О с новн ы е эт а п ы ра з в и т и я в озрастно й анатомии и физиологии — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

О с новн ы е эт а п ы ра з в и т и я в озрастно й анатомии и физиологии

2022-10-27 37
О с новн ы е эт а п ы ра з в и т и я в озрастно й анатомии и физиологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Впервые вопросы возрастной анатомии и физиологии рассматри-вались в России в таких трудах, как «Поучение Владимира Мономаха детям» (XI в.), «Юности честное зерцало» (XVIII в.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVII в.).

Развитие возрастной анатомии и физиологии началось в России в связи с открытием школ, где воспитывались дети из богатых семей.


26                                                          Введение в возрастную анатомию и физиологию

 

Еще М.В. Ломоносов подчеркивал необходимость подвижных игр для физического развития детей. П.Ф. Лесгафт (1837-1909) заложил основы школьной гигиены и физического воспитания детей и подро-стков в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детского организма.

Основоположником возрастной физиологии, и в частности герон-тологии, считается И.И. Мечников (1845-1916), сформулировавший теорию старения и смерти как результат отравления организма про-дуктами гниения белков в кишечнике. Впоследствии развитие различ-ных систем организма человека после рождения изучали Ф.И. Валь-кер (1893-1955) и П.О. Исаев (1895-1961).

Изучение проблем возрастной анатомии и физиологии в России стало возможным лишь с открытием кафедр гигиены в Петербургской медико-хирургической академии (1871) под руководством А.П. Доб-рославина (1842— 1889) и в Московском университете (1889) под руко-водством Ф.Ф. Эрисмана(1842-1915), который впервые эксперимен-тально доказал зависимость здоровья детей от условий окружающей среды и организованности быта. Первый научный центр, занимающий-ся вопросами возрастной физиологии, возник в России в 1875 году в стенах Педагогического музея военно-учебных заведений под руко-водством С.Е. Советова. Таким образом, научное изучение возрас-тных особенностей детского организма началось только во второй половине XIX века. В это время было обнаружено, что ребенок по-требляет в течение суток почти столько же энергии, сколько и взрос-лый человек, хотя размеры тела намного меньше. «Правило поверх-ности» немецкого физиолога М. Рубнера (1854—1932) стало одним из первых законов физиологии развития.

В начале XX века стало развиваться учение о возрастных особен-ностях организма, названное «возрастной анатомией». Основополож-ником ее явился Н.П. Гундобин (1860—1908), который в своих работах впервые в России уделил значительное внимание анатомо-физиоло-гическим особенностям детского организма. Н.П. Гундобин заведо-вал кафедрой детских болезней Петербургской медико-хирургиче-ской академии и свои исследования описал в книге «Особенности детского возраста» (1906), которая считается первым трудом по воз-растной анатомии и физиологии. Центральную проблему физиоло-гии развития в 20-е годы XX столетия наиболее четко сформулировал немецкий врач Э. Гельмрейх, по мнению которого различия между взрослым и ребенком заключаются, во-первых, в том, что ребенок —


5. Основные этапы развития возрастной анатомии и физиологии                                27

 

это маленький организм и, во-вторых, что он является развивающимся организмом. Возрастная анатомия и физиология получила импульс к развитию в результате исследований русских педиатров П.С. Медо-викова (1873-1941), М.С. Маслова (1885-1961), Г.Н. Сперанского (1873-1969), А.Г. Тура (1894-1974), которые внесли значительный вклад в область нормальной анатомии и физиологии детей.

В 1950-60-е годы в России было более 150 научных учреждений, где изучались вопросы возрастной анатомии и физиологии. Особен-но большое внимание уделялось изучению механизмов высшей нерв-ной деятельности ребенка. Исследованием возрастных особенностей высшей нервной деятельности занимались Н.И. Красногорский, В.М. Бехтерев, П.К. Анохин, И.А. Аршавский, А.А. Маркосян и др. Первые исследования второй сигнальной системы у детей и подрост-ков проведены А.Г. Ивановым-Смоленским и М.М. Кольцовой.

А.С. Северцев сформулировал принцип гетерохронии развития органов и систем, имеющий принципиальное значение в возрастной анатомии и физиологии. Этот принцип в дальнейшем П.К. Анохин разработал в теорию системогенеза, согласно которой развитие одних компонентов организма сдвинуто во времени относительно развития других, что обусловливает специфику функционировании организма ребенка на разных этапах развития. Кроме того, гетерохрония опре-деляет адаптивные возможности организма, обеспечивая определенный приспособительный эффект на каждом этапе онтогенеза. А.А. Мар-косян (1904-1972) разработал концепцию надежности биологической системы (1969). Биологические системы в ходе онтогенеза проходят определенные этапы становления и формирования. Отдельные этапы развития ребенка характеризуются не только разной степенью зрело-сти и особенностями функционирования органов и систем, но и раз-личием в механизмах, определяющих специфику взаимодействия ор-ганизма и внешней среды.

Центром изучения организма детей и подростков в России стал Институт школьной гигиены и физического воспитания АПН РСФСР, в настоящее время переименованный в Институт возрастной физио-логии РАО. Здесь работают ведущие специалисты России, занимаю-щиеся проблемами онтогенеза. И.А. Аршавский (1900—1997) являет-ся одним из основоположников возрастной физиологии. Первые его работы посвящены онтогенезу механизмов вегетативной регуляции кровообращения и дыхания. Дальнейшие исследования были направ-лены на выяснение возрастных особенностей обменных процессов


28                                                          Введение в возрастную анатомию и физиологию

 

деятельности нервной системы. В конце 1930-х годов И.А. Аршав-ским было открыто неравномерное развитие симпатических и пара-симпатических влияний нервной системы на все важнейшие функции детского организма — симпатические механизмы созревают раньше, что создает качественное своеобразие функционального состояния организма ребенка. Симпатический отдел стимулирует активность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также обменные про-цессы. Это вполне объяснимо, так как в раннем возрасте организм ну-ждается в увеличении интенсивности обменных процессов, что обес-печивает процессы роста и развития. По мере созревания организма усиливаются парасимпатические (тормозящие) влияния, в результате чего снижается частота пульса, дыхания, интенсивность энергопро-дукции.

Н.А. Бернштейн (1896—1966) внес значительный вклад в возрас-тную физиологию благодаря работам по возрастному развитию фи-зиологических механизмов построения движений. Он показал, как постепенно в организме формируется механизм управления произ-вольными движениями. Н.А. Бернштейн установил, что механизмы высшего управления движениями распространяются с возрастом от эволюционно древних подкорковых структур головного мозга к более новым корковым, достигая все более высокого уровня «построения движений».

Т. Г. Бетелева исследует возрастные и индивидуальные особенно-сти зрительного восприятия на разных этапах онтогенеза ребенка. Направление исследований Н.В. Дубровинской — формирование нейрофизиологических механизмов внимания в процессе развития ребенка.

Научные работы И.А. Коршенко посвящены проблемам возрас-тного развития терморегуляции и адаптации, мышечной деятельно-сти, обменных процессов на тканевом и организменном уровне. В на-стоящее время И.А. Коршенко продолжает работать над проблемами морфофункциональной конституции и возрастных преобразований скелетных мышц и мышечной работоспособности.

Н.Б. Сельверова работает в области эндокринологической регуля-ции полового созревания. Д.А. Фарбер является создателем научной школы, в центре внимания которой — пути созревания физиологиче-ских механизмов деятельности мозга, обеспечивающих важнейшие психофизиологические функции: восприятие, внимание, память и др.


6. Развитие возрастной анатомии и физиологии в Беларуси                                          29

 

М.М. Безруких — директор Института возрастной физиологии РАО, психофизиолог, изучающий возрастные особенности вегетатив-ной регуляции физиологических функций, педагогики и здоровья. Основные вопросы, разрабатываемые учеными института, — опреде-ление временных границ возрастных периодов, установление пара-метров возрастной нормы, выявление сенситивных и критических периодов развития ребенка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.