Илья Муромец, Муранка и Мурья — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Илья Муромец, Муранка и Мурья

2022-10-28 29
Илья Муромец, Муранка и Мурья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рядом с Усой, устьем Усы, есть культовые Яблоновые горы с «молодильными яблоками» и Муромский городок – урочище с ведической историей. И сама Уса имеет левый приток – реку Муранку; Муранский овраг и Муранский бор.

Урочища Муромский городок, Муранский бор, речка Муранка – топонимы древние и связаны одним корнем. Позднее археологи по звучному урочищу дали название развалинам города булгар, который в X–XI вв. стоял в стороне от волжского берега, на плато. Булгарский город, видимо, построен на месте разрушенного города древних россов. Разделим название города, поименованного археологами (они не знают имени булгарского города), и урочища с многотысячелетней историей.

Урочище Муромский городок (на берегу Волги, в районе современного города Жигулевска) пытаются связать с русским богатырем Ильей Муромцем (чье имя идет то ли от травы муравы, то ли от города Мурома). Гипотезы чисто гадательные, неразвернутые, недоказательные. Вместе с тем они имеют под собой некоторую основу, если вспомнить, что в былинах Илья Муромец (Муровец) плавал до Хвалынского (Каспийского) моря. Это возможно только по Волге, на берегах которой есть урочище Муромский городок.

Однако все сложнее. В культовом месте и урочища с древней архаикой связаны с древними культами. Мы знаем, что квас, сура, раса и другие священные напитки, изливаемые в реки и огонь во время ведических обрядов, не просто почитались, но и дали имена многим рекам, урочищам, а впоследствии и городам‑селениям.

В дар богам приносили и кушанья: пироги, обрядовый хлеб – боговица. А что еще? Муру.

«Мура – тюря, тюрка, крошеный хлеб в квасу» (В. Даль). Мура – ритуальный хлеб, ритуальное блюдо со священным напитком квасом. Не тюря, не окрошка (холодное блюдо из кваса и крошеной зелени, мяса или рыбы), а именно мура дала название многим урочищам и городам.

Мура – блюдо, приготовляемое в Муромском городке для жертвоприношения богам.

Видимо, неслучайно и трудяги муравьи получили название от корня «мур», а их горки‑жилища называются муравейниками. Муравейник – город.

Играли ли муравьи какую‑либо роль в древних обрядах волхвов, неизвестно, но то, что этот «лесной народец» почитался уважаемым, несомненно.

В. Даль приводит две характерные русские поговорки: «Муравей не велик, а горы копает», «Муравей не велик, да никто спасибо ему не скажет, а пчела по искорке носит, да Богу и людям угождает».

Тут видим, что у муравья образ трудяги. Муравьи в избе не нужны, а в лесу полезны, да и муравьиная кислота полезна, и спасибо муравьям все же говорили многие люди. Заприметим и то, что пчела «по искорке таскает», то есть пчела – посланница бога. Огонь, огненный змей, мед и сура взаимосвязаны «искоркой»; огонь и напиток едины, огонь возносит напиток к Богу.

Вдоль Усы топоним с корнем «мура» встречается не однажды. Помимо упомянутых, есть у Переволок Муравельная дубрава. И это подчеркивает культовое значение реки Усы.

Есть на Волге и другие старинные слова, связанные со священными реками, судоходством, и урочищем Муромский городок.

«Мурья – лачуга, земляная пещерка. На Волге – пространство между грузом и палубой, где укрываются в непогоду бурлаки, трюм» (В. Даль).

Мурья (от слова «мура») – одно из названий схрона (кельи) волхва и паломника, ходока по святым рекам, изготовителя муры.

 

 

Олени (символ солнца) на наличнике избы в селе Большая Левшинка Самарской области

 

Богомольцы древности ходили по святым криницам, по святым родникам и истокам рек и приносили жертвы Роду, Сурье, Солнцу‑Арко в виде ритуальных кушаний и священных напитков. Существовали целые дороги (вдоль Оки, Волги, Камы, Самары, Сакмары) с десятками священных криниц.

