Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-10-28 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ч
то именно хочет Иисус сказать нам этими притчами? После того, как мы выделили содержание отдельных текстов, есте ственно будет перейти к синтезу. Для этого понадобится ответить на вопрос, каким образом мы будем классифицировать заложенное в притчах учение. Для синтеза содержащегося в притчах учения придется также учитывать и прямые высказывания Иисуса в других контекстах евангельской традиции. Один из наибо лее важных — и наиболее противоречивых — аспектов учения Иисуса, в том виде, в каком его донесли до нас евангелисты, затрагивает его учение о самом себе. Здесь напрашиваются два вопроса: каким образом притчи дополняют учение Иисуса в целом? Что притчи говорят нам о личности Человека, который их рассказывает? Проблемы классификации притчей и распределения их по категориям с необходимостью вытекают из наблюдений, сделанных в главах 5-7, где мы рассматривали структуру притчей, так что этот вопрос мы можем теперь затронуть лишь вкратце. Два других вопроса заслуживают более внимательного рассмотрения.
КЛАССИФИКАЦИЯ
/. Вероятно, наиболее привычный подход к классификации притчей по содержанию - тематический. Так, А. М. Хантер выделяет притчи, в которых описывается «приближение Царства», далее — притчи, в которых подчеркивается «благодать Царства», к третьей группе относит изображение «сынов Царства», а к четвертой, и последней, — «кризис Царства». Роберт Стейн предлагает распределить тексты по трем категориям: «Царство как реальность настоящего», «Царство как призыв» и «Господь в притчах».
Иоахим Иеремиас насчитывал девять категорий с подзаголовками: «День спасения наступил», «Вызов часа сего», «Неминуемая катастрофа», «Милость Божья к грешникам» и так далее3.
|
Даже если искать в каждой притче всего одну главную тему, подобные тематические рубрики не приносят особой пользы. Слишком часто одна и та же притча подпадает под несколько категорий. Так, Хантер включает притчу о пшенице и плевелах в рубрику «Приближение Царства», хотя происходящее в этом сюжете переплетение добрых и дурных «растений» вполне позволяет отнести эту притчу к числу метафор «сынов Царства», а мрачная судьба, постигшая плевелы при окончательном сборе урожая, предполагает еще одну рубрику — «Кризис Царства». Далее, Хантер объединяет притчи о строителе башни и о царе как примеры «детей Царства», хотя с тем же успехом можно видеть в них иллюстрацию приближения Царства или его кризиса4. У Иеремиаса рубрики накладываются одна на другую до такой степени, что их невозможно различить. Например, первые три заголовка, которые мы процитировали выше, вполне взаи-мозаменимы.
s Joachim Jeremias The Parables of Jesus. London: SCM; Philadelphia: Westmin-ster, 1972.
* Hunter Parables, 45-46, 65. Аналогичную систематизацию по темам ср.: А, Т. Cadoux The Parables of Jesus: Their Art and Use. London: J. Clarke, 1930; New York: Macmillan, 1931; В. T. D. Smith The Parables of the Synoptic Gospels. Cambridge: Univ. Press, 1937; Peter R. Jones The Teaching of the Parables. Nashvillc: Broadman, 1982.
B Stein Parables, 115-124.
Если же мы признаем наличие двух или трех основных тем в притчах, вся система тематической классификации попросту рухнет. В каждой притче обнаружится несколько тем, которые придется распределять по разным рубрикам. Так, история блудного сына отражает милосердие и благодать Божью (тема отца) и напоминает всем заблудшим о том, что ныне настал день спасения, и предупреждает жестокосердных о том, как неправильна их реакция на проповедь Иисуса и сколь греховно их отношение к отверженным, ради которых Он пришел. Хотя Стейн справедливо относит эту притчу к категории «Бэсподь Царства» (поскольку он сосредоточил все внимание на образе милостивого отца)й,две другие темы притчи, связанные с образами двух сыновей, позволяют с тем же успехом отнести ее к «настоящей реальности» или «призыву Царства».
|
Хантер, Стейн, Иеремиас и многие другие исследователи согласны в одном: все притчи Иисуса строятся вокруг одной главной темы — темы Царства Божьего. Многие притчи даже начинаются с вводной формулы: «Царство Божье подобно...» — или с иного вступления в том же духе (например, Мк 4:26, Мф 13:44, 45, 47, Лк 13:18, 20). Некоторые комментаторы настаивают, что к числу притчей о Царстве следует относить лишь те, которые непосредственно связаны с ним такого рода формулой'', но в таком случае придется отбросить целый ряд притчей, обнаруживающих близкое сходство (тематическое и структурное) с теми, в которых речь эксплицитно идет о Царстве.
