Дифференциация педагогики по отраслям. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Дифференциация педагогики по отраслям.

2022-10-29 27
Дифференциация педагогики по отраслям. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее устоявшимися, самостоятельными отраслями этой системы являются:

v общая педагогика (изучает самые общие закономерности образования, воспитания и обучения, развития личности в их процессе);

v возрастная педагогика, в свою очередь подразделяющаяся на преддошкольную и дошкольную педагогику, в рамках которых исследуются закономерности развития детей в процессе воспитания, начиная с ясельного возраста – до шести лет, а также школьную педагогику или педагогику средней школы, исследующую закономерности развития личности школьника в педагогическом процессе;

v коррекционная педагогика

v история педагогики и образования изучает развитие педагогических идей и практики образования, воспитания, обучения в различные исторические эпохи, в ее рамках раскрывается жизнь и деятельность людей, философов, общественных деятелей, писателей, педагогов, которые внесли большой вклад в развитие педагогической теории и практики;

v частные методики преподавания или предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных предметов (например, методика преподавания математики, физики, обслуживающего труда и т.д.);

v отраслевая педагогика (военная, спортивная, семейная, педагогика высшей школы, профтехучилищ, детских общественных организаций и т.д.).

 

Вопрос №9

2.4. Методы педагогического исследования, их характеристика.

Под методами педагогического исследования понимают совокупность способов изучения педагогической действительности (процессов, явлений, фактов, предметов), получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научно-педагогических теорий.

Все многообразие методов педагогического исследования можно представить в трех группах:

Ø методы изучения педагогического опыта, способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических, творческих работ учащихся и школьной документации);

Ø   экспериментальные методы, которые отыгрывают в педагогических исследованиях особую роль. Эксперимент – специально организованная деятельность (учителей, учащихся, других участников педагогического процесса) с заранее заданными исследовательскими целями. Различают констатирующий эксперимент (цель – выявить состояние дел по той или иной изучаемой проблеме), созидательно-преобразующий (цель – создание определенных условий для более успешной организации педагогического процесса) и контрольный (цель – проверка полученных данных и выводов). По характеру условий, в которых проводятся педагогические эксперименты, есть естественный эксперимент (он проходит в условиях обычного образовательного процесса, его участники, кроме тех, кто организует экспериментальную работу, могут и не знать о проведении эксперимента) и лабораторный эксперимент (создание искусственных экспериментальных условий).

Перечисленные выше группы методов педагогического исследования еще называют методами эмпирического познания (эмпирика – опыт, практика). Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. В связи с этим следующая группа методов:

Ø методы теоретического исследования. К данной группе методов педагогического исследования относятся теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные логические методы (индуктивные предполагают логическое обобщение данных – от частных суждений к общему выводу, дедуктивные – от общего суждения – к частному выводу).

Математические и статистические методы в педагогике применяют для обработки данных, полученных эмпирическим путем, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Вопрос №10

1. Воспитание как специально организованная педагогическая деятельность.

В CIC в. сформировалось несколько концепций, объясняющих появление воспитания:

Эволюционная или социолого-антропологическая (теория французского этнографа Шарля Летурно (1831–1904).

Социолого-психологическая (теория американского профессора педагогики Пауля Монро (1869–1947).

Социолого-трудовая (теория немецких философов-материалистов Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1864)).

Духовно-культурологическая (теория немецкого педагога Карла Шмидта (1819–1864).

Авторы данных теорий считают, что воспитание возникло около 40 000 лет до н.э., когда человек выделился из животного мира и стал Homo sapiens (существом разумным). Все они сходятся во мнении, что воспитание как явление и процесс присуще только человеческому обществу, т.е. это явление социальное.

Таким обр., воспитание как передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям стало важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.

Каждая из рассмотренных теорий, объясняющих возникновение и развитие воспитания, делает акценты на разных аспектах рассматриваемого нами сложного явления. В каждой из данных теорий есть своя доля истины и не стоит решать, какая из них является единственно верной. Главным выводом для нас в результате общего взгляда на суть этих суждений является неоспоримость положения о том, что воспитание представляет собой важное и сложное социальное явление. В этом смысле мы должны осознать значимость возложенной обществом на педагогов миссии – профессиональной организации и осуществления воспитания подрастающих поколений.