Одна из паломнических дорог между бассейнами Дона и Днепра называлась Муравский шлях. Современные историки в отрыве от ведических традиций предполагают, что название дороги от того‑де, что крымские татары ходили в набеги по шляху, и было их много, как муравьев. Ой ли. Крымчане налетали быстро, и ассоциировать их с муравьями сложно. Усилились набеги из Крыма только после появления монгольских орд в XII веке. Дороге с названием Муравский шлях на несколько тысячелетий больше, чем крымско‑татарской орде. Торговые россы до Крыма «плавились» по Дону и Днепру. Орда тоже ходила в набег по льду замерзших рек. А кряжи были зарощены дремучими лесами, непроходимыми для конницы. По тропе на кряжах задолго до нашей эры ходили волхвы, поклонявшиеся родникам и истокам рек.

«Шлях миновал 27 верховьев рек с западной стороны и 24 реки со стороны восточной». Вот здесь‑то, на таинственной тропе волхвов, и стояли скиты‑мурьи, где готовили священную муру, квас и другие жертвы богам. Отсюда и пошло названием Муравельный шлях.

От муры и мурьи поименована «дорожная» трава‑мурава (спорыш, или птичий горец) и многочисленные муромские городки, речка Муранка, Муранский бор, урочище и город Мурманск. Да и имя волхва‑богатыря Ильи Муромца идет оттуда же. У имени Муромец корни русские, более того – ведические.

Подобные кусты ведических топонимов видим и в Пензенской области, где соседствуют топоним Муран(овка), святой родник Паник (Пану‑богу никни‑поклонись), овраг Колояр (Коло‑Солнце).

Все достаточно ясно. А кому не ясно, тех отправим в дремучие Брянские леса, в далекую от Самарской луки Брянскую область. Тут видим множество ведических урочищ и гидронимов. Вот и река Самара, вот в нескольких километрах река Уса. И здесь вдоль священной Усы по правому берегу село Муравка, а на левобережье село Муравьи. Есть в Брянской области и другие урочища, села и, видимо, речушки с корнем «мура». Для нас же особо важно, что и тут Самара, Уса, Муранка находятся в одном кусте, одном букете, что исключает всякую случайность и ведет нас к ведам Ригведы, древнерусской мифологии.

По траве‑мураве и ходил богатырь Илья Муромец, способный обращаться и зверем, и птицей, способный чародействовать. В более поздней эпохе Илья Муромец – борец с волхвом Соловьем Рахмановичем. Но это уже отражение более поздней эпохи, когда воины‑дружинники, люди служивые, стали на сторону князей, принявших христианство.

А для России интересно увидеть свою античность. И по примеру греков (от которых переняли христианство) сохранить русские старины. Свои‑то старины греки сохранили. А русские? Русское русским сохранять.

 

 

Глава X

СОКОЛЬИ ГОРЫ И СОК‑РЕКА

 

Сокольи горы

 

В русской мифологии сокол – птица культовая. Соколу посвящено много поговорок, загадок, песен, пословиц. Вот лишь некоторые, наиболее характерные: «Сокол – вороньи перья», «Не пугай сокола вороною», «Свинья сокола не родит», «Соколу лес не в диво», «Очи соколиные, брови соболиные». Но есть и такое: «Сокол выше солнца не летает».

Посмотрим, что пишет В. И. Даль о соколе: «Ловчая птица величиной с ястреба, он не берет добычи с земли, а бьет на лету, для чего сперва подтекает под нее, возгоняя ее, потом выныривает позади ее вверх и внезапно ударяет в нее стрелой, более под левое крыло». Сокол опускается на добычу, потом перерезает ей горло и пьет кровь, тогда как ястреб щиплет откуда ни попало. Не зря воинские братства свои городки именовали соколиными…

При этом будет замечено, что Сокольи горы – топоним не только воинский, но более ведический. Сокольи горы, без сомнения, – название архаичное. Кряж поименован не одно тысячелетие назад, как и Девичьи горы. Сокольи горы имеют прямое отношение и к древним воинским братствам, и к преданиям о богатырях.

В ведах‑былинах птица сокол – «всем птицам птица», сидит на вершине дуба, на вершине всемирного древа и олицетворяется с солнцем, с небесным огнем, с небесным миром. Это образ, ведущий нас к Ригведе и Авесте, древнейшим сборникам священных гимнов. Образ сокола‑солнца, образ сокола ясного, древнее любого письменного источника, включая Ригведу.