Например, из четырех притчей Мф 24:42 - 25:30 только в рассказе о десяти девах упомянуто Царство (25:1), но тематически эта притча столь тесно связана с тремя остальными — о хозяине и воре, о верном и неверном слуге и о талантах, — что приходится воспринимать их как единое целое. Поскольку в трех последних главах нашего исследования мы постоянно натыкались на эксплицитные притчи о Царстве, очевидно, что структурные параллели притчам, явно относящимся к Царству, мы найдем как среди триадических форм, так и среди диадических и монадических.
" Например, Т. W. Manson Tlie Teaching of Jesus. Cambridge: Univ. Press, 1935, 70-81; C. Lcslie Mitton Your Kingdom Come. London: Mowbray; Grand Rapids: Eerdmans, 1978, 52. Роберт Ф. Канон зашел еще дальше: он написал два отдельных тома о притчах Царства (The Parables of Kingdom. Grand Rapids: Zondervan, 1985) и о притчах благодати (The Parables of Graee. Grand Rapids: Eerdmans, 1988).
2. Большую пользу могла бы принести систематизация притчей по структурным признакам. Дан Виа предложил полезное разграничение: «комические» и «трагические» сюжеты, в зависимости от итога — спасения или осуждения. Хотя мы и выделяем в ряде притчей обе темы — вечной жизни и вечной погибели, — мы готовы согласиться с Виа в том, что одна из этих тем оказывается кульминационной. Так, в притче о непрощающем слуге говорится как о милосердии, так и о суде, но тема суда выделяется с большей силой.
С другой стороны, хотя обе темы вновь возникают в притче о сеятеле, «закон ударного конца» предполагает, что на этот раз Иисус делает акцент на последней в списке, то есть на хорошей почве, которая приносит изобильный урожай. Дж. Кроссан исследовал сюжеты притчей еще более детально и выделил три структуры, которые он обозначил как «адвент», «обратный ход» и «действие», в зависимости от последовательности трех элементов — «кризиса», «реакции» и «развязки»8. Величайший вклад Кроссана в эту область исследований заключается в постоянном напоминании о том, как часто персонажи притчей Иисуса действуют неожиданным, неприемлемым с точки зрения современной им культуры образом, потрясая и даже опрокидывая традиционные ожидания.
|
к J. D. Crossan In Parables: The Challenge of the Historical Jesus. New York and London: Harper & Row, 1973. Ср.: Robert W. Funk Parables and Presence. Philadelphia: Fortress, 1982, 35-54. Pheine Perkins Hearing the Parables. New York: Paulist, 1981, 10-13, определяет эти три поджанра следующим образом: притчи адвента показывают, как власть Бога преображает будущее, притчи действия описывают кризисные ситуации, которые требуют решительных действий, а притчи обратного хода переворачивают с йог на голову традиционные воззрения на статус и привилегии.
К числу других категорий относят притчи о слугах (например. А.. Weiser Die Knechtgleichnisse der synoptischen Evangelien. München: Kösel, 1971), притчи о парусин (например, Gerhard Schneider Parusiegleichnisse im Lukasevangelium. Stuttgart: Katholisches Bibelwerk, 1975) и притчи типа Tic et, T)uuov [«кто из вас...?»] (например, Heinrich Greeven Wer unter euch...? Wort und Dienst 3, 1952, 86-101). В статье Parable в International Standard Bilde Encyclopedia, Re-vised, ed. Geoffrey W. Broiniley, vol. 3. Grand Rapids: Eerdrnans, 1986, 658, я провожу разграничение между природными притчами (Мк 4:1-9. 26-29, 30-32, Мф 13:33, Лк 1.3:6-9), притчами открытия (Мф 1.3:44, 45-46, 47-50), притчами afortion : (Лк 11:5-8, 18:1-8, 16:1-13, 17:7-10, 14:28-3.3, 11:11-13, 14:5) и контрастными притчами (большинство диадических и триадических форм, в которых противопоставляются два подчиненных персонажа).
