЕЛЬ: создать рынок для нового товара.

Темп роста продаж обычно относительно невелик, их объем незначителен, торговля нередко убыточна, маркетинговые расходы невелики, конкуренция как правили ограничена.

3. Фаза роста – признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него. Объем продаж растет, а за ним и прибыльность. В этой фазе ЖЦТ находятся на развитом рынке видеомагнитофоны, средства связи, и т.п.

4. Фаза зрелости – повышение степени насыщенности рынка, снижение темпов роста продаж. Новый товар переходит в разряд традиционных, при этом достигает максимума продаж, существенно снижаются темпы роста прибыли в целом по отрасли. Товар приобретается массовым потребителем со средним уровнем дохода.

5. Фаза насыщения – прекращение роста продаж при некотором росте прибыльности, если достигается значительное снижение издержек производства (бытовая техника, продовольствие, автомобили).

6. Фаза спада – у производителя происходит устойчивое снижение спроса, объема продаж и прибыли. Потребитель теряет интерес к товару, основная масса покупателей с низкой платежеспособностью. У продавца есть 3 варианта альтернативных направлений деятельности на этой фазе:

- сократить маркетинговые программы;

- оживить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку;

- прекратить выпуск продукции.

Важные моменты в ЖЦТ:

1. Продолжительность ЖЦ в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный ЖЦ, готовые изделия – более короткий, а наиболее технически совершенные товары – очень короткие (2-3 года).

2. ЖЦ одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков (на российском нетребовательном рынке он значительно более длительный).

3. С помощью средств маркетинга ЖЦТ на целевом рынке может быть как продлен, так и сокращен.

Рыночная атрибутика товара.

Упаковка является одним из существенных элементов, формирующих общую потребительную ценность товара. В основном вклад упаковки проявляется на уровне «товар в реальном исполнении». Однако в целом ряде случаев ее действие распространяется практически на все уровни товара.

Существуют следующие основные функции упаковки.

Вмещение и защита при транспортировке, хранении и обращении с товаром от воздействия света, тряски, вибрации, поломки, испарения, протекания и т.д.

Использование. Упаковка может облегчать процесс использования товара. Губная помада, пиво в жестяных банках, готовая пища в вакуумной упаковке, имеющей форму тарелок, - вот примеры упаковки эффективно, реализующей эту функцию.

Средство коммуникации. Упаковка демонстрирует марку, указывает состав и направления использования товара, отражает образ марки и демонстрирует продукцию, выделяет ее через дизайн, цвет форму и материалы. Она должна быть инструментом продвижения, ставя последнюю точку в принятии решения о покупке.

Средство позиционирования. Форма, размер, цвет или конструкция упаковки может отражать особенность потребительских запросов конкретной рыночной группы.

Минимизация издержек на транспортировку. Упаковка должна учитывать требования каналов сбыта для облегчения затрат на транспортировку, обращение и хранение.

Товарная марка – совокупность свойств товара, дополненная элементами специальной идентификации.

Наиболее видимы атрибутом товарной марки является – товарный знак – это зарегистрированный в установленном законодательном порядке на имя владельца символ, слово, изображение, звуковые позывные или оригинальная форма и имеющие зафиксированный набор особенностей и характеристик, служащих для однозначной идентификации товара.

Разновидностью товарного знака является логотип, в основе которого лежит текст, имеющий особый графический образ. В этом случае именно само графическое представление текста играет самостоятельную роль. С другой стороны, в товарном знаке на первое место может выйти звучание – товарное имя («Лада», «Жигули»).

Фирма должна принять четыре решения по созданию марки. Они связаны с корпоративными символами и фирменным стилем, философией создания марок, выбором и названия марки и использованием торговых марок.

Корпоративные символы и фирменный стиль – это название фирмы, знаки и торговые образы, являющиеся важной частью общего образа компании.

Конкурентоспособность – характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение. Конкурентоспособность, т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта товара на конкурентном рынке можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Следовательно, – конкурентоспособность – понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи.

Классификация товаров:

Выделяют несколько классификационных признаков:

1. По степени присущей им долговечности или материальной осязаемости

2. По способу потребления (с точки зрения типа рынка, на котором происходит реализация продукта)

3. По их роли в маркетинге

1.По степени присущей им долговечности или материальной осязаемости товары делятся на три группы:

Товары длительного пользования – материальные изделия выдерживающие многократное использование (обычно более года) без изменения своей материально-вещественной сущности. Например, холодильники, станки, одежда.

• Товары кратковременного пользования– материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования (обычно до года).

Например, пачка соли, мыло, пачка стирального порошка.

Услуги – мероприятия или выгода, предлагаемая любому лицу, но не приводящая к владению чем-либо. Например, услуги визажиста, монтаж оборудования, ремонт техники, услуги экскурсовода.

2 По способу потребления (с точки зрения типа рынка, на котором происходит реализация продукта), товары делятся на группы:

• Потребительские товары (товары широкого потребления)

• Промышленные товары (товары производственного назначения)

2.1. Потребительские товары (товары широкого потребления) это товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя (личного, семейного или домашнего использования). Они используются в повседневной жизни (продукты питания, одежда, мебель, газеты, автомобили и пр.).

По покупательскому спросу (с точки зрения поведения покупателей при покупке потребительских товаров) можно выделить:

• Товары повседневного спроса

• Товары предварительного выбора

• Товары особого спроса (выбора)

• Товары пассивного спроса

2.2. Промышленные товары (товары производственного назначения)

Промышленные товары или товары производственного назначения –товары, приобретаемые частными лицами или организациями для дальнейшей переработки или использования в хозяйственной деятельности. Они участвуют в процессе производства.

Товары производственного назначения делятся на следующие группы:

материалы и комплектующие (детали),

капитальное имущество,

вспомогательные материалы и услуги.

3 По роли в маркетинге товары делятся

Товары-лидеры – они создают рекламу организации в целом, способствуя расширению продаж других товаров.

Взаимодополняющие – дополняющие друг друга

товары-локомотивы – DVD-проигрыватели и диски

товары-спутники – диски и DVD-проигрыватели

Взаимозаменяемые (альтернативные) – товары, способные удовлетворять одни и те же потребности покупателей, называются (чай-кофе, масло-маргарин).

Новый товар и этапы разработки нового товара:

Новые товары – созданные предприятием оригинальные товары, а также усовершенствованные товары и новые торговые марки, если они являются результат усилий собственного научно-исследовательского отдела.

Разработка новой продукции включает 7 этапов

1) поиск возможностей создания новых товаров (генерация идей);

2) оценка идей (фильтрация);

3) проверка концепции на основе экспертного опроса потенциальных потребителей продукции;

4) экономический анализ альтернативных идей;

5) разработка продукта (превращение идеи в физическую форму, конструирование торговой марки, упаковки;

6) пробный маркетинг – реализация продукта в одном или нескольких;

7) коммерческая реализация.

Товарный ассортимент представляет собой группу товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам покупателей, или через одни и те же типы торговых рынков (заведений), или в рамках одного и того же диапазона цен.

 

 

Анализ внешней среды:

Важность анализа внешней среды объясняется и тем, что любая социально-экономическая организация является открытой системой, т.е. она связана с внешней средой. Организация получает ресурсы из внешней среды и


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.