Как таксисты Париж от немцев спасли — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Как таксисты Париж от немцев спасли

2022-10-28 24
Как таксисты Париж от немцев спасли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вообще‑то, многие историки считают, что это самое французское такси не только Париж спасло в 1914 году, в Первую мировую, но и предрешило весь исход войны, то есть поражение Германии. Так это или нет, пусть останется на их совести, но то, что Париж не был немцами взят в Первую мировую, в отличие от Второй мировой, именно благодаря французскому такси, – это сто процентов. И я вам расскажу, как это было. Итак...

Начало сентября 1914 года, всего месяц с небольшим идет Первая мировая. Могучие корпуса Германии проломили сопротивление французских войск на границе и неумолимо приближаются к Парижу. Немцам до французской столицы остается каких‑то девяносто километров, и они даже не шибко спешат, зная, что Париж защитить некому.

Правительство Франции покидает столицу, умывая тем самым руки и снимая с себя ответственность, и на прощание премьер‑министр дарует парижскому военному губернатору генералу Галлиени права диктатора столицы и ее окрестностей. Но что может сделать легендарный генерал, ветеран африканских войн, когда обе французские армии скованы боями далеко от Парижа, а еще две – марроканские стрелки и алжирские батальоны – только прибыли из Африки и спешно формируются в предместьях столицы, им на это нужно еще несколько дней плюс три дня марша до линии фронта?

Все понимают, что ситуация безнадежна, особенно когда на улицах Парижа читают обреченную прокламацию генерала: «Я получил мандат защитить Париж от захватчиков. Я его выполню до конца».

Ему удается оттянуть конец и к пятому сентября переправить одну армию по железной дороге, присоединить ее в тот же день к британским частям, но это было все, потому что возможности железной дороги позволяли перебросить на фронт следующее подкрепление только через 48 часов, то есть оно могло прибыть только 9 сентября. А генеральное сражение с немцами было намечено на 6 сентября.

Но Галлиени не был бы прославленным генералом, если бы еще 2 сентября не позвонил своему другу графу Андре Валевски, заядлому автомобилисту, владельцу крупной сети такси и рентакаров, и к тому же правнуку самого Наполена Бонапарта! Его называли королем такси.

– Милый граф, мы сможем за два дня найти в Париже полторы тысячи таксомоторов? – наверное, так сформулировал генерал свою просьбу.

Нет, это была уже не просьба – когда граф тут же выделил в распоряжение генерала сто пятьдесят автомобилей, Галлиени спустя час продиктовал секретный приказ: мобилизовать все имеющиеся в столице и окрестностях автомобили для нужд армии.

В Париже к 1914 году имелось около десяти тысяч автомобилей. Из них около семи тысяч уже в первые недели войны были экспроприированы военным ведомством. Но даже из оставшихся трех тысяч едва ли треть была на ходу по причине не поломок – отсутствия шоффэров, как тогда говорили.

Ведь все они не могли не быть молодыми и сильными людьми, поскольку только молодые и сильные могли управляться с тогдашними автокаретами. А все молодые и сильные были призваны на фронт. Ветеранов‑автомобилистов тогда просто не было, поскольку сам автомобиль был еще безумно молод, – и что делать?

Но король такси потому и король – уже на второй день начали формироваться первые колонны автомобилей.

А теперь необходимое отступление – каким образом граф Андре Антуан де Колонна‑Валевски оказался с нужным товаром в нужное время в нужном месте? Они познакомились на самой грани веков и к 1902 году были уже закадычными друзьями – правнук Наполеона и внук крестьянина, граф и недавний кочегар на локомотиве, Андре Валевски и Луи Рено.

Братья Рено в 1903 году впервые поставили на автомобиль четырехцилиндровый двигатель невиданной мощности – аж четырнадцать лошадиных сил! Без помощи графа это было бы невозможно. И помощи не только финансовой – граф был истинным фанатом автомобиля, он отдавал ему все свое время, и часто было непонятно: когда он спит? Годом раньше граф основал компанию «Сосьете д’отопляс», занимавшуюся тем, что мы сейчас называем прокатом автомобилей, рентакар, но тогда!.. Тогда это было так же экзотично, адреналинно, престижно и дорого, как сегодня попилотировать «сушку» или «Миг».

