Организация прогулок в зимнее время года — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация прогулок в зимнее время года

2022-10-28 24
Организация прогулок в зимнее время года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Длительное пребывание на свежем воздухе во все времена года оказывают разностороннее положительное влияние на здоровье и физическое развитие ребёнка. Во время пребывания на свежем воздухе кровь обогащается кислородом, необходимым для всех жизненных процессов. Колебания температуры воздуха, его влажность, сила ветра тренируют терморегуляционный аппарат, способствуют закаливанию организма. Прогулка благоприятствует обеспечению должного режима двигательной системы, развитию движений и физических качеств ребёнка.

Длительность пребывания на свежем воздухе должна быть не менее 3-4 часов в день. Препятствием для прогулок может быть сильный ветер и температура ниже -20о для детей раннего возраста и ниже -25о для дошкольников. В морозные дни пребывание на свежем воздухе способствует снижению простудных заболеваний, уменьшению числа чрезмерно полных детей, повышению двигательной активности. Важным условием оздоровительного эффекта является систематическое проведение прогулок. Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают эмоциональную и физическую зарядку. Регулярные, правильно организованные прогулки укрепляют положительное отношение детей к пребыванию на свежем воздухе в любую погоду.

Структура прогулки

Общая продолжительность зимней прогулки 1.5 - 2 часа. Спокойная деятельность детей 15-20 минут, подвижные игры и развлечения 15-20 минут, спокойная игра 10-15 минут, вновь подвижные игры 25-30 минут или трудовая деятельность, заканчивается прогулка спокойной игрой 25-30 минут. В зависимости от погоды и предшествующих занятий продолжительность разных видов деятельности может меняться.

Например, если перед прогулкой дети занимались сидя за столом, то подвижная игра полезнее вначале прогулки. После музыкального или физкультурного занятия прогулка должна начаться со спокойного вида деятельности. Важно соблюдать основной принцип- чередование спокойной и подвижной деятельности, постепенное нарастание физической нагрузки и постепенный её спад.

Прогулка детей на свежем воздухе в зимнее время удовлетворяет потребность в самостоятельных играх, в общении с природой, в совместных играх со сверстниками, а также оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье ребенка.

Привычка гулять в холодное время года закаливает организм ребенка, улучшает его эмоционально-волевую сферу.

Организация прогулки имеет важное значение: ее следует организовать так, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались, чтобы они получали удовольствие. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и грамотно планировать виды деятельности на прогулке в зависимости от погоды, времени года.

От однообразия прогулок ребенок устает, увеличивает двигательную активность, что приводит к перегреванию, а также к возникновению конфликтов между детьми.

 

Задача воспитателя

 

-создать условия для двигательной активности детей, регулировать ее в соответствии с индивидуальными особенностями детей;

-создать условия для игровой деятельности детей, обеспечить атрибутику к различным играм;

-варьировать игры подвижные со спокойными;

-проводить ежедневные наблюдения в природе, беседы об окружающем мире,

-наблюдать за деревьями, кустарниками, проводить сравнение между хвойными деревьями и лиственными, обращая внимание детей на их строение;

-установить на участке кормушки для птиц, подкармливать птиц вместе с детьми, дать сведения о зимующих и перелетных птицах;

-оформить участок и веранду в соответствии с временем года, содержать их в чистоте, выбрать игры и игрушки, необходимые для проведения различных видов деятельности;

-исключить такие виды деятельности, при которых дети должны сидеть: чтение, рисование, настольно-печатные игры и пр.;

-в зимнее время после новогодних праздников можно перенести часть атрибутов (зимние ветки, букеты, елочки и др.) на веранду и украсить ее вместе с детьми;

-зимой появляется возможность понаблюдать за снегом, льдом, ветром, провести серию экспериментов, познакомить детей с приметами зимы.

В солнечные зимние дни можно понаблюдать за яркими солнечными лучами, инеем на деревьях, сверканием снега, послушать хруст снега под ногами, провести опыты со снегом и льдом («цветные льдинки), игры со снегом, лепка снеговиков и других фигур из снега, рисование палочками на снегу, рассматривание следов на снегу, измерение глубины снега и т.д.