Павел Петрович Блонский сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание как педагогический процесс. Под ним четко понимается, что воспитание – это преднамеренно организованная и сознательно осуществляемая специально подготовленными для этого людьми воспитательная деятельность.

Приведенные суждения позволяют раскрыть сущность воспитания в узком, профессионально-педагогическом смысле как целенаправленный двусторонний, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования педагогом активной разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом.

В рамках деятельностно-личностной концепции воспитания ребенок как развивающаяся личность рассматривается в качестве субъекта педагогического процесса, так как является активным его участником наряду с педагогом (воспитатель, педагог организовывает воспитательную работу, руководит ею; учащийся, воспитанник выполняет разнообразную деятельность и в ее процессе развивается и формируется как личность).

 

Вопрос №11

2. Цель и задачи воспитания. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на который направлены действия человека или группы людей, т.е. предполагаемый идеальный результат деятельности.

гармоничное сочетание общей и личной цели есть важное условие решения цели воспитания в педагогике.

Есть несколько важных обстоятельств теоретического осмысления вопроса о целях воспитания:

- в течение жизни человека цели воспитания изменяются в зависимости от возраста воспитуемого, даже если в период его воспитания не меняются общественные идеалы и глобальная, общая цель воспитания остается неизменной;

- процесс достижения общей цели воспитания складывается из разнообразных действий различных воспитателей и целых учебно-воспитательных сообществ, учреждений или организаций (речь идет о семейном воспитании, о специфике воспитательного процесса в отдельных школах, о специфике воспитательных воздействий отдельных педагогов и т.д.). Однако если его деятельность профессиональна, он всегда определяет свою конкретную цель учебно-воспитательной работы с учетом конкретных факторов и обстоятельств;

- конкретная цель деятельности учителя в своей структуре содержит еще целый ряд частных целей, которые рассматриваются как задачи: изучение предмета в целом, крупного раздела учебной дисциплины, отдельного урока или другого занятия, воспитательного мероприятия и т.д.

Таким обр., необходимо понять, что при осуществлении педагогического процесса (обучения и воспитания) мы имеем дело с иерархической системой целей в следующей структуре:

1. Общая цель воспитания (гармоническое и всестороннее развитие личности).

2. Цель воспитания детей определенного возраста (определяется на основе знания и учета в педагогическом процессе возрастных и индивидуальных особенностей школьников).

3. Цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения.

4. Цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности.

5. Воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.

Т.А. Ильина рассматривала три вида целей:

- общая, или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (определяет характер педагогической деятельности вообще);

- педагогические цели на определенном этапе формирования личности;

- оперативные воспитательные цели (ставятся при проведении отдельного урока или мероприятия).

 

Вопрос №12

 Закономерности и принципы воспитания.

Что же следует понимать под закономерностями воспитания? Это понятие означает устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

В теории педагогики выделяются общие, присущие всему педагогическому процессу (и обучению, и воспитанию) закономерности. Существенная педагогическая закономерность – характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями общества.

Следующая закономерность – в педагогическом процессе должно соблюдаться единство целей, содержания и методов воспитания.

Еще одна важная закономерность – неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.

К этим закономерностям относятся:

1. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.

2. Воспитание – это стимулирование активности личности школьника в организуемой деятельности.

3. Принцип проявления гуманизма педагога в процессе воспитания основывается на уважении учителя к личности воспитуемого в сочетании с разумной требовательностью к нему. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко сформулировал данный принцип очень емко и лаконично: «Как можно больше уважения к личности воспитанника и как можно больше требовательности к нему».

4. Принцип педагогического оптимизма. А.С. Макаренко утверждал, что «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

5. С принципами проявления гуманизма педагога в процессе воспитания тесно связан пятый по счету – принцип индивидуального и возрастного подхода в воспитании. В процессе воспитания необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, которые сказываются на их личностном развитии, на поведении.

 

6. Необходимо осмыслить важность такого принципа, как воспитание учащегося в коллективе и через коллектив (шестая закономерность и шестой принцип воспитания). Данный принцип имеет психологическую основу, ведь индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Наилучшие условия для этого создает коллектив как высшая форма социальной организации.