Но эта компания по прокату автомобилей была по сути первой в мире компанией такси. Кстати, тогда же оформилось и само слово «такси», взяв начало от понятий «счетчик пробега» и «деньги», то есть «такса за проезд». Впервые счетчики были установлены именно на «Рено» в 1905 году в Париже. И естественно, что все автомобили графа были марки «Рено», даже не из‑за друга Луи, просто они тогда были лучшими в мире. Причем именно для такси, именно для своего друга Луи создал специальную модель и назвал ее «Рено‑ландоле». Машины были ярко‑красного цвета – это Луи Рено так почтил фамильный герб друга, который, как и герб его прадеда Наполеона, размещался на красном поле. Парижане их так и называли: «Ле руж» – красненькие.

Итак, 1914 год прошлого века, 6 сентября. Готова одна колонна из полутысячи автомобилей, с шоффэрами, и формируется вторая, из семисот автомобилей. До фронта сто километров. Максимальная скорость «Рено‑ландоле» была под сорок, средняя – двадцать пять километров в час, именно на нее и следовало ориентироваться. То есть пять часов с запасом, пять часов, а вовсе не двое‑трое суток. Вместимость такси – два человека, если сесть потеснее – три, встать на подножки – еще два. Десять часов стояли, ждали бензин и механиков, наконец двинулись...

6 сентября, как и ожидалось, началось генеральное сражение французов и британцев с немцами. Оно длилось уже сутки. К ночи положение французов стало угрожающим, они отступали. Но на рассвете 8 сентября, словно из пустоты, возникла свежая «таксомоторная» дивизия – пять тысяч бойцов привезли таксисты на фронт! Да каких бойцов – мало того, что они не были измотаны в боях, так многие из них оказались еще и чернокожими, что создавало, согласитесь, дополнительную уверенность в победе.

И двумя колоннами, с ходу, первая в мире «мотострелковая» дивизия пошла в атаку, опрокинула наступающие немецкие части и прорвала линию фронта! Тем временем подошел еще один резерв французов, по железной дороге, и на следующий день, 9 сентября, над немцами была одержана решающая победа на реке Урк. Одна дивизия вряд ли смогла бы так качнуть чаши весов, если бы не психологический фактор. При внезапном появлении войск противника немецкие генералы запаниковали, готовясь еще к более худшим сюрпризам, а французские бойцы воодушевились. Они пересказывали друг другу, как понаехали тысячи автомобилей, с невероятно огромными черными солдатами – из Африки же! – и главное – вел эту рать не кто‑нибудь, а сам правнук великого Наполеона!

Страна восприняла известия с реки Урк как великую победу. Париж немцами в Первую мировую так и не был взят. А памятник «красненьким» стоит в Париже, не удивляйтесь, когда увидите на постаменте неуклюжий автомобиль. И до сих пор самая крупная и популярная фирма такси в Париже именно та самая, правнука Наполеона, только называется она теперь «Джи 7» и до сих пор верна марке «Рено». Но это к слову.

 

КАСКАДЕРЫ

 

«Искренне ваш – Petrovich»

 

В начале девяностых на некоторых элитных тусовках Лос‑Анджелеса можно было увидеть стройного голубоглазого блондина в смокинге. Он прекрасно держался, и, хотя говорил по‑английски с небольшим акцентом и заикаясь, оттуда, где он находился, часто доносились взрывы смеха – так рассказывать анекдоты дано немногим. Блондин был худощав, любезен, но перед голливудскими звездами не заискивал и казался каким‑то независимым, сильным. Внимательный же наблюдатель замечал его узловатые ладони и необычайно сильные пальцы. Тех, кто обменивался с блондином рукопожатием, долго не оставляло ощущение, что стиснули они вместо ладони подошву. Дамы сразу обращали на него внимание, а мужчины начинали выяснять у знакомых, кто он такой и каким бизнесом занимается.

Когда выяснялось, что он русский, интерес к блондину резко усиливался. И тогда его спрашивали о бизнесе. «Н‑нефтяным бизнесом занимаюсь, н‑нефтяным», – с достоинством отвечал незнакомец.

Он не врал – в сводное от обязательных голливудских тусовок время Виктор Иванов, известный российский каскадер, на одной из местных заправок обслуживал автомобили: совал пистолет в баки, протирал стекла. А вообще‑то он приехал сюда всерьез и надолго – работать в Голливуде.

 

Где‑то раз в год я обязательно слышу в телефонной трубке его заикающийся голос:

– П‑п‑ривет!.. Искренне ваш – Petrovich!

