Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-10-27 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Наряду с выработкой и торможением рефлексов в коре головного мозга имеют место и другие процессы. Это прежде всего анализ и син-тез раздражений.
Анализ раздражений представляет собой разделение разных сигналов, дифференцировку различных воздействий. Анализ начинается уже в ре-цепторном звене, где разные рецепторы реагируют на различные раз-дражители. Но высшего развития эти процессы достигают в коре, так как сигналы от каждого вида рецепторов поступают в определенные группы нервных клеток. Поэтому каждому периферическому раздраже-нию соответствует свой пространственно-временной рисунок возбуж-дения. Так происходит различение близких по свойствам раздражителей.
Синтез проявляется в объединении возбуждения, возникающего в различных участках коры, благодаря взаимодействию нейронов. Проявлением синтеза служит образование временной связи, которая составляет основу всякого условного рефлекса. Сложные формы син-тетической деятельности коры проявляются в выработке динамиче-
13.6. Координация рефлексов в коре головного мозга 353
ского стереотипа, который лежит в основе выработки различных при-вычек и автоматических действий. Динамический стереотип — это система взаимосвязанных условных рефлексов, где каждый занимает определенное место во времени и пространстве. Значение их в жизни человека достаточно велико: трудовые навыки, появление аппетита в определенное время и др. Важная роль в корковых процессах при-надлежит условно-рефлекторному переключению. Суть его заключа-ется в том, что эффект условного раздражителя зависит от обстанов-ки, в которой он применяется. В жизни на одни и те же раздражители (одно слово, одни предметы) человек реагирует по-разному в зависи-мости оттого, где он находится. Благодаря «переключению» достига-ется более совершенное приспособление человека к постоянно изме-няющейся окружающей среде.
|
В коре головного мозга происходят процессы иррадиации и кон-центрации.
Иррадиация — это распространение возбуждения и торможения из очага возбуждения. Причем происходит оно постепенно, охватывая сначала близлежащие отделы мозга, а потом более удаленные. Ирра-диация бывает динамической и статической. Первая представляет со-бой распространение возбуждения по коре, быстро переходящее в со-средоточение в исходном участке. При статической иррадиации во всех клетках, охваченных возбуждением, наступают стойкие изменения.
Концентрация представляет собой сосредоточение возбуждения или торможения в исходном участке. Концентрация осуществляется медленнее, чем иррадиация. Как уже отмечалось, оба этих процесса характерны как для возбуждения, так и для торможения. Но иррадиа-ция и концентрация возбудительного процесса протекают быстрее таковых тормозного.
Кроме медленного распространения (иррадиация) и сосредоточе-ния (концентрация) нервных процессов в коре отмечается быстрое влияние возбуждения или торможения на другие области мозга — ин-дукция. Она имеет следующие формы: одновременная (положительная и отрицательная), последовательная (положительная и отрицатель-ная). Одновременная отрицательная индукция проявляется сниже-нием активности нейронов коры головного мозга при действии силь-ных раздражителей. Например, при действии шумов большой силы понижается активность зрительной коры. У многих людей интенсив-ный шум или яркий свет понижают болевую чувствительность. При одновременной положительной индукции активность взаимодейст-
354 13. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
|
вующих систем усиливается. Так, вдыхание приятных запахов повы-шает активность нейронов зрительного анализатора. Последовательная индукция проявляется в усилении активности ранее заторможенного центра (последовательная положительная индукция) либо в тормо-жении ранее возбужденного центра (последовательная отрицатель-ная индукция).
Примером взаимодействия различных рефлекторных реакций явля-ется доминанта. Это временно господствующий в центральной нервной системе очаг повышенной возбудимости. Доминантный очаг притяги-вает к себе возбуждение других нервных центров и обладает свойствами повышенной возбудимости, стойкости возбуждения, способностью к суммированию возбуждения инерцией, т.е. способностью длитель-но удерживать возбуждение после окончания стимула.
Взаимодействие рефлекторных реакций в организме человека из-меняется в зависимости от возраста. Например, иррадиация хорошо выражена у детей, особенно в раннем возрасте. Дети дошкольного и младшего школьного возраста при появлении красивой игрушки раскрывают рот, прыгают и смеются от удовольствия. Для детей ха-рактерно ослабление внимания. Этот процесс можно рассматривать как ослабление иррадиации и усиление индукции, совершенствуется он с возрастом. Повышенную двигательную активность школьников во время перемен после двигательного торможения в двигательной области коры больших полушарий в течение урока можно объяснить последовательной положительной индукцией. Чем моложе ребенок, тем менее устойчива доминанта и тем легче она тормозится.
У новорожденного внешнее (безусловное) торможение условных рефлексов проявляется раньше внутреннего (условного). В возрасте от 1 месяца до года формируется внутреннее торможение. Угасательное и дифференцировочное торможение зрительных и слуховых условных рефлексов удается выработать с 3-4 месяцев. Вначале дифференци-руются лишь сильно различающиеся раздражители. К 6 месяцам диф-ференцировочное торможение становится более точным, происходит дифференцировка близких сигналов. Признаки запаздывающего тор-можения появляются только с 5 месяцев. Все виды условного тормо-жения становятся хорошо развитыми к 7-11 годам. В 13-15 лет услов-ное торможение, особенно дифференцировочное, ослабляется. Это связано с повышенной возбудимостью центральной нервной систе-мы: К 17—18 годам все виды торможения восстанавливаются.
13.7. Типы высшей нервной деятельности 355
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!