7. Учителю важно помнить и о таком принципе процесса воспитания, как единство, согласованность воспитательных требований семьи, школы и общественности

 

Вопрос №13

Понятие о самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

И.Ф. Харламов выделяет следующие этапы процесса самовоспитания:

Ø Первый этап состоит в постановке перед собой четкой цели по самоусовершенствованию, в обосновании необходимости ее достижения.

Ø Второй этап самовоспитания представляет собой детальную разработку программы самоусовершенствования (четко определил свою программу работы над собой великий русский писатель Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».

Ø Третий этап самовоспитания – разработка методов его осуществления. Система этих методов представлена самоубеждением, самообязательством, самопринуждением, самоприказом,самокритикой, мысленным переносом себя в положение другого человека (эмпатия), самонаказанием и самопоощрением.

Ø Важнейшим (четвертым) этапом самовоспитания является практическая реализация намеченной программы самосовершенствования определенными методами и приемами.

Ø Вышеназванный этап должен постоянно сопровождаться самоконтролем и коррекцией деятельности.

Самовоспитание выступает как неотъемлемая часть процесса воспитания чаще всего в том случае, если педагоги (учителя-предметники, классные руководители, воспитатели) проводят активную работу по его организации и осуществляют умелое руководство этим сложным процессом.

Перевоспитание – вид воспитания, цель которого – устранение отрицательных и развитие положительных свойств личности.

Перевоспитание – нелегкий и зачастую длительный процесс. Перевоспитывать гораздо труднее, чем воспитывать, поскольку педагогу приходится изменять уже сложившиеся в той или иной мере стереотипы – привычки, взгляды, черты характера – и формировать новые, резко отличающиеся от прежних. Степень трудности во многом зависит от того, насколько далеко зашло неправильное развитие и в какой мере оно захватило личность воспитанника. Отсюда вытекает главное требование перевоспитания – изменить обстановку, в которой живет или учится воспитанник, устранить влияние на него нездоровых условий.

1.

Вопрос №14

Сущность понятия «метод воспитания».

В педагогике понятие «метод воспитания» трактуется по-разному. Одни считают, что «метод воспитания – это средство, при помощи которого воспитатель вооружает учащихся твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» (П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников).

Другие определяют методы воспитания как совокупность способов и приемов формирования у воспитанников определенных личностных качеств и свойств. Эта слишком общая дефиниция не позволяет уяснить сущность данного понятия. В ней упускается из виду то, что у воспитанника нельзя ничего сформировать без его собственной активности в работе над собой.

Во многих учебниках и учебных пособиях по педагогике под методами воспитания понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач

Таким обр., под методом воспитания следует понимать способы и приемы организации педагогом активной и разнообразной деятельности учащихся, в которой происходит их личностное развитие: формируется потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, нравственные взгляды и убеждения.

                   К общим методам воспитания относятся:

v Методы убеждения (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.);

v методы положительного примера;

v метод упражнений (приучения);

v методы одобрения и осуждения;

v метод требования;

v метод контроля, самоконтроля и самооценки;

v метод переключения.

Вопрос №15

 

Классификация методов воспитания.

 Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку их система. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов в целом, но и лучше понимает их роль и назначение в воспитательном процессе, характерные признаки и особенности применения.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.

В классификации И.С. Марьенко выделены по принципу воздействия на воспитанников следующие группы методов:

- -объяснительно-репродуктивные (рассказ, лекция, разъяснение, положительный пример и т.д.);

- -проблемно-ситуативные (ситуация выбора деятельности и поведения, дискуссия, диспут и т.д.);

- -методы приучения и упражнения;

- -стимулирования (соревнование, поощрение, требование и т.д.);

- -торможения (наказание, требование);

- -руководства и самовоспитания.

Вопрос №16

 

 Условия выбора и эффективного применения методов воспитания. По мнению И.П. Подласого, выбор методов воспитания – высокое искусство. Искусство, которое опирается на науку, имеет свои теоретические основы. В учебнике по педагогике он подробно анализирует условия (факторы, причины), которые определяют оптимальный выбор методов воспитания.

 

Вопрос №18


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.