– Здорово, Вить, ты где, в России или в Штатах?

– Н‑надоело мне подрывать американскую эк‑кономику – вчера прилетел.

 

В 1980 году я познакомился с Витей Ивановым на съемках картины «Похищение века», проходивших в Ялте. Да как познакомился!.. С тех пор я писал о нем трижды, и всякий раз было о чем писать – почти ни один факт в моих статьях о нем не повторился: действительно уникальная биография!

Надо же такому случиться – на съемках, в ялтинском кемпинге «Поляна сказок», нас с Ивановым поселили в одном бунгало. Он не переставал меня удивлять. Сначала тем, что курил исключительно американские сигареты «Кэмел» – это в восьмидесятом‑то году! – и пользовался французским кремом для бритья, станком и парфюмом.

Потом Иванов поразил меня своим бесстрашием в самых крутых разборках, если они возникали, – он один расшвыривал и троих, и четверых. Когда же я, в те годы перворазрядник по автоспорту, увидел, как он ездит, то готов был простить ему все: о наших ялтинских приключениях вы читали в одной из предыдущих глав.

На съемках той же картины Иванов на моих глазах семь минут болтался под вертолетом без страховки на двухсотметровой высоте!.. Пилот взмыл слишком быстро – не успел Витя пристегнуть страховочный карабин. Пока на земле да в воздухе соображали, координировали, сажали – семь минут прошло!! Семь минут ему пришлось не просто висеть на перекладине, а испытывать при взлете перегрузки, болтаться в потоке воздуха на огромной высоте – попробуйте! Когда вертолет сел, Иванов был без сознания. Кулаки его отекли, сделались огромными, и на все попытки окружающих разжать их он только мотал головой и мычал: «Не‑а... не‑а...»

Как‑то я сидел за рулем, а Иванов рядом. Пару раз он из машины исчезал: вылезал из окошка на хорошем ходу на крышу, отдыхал на капоте, а потом опять забирался на крышу и через окно залезал на заднее сиденье – тренировался. Помню, как в Западном Берлине Витя, решив немчиков удивить, заработал огромную скидку в каком‑то магазине – еще на улице он сделал стойку на руках, на руках же дочапал до дверей магазина, открыл их ногами и так вот непринужденно подошел к прилавку.

 

Кстати, еще тогда он поведал мне под большим секретом, что мечтает жить и работать в США. В те годы такое заявление меня, признаюсь, покоробило, но спустя девять лет я с нечистой совестью, но все же внес его фамилию в список «Комсомольской правды» для получения в МВД и ЦК КПСС загранпаспортов и виз теми, кто отправлялся в автомобильное кругосветное путешествие. Витька тогда не подвел: хотя СССР он проигнорировал, но всю Европу и США ехал с нами и в стране «желтого дьявола» не остался.

Второй раз он приехал туда по приглашению американских каскадеров, с которыми познакомился на каскадерском чемпионате мира в Тулузе. Его показали по американскому ТВ. И что значили мизерные сто пятьдесят долларов в его кармане, когда первый же американец – таможенник в аэропорту – сказал ему с восторгом: «А я тебя по телевизору видел!»

Америка уже казалась покоренной, но вот авиабилета до Лос‑Анджелеса, который обещали заказать и оплатить американские коллеги‑друзья, в кассах на его фамилию не оказалось. Пару звонков им, и... оказывается, билет был заказан на имя: «Petrovich» – так его звали в Тулузе все.

Американские разочарования Иванова были жестокими. Первое разочарование – туземные каскадеры умели делать все то же самое, что и он. А то, чего они не умели, – не требовалось, потому что без страховки и соблюдения техники безопасности не разрешалось ступить и полшага. Целая индустрия по обеспечению трюков этой самой безопасностью стоит за каждым американским каскадером. А не ватники да самодельные карабины со страховочными поясами, переделанные из пожарных, как у нас. Да и как иначе, если жизнь каждого застрахована на миллион‑полтора долларов? Зато трюком здесь считается даже падение с табуретки на поролоновый матрац. И когда дублер героя делает перед камерой головокружительный трюк, то все остальные в кадре – прохожие, водители в машинах – это тоже все каскадеры.