3. Сколь бы ни были интересны эти и другие структурные исследования', наиболее четкую и, пожалуй, наиболее эффективную классификацию мы получаем, исходя из рассмотренных выше триадических и бинарных cmfjyKmyp. Если в притче насчитываются три темы, одна «мораль» неизменно затрагивает природу Бога, вторая —поведение подлинно верующих, а третья — поступки и/или судьбу неправедных. Диадическая структура представляет две из этих трех тем. Джон Винсент прекрасно передает пафос двойной и тройной структуры, вводя при этом принципиально важный христологиче-ский элемент: «Главная цель притчи — описать работу Бога в Иисусе, с той целью в особенности, чтобы люди либо уверовали в это и сделались учениками, либо возмутились против такого учения».
|
Большинство характеристик, которые притчи дают Богу и людям, не покажутся неожиданными богословски подкованным христианам, и многое в проповеди Иисуса не было так уж противно набожным евреям I века. Однако представители любой религиозной традиции охотнее твердят догму, нежели строят свою жизнь согласно ей, тем более если эта догма представляет собой крайность, хотя бы и вполне логически последовательную. Так, все приветствовали любовь Бога к грешникам, но ужасались и негодовали, когда Христос проявлял эту любовь по отношению к омерзительным париям".
" В трех сравнительно недавних работах выделяется эта функция притчей — шокировать: Frederick П. Borsch Мапу Things in Parables: Extravagant Stones of Neui Community. Philadelphia: Fortress, 1988; Tim Schramm and Katrin Iüwen-stein Unmoralische Helden: Anstössige Gleichnisse Jesu. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. 1986; и Joseph A. Grassi God Makes Me Eaugh: A Ntmi Appmach to Luke. Wihnington: Glazier, 1986.
Имеет смысл систематизировать уроки притчей, иначе нам не избежать одного из двух заблуждений: может показаться, что либо притчи не содержат урока, который можно было бы пере дать с помощью пропозиций, либо они содержат неограниченное число не слишком определенных правил. Риторическаясила притчи, конечно же, утрачивается при пропозициональном пересказе вместе с некоторой долей значения. Вот почему нельзя считать догматические высказывания адекватной заменой нарративного богословия. Всему свое место, и ни от той, ни от другой формы нельзя отказываться (см. далее, а также выше).
Суть богословия притчей можно сформулировать следующим образом:
1. Учение о Боге. Бог суверенен. Он распоряжается своими слугами как пожелает (Лк 17:7-10) и сеет свое слово в ту почву, какую сам избирает (Мк 4:3-9 и пар.). Бог долготерпелив. Он медлит с наказанием грешников в надежде, что они все же принесут плоды послушания его воле (Мк 12:1-9 и пар.) и в конце времен Он найдет веру на земле (Лк 18:1-8). Он всячески старается не выпалывать зло, чтобы не уничтожить вместе с ним и добро (Мф 13:24-30). Бог щедро дарует просящим Его (Лк 11:5-8; 18:1-8). Бог благ и милосерден сверх всякого ожидания. Он награждает не по заслугам (Мф 20:1-16). Он очень далеко заходит в поисках и попытках спасти погибающих и простирает свое попечение даже на отверженных (Лк 15: 7:41-43; 31-35; 14:16-24, Мф 18:23-35). Бог налагает на каждого человека обязанности домоправителя (Мф 21:28-32; 25:14-30, Лк 16:1-9) и будет судить каждого в зависимости от того, насколько этот человек был верен своему долгу (Лк 13:6-9; 16:19-31, Мф 24:43-25:13 и пар.; 13:47-50).
|
2. Учение о народе Божьем. Те, кто хотят подлинно следовать за Христом, должны быть готовы отречься от всего, что может воспрепятствовать полноценному ученичеству (Лк 14:28-32, Мф 13:44-46). Тем самым люди признают, что сами по себе они абсолютно не способны заслужить Божью милость (Лк 17:7-10). Они начинают жить как слуги и управители (Мф 25:14-30), исполняя Божьи повеления, заботясь о нуждающихся и угнетенных (Лк 10:25-37; 16:19-31) и всячески избегая идолопоклонства, сопряженного с бессмысленным накапливанием имущества (Лк 12:13-21: 16:1-9, Мф 18:23-35). Не нужно гадать, сколько времени отведено на такое служение: конец может наступить в любую минуту (Мф 24:43-25:30).