Самарский исследователь‑краевед XIX века А. Ф. Леопольдов писал: «Когда Сокол летает в воздухе в ясный день, то на сизых перьях его виден отблеск лучей, потому чернь называет его ясным».

 

 

Сокол – птица с культовым именем

 

В самой глубочайшей древности, возможно, нечто подобное и заставило человека обратить внимание на стремительную птицу.

Но уже два‑три тысячелетия до нашей эры религиозные верования были достаточно развиты, обряды поклонения выстроены. А поклонялись древние россы огненной стихии: солнцу, молнии, огню‑костру и водной стихии: рекам, родникам, колодезям.

Очень редкое соединение, казалось бы, противоположных стихий: огонь не горит в воде, вода испаряется в огне. Но вот рождаются друг из друга…

Ясный сокол, Финист‑Ясный сокол – это не вкусы «черни», как написал Леопольдов, а остатки поклонения солнцу.

«Свет‑ясен‑сокол» – так древняя поэзия зовет сокола. Сокол быстрый, как свет, как молния, быстрее тучи и ветра. Сокол – птица молнии и огня, соколы и орлы прилетали весной, раньше других птиц, когда снег под лучами солнца просел, но еще не растаял. Сокол приносит весну.

У древнерусских князей на гербе трезубец – образ пикирующего сокола. То же видим и на серебрянике князя Ярослава Мудрого. У еще более древних воинских братств городки‑станицы зачастую назывались Соколиное, Орлиное гнездо, урочище. Это можем видеть на Волге, в Запорожской Сечи, на Яике, даже на островах Ледовитого океана…

Сокольи горы протянулись по левому берегу реки Сок и продолжились по левому берегу реки Раса (Рось, Волга) от устья Сока до устья реки Самара. Горние места на культовых реках привлекали волхвов, брахманов, создателей вед. Сокольи горы – сакраментальное место и по расположению, и по названию. Здесь проводились древнейшие обряды и жертвоприношения богам.

Сокол – птица солнца, птица небесного огня. Сокольи горы – горы Солнца, горы Небесного огня, горы волхвов, приносящих жертву Небесному огню. Название культовое и неслучайное.

В русской ведической вере есть пять культовых птиц: Орел, олицетворяющий ветер; Сокол – гром, молнию; Ворон – дождь, град; Соловей – волхвов, брахманов (служителей солнца), вестник зари и солнца. Есть еще и филин, особо загадочная птица, но не имеющая отношения к данному исследованию.

Все эти птицы культовые. Даже ворон (вор‑он) – «черная» птица, каруна, и помощник былинных богатырей. Ворон не в силах устоять перед русскими богатырями, под их влиянием, и «черная» птица творит добрые дела. Птица, способная выклевывать глаза погибшему герою, помогает богатырю, чтобы не разрушил его гнездо – гнездо вещего ворона (кар‑руны). В русских былинах Ворон Воронович добывает живую и мертвую воду, оживляет павших.

Тут видим высочайший уровень осмысления жизни древними сказителями‑боянами, волхвами.

А соколы, способные атаковать гнездо не столь быстрого, но вещего, мудрого, долго живущего ворона, и есть русские богатыри, непобедимые на земле, иногда позволяющие себе спорить с богами, с Правью, оттого страдающие, но бесшабашные.

Былины эти со временем приобретали новые оттенки, но в основных чертах слагались еще в каменном веке. В былинах бьются богатыри россов каменными палицами, каменными щитами и вырванными дубами, что является отражением древних преданий.

Да что и говорить, если и в XIX веке чуть не в каждой деревне был мужик, и не один, способный ухватить медведя за уши, прижать его голову к земле и держать, пока тот не обессилит. А уж выйти на медведя с одним топором – и вовсе подростковая забава.

 

 

Сокольи горы

 

По Рось‑Волге плавали многие богатыри русские. Плавал Вольга, плавал Салтык Ставрович. Плавал и Илья Муромец. Говорят, что мощи одного из Муромцев лежат в Киево‑Печерской лавре. Видно, так и есть. Однако образ Муромца на несколько тысячелетий старше. А что же Муромец? Бывал ли в Сокольих горах?