Второе разочарование – за трюки миллионы не заработаешь: гонорары очень умеренные. Трюки первой категории сложности – проезды, развороты, заносы – от пятисот до двух тысяч долларов. Вторая категория – гонка со столкновениями, переворот машины, прыжок – от трех до пяти тысяч. Третья категория – падения с большой высоты – до десяти тысяч долларов. Лишь легендарному Гэри Хаймсу заплатили шестьдесят тысяч (не считая страховки) за таран машины, когда он сломал позвоночник. Скорость его машины тогда была двести пятьдесят километров в час, а перегрузка – как потом посчитали – стодвадцатикратная.

И третье, самое большое, разочарование – делать трюки в Голливуде имеют право исключительно члены американской гильдии актеров кино. А чтобы таким членом стать, надо иметь всего три съемочных дня в американском кино. (У Иванова их были многие тысячи в сотне картин, но – в советских.) А чтобы эти три дня иметь, надо получить сначала разрешение на работу в США. А чтобы его получить, твой «лоэр» – адвокат – должен доказать серьезной комиссии, что кроме тебя, русского каскадера Иванова, во всех Соединенных Штатах что‑то не сможет выполнить никто другой. Ну‑ка докажи!

Иванов доказал. Собрал кипу бумаг – статей о себе, фотографий, кино– и видеопленок своих трюков, – килограммов на пять доказательства потянули. Года три случайными заработками перебивался: «нефтяным бизнесом», например.

Теперь на его счету с десяток американских и наших, совместных с Америкой, картин, где он был постановщиком и исполнителем трюков, и десятка полтора, где он каскадерил. «Солдат», «Искусственный интеллект» Спилберга, «Итальянская работа», «Единственный» с Джетом Ли, «Превосходство Борна», «Личный номер», «Теневой партнер», «Зеркальные войны. Су‑ХХХ», многие другие фильмы, наши и американские, переплелись в его жизни, в его времени и в его пространстве. Вплелся в них и «чисто» его фильм «Белое золото», который Иванов снял в России как сценарист, режиссер и постановщик трюков. А вот исполнял их, наряду с другими каскадерами, его сын – Мартин Иванов, чемпион Литвы сразу по трем видам гонок: зимнему ипподрому, кольцу и ралли – Витькина копия и внешне, и характером.

Самая запомнившаяся американская картина Иванова из полутора десятков – «Солдат» с Куртом Расселом. Работы было навалом. А однажды их, каскадеров, попросили взять со склада оружие и построиться перед режиссером. Все брали, что дадут, – автоматы Калашникова, с наворотами типа лазерных прицелов, поскольку фильм был о космических пришельцах. Весили они килограммов под десять. Иванов, зная, что три дня с этой экипировкой бегать перед камерой, решил схитрить и спросил реквизиторов:

– А что‑нибудь по‑по‑м‑миниатюрнее у вас есть?

– Есть. – И ему дали короткоствольно‑двуствольную штучку, с которой он и встал в строй перед режиссером.

– Что это? – спросил тот.

– Да вот, смертельное оружие п‑против коммунистов, – отвечал Иванов. – Уб‑б‑ивает взводами.

– Нет, не годится, возьмите что‑нибудь посолиднее.

Куда деваться – Витя взял ранцевую, килограммов на двадцать, огнеметную установку и уже проклял свою инициативу, но потом, на съемках, пришла в его голову мысль, которой он и поделился с режиссером:

– Если уж за моей спиной такая дура – пусть она взорвется. Тем более что я стою по пояс в воде: загорюсь – нырну.

Режиссер решил, что в этом предложении что‑то есть и послал его к пиротехникам. Те, задерганные двумя тысячами эффектов в картине, тоже его послали. Но Витюша смирно повторил:

– С‑смотрите, ребята, я не сам пришел – ре‑ре‑жиссер велел.

Тут уж пиротехники врубились:

– Давай!

Напичкали чем‑то ранец, отделили его от тела Виктора бронепрокладкой и так трахнули от радиопульта, что Иванов нырнул в реку очень органично, чуть не захлебнулся. Зато на берегу вместо пятисот баксов получил за взрыв две тысячи, чему очень порадовался, а его коллеги оплевались – опять этот русский всех обскакал.

Однажды в Праге ему надо было направить машину в парапет моста, пробить его и выпрыгнуть из машины в реку с десятиэтажной высоты. Витя понял, что в пальто, в каком снимался герой, которого он дублировал, это будет чревато. И попросил режиссера в последнем кадре с героя это пальто снять. Тот пообещал. Каково же было удивление Иванова на площадке, когда на него перед трюком надели это самое пальто.