Народ Божий приносит Богу свои нужды в молитве, открыто и без стыда (Лк 11:5-8; 18:1-8). Он ожидает увидеть рост Царства, которое, невзирая на ничтожное начало и порой неощутимое присутствие, достигнет величайшей мощи (Мк 4:1-34 и пар.). Эти люди не должны завидовать, когда Бог проявляет щедрость по отношению к кому-то другому, не должны втискивать Его в прокрустово ложе предсказуемого поведения (Лк 15:11-32). Они обязаны понимать, что непослушание, недостаток веры и верности приведет к тому, что они лишатся привилегий, предназначавшихся им изначально (Мф 21:28-32, Мк 12:1-9 и пар., Лк 14:16-24, Мф 22:11-14). Кто устоит до конца, будет вознагражден вечным общением с Богом и со всеми верующими (Мф 13:24-30; 47-50, Лк 16:19-31; 12:35-48).
3. Учение о тех, кто ие принадлежит к народу Божьему. Сама по себе присяга на верность Богу или Христу недостаточна. Из нее должны проистекать видимые перемены в жизни, «достойные плоды покаяния» (Мк 12:1-9; 4:3-9, Мф 21:28-32; 7:24-27). Высокое положение в официальной религиозной структуре не может заменить подлинное покаяние и акты милосердия (Лк 18:9-14; 10:25-37). Ныне пора принять решение и полностью вверить себя Богу, потому что суд недолго промедлит (Лк 13:6-9; 19:11-27). Нет такого греха, такой степени деградации, чтобы Бог отказал в прощении раскаявшемуся (Лк 15:11-32). Упорство в мятеже против Бога по сути своей лицемерие, ибо оно отвергает истинное блаженство и отрицает греховность человека (Лк 7:31-35 и пар.). Всяческие оправдания для остающегося вне Царства — лишь пустые отговорки (Лк 14:16-24). Наступит день, когда поздно будет каяться, и тогда те, кто восставал против Бога, не обретут ничего, кроме ужасной вечной кары — разлуки со всем, что можно назвать благом (Мф 13:24-30; 47-50; 18:23-35; 24:45-25:30).
Несомненно, самая шокирующая черта в учении Иисуса о народе Божьем — это стремление постоянно опрокидывать ожидания слушателей. Вновь и вновь Он повторяет: еврейские духовные наставники, религиозная элита, окажутся недостойными, а Бог во Христе с распростертыми объятиями примет «подонков» общества, женщин с испорченной репутацией, мытарей, самарян и язычников, нищих, прокаженных, ритуально нечистых, подпадавших под широкую категорию «грешников». Сегодня Церкви следовало бы всерьез призадуматься над тем, многие ли из ее членов пройдут тест подлинного ученичества в Судный день и сколько человек, отвергнутых церковниками как «неверующие», обнаружат в итоге более подлинные отношения с Богом, чем думалось представителям официальной веры.
Но как соотносится учение, содержащееся в притчах, с центральной темой проповеди Иисуса — с учением о Царстве? Каким образом притчи помогают нам лучше понять, что Иисус имел в виду, говоря о Царстве? Очевидно, что Царство имеет царя (Бога) и верных подданных (народ Божий), причем и царь, и подданные регулярно вступают в какие-то отношения с другой группой лиц, которые не принадлежат к Царству (не входят в народ Божий). Хотя некоторые притчи начинаются с формулы «Царство подобно человеку, который...», в изначальном виде, на арамейском, то есть на языке, которым пользовался Иисус, такая формула означает: «Царство можно уподобить тому, что случилось с неким человеком, который сделал то-то и то-то». Иными словами, Иисус нигде не уподобляет Царство одному персонажу или конкретному объекту притчи, а только всей ситуации, описанной в контексте. Вот почему любая подробность сюжета может (потенциально) пролить свет на выстраиваемую Иисусом концепцию Царства.