На прогулке можно организовать трудовую деятельность: сметание снега с построек, посыпание дорожек песком. Можно провести акцию «Мы умеем делать добро» (подкормка птиц, уборка участка, уборка семян и шишек от деревьев и пр.)

Следует организовывать наблюдения на небом, за облаками в разное время суток, на что похожи облака, что такое снежные облака, что такое темные пятна на небе – это тучи. Использовать во время наблюдений чтение стихов, загадок, поговорок и скороговорок, народные приметы.

Определять с детьми силу ветра с помощью флюгера, изменение температуры с помощью термометра. Рассказать о продолжительности дня, положении солнца, провести эксперименты: нагревает ли солнце предметы зимой. Эти эксперименты носят поисковый характер.

Неотъемлемой частью прогулки является организация подвижных игр, это игры со считалками, атрибутами (шапочки, флажки, нагрудные знаки и т.д.), игры-эстафеты, игры соревновательного характера, а также физические упражнения с использованием основных видов движений, игры-аттракционы («Попади в колпак», «Накорми Мишку», «Скатай шар»). Для проведения таких игр на участке следует иметь спортивное оборудование, пособия: мячи, кегли, флажки, обручи, вертушки, султанчики и др.).

Чтобы вызвать интерес у детей к прогулке в холодное время года следует использовать игру-путешествие с драматизацией сказок.

Во время прогулок важно следить за сменой видов деятельности детей, регулировать двигательную нагрузку, чередовать подвижные игры с более спокойными.

Прогулка проводится в любую погоду за исключением дней, когда температура воздуха опускается ниже 15 градусов мороза, дует сильный ветер, идет ливень.

Организация прогулки, полезной для здоровья и психо-эмоционального состояния ребенка полностью зависит от творчества воспитателя, его желания и умения.

 

Составные части прогулки

 

1. Наблюдение;

2. Трудовая деятельность;

3. Игровая деятельность (подвижные игры);

4. Индивидуальная работа;

5. Самостоятельная деятельность детей.

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

· предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).

· от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).

· от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)

· от познавательных интересов детей.

Наблюдения (рекомендую воспитателям указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):

· наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);

· наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);

· наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), советую указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Т.о. план должен включать игры

· малоподвижные;

· игры средней активности;

· игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры:

· забавы

· аттракционы

· игры-эстафеты

· сюжетные подвижные игры

· игры с элементами спорта

· сюжетные подвижные игры

· бессюжетные подвижные игры

· народные игры

· хороводные

· спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Любимым видом зимних развлечений является катание на санках. Необходимо чтобы санки были с верёвочкой и дети могли по очереди катать друг друга. Катание на санках организовывают на специально отведенном месте или на свободной групповой площадке. Не следует позволять детям кататься на санках с ледяной горки, т.к. это может вызвать травму.Для катания детей с ледяной горки следует изготовить мягкие подкладки из клеёнки, которые предотвратят детей от переохлаждения и травм. При скатывании с горки следует учить детей соблюдать очерёдность.

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребёнка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы; положительно влияет на формирование свода стопы, формирование осанки; способствует развитию основных движений, воспитанию морально-волевых качеств.

Прежде чем начать обучение детей ходьбе на лыжах следует создать необходимые условия: проложить лыжню, соорудить горки для скатывания, подготовить лыжи, обеспечить детей облегченной одеждой. Обучение ходьбе на лыжах следует начинать с 4-х летнего возраста. Проводить его 2-3 раза в неделю, когда нет физкультурных занятий. Начинают обучение с подготовительных упражнений, со знакомства с лыжами. В начале для лучшего усвоения техникой лыжного шага и скольжения, лыжными палками не пользуются. Это имеет значение так же, как и мера, предупреждающая возможность получения травм.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя). В каждой группе имеется картотека считалок и подвижных игр для детей 3-7 лет. Для каждого возраста игра напечатана на карточке определённого цвета. Например, 2 младшая группа – карточки жёлтого цвета, средняя группа – карточки красного цвета, старшая группа – синего цвета, подготовительная группа – зелёного цвета.

Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15° и скорости ветра не более 15 м/с. С детьми 5-7 лет — не ниже –20° и скорости ветра не более 15 м/с. При температуре воздуха ниже –15 ° и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

В годовом плане детского сада отражаются различные направления работы ДОУ в зимний период. Работа осуществляется в трёх аспектах: 1) работа с педагогами; 2) работа с детьми; 3) работа с родителями.

В соответствие с планом новогоднего оформления здания украшаем центральный вход, окна. Используем банеры с новогодними поздравлениями, световые композиции, световое оформление оконных проёмов, гирлянды, украшаем в центральном холле новогоднюю елку.

При оформлении территории детского сада большое значение придаём безопасности, целесообразности, красочности, а также эстетичности построек. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Педагоги украшают веранды гирляндами, мелкими мягкими игрушками, флажками разнообразной конфигурации, упаковками от новогодних подарков, на ветки деревьев прикрепляют вертушки, султанчики, снежинки, шумовые инструменты из бросового материала.

Сооружая постройки на участке следует учитывать возраст детей, их интересы, требование программы по физическому воспитанию, по организации игровой деятельности.

 


На участке должны быть созданы условия для развития всех видов основных движений:

Для упражнений в ходьбе и в равновесии- снежный вал

Для метания- лунки, корзины, бочонки

Для лазания- колеса, животные с широко расставленными ногами, матрёшка с дугообразным выемом и др.

Для прыжков- разметки, круги, грибы и др.

Необходимо изготовить ледяную дорожку для скольжения и ледяную горку.

Следует тщательно продумать расположение построек. Середина площадки должна быть свободная для проведения игр.

Все сооружения должны соответствовать возрасту детей, их вид должен быть красочным, воспитывать в детях эстетические чувства. На участке следует соорудить снежные постройки, которые могут служить как украшение участка, так и для развития основных движений. Например, под сооруженным жирафом можно пролазить, скатываться с его спины. Крокодил может заменить снежный вал для ходьбы, а через его расставленные лапы можно учиться перешагивать. Снежные постройки воспитатели украшают орнаментом из разноцветных льдинок, новогодних гирлянд, тканью, используют бросовый материал, т.к. он практичен и смотрится ярче. Между деревьями на шнуре размещают изображения Деда Мороза, сказочных героев из яркого тентового материала, поздравление (в виде гирлянд из бросового материала) «С Новым годом!».

Всё это способствует развитию художественно-эстетического вкуса у детей.

Большое значение придаём профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок для скатывания придерживаемся следующих требований:

В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.

Во 2 мл. группе – высота 80-90см.

В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.

В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

Важное направление – это работа с родителями. В холлах ДОУ на информационных стендах размещаем консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». К воспитателям часто обращаются с просьбой не брать ребёнка на прогулку, т.к. он приболел. Задача педагога грамотно и доступно объяснить родителям важность прогулок. Индивидуальное консультирование – одна из наиболее эффективных форм работы. Исходя из проблем групп в родительских уголках размещается соответствующая информация по каждому дошкольному возрасту.

В рубрике «Советуем прочитать» имеется подборка художественной литературы на зимнюю тематику: сказки, рассказа о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме и т.д. Педагогами ДОУ проводятся совместные мероприятия с родителями – развлечения, праздники, «Зимние посиделки» и т.д.

Вопросы стоящие на контроле:

– создание условий на участке и проведение прогулки;

– порядок одевания и раздевания детей;

– содержание и состояние выносного материала;

– организация наблюдений и опытнической деятельности;

– труд детей на участке;

– самостоятельные игры детей;

– индивидуальная работа по развитию основных видов движений;

– состояние оборудования участка;

организация разнообразной деятельности на прогулке.

Вопросы организации и проведения прогулок включают в план тематических проверок. Например, одно из направлений тематической проверки «Организация двигательной активности детей» – это «Двигательная активность детей на прогулке». Выводы и рекомендации оперативного и тематического контроля способствуют профессиональному росту педагогов, качественному проведению прогулок.

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.