– Как же так? – посмотрел он на режиссера.

Тот схватился за голову:

– Забыл!

Пришлось Вите топить машину в пальто, в пальто же и прыгать в воду, и это мерзкое пальто крепко выбило его руку из сустава – два месяца был вне профессии.

Я не ожидал, честно говоря, что он опять улетит в Штаты. Полтора года пробыл Иванов дома, в России. Фильм свой снял – чистый экшн, – тридцать семь стран его купили, но в России «Белое золото» шума не наделало. В десятке других фильмов поработал, да как поработал! Если вы выдели погоню за «шестеркой» в «Превосходстве Борна», то оцените – семь минут экранного времени (!) такая рубка на дороге идет, что «Здравствуй, Голливуд!». Его уроки не прошли даром. Любимая женщина сына ему родила – Максимку. Любимую женщину зовут Инна Пиварс (Кайдановская), она актриса «Ленкома». Увез их Витька с собой.

– Чего тебе здесь не хватает? – спросил я его.

– Устал от б‑б‑ардака, – ответил он и добавил: – Ты знаешь, я думал, там меня уже з‑з‑абыли, нет – звонят, волнуются: как ты там? Приезжай, здесь у нас, говорят, работы много.

– А где, кстати, ты в основном деньги зарабатываешь – здесь или там?

– Да сейчас примерно поровну. К лету, думаю, мы вернемся – Саша Абдулов кое‑что интересное затевает...

...Сейчас на некоторых элитных тусовках Лос‑Анджелеса по‑прежнему можно увидеть стройного голубоглазого блондина. В смокинге. Он прекрасно держится и говорит по‑английски без акцента, но по‑прежнему сильно заикаясь. Почти каждый узнаваемый и неузнаваемый, но знаменитый голливудский персонаж похлопывает его по плечу, как друга, – Petrovicha здесь знают и любят. И оттуда, где он находится, доносятся взрывы смеха – так рассказывать анекдоты дано немногим. Дамы по‑прежнему живо интересуются русским блондином.

Только Витька уже не блондин – он седой.

 

Гэри Хаймс: «Теперь в цене не „все включено“, а „все натуральное“»

 

Уже в который раз в Россию приезжает один из самых известных в Голливуде постановщиков трюков, мистер Гэри Хаймс. Не встретиться с человеком, которым восхищается сам Спилберг, который держит рекорд гонорара за один трюк, который и с переломанными шейными позвонками продолжает делать самые сложные трюки, было невозможно. Да и не верилось во многое, что говорили о нем.

– Мистер Хаймс, вы не ведете счет своим картинам?

– У меня нет на это времени – их где‑то около двухсот. Те, которые больше известны в России, – два «Парка Юрского периода» Спилберга, «Скорость», «Танго и Кэш» вашего Кончаловского, «Полицейская академия», «Неприкасаемые», «В осаде», «Миссия невыполнима»... все я не помню.

– Чем вы занимались до Голливуда?

– Был мотогонщиком, потом автогонщиком, крепко разбился, сломал позвоночник, и в больнице стал думать о том, как жить дальше. С 1978 года я стал делать трюки, а потом их ставить.

– С таким позвоночником?!

– С нашей медициной это возможно.

– Говорят, что вам принадлежит рекорд по сумме гонорара за один трюк?

– О, это была картина «День грома», где я дублировал Тома Круза. Надо было врезаться в автомобиль, притянутый к земле цепями на скорости сто сорок миль в час... это сколько по‑вашему? Да, двести тридцать километров...

– Но это же смертельно!?

– Нет, это не самоубийство, о безопасности позаботились, и когда это произошло, я чувствовал себя нормально, хотя перегрузка, как мне потом посчитали специалисты, была стодвадцатикратной. Где‑то что‑то побаливало, но в больницу я не пошел, а четыре месяца спустя проснулся парализованным – оказывается, у меня была сломана шея. За этот трюк я получил шестьдесят тысяч долларов.

– Это был самый опасный трюк в вашей жизни?

– Нет, ни самый опасный, ни самый сложный технически. Гораздо опаснее и сложнее было на тяжелом грузовике с подъемной стрелой в кузове перепрыгнуть движущийся железнодорожный состав.

– На съемочных площадках вы работали почти со всеми звездами Голливуда – были ли с ними какие‑либо проблемы?