БОГОСЛОВИЕ ЦАРСТВА
Говард Маршалл недавно наметил основные пункты, по которым исследователи Царства пришли к согласию. Консенсус основан на следующих основных положениях: 1) Царство составляетосновную тему проповеди Иисуса; 2) значительная часть учения на эту тему в том виде, в каком оно передано синоптиками, аутентично; 3) Иисус верил, что Царство в каком-то смысле присутствует в настоящем, а в каком-то — относится к будущему; 4) Цар ство означает правление Бога, а не какую-то земную территорию; 5) Царство обнаруживает себя в служении и вести Иисуса1В.
"' Howard Marshall The Hope of a New Age: The Kingdom of God in the New Testament. Ttiemelios 11, 1985, 5-15. Наиболее современный обзор прежних и нынешних истолкований Царства см. Wendell Willis, ed. The Kingdom of God in 20th-Ccnlury Inteipretation. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1987. Подборку наиболее интересных современных трактовок этой темы см.: Bruce D. Chil-ton. ed. The Kingdom of God in the Teaching of Jesus. London: SPCK; Philadelphia: Fortress. 1984.
Из этих пяти утверждений наименее очевидны 3) и 5). Довольно заметное меньшинство исследователей упорствует в мнении, что Царство относится исключительно к будущему, хотя и столь близкому, что Иисус порой говорил о Царстве в настоящем, как об уже наступившей реальности. Четвертый пункт некоторые весьма выдающиеся диссиденты также подвергали сомнению18. Недавно Клейтон Салливан выступил против идеи о нынешней реальности Царства, выделив множество текстов, которые говорят о вхождении в Царство как о будущем14. Однако Джоэль Маркус весьма убедительно показал, что в других контекстах Писания таким же языком описывается участие людей в той деятельности Бога, которая осуществляется на земле непосредственно сейчас2". Вопрос о соотношении духовного и материального,мира сего и потустороннего в учении о Царстве остается предметом жарких дебатов. С последним вопросом тесно связана проблема отношений между Царством, Церковью и Израилем. Притчи Иисуса проливают свет на каждую из этих проблем.
Настоящее или будущее
Джордж Бизли-Мюррей в своем объемистом сочинении, посвященном аспектам настоящего и будущего в учении Иисуса о Царстве, последовательно отстаивает концепцию «провозглашенной эсхатологии»: Христос своим земным служением положил начало Царству, но полностью Царство осуществится лишь по его возвращении. Перечислим кратко те образы из притчей, которые подкрепляют учение о двойном наступлении Царства:
/. Аспекты настоящего в Царстве, согласно притчам. Принимающие слова Иисуса к исполнению закладывают фундамент под своим духовным зданием (Мф 7:24-27 и пар.). Проповедь Благой вести натыкается на различные реакции и прорастает незримо и таинственно (Мк 4:3-29 и пар.). Начало Царства кажется незначительным (Лк 13:18-21 и пар.), и граждане его внешне вроде бы не отличаются от людей, признающих иных владык (Мф 13:24-30), но Бог объединит под своей властью самых разных людей (Мф 13:47-50), вопреки антагонизму и враждебности тех, кто вне Царства.
Царство обладает огромной ценностью: стоит пожертвовать чем угодно, лишь бы обрести его (Мф 13:44-46). Чтобы войти в Царство, нужно признать свою несостоятельность перед Богом; жизнь в Царстве основана на милосердии и прощении (Лк 7:4143, 17:7-10, 18:9-14; Мф 18:23-35, 20:1-16). Должное смирение и самоотверженность питают любовь к врагам и желание отыскать и спасти всех погибающих (Лк 10:25-37, 15:1-32; Мф 21:28-32). Граждане Царства должны повиноваться царю, признавать верховное владычество Бога и принимать Его вестников, и в первую очередь Сына (Лк 13:6-9, Мф 21:33-22:14 и пар.). Они должны с упованием ждать конца времен, разумно и честно распоряжаясь вверенными им дарами и ресурсами (Мф 24:43 - 25:30 и пар.).
Граждане Царства упорствуют в молитве, настойчиво взывая о скорейшем и полном осуществлении Божьего плана построения Царства (Лк 11:5-8; 18:1-8). Они избегают идологюклонниче ского отношения к имуществу, но при этом разумно распоряжаются деньгами (Лк 12:13-21; 16:1-31) и заранее подсчитывают цену ученичества (Лк 14:28-33). Нежелание соблюдать главнейшие заповеди Бога приведет к утрате права главенствовать в Царстве, поскольку таким правом люди наделяются временно, а не окончательно (Лк 13:6-9, Мк 12:1-9 и пар., Лк 14:16-24).
2. Аспекты будущего в Царстве, согласно притчам. Практически все перечисленные выше действия имеют значения и для грядущего Дня 1осподнего, когда Царство осуществится во всей полноте. Тогда все люди, когда-либо жившие на земле, подвергнутся суду, и критерием станет их реакция на личность и весть Иисуса. Те, кто строит на прочном фундаменте слов Христа, будут спасены; остальные погибнут (Мф 7:24-27 и пар.). Царство Божье, смутно различимое на ранних стадиях, теперь станет ясно видно миру как наиболее влиятельная сила, с которой всем придется считаться (Мк 4:1-34).
Те, кто принес достойные плоды покаяния, насладятся вечным общением с Богом, а все остальные будут страдать в вечной, мучительной разлуке с Ним (Мф 13:24-30, 47-50). В этот день прощение будет зависеть от того, умел ли человек при жизни прощать других (Мф 18:23-35). С богословской точки зрения, точнее будет сформулировать так: если мы действительно ощутили любящее милосердие Бога, мы не сможем не относиться так же к другим людям (Лк 7:41-43). Другим испытанием подлинного ученичества станет правильное использование денег (Лк 12:13-21; 16).
Среди народа Божьего не будет дифференциации, кому какая полагается награда (Мф 20:1-16), — спасение дается одной лишь благодатью (Лк 17:7-10). Вечная жизнь с Христом — это полнейшее совершенство, к которому ничего невозможно прибавить. С другой стороны, наказание неверующим варьируется по степени суровости, в зависимости от того, насколько им была известна Божья воля и насколько осознанным был их мятеж против нее (Лк 12:47-48). Исповедание веры или неверие в Бога сами по себе не засчитываются, если не проявляются на всем протяжении жизни человека. Главное — не первоначальная позиция человека, а итог его отношений с Богом (Мф 21:28-31, Лк 15). Конец может наступить раньше, чем кто-либо ожидает, а может задержаться или наступит врасплох, но, когда бы это ни произошло, на том и кончатся шансы покаяться (Мф 24:43 - 25:13). Тогда-то и будет наказана любая несправедливость (Лк 18:1-8) и все неверующие будут осуждены.
Разумеется, многие комментаторы стараются затушевать либо учение об аспектах Царства в настоящем, либо об аспектах, отнесенных в будущее. Но для этого приходится отрицать присутствие аллегории в притчах и аутентичность множества ключевых строк в этих контекстах. Если в главах с первой по седьмую нам удалось добиться сколько-нибудь последовательных выводов, то есть доказать аутентичность притчей в их нынешнем виде вместе с предлагаемым истолкованием, из этого с неизбежностью вытекает тематический синтез, подобный предложенному здесь.
Более радикальные скептики вообще отрицают наличие временной оси в Царстве. Вместо терминов «реализованная» (в настоящем), «осуществляемая» (в будущем) или «провозглашенная» (в настоящем и в будущем) эсхатология некоторые ученые сравнительно недавно ввели понятие «перманентная эсхатология». По словам Кроссана, Иисус не проповедовал конец этого мира, но:
Проповедовал Бога как Того, кто потрясает мир, этот или другой, до него или после. Когда Иисус запрещал обращать внимание на знамения и вычислять сроки, не знамения и не эти подсчеты Он осуждал, а саму концепцию конца света. Бог (в Царстве) — Единый, кто постоянно и неустанно обращает мысли человека к самой важной цели и тем самым освобождает мир от идолопоклонства, сохраняет его открытым и живым, именно благодаря этой неуверенности.
Другими словами, учение Иисуса предлагает новую форму подлинно человеческого существования, а не описывает деяния Бога в данные конкретные моменты истории. Но чтобы отстоять эту точку зрения, придется отказаться от огромного количества данных, которые связывают учение Иисуса с апокалиптическими идеями иудаизма. К началу христианской эры все евреи бурно обсуждали проблемы конца света и прихода Мессии, и хотя разные группы приходили к разным выводам, сама напряженность этих дебатов превращает неисторическое, экзистенциальное истолкование притчей в заведомый анахронизм.
Нужно прояснить еще три момента, связанные с временной природой Царства, как она отражена в притчах. Во-первых, притчи о тайно растущем зерне, о горчичном семени, о закваске, о сеятеле, о пшенице и плевелах обычно именуют «притчами роста». Многие комментаторы высказывали мнение, что центральной задачей проповеди Иисуса о Царстве вообще и в этих притчах в особенности было описание постепенного, подчас скрытого, но неумолимого роста Царства — от невзрачного начала до кульминационного торжества. В ахилиастических и гюстхилиастиче-ских кругах эти притчи часто цитируются для доказательства того, что возраст Царства совпадает с возрастом Церкви или, по крайней мере, что речь идет о некоем золотом и славном веке христианства, предшествующем возвращению Господа21'.
Однако лишь притчи о тайно растущем зерне (Мк 4:26-29) и о пшенице и плевелах (Мф 13:24-30) уделяют внимание самому процессу роста, а не только моментам посадки и сбора урожая. Однако как раз в этих двух притчах из всей группы «природных» притчей нет и намека на то, что растения достигнут какого-то определенного размера или уровня плодородия. Вероятно, это означает, что нам следует вовсе отказаться от рубрики «притчей роста» и основанных на ней истолкований.
Во-вторых, большинству притчей Иисуса присущи двусмысленные намеки на момент суда, который в них относится к будущему. Додд до такой степени выделял кульминационный характер служения Иисуса, что полагал, будто Судный День наступает для каждого человека, когда тот так или иначе реагирует на Иисуса. Традиционное христианство чаще ударяется в другую крайность и относит суд исключительно к моменту второго пришествия Христа.
Ср.: С. Н. Dodd Parables of the Kingdom. London: Nisbet, 1935; New York: Scrib-
Возможно, нам следует принять обе крайности (как это со всей очевидностью происходит в Евангелии от Иоанна) и дополнить их еще одним соображением. Ранняя Церковь, естественно, интерпретировала разрыв между уходом и возвращением хозяина в различных притчах о хозяине и слугах (например, Лк 12:35-48 пар., 19:11-27, Мф 25:1-13) как указание на интервал между первым и вторым пришествием Христа, но для еврейской аудитории, внимавшей словам Иисуса, этот промежуток времени отсчи-тывался от той эпохи, несколькими столетиями ранее, когда ветхозаветные пророки начали предупреждать: «Близок День Господень» (например, Соф 1:7; Иоил 1:15).
Последователи Иисуса не первыми столкнулись с этой пробле мой: представитель Бога сулит скорый конец света, а поколения людей продолжают сменять друг друга на земле. Вдумчивые евреи веками бились над этим парадоксом и даже применяли для его разрешения тот же самый текст (Пс 89:5), который Петр (2 Петр 3:8-10) позднее использует, пытаясь объяснить «промедление» Бога. Вот почему кажется невероятным, чтобы первоначальная аудитория Иисуса сразу же соотнесла образы ухода и возвращения хозяина с уходом и возвращением самого Иисуса, и столь же очевидно, что эта ассоциация возникла у его последователей позднее, и этот разрыв эпох (так называемая отсрочка парусин) не был чем-то новым по сравнению с иудаистской концепцией. Вполне естественно, что Иисус предсказывал неизбежный конец мира и при этом готовил своих учеников к мысли, что им еще долгое время после его смерти предстоит жить в повой общине.
В-третьих, хотя «полное учение» Иисуса в притчах требует принять оба аспекта Царства, и настоящее, и будущее, в учении Иисуса о Царстве аспект настоящего заметно выделяется. Традиционная иудаистская мысль устремлялась в грядущее, к наступлению Царства, но никогда прежде не осмеливалась и помыслить, что Царство уже настало. Более того, большинство концепций Царства оставалось узко этноцентричным, националистическим, а подчас и откровенно милитаристским. Царство, в котором ритуальные пищевые запреты будут сняты и за один стол с праведниками воссядут ритуально нечистые «грешники» — такая идея никому и в голову не приходила. Такая концепция Царства ставила под сомнение все привычные представления: уклад общины, социальный строй, Моисеевы заповеди. Сомнительной оказывалась и фигура самого Иисуса.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!