Т орм о жен и е условных рефлексов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Т орм о жен и е условных рефлексов

2022-10-27 23
Т орм о жен и е условных рефлексов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Условные рефлексы пластичны. Они могут долго сохраняться, а могут и тормозиться. Торможение условных рефлексов бывает ус-ловным и безусловным.

При безусловном(внешнем)торможении осуществляется торможе-ние условно-рефлекторной деятельности коры при действии посторон-них для нее раздражителей. Этот вид торможения является внешним, так как причина его возникновения лежит вне структуры рефлекса. Одним из факторов, вызывающих безусловное торможение, служит ориентировочный рефлекс на всякий неожиданный посторонний раздражитель. К видам внешнего торможения относятся гаснущий тормоз и запредельное торможение.

Гаснущий тормоз заключается в том, что неоднократное повторе-ние вызывает ориентировочный рефлекс меньшей интенсивности. Тормоз представляет собой оборонительные безусловные рефлексы, включая болевые. Примером может быть то, что пищевой и оборони-тельный рефлекс существовать одновременно не могут.

Запредельное (охранительное) торможение возникает при увеличе-нии интенсивности какого-либо раздражителя. При этом вызываемый им эффект увеличивается, но до определенного предела. Дальнейшее усиление раздражения приводит к полному исчезновению эффекта,, что ограждает клетки мозга от избыточного расходования энергии. Та-кой вид торможения зависит от функционального состояния нервной системы, возраста, состояния гормональной сферы. Предел вынос-ливости клетки в отношении раздражителей разной интенсивности называется пределом ее работоспособности. Чем выше этот предел, тем легче клетка переносит действие сверхсильных раздражителей. Речь идет не только о физической, но и об информационной силе ус-ловных сигналов. Этот вид торможения имеет общие черты как с ус-ловным, так и с безусловным торможением и занимает промежуточное положение. Крайним случаем запредельного торможения является


13.5. Торможение условных рефлексов                                                                      351

 

оцепенение, возникающее под влиянием сильного раздражения. Чело-век может впасть в состояние ступора — полной неподвижности. Такие состояния возникают не только в результате действия физически силь-ного раздражителя (взрыв), но и вследствие тяжелых моральных по-трясений (сообщение о болезни или смерти).

Условное(внутреннее)торможение развивается в тех случаях, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Такое торможение возникает не сразу, а развивается постепенно, вырабаты-вается по общим законам условного рефлекса и бывает таким же из-менчивым и динамичным. Вунтреннее торможение возникает внутри центральных нервных структур самих условных рефлексов. Основными характеристиками условного торможения является то, что оно развива-ется при неподкреплении раздражителей, поддается тренировке (при необходимости рефлекс может самопроизвольно восстанавливаться), обусловлено индивидуальными свойствами нервной системы (у воз-будимых молодых людей вырабатывается трудно, у спокойных — дос-таточно легко), зависит от физиологической силы безусловного реф-лекса (выработать торможение на болевой импульс труднее, чем на пищевой), зависит от прочности ранее выработанного условного реф-лекса (стабильные рефлексы затормозить сложно), способно взаимодей-ствовать с безусловным (врезультате суммации эффект усиливается).

Условное торможение делится на следующие виды: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз и запаздывающее.

Угасательное торможение развивается при отсутствии подкрепле-ния условного сигнала безусловным. В данном случае тот же раздра-житель становится сигналом отсутствия реакции. Степень и скорость выработки угасательного торможения зависят от прочности условного рефлекса, физиологической силы подкрепляющего рефлекса и час-тоты неподкрепления.

Дифференцировочное торможение возникает при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляющему сигналу. Этот вид тормо-жения лежит в основе различения близких по своим физическим свойствам раздражений. Сначала развивается обобщение условного рефлекса (генерализация), после чего достигается специализация (вы-бор определенного раздражителя). Свойствами этого вида торможения являются способность к тренировке, волнообразное образование, зави-симость степени торможения от силы возбуждения и трудность выра-ботки торможения при наличии сходных раздражителей.

Условный тормоз образуется при неподкреплении комбинации из положительного условного раздражителя и индифферентного. По су-


352                                   13. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности

 

ществу оно является разновидностью дифференцировки. Тормоз лег-че вырабатывается, если к слабому положительному раздражителю прибавляется сильный дополнительный. Прибавочным раздражите-лем может быть раздражение большой силы (сильный автомобиль-ный гудок). Если прибавочный раздражитель имеет недостаточную силу, то он превращается в условный раздражитель второго порядка, а если он приобрел свойства условного тормоза, то, присоединяясь к любому положительному сигналу, затормаживает его.

При запаздывающем торможении подкрепление не отменяется, а отодвигается во времени. Подкрепляется лишь последний период действия раздражителя. Первая фаза действия условного раздражителя называется недеятельной фазой, вторая — деятельной. В данном слу-чае действует не один, а два раздражителя и второй из них — это вре-мя. Этот период времени для болевого рефлекса составляет 30-60 с, для пищевого — 3 мин. Запаздывающее торможение трудно выраба-тывается при сильном условном раздражителе, большой силе подкре-пляющего рефлекса, упрочении совпадающих условных рефлексов и при отнесении подкрепления на 2-3 мин.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.