По меньшей мере, былины сообщают нам, что Илья Муромец знал Волгу‑Русь‑Рось‑Рась, знал Хвалынское‑Каспийское море и, очевидно, Сокольи горы:

 

«По морю, морю синему,

По синему, по Хвалынскому

Ходил‑гулял Сокол‑корабль».

«Хозяином‑от был Илья Муромец…»

А с ним было «пятьсот удалых молодцев».

 

Интересно, что на противоположном берегу Волги, относительно недалеко от Сокольих гор, было урочище Муромский городок, связанное с мурьями волхвов.

В былинах второго тысячелетия нашей эры Илья Муромец борется с мятежным Соловьем (Б)Рахмановичем. Но в более архаичных былинах видим, что «стар казак» Муромец не только плавает в дальние страны, но и чародействует. Более того, у Ильи Муромца есть сын Сокольник (Соколик), который заявляет о своей отчине:

 

«От моря я от Студеного,

От камени я от Алатыря».

 

Тут видим, что не только Илья Муромец плавает на корабле с солнечным, священным именем Сокол, но и сына назвал «огненосным» именем Соколик. А сын его с моря Студеного, очевидно, от Ледовитого океана, да еще и от магического Латырь‑Алатырь‑камня. Тут присутствует древнейшая ведическая архаика.

В древности волхвы и богатыри зачастую предстают в одном лице. Например, Вольга… Еще в сборнике песен, записанных Киршей Даниловым, встречаем богатыря Соловья Будимировича, который плыл в Киев на… Сокол‑корабле. И тут сокол. А кто таков Соловей Будимирович? А «птица рахманная», т. е. певец вед, игрец на священных инструментах самарке и гуслях, брахман, волхв.

Сокол и волхв неотделимы.

Посмотрим еще раз на имя СОКОЛ. Тут, как и в других случаях, имеет место наложение (часто встречаемое в магических словах) двух слов. Даже не соединение (как в слове мед‑ведь), а именно наложение, что неслучайно.

Сокол – это сок и кол(о). Сок – это божественный напиток, нектар богов (см. гл. «Огнебог и священные русские напитки), а Коло, Коляда есть колесо‑солнце. То есть Сокол есть птица с громом и молнией, приносящая сок солнца, свет лучезарный.

Сокольи горы расположены вдоль реки Сок. Названия не просто однокорневые, но своим родством и соседством показывают подчеркнутый символизм культового места.

 

Река Сок

 

В старину россы били масло из орехов лещины, семян мака, но более всего из семян конопли, которую выращивали для изготовления тканей. Конопляное масло в смеси с водой добавляли в кашу и звали такую смесь конопляным соком. Смешивать мед, сок трав, молоко с родниковой водой – древнейший ведический ритуал, «возгонка» напитка.

Прошлое вед и вендов можно увидеть в трапезе «соковеня» – блины с квасом. Тут два ритуальных блюда: блин (солнце) и квас (квасура) соединены в одно кушанье со священным именем. В священных обрядах чаще всего использовался сок березы – соковица. Весной, когда в деревьях начинается сокодвижение, россы гнали соковицу в огромных количествах.

Сок, соковица – один из самых древних и доступных напитков, добываемых подсечением священного дерева береза, одного из символов мирового древа, древа мудрости. Береза не просто любимое, но священное дерево, в чьем имени отражен древний обряд гонки сока.

Слово «береза» создано древнейшим ведическим способом, путем наложения двух культовых слов, связанных со знаниями, ведами, и письменностью, рунами. Береза есть бер‑реза, то есть присутствует образ бересту резать (для гонки сока). Резы и черты – обозначение приемов древнейшей письменности, производимой с помощью ножа (очевидно, вертикальные и горизонтальные сечения). И береста для росса священна как носительница вед, знаний. Береста исполняла роль бумаги. В музеях северных областей России немало берестяных грамот второй половины первого тысячелетия и начала второго тысячелетия.

Сок березы, добытый резами, столь же священный, жертвенный. Высшим силам жертвовали сок, соковицу и посвятили реку Сок. Сок – ритуальный напиток.

