III . Вызовы системе здравоохранения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

III . Вызовы системе здравоохранения

2022-10-29 30
III . Вызовы системе здравоохранения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вместе с тем текущие социально-демографические процессы, рост экономики, развитие медицинских технологий предъявляют серьезные требования к системе здравоохранения. От системы здравоохранения общество ожидает результативного противостояния тенденции роста смертности населения, в особенности в трудоспособном возрасте. Ежегодное повышение доли лиц пожилого возраста в общей численности населения (с 20,8 процента в 2010 году до 24,4 процента в 2016 году) влечет изменения в масштабах и структуре заболеваемости, требующие более высоких затрат на медицинскую помощь и медико-социальное обслуживание.

Показатель рождаемости в республике, по прогнозу, будет неуклонно падать и к 2020 году, по оценке, достигнет уровня 11,6 на 1 тыс. родившихся живыми. Низкая рождаемость является серьезной проблемой, поскольку приводит к целому ряду неблагоприятных последствий, таких как, к примеру, общее старение населения, сокращение численности трудоспособного населения и т.д.

Кроме того, демографическая ситуация дополнительно усугубляется более низкой продолжительностью жизни по сравнению с показателем ряда субъектов Российской Федерации и в целом России (в 2016 году по России – 71,87 года, по Чувашии – 71,52 года).

Развитие медицинских технологий и появление новых поколений лекарственных средств расширят возможности раннего выявления заболеваний и лечения больных, что станет значимым фактором удорожания медицинских услуг, поскольку подавляющая часть новых технологий требует больших инвестиций и текущих затрат. При этом усилиями только медицинских работников будет все сложнее улучшать показатели здоровья населения. Повысится значение комплексного и межсекторального подхода, требующего тесного взаимодействия здравоохранения с системами образования и социальной защиты, органами местного самоуправления, бизнесом.

В ряду главных проблем существующей государственной системы здравоохранения – дефицит финансового обеспечения, обусловливающий увеличение количества платных услуг и усиление неравенства в доступе к медицинской помощи; низкий уровень материально-техни­ческого оснащения ряда медицинских организаций и недостаточная квалификация значительной части медицинского персонала; ограниченные возможности для рационального привлечения личных средств населения; серьезные структурные диспропорции (недостаточное развитие первичной помощи, доминирование в системе здравоохранения больниц, излишние мощности медицинских организаций и т.п.); слабость экономической мотивации персонала и расширение практики «неофициальной оплаты услуг» в медицинских организациях.

В последние годы были сделаны крупные вложения в здравоохранение, но груз накопленных проблем остается весьма значительным. Чтобы противостоять новым вызовам, необходимо модернизировать систему здравоохранения, повысив ее технологический, организационный и профессиональный уровень. Для этого требуется усилить позицию здравоохранения в системе бюджетных приоритетов.

Уровень финансовых затрат населения на медицинскую помощь должен стать важнейшим индикатором результативности функционирования отрасли здравоохранения. В ситуации существенного удорожания медицины это является социальным приоритетом развития общества.

 

IV. Проблемы реализации государственной политики

В сфере здравоохранения

В здравоохранении сохраняются факторы, негативно влияющие на эффективность и качество оказываемой медицинской помощи:

дефицит финансового обеспечения программы государственных гарантий, что снижает доступность медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и может способствовать их росту;

недостаточная эффективность системы обучения и привлечения в отрасль здравоохранения медицинских кадров и, как следствие, сохранение дефицита квалифицированных медицинских специалистов;

отсутствие механизма государственного регулирования развития сети медицинских организаций частной системы здравоохранения;

недостаточная эффективность работы первичного звена здравоохранения, направленной на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обусловливающих;

несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;

недостаточные темпы развития стационарзамещающих технологий;

неполное соответствие ресурсной оснащенности ряда медицинских организаций требованиям порядков оказания медицинской помощи;

недостаточная оптимизация этапности оказания медицинской помощи, которая должна обеспечить четкую маршрутизацию пациентов;

слаборазвитая система телемедицинских консультаций.

Несмотря на развитую сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, существующая система первичной медико-санитарной помощи не способна удовлетворить потребности населения республики. Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными. Это связано с высокой численностью населения, прикрепленного к 1 амбулаторному участку (номинально в городах – 1800–2500 человек на 1 участок, фактически – до 4000 человек), что трансформирует функции врача в функции оператора по выписке рецептов на лекарственные препараты в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения.

С учетом длительного времени ожидания приема, неудобного графика работы поликлиник (преимущественно в будние дни) доступность первичной медико-санитарной помощи для работающего населения оказывается низкой. Несовершенство работы амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, в частности отсутствие системы патронажа и неэффективное наблюдение за больными с хронической патологией, привело к тому, что скорая медицинская помощь, взяв на себя часть его функций, стала самым распространенным видом внегоспитальной медицинской помощи населению.

Таким образом, низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа, а также несовершенство организации работы скорой медицинской помощи привели к тому, что стационарная помощь выступает в качестве основного звена системы охраны здоровья населения.

При этом стационарная медицинская помощь необходима лишь при заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применения сложных методов обследования и лечения с использованием современной медицинской техники, оперативных вмешательств, постоянного круглосуточного врачебного наблюдения и интенсивного ухода.

Среднегодовая занятость койки в стационаре в 2016 году составила
315 дней, средняя длительность пребывания больного – 11,5 дня.

Внедрение стационарзамещающих технологий в деятельность амбулаторно-поликлинической службы позволило в 2016 году увеличить число мест в дневных стационарах до 2345, обеспеченность местами в дневных стационарах – до 19,0 на 10 тыс. населения и уровень госпитализации в дневные стационары – до 6,3 на 100 чел. населения. Однако уровень госпитализации в круглосуточные стационары остается настолько высоким (21,4 на 100 чел. населения в 2016 году), что создается значительный дефицит стационарных коек, хотя показатель обеспеченности койками на 1 тыс. населения высокий – 77,1 и превышает аналогичный по Российской Федерации (75,0).

Таким образом, объем коечного фонда достаточен для полного обеспечения населения республики стационарной помощью. Однако существующая в настоящее время организация стационарной помощи неэффективна, что проявляется в:

неадекватном расширении коечного фонда;

высоких показателях нецелесообразной и непрофильной госпитализации;

неадекватном увеличении сроков пребывания пациента в стационаре;

частой госпитализации пациентов в не подготовленные для оказания профильной медицинской помощи медицинские организации;

высокой частоте переводов пациентов из одной медицинской организации в другую.

Ключевой проблемой, не получившей кардинального решения, является дефицит медицинских работников в отрасли. Динамика обновления медицинских технологий зачастую превышает темпы обновления программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования специалистов. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении также является сдерживающим фактором кадрового развития.

Несмотря на то, что показатель численности врачей в расчете на 10 тыс. населения в Чувашской Республике выше, чем в среднем по Российской Федерации (в 2016 году по России – 37,2, по Приволжскому федеральному округу – 36,0, по Чувашии – 42,1 на 10 тыс. населения), качество медицинской помощи и показатели здоровья населения остаются на среднем уровне, что свидетельствует о невысокой эффективности существующей системы оказания медицинской помощи, недостаточной квалификации врачей и слабой мотивации их к профессиональному совершенствованию.

Кроме того, наблюдается существенная диспропорция в распределении врачей: излишняя концентрация их в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, и нехватка в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Среди проблем в сфере управления медицинскими кадрами следует отметить уравнительные подходы к оплате труда медицинских работников, низкие социальную защищенность и престиж медицинской профессии, невысокое качество преподавания, недостаточную информированность медицинских работников о современных методах диагностики и лечения заболеваний, слабую подготовку управленческих кадров в здравоохранении, невысокий профессиональный уровень медицинских работников.

Сдерживает развитие здравоохранения и то, что современные информационные системы применяются не на всех этапах оказания медицинской помощи. В настоящее время уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Необходимы создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении, а также обеспечение необходимыми автоматизированными информационными системами медицинских работников отрасли, в том числе экспертно-аналитическими медицинскими системами поддержки врачебных решений.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.