Основные отклонения в области эмоциональной сферы. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основные отклонения в области эмоциональной сферы.

2022-10-29 18
Основные отклонения в области эмоциональной сферы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пожалуй, невозможно найти в обществе 'более важную задачу, чем воспитание нового человека. Безусловным фактором дальнейшего общественного прогресса может стать лишь высокосознательный, способный и нравственно развитый индивид, обладающий гражданственной жизненной позицией.

 В свою очередь, задачи науки, прежде всего психологии, заключаются в изучении закономерностей становления такого человека в нашем обществе. Именно направленность человека, сто нравственная позиция, т. е. сущность человека как социального существа, и рассматриваются в отечественной психологии в качестве высшего целостного способа существования индивида— в качестве личности. Общепринятым в отечественной психологии является и положение о прижизненном и гетерохронном формировании личности по мере расширения социальных связей и деятельностей ребенка.

В то же время весьма существенными для личности в нашем обществе являются чувство коллективности, или «коллективистическое самоопределение», и чувство ответственности как эмоциональное отношение к своему предназначению и социальной роли. Формируясь в конкретной социальной группе, личность не может быть полностью зависимой от нее, т. е. конформной. Коллективистическое самоопределение личности в группе и представляет такую избирательность к социальным воздействиям, которая регулируется прогрессивными убеждениями и идеалами.

Значительные нарушения нормального хода процесса формирования личности, имеющие характер психического заболевания и ведущие к деградации и распаду личности, относятся к области патологии. В то же время существует обширная область проявлений личности, в которой мы не находим еще признаков болезни и разрушения (например, проявление крайнего эгоцентризма), но в то же время эти проявления нельзя рассматривать как нормальные, как естественно порождаемые существующими общественными отношениями. В психиатрии для описания подобных явлений используется термин «акцентуация», однако в психологическом контексте он представляется не слишком удачным, ибо предполагает достаточно непосредственные и однозначные связи между индивидуально-психологическими особенностями и направленностью личности. Психологические же исследования указывают на сложноопосредствованный и неоднозначный характер этих связей.

 В плане профилактики отклонения в формировании личности как своеобразные «болезни» личности аналогичны болезням тела. Чем раньше удается диагностировать патологические изменения в организме, тем легче и успешнее протекает лечение. Как известно, легкий кариес зуба, вызывающий болезненные ощущения, своевременно излечивается почти безболезненно. В дальнейшем усиливающийся кариес превращает жизнь человека в мучение, и запоздалое обращение к дантисту часто уже не может спасти больной зуб.

Безусловно, своевременность воспитательных коррекций определяется как степенью развития ОФЛ, так и возрастным этапом. С годами происходит неравномерное и последовательное снижение пластичности ребенка по отношению к воспитательным воздействиям благодаря становлению более устойчивой структуры личности. Этот факт с учетом гетерохронности такого становления позволяет говорить о том, что чем позже мы обнаружим ОФЛ, тем сложнее окажется задача восстановления нормального процесса.

 В свою очередь, под отклонением понимается отсутствие качественно специфических проявлений нормального формирования личности. Имеются в виду не только задержки в возникновении соответствующих новообразований, но и появление их искаженных форм и чисто негативных новообразований (типа потребности в алкогольном опьянении), которые, прежде всего, ставят преграды для полноценного формирования личности.

17. Психокоррекционная работа (произвольность психических процессов).

Проблема недостаточного развития произвольных процессов у учащихся начальной школы обусловливает многие учебные затруднения: плохую дисциплину и неумение работать самостоятельно; возникновение психоэмоциональной напряженности, повышенную утомляемость.

Проведение коррекционных мероприятий по формированию произвольности психических процессов обусловлено еще и тем, что к 7 годам система регуляций только начинает складываться.

А у выделенного нами контингента детей она носит либо запаздывающий характер развития, либо отклоняющийся от нормы в силу особенностей домашнего воспитания (гиперопека, вседозволенность).

Критерием отбора в коррекционные группы является несформированность произвольного внимания, памяти, гиперактивность учеников.

Занятия проводятся подгруппами или индивидуально, с учетом уровня развития произвольности психических процессов.

Структура занятия

I часть. Вводная

Игры и упражнения, способствующие умению действовать по правилу.

II часть. Основная

1. Упражнения, игры и задания на развитие произвольного внимания, памяти.

2. Формирование умения последовательного анализа и наблюдения, планомерного выполнения задания.

III часть. Заключительная

Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.