Слово «сок» имеет ведическое родство с другими обрядовыми напитками. Да и слово «сочиво» (отсюда название христианского праздника Сочельник) идет от слова «сок». Сочиво – семенной сок конопли, или молоко. На огонь и в священные реки изливали священный сок как жертвоприношение. Река Сок имеет свои «молочные» реки в среднем и верхнем течении. Приток – река Молочная – впадает в озеро, потом в Сургут, в Сок. Молоко, Сура, Сок расположены последовательно в одной гидронимической цепочке. Тут всякая случайность исключается. Явно реке Сок придавали большое ритуальное значение. Былины о молочных реках и кисельных берегах родились во времена ведических жертвоприношений.

Когда‑то автор этих строк считал, что Сок от слова «осока» (ее много на берегах реки). Но чем больше вдумываешься в имена священных рек, тем больше проявляется древнейшая архаика.

Культовость реки Сок подтверждают и другие притоки. Сок принимает воды культовой реки Буян (см. кн. «Священные реки России», гл. «Алатырь»). Богу Сурия (Сура) посвящены Сургут и Суруш. В этом районе много и других гидронимов и топонимов времен росолан, времен создания вед Ригведы.

Но до чего образен и точен язык боянов: не «соккол», а «сокол» имеем в своем разговорном общении, имеем благодаря далекой‑далекой дедине.

Древнерусские богатыри, а за ними казаки видели себя детьми солнца. Посмотрим на южнороссов (украинцев). Тут «зиронайко» – зоренька, «сивий» – светлый, блекучий. Остальное все понятно:

 

«В мене батько – ясен мисячок,

В мене маминка – яснее сонейко,

В мене сестройка – ясно зиронайко,

В мене братейко – сив соколко».

 

(Н. Костомаров. «Историческое значение южнорусского народного песенного творчества». Ж. «Беседа», 1872 г., № 4).

И тут «сив» сокол называется братом. Это близко для общерусского восприятия стремительной птицы.

Наши западные сродники чехи и поляки изображали бога огня и света Рарога (видимо, вариант Сварога) соколообразным. И тут все завязано на древние веды, на магию, на волхвов.

Сокол, как имя собственное, давно вошел и в обыденную жизнь россов, задолго до христианизации России. Письменные упоминания данного имени видим и после крещения Руси: «Сокол, Соколенок, Соколник, Сокольник – сокол. Уп. В X–XI вв. (Сокольник), сын Ильи Муромца, русский былинный богатырь; 1491 (Соколник) в Волоцке; 1512 (Сокол) в Москве; 1636 (Сокол), землянин бельский; 1556–1639, 1642 (Сокол), болгары; 1587 (Сын Сокольников) в Пскове; 1593 (Иван Соколников) на юге Руси; 1613 (Соколенок) в Киеве; 1679 (Соколенок), пошехонский крестьянин; XVII в.; Сокол (сподвижник Ермака)» (А. Баженова).

Еще больше примеров видим с фамилией Сокол, Соколов, Соколовский, Соколин и т. д.

Сокольи горы – отражение ведической культуры древних россо‑ариев. Посмотрим на культовые вершины Сокольих гор.

 

 

Глава XI

СОКОЛЬЯ ГОРА (СОКОЛ‑ГОРА) И ЛЫСАЯ ГОРА

 

Соколья гора (Сокол‑гора)

 

В Сокольих горах минимум три вершины имеют названия, ведущие нас к древнейшей архаике. Сокол‑гора – наивысшая вершина Сокольих гор. Не очень велика, но вздыблена на луговой стороне, на стрелке Волги и Сока, и уже одним этим привлекает внимание всякого странствующего по реке или по берегу.

Очевидно, на этой горе проходили древнейшие обряды поклонения богам. Гора Сокол интересна просто магическим сходством с культовой птицей, что еще более привлекало волхвов. На вершине – выступ, напоминающий голову сокола.

В горе и на горе военные интенданты и шахтеры, добытчики камня, проделали много изменений, но на старых фотографиях «голову сокола» можно увидеть (из опубликованных снимков, см. кн. «Барбошина поляна»).

И