– В «Скорости» Киану Ривз должен был, лежа на тележке, проскочить под движущимся автобусом. Тележку тянули на тросе, все рассчитали и показали Киану, как это будет выглядеть. Он сказал: «Прекрасно», потому что не знал, что трюк придется делать ему, так как работали пять камер и лицо должно было быть в кадре именно его. Когда же узнал!.. (Смеется.)

Шона Коннери в «Неприкасаемых» должны были изрешетить полсотней пуль. Когда его одевали в специальный костюм, я заметил, что он нервничает, и спросил, в чем дело. «Я же Джеймс Бонд, – ответил Шон, – меня еще ни разу не убивали, а тут, я чувствую, добром не кончится...»

– А актрисы?

– В «Скорости» Сандру Баллок решили посадить за руль автобуса, но проехала она всего метров пятьсот, и так извилисто, нервно проехала, что мы испугались и прекратили эксперимент.

– А как Том Круз относится к трюкам?

– О, с Томом я работал, начиная с первой его картины. Он очень собранный и ответственный актер, сам хочет делать многие трюки. Он даже брал уроки спортивной езды у Пола Ньюмена, они пошли Тому на пользу.

– За что вы любите свою профессию?

– За то что каждый день не похож на другой, и всегда приходится искать, придумывать что‑то новое.

– Не боитесь, что компьютерные трюки заменят людей?

– Никогда. Наоборот, компьютер помогает обострить трюк, усилить эффект и даже сделать такие трюки с каскадерами, которые без него невозможны. Например, Джет Ли в фильмах должен двигаться гораздо быстрее, чем окружающие его люди, – без компьютера это невозможно. В «Парке Юрского периода» мальчика ударяет током, и он падает в руки мужчины. Без компьютера пришлось бы снимать сначала каскадера, потом мальчика – и монтировать. Компьютер позволил снять только каскадера и заменить его лицо лицом мальчика.

– Ваша американская команда, часто прилетающая в Москву на фестивали каскадеров, довольно странная. Вы – американец, Джимми Романо – француз, и двое русских – Виктор Иванов, о котором наша пресса неоднократно писала, и бывший питерец, а ныне гражданин США Владимир Орлов. Русские каскадеры вписываются в голливудский ансамбль?

– Еще как! Русские привыкли делать трюки более натурально, и потому они хорошие атлеты, они нас дополняют.

– Вы в Москве не в первый раз – как вы себя здесь ощущаете?

– Легко. Ведь мои бабушка и дедушка из Санкт‑Петербурга, и до пяти лет я говорил по‑русски, а потом они умерли, и я язык забыл. Зато русскую кухню обожаю, я ведь вырос на борще. А как Москва похорошела за шесть лет, я бы не поверил, если б не увидел это собственными глазами. Она становится все более популярна у нас, в Штатах. Так же, как более популярным в мире становится не «все включено», а «все натуральное». А в России все натуральное, и это страшно привлекает, – трудности в первую очередь. Без них любое общество деградирует: оно не умеет выживать. Русские – самая «выживаемая» нация в мире, нам надо у вас учиться.

Стивен Спилберг после первого совместного с Хаймсом «Парка Юрского периода» прислал Гэри письмо: «Поставленные тобой трюки просто великолепны – я не видел в других картинах ничего подобного. Я хотел бы заполучить тебя и на свою следующую картину. Стив».

 

Мартин Иванов разбил семь «Астон‑Мартинов» Джеймса Бонда

 

«Русские оккупировали Уимблдон, скупили пол‑Лондона, а теперь добрались до самого святого – бондианы: они уже и в постели национального героя страны, и за рулем его автомобиля!» – сказал пожилой англичанин, выходя с лондонской премьеры «Кванта милосердия».

Все знают об Ольге Куриленко, любовнице режиссера этой картины и актрисе, но мало кто знает, что за рулем легендарного бондовского «Астон‑Мартина» сидел русский каскадер Мартин Иванов – да, да, сын Виктора Иванова!

Международный дебют Мартина состоялся в «Превосходстве Борна», где участия русских каскадеров вообще не планировалось.

Мартин родился в Москве, жил в Литве, где стал чемпионом аж в трех видах автоспорта – кольцевых гонках, ипподромных и ралли. Для того чтобы стать дублером Мэтта Дэймона – Борна, двадцатишестилетнему Мартину, с его уникальным мастерством драйвера, пришлось оказаться в нужное время в нужном месте – та историческая погоня снималась в Москве, помните: погоня за желтым такси?

Это были семь поистине великолепных минут. За них отец и сын Ивановы были удостоены в Голливуде «Тауруса» – высшей каскадерской награды, своего рода каскадерского «Оскара» в номинации «Лучшие трюки с автомобилем».

На съемки следующего «Борна‑Ультиматума» младшего Иванова тоже пригласили. Снимали в Нью‑Йорке, и за автотрюки в этой картине Мартин опять получил «Тауруса»! И вряд ли у второго режиссера, Брэдли, были сомнения, кого приглашать в качестве дублера Дэниела Крейга – Джеймса Бонда, когда начались съемки двадцать второй серии бондианы – «Кванта милосердия». Тем более что Иванов был здорово похож на Крэйга десятилетней давности.

Режиссер борнианы – Пол Гринграсс, режиссер бондианы – Марк Форстер, а вот «секонд‑юнит директор» и там, и там один и тот же – Дэн Брэдли. «Секонд‑юнит директор» – это режиссер второй съемочной группы, который снимает все, кроме героев, кроме их разговоров, перемещений и «обнималок», как говорит Мартин.

Более чем за полвека жизни на экране Джеймс Бонд стал не просто мощнейшим английским брендом, он нечто большее – национальный герой. Поэтому его создатели не имеют права на ошибку. Да они практически и не ошибались – каждая следующая серия и каждый следующий Бонд только наращивали и популярность, и прибыли. Но двадцать первая серия «Казино Рояль» стала переломной в том смысле, что вместо недосягаемых красавчиков, типа Броснана и Коннери, Бонд предстал перед зрителем простым, неброским парнем Крэйгом – как все. Вероятно, потому двадцать первая серия стала рекордной во всей бондиане по прибыли. А двадцать вторая серия – «Квант милосердия» вообще уникальна тем, что начинается с событий, которыми оканчивается предыдущая серия, с разницей в полчаса. И начинается она с той самой погони на «Астон‑Мартине», за рулем которого вместо Крэйга, в его гриме и костюме, сидит Мартин Иванов. Погоня является по сути визитной карточкой фильма, так как идет еще до титров.

Насколько серьезно английские кинематографисты относятся к бондиане – вы сейчас поймете: по сценарию за «Астон‑Мартином» Бонда гонятся три «Альфы‑Ромео» с мафиози. Для съемок было закуплено восемь новехоньких, навороченных по максимуму «Астон‑Мартинов» по триста тысяч евро каждый и полтора десятка «Альфа‑Ромео‑159» по пятьдесят тысяч каждая.

 

Краткая характеристика автомобилей.

«Астон‑Мартин» – эксклюзивный бондовский автомобиль, английская гордость, почти «Феррари» – шесть литров двигатель, пятьсот двадцать лошадиных сил, задний привод, механическая, шестиступенчатая коробка, двадцатитидюймовые колеса.

«Альфа‑Ромео‑159» – три литра двигатель, двести восемьдесят лошадиных сил, полный привод.

 

На «Астоне» ездил только Иванов, на «Альфа‑Ромео» – чемпион Англии по ралли Марк Хиггинс, но он исполнял лишь проезды, заносы и развороты, а там, где «Альфы» бились, работали английские каскадеры. Итальянские каскадеры ездили на «фоновых» машинах, в массовке.

В фильме погоня длится всего четыре минуты. В течение двухмесячных съемок Иванов разбил семь «Астон‑Мартинов», английские каскадеры разбили двенадцать «Альфа‑Ромео», и стоимость этой четырехминутной погони составила двадцать два миллиона долларов. Весь же «Квант» обошелся в двести тридцать миллионов. Всего за два первых после премьеры выходных он собрал в Англии двадцать пять миллионов.

 

А начались съемки для Иванова с двухнедельных тренировок‑репетиций на маленьком итальянском аэродроме – выставлялись конуса, и каждый день, с девяти утра до шести вечера, девять часов с перерывом на обед, каскадеры, меняя автомобили, крутили и крутили, визжали и визжали, гоняли и носились. За день стирали до корда по шесть баллонов, стоимостью по шестьсот евро каждый. Это были и тренировки, и репетиции, и еще обкатка автомобилей.

Постановщик автотрюков Гэрри Пауэлл сначала воспринял Иванова, навязанного ему Брэдли, настороженно – то ли в шутку, то ли всерьез называл его не по имени‑фамилии, а «КГБ»: «КГБ, давай туда! КГБ, давай сюда!» Именно Гэрри в «Золотом глазе» носился на танке по Питеру, помните?

Но в первый же съемочный день Гэрри сам облажался – снимали расстрел из автомата заднего стекла «Астон‑Мартина». Поскольку по сценарию оно пуленепробиваемое, на багажнике укрепили специальные патроны, которые при замыкании контактов выстреливали в стекло, оставляя на нем характерные следы. Иванов ехал по прямой и легко мог замкнуть контакты сам. Но Гэрри так не думал, он сел рядом, взял в руки кнопку контактов – поехали!

«Стоп!» – оператор передает, что в боковое зеркало лицо Гэрри видно, надо зеркальный элемент отвернуть. Мартин останавливается, Гэрри выскакивает из машины, руками элемент поворачивает, плюхается в сиденье – и!.. Патроны срабатывают, расстреливая заднее стекло, поскольку Гэрри сел на кнопку, которую оставил на сиденье.

Третий съемочный день стал переломным для Иванова в отношении к нему Гэрри. Снимали самый главный трюк погони: поскольку мафиози видят, что в бронированном автомобиле Джеймс Бонд неуязвим, они стреляют по колесам грузовиков, которые создают ему препятствия. И в итоге один из них, бампером, в невообразимом пируэте, отрывает бондовскому «Астону» водительскую дверь, обнажая его хозяина: вот он, бери его голыми руками.

Снимали этот десятисекундный трюк неделю. И в один из дублей то ли водитель грузовика раньше времени нажал на газ, то ли Иванов на мгновение позже ударил по тормозам, но желаемого не получилось – грузовик просто притер «Астона» к скале, вырвав у него переднюю подвеску и ободрав оба борта. Мартин подумал, что вот он, его последний съемочный день, – после такого Гэрри отправит его в аэропорт и домой.

Но тот полчасика погулял, подышал свежим воздухом на озере и сказал: «Ладно, возьми другой „Астон“, продолжим». Он, профессионал, не мог даже за три всего съемочных дня не увидеть, что «этот русский КГБ» профессионал почище многих, с кем ему приходилось работать.

Уже потом, при просмотре отснятого, Гэрри так понравилось, как выглядят на экране повреждения «Астона» – вся левая сторона так живописно стесалась о стену, такие колоритные рванины металла и белые следы от стены на борту, – что он решил на следующем новеньком «Астоне» сделать такие же.

Но триумфом Иванова стал эпизод в том же тоннеле, когда было решено снимать как бы с точки зрения водителя грузовика уход «Астона» в диком заносе‑вираже от лобового столкновения с ним. Операторский автомобиль, с уникальным оборудованием стоимостью в три миллиона долларов, с двумя камерами, краном, пригнанный в Италию из Голливуда, шел за грузовиком, но чуть слева, оказываясь на траектории «полета» Мартина. Уходить особо было некуда, и Иванов попросил его держаться как можно ближе к грузовику.

Съемка дубля началась. Мартин несся в лоб грузовику, не замечая операторской машины, и увидел ее, лишь когда ушел вправо: столкновение казалось неизбежным. Тогда он бросил «Астон» на правый отбойник, переставил и чудом почти вписался свободное пространство. Почти – потому что все же ободрал об отбойник правую сторону машины. Но все были счастливы, что он «сэкономил» три миллиона долларов и не пришлось останавливать съемки из‑за аварии операторской машины.

А самым счастливым был Гэрри. Прощаясь, он сказал Иванову:

– Ты можешь гордиться – отлично поработал, спасибо, Мартин. Будем сотрудничать и в будущем.

На съемках погони в «Кванте милосердия» пострадало два человека: механик‑перегонщик «Астона» при следовании на пресс‑конференцию не вписался в поворот и рухнул в озеро с десятиметровой высоты. При ударе об отбойник он потерял сознание, но от холодной воды пришел в себя – выплыл и выжил. Английский каскадер на «Альфа‑Ромео» пострадал от удара другой «Альфа‑Ромео», отскочившей в его машину после лобового удара: неделя – в коме, месяц – потеря речи, выжил.

А Мартин Иванов готовится к новой картине. Тьфу‑тьфу‑тьфу через левое плечо!

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.