К оординаци я рефлексов в коре головного мозга — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

К оординаци я рефлексов в коре головного мозга

2022-10-27 24
К оординаци я рефлексов в коре головного мозга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наряду с выработкой и торможением рефлексов в коре головного мозга имеют место и другие процессы. Это прежде всего анализ и син-тез раздражений.

Анализ раздражений представляет собой разделение разных сигналов, дифференцировку различных воздействий. Анализ начинается уже в ре-цепторном звене, где разные рецепторы реагируют на различные раз-дражители. Но высшего развития эти процессы достигают в коре, так как сигналы от каждого вида рецепторов поступают в определенные группы нервных клеток. Поэтому каждому периферическому раздраже-нию соответствует свой пространственно-временной рисунок возбуж-дения. Так происходит различение близких по свойствам раздражителей.

Синтез проявляется в объединении возбуждения, возникающего в различных участках коры, благодаря взаимодействию нейронов. Проявлением синтеза служит образование временной связи, которая составляет основу всякого условного рефлекса. Сложные формы син-тетической деятельности коры проявляются в выработке динамиче-


13.6. Координация рефлексов в коре головного мозга                                                 353

 

ского стереотипа, который лежит в основе выработки различных при-вычек и автоматических действий. Динамический стереотип — это система взаимосвязанных условных рефлексов, где каждый занимает определенное место во времени и пространстве. Значение их в жизни человека достаточно велико: трудовые навыки, появление аппетита в определенное время и др. Важная роль в корковых процессах при-надлежит условно-рефлекторному переключению. Суть его заключа-ется в том, что эффект условного раздражителя зависит от обстанов-ки, в которой он применяется. В жизни на одни и те же раздражители (одно слово, одни предметы) человек реагирует по-разному в зависи-мости оттого, где он находится. Благодаря «переключению» достига-ется более совершенное приспособление человека к постоянно изме-няющейся окружающей среде.

В коре головного мозга происходят процессы иррадиации и кон-центрации.

Иррадиация — это распространение возбуждения и торможения из очага возбуждения. Причем происходит оно постепенно, охватывая сначала близлежащие отделы мозга, а потом более удаленные. Ирра-диация бывает динамической и статической. Первая представляет со-бой распространение возбуждения по коре, быстро переходящее в со-средоточение в исходном участке. При статической иррадиации во всех клетках, охваченных возбуждением, наступают стойкие изменения.

Концентрация представляет собой сосредоточение возбуждения или торможения в исходном участке. Концентрация осуществляется медленнее, чем иррадиация. Как уже отмечалось, оба этих процесса характерны как для возбуждения, так и для торможения. Но иррадиа-ция и концентрация возбудительного процесса протекают быстрее таковых тормозного.

Кроме медленного распространения (иррадиация) и сосредоточе-ния (концентрация) нервных процессов в коре отмечается быстрое влияние возбуждения или торможения на другие области мозга — ин-дукция. Она имеет следующие формы: одновременная (положительная и отрицательная), последовательная (положительная и отрицатель-ная). Одновременная отрицательная индукция проявляется сниже-нием активности нейронов коры головного мозга при действии силь-ных раздражителей. Например, при действии шумов большой силы понижается активность зрительной коры. У многих людей интенсив-ный шум или яркий свет понижают болевую чувствительность. При одновременной положительной индукции активность взаимодейст-


 

354                                   13. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности

 

вующих систем усиливается. Так, вдыхание приятных запахов повы-шает активность нейронов зрительного анализатора. Последовательная индукция проявляется в усилении активности ранее заторможенного центра (последовательная положительная индукция) либо в тормо-жении ранее возбужденного центра (последовательная отрицатель-ная индукция).

Примером взаимодействия различных рефлекторных реакций явля-ется доминанта. Это временно господствующий в центральной нервной системе очаг повышенной возбудимости. Доминантный очаг притяги-вает к себе возбуждение других нервных центров и обладает свойствами повышенной возбудимости, стойкости возбуждения, способностью к суммированию возбуждения инерцией, т.е. способностью длитель-но удерживать возбуждение после окончания стимула.

Взаимодействие рефлекторных реакций в организме человека из-меняется в зависимости от возраста. Например, иррадиация хорошо выражена у детей, особенно в раннем возрасте. Дети дошкольного и младшего школьного возраста при появлении красивой игрушки раскрывают рот, прыгают и смеются от удовольствия. Для детей ха-рактерно ослабление внимания. Этот процесс можно рассматривать как ослабление иррадиации и усиление индукции, совершенствуется он с возрастом. Повышенную двигательную активность школьников во время перемен после двигательного торможения в двигательной области коры больших полушарий в течение урока можно объяснить последовательной положительной индукцией. Чем моложе ребенок, тем менее устойчива доминанта и тем легче она тормозится.

У новорожденного внешнее (безусловное) торможение условных рефлексов проявляется раньше внутреннего (условного). В возрасте от 1 месяца до года формируется внутреннее торможение. Угасательное и дифференцировочное торможение зрительных и слуховых условных рефлексов удается выработать с 3-4 месяцев. Вначале дифференци-руются лишь сильно различающиеся раздражители. К 6 месяцам диф-ференцировочное торможение становится более точным, происходит дифференцировка близких сигналов. Признаки запаздывающего тор-можения появляются только с 5 месяцев. Все виды условного тормо-жения становятся хорошо развитыми к 7-11 годам. В 13-15 лет услов-ное торможение, особенно дифференцировочное, ослабляется. Это связано с повышенной возбудимостью центральной нервной систе-мы: К 17—18 годам все виды торможения восстанавливаются.


13.7. Типы высшей нервной деятельности                                                                  355

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.