Развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года

2022-10-29 35
Развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К о н ц е п ц и я

Развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года

 

 

I. Общие положения

 

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем жителям Чувашской Республики;

развитием инфраструктуры и системы ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение медицинских организаций на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Чувашской Республики.

Настоящая Концепция включает анализ текущего состояния отрасли здравоохранения Чувашской Республики, а также основную цель и основные задачи, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в сфере здравоохранения, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие здравоохранения республики.

Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Закон Чувашской Республики «Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике», государственная программа Чувашской Республики «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2013 г. № 185, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 октября 2015 г. № 371 «О прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года» и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики.

Настоящая Концепция может являться основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования по вопросам охраны здоровья граждан в Чувашской Республике.

 

I I. Характеристика текущего состояния

IV. Проблемы реализации государственной политики

В сфере здравоохранения

В здравоохранении сохраняются факторы, негативно влияющие на эффективность и качество оказываемой медицинской помощи:

дефицит финансового обеспечения программы государственных гарантий, что снижает доступность медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и может способствовать их росту;

недостаточная эффективность системы обучения и привлечения в отрасль здравоохранения медицинских кадров и, как следствие, сохранение дефицита квалифицированных медицинских специалистов;

отсутствие механизма государственного регулирования развития сети медицинских организаций частной системы здравоохранения;

недостаточная эффективность работы первичного звена здравоохранения, направленной на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обусловливающих;

несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;

недостаточные темпы развития стационарзамещающих технологий;

неполное соответствие ресурсной оснащенности ряда медицинских организаций требованиям порядков оказания медицинской помощи;

недостаточная оптимизация этапности оказания медицинской помощи, которая должна обеспечить четкую маршрутизацию пациентов;

слаборазвитая система телемедицинских консультаций.

Несмотря на развитую сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, существующая система первичной медико-санитарной помощи не способна удовлетворить потребности населения республики. Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными. Это связано с высокой численностью населения, прикрепленного к 1 амбулаторному участку (номинально в городах – 1800–2500 человек на 1 участок, фактически – до 4000 человек), что трансформирует функции врача в функции оператора по выписке рецептов на лекарственные препараты в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения.

С учетом длительного времени ожидания приема, неудобного графика работы поликлиник (преимущественно в будние дни) доступность первичной медико-санитарной помощи для работающего населения оказывается низкой. Несовершенство работы амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, в частности отсутствие системы патронажа и неэффективное наблюдение за больными с хронической патологией, привело к тому, что скорая медицинская помощь, взяв на себя часть его функций, стала самым распространенным видом внегоспитальной медицинской помощи населению.

Таким образом, низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа, а также несовершенство организации работы скорой медицинской помощи привели к тому, что стационарная помощь выступает в качестве основного звена системы охраны здоровья населения.

При этом стационарная медицинская помощь необходима лишь при заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применения сложных методов обследования и лечения с использованием современной медицинской техники, оперативных вмешательств, постоянного круглосуточного врачебного наблюдения и интенсивного ухода.

Среднегодовая занятость койки в стационаре в 2016 году составила
315 дней, средняя длительность пребывания больного – 11,5 дня.

Внедрение стационарзамещающих технологий в деятельность амбулаторно-поликлинической службы позволило в 2016 году увеличить число мест в дневных стационарах до 2345, обеспеченность местами в дневных стационарах – до 19,0 на 10 тыс. населения и уровень госпитализации в дневные стационары – до 6,3 на 100 чел. населения. Однако уровень госпитализации в круглосуточные стационары остается настолько высоким (21,4 на 100 чел. населения в 2016 году), что создается значительный дефицит стационарных коек, хотя показатель обеспеченности койками на 1 тыс. населения высокий – 77,1 и превышает аналогичный по Российской Федерации (75,0).

Таким образом, объем коечного фонда достаточен для полного обеспечения населения республики стационарной помощью. Однако существующая в настоящее время организация стационарной помощи неэффективна, что проявляется в:

неадекватном расширении коечного фонда;

высоких показателях нецелесообразной и непрофильной госпитализации;

неадекватном увеличении сроков пребывания пациента в стационаре;

частой госпитализации пациентов в не подготовленные для оказания профильной медицинской помощи медицинские организации;

высокой частоте переводов пациентов из одной медицинской организации в другую.

Ключевой проблемой, не получившей кардинального решения, является дефицит медицинских работников в отрасли. Динамика обновления медицинских технологий зачастую превышает темпы обновления программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования специалистов. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении также является сдерживающим фактором кадрового развития.

Несмотря на то, что показатель численности врачей в расчете на 10 тыс. населения в Чувашской Республике выше, чем в среднем по Российской Федерации (в 2016 году по России – 37,2, по Приволжскому федеральному округу – 36,0, по Чувашии – 42,1 на 10 тыс. населения), качество медицинской помощи и показатели здоровья населения остаются на среднем уровне, что свидетельствует о невысокой эффективности существующей системы оказания медицинской помощи, недостаточной квалификации врачей и слабой мотивации их к профессиональному совершенствованию.

Кроме того, наблюдается существенная диспропорция в распределении врачей: излишняя концентрация их в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, и нехватка в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Среди проблем в сфере управления медицинскими кадрами следует отметить уравнительные подходы к оплате труда медицинских работников, низкие социальную защищенность и престиж медицинской профессии, невысокое качество преподавания, недостаточную информированность медицинских работников о современных методах диагностики и лечения заболеваний, слабую подготовку управленческих кадров в здравоохранении, невысокий профессиональный уровень медицинских работников.

Сдерживает развитие здравоохранения и то, что современные информационные системы применяются не на всех этапах оказания медицинской помощи. В настоящее время уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Необходимы создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении, а также обеспечение необходимыми автоматизированными информационными системами медицинских работников отрасли, в том числе экспертно-аналитическими медицинскими системами поддержки врачебных решений.

 

В сфере здравоохранения

Цель государственной политики в сфере здравоохранения – улучшение состояния здоровья населения, в первую очередь снижение детской смертности и смертности в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости на основе развития профилактики болезней и повышения качества и доступности медицинской помощи.

Достижение этой цели требует сохранения стратегии приоритетного развития здравоохранения. К числу наиболее важных задач государственной политики в сфере здравоохранения относятся:

повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни;

внедрение программ ранней диагностики социально значимых заболеваний и мониторинг их реализации;

развитие современных медицинских технологий и повышение их доступности;

улучшение финансового обеспечения отрасли здравоохранения, в том числе за счет привлечения негосударственных инвестиций;

сглаживание неравенства в доступе к медицинской помощи;

расширение возможностей граждан и общественных институтов влиять на систему здравоохранения;

преодоление структурных диспропорций в системе оказания медицинской помощи;

совершенствование кадровой политики и социальной поддержки медицинских работников;

усиление профессиональной и экономической мотивации медицинских работников к повышению качества и эффективности медицинской помощи;

развитие государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения;

совершенствование системы управления в сфере здравоохранения.

 

Телемедицина

 

Формирование многоуровневой системы медицинских консультаций для медицинских организаций и специалистов разного профиля, включающей головные по медицинским профилям центры с применением телемедицинских технологий, созданием дистанционного консультирования и поэтапного телеметрического мониторинга для пациентов групп риска с использованием в перспективе персональных компьютерных устройств и включением системы экстренного реагирования при появлении «критичных» изменений, позволит существенно повысить эффективность оказания медицинской помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, внедрения современных методов диагностики социально значимых заболеваний, совершенствования оказания скорой и неотложной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения на основе использования телемедицинских консультаций.

Ведущей медицинской организацией, на базе которой будет организована работа ситуационного республиканского центра телемедицинских консультаций для оперативного решения клинических ситуаций различного профиля, работающего в круглосуточном режиме, станет АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии.

 

Медицинских работников

В целях защиты пациентов при получении медицинской помощи в медицинских организациях от вреда, причиненного их жизни или здоровью, необходимо предусмотреть обязательное страхование риска гражданской ответственности медицинских организаций, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни или здоровью пациентов в результате дефекта оказания медицинской помощи, в случае смерти пациента или ухудшения его здоровья, повлекшего за собой установление инвалидности.

При этом дефектом оказания медицинской помощи является допущенное медицинской организацией нарушение качества или безопасности оказываемой медицинской услуги или иной ее недостаток независимо от вины такой медицинской организации и ее работников.

Объектом страхования выступает ответственность медицинских работников перед пациентами, здоровью которых может быть причинен ущерб вследствие ошибочных решений или действий при оказании медицинских услуг. Если такой ущерб был нанесен, он должен быть возмещен потерпевшему.

Медицинские работники участвуют в рыночных отношениях наряду с другими гражданами и должны иметь возможность защиты своих прав и профессиональной репутации, поскольку:

все более усложняются технологии обследования и лечения пациентов;

растет уровень знания пациентами своих прав;

иски о возмещении ущерба, которые предъявляют им пациенты или их родственники, как правило, во много раз превышают не только месячную, но и годовую заработную плату медицинских работников.

При наличии у медицинской организации договора страхования профессиональной ответственности бремя урегулирования такой претензии перекладывается на страховые компании.

Применение метода взаимного страхования в рамках системы обязательного страхования ответственности повысит эффективность деятельности медицинских организаций, обеспечит дополнительные гарантии права пациентов на качественную и безопасную медицинскую услугу.

 

К о н ц е п ц и я

развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года

 

 

I. Общие положения

 

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем жителям Чувашской Республики;

развитием инфраструктуры и системы ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение медицинских организаций на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Чувашской Республики.

Настоящая Концепция включает анализ текущего состояния отрасли здравоохранения Чувашской Республики, а также основную цель и основные задачи, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в сфере здравоохранения, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие здравоохранения республики.

Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Закон Чувашской Республики «Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике», государственная программа Чувашской Республики «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2013 г. № 185, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 октября 2015 г. № 371 «О прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года» и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики.

Настоящая Концепция может являться основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования по вопросам охраны здоровья граждан в Чувашской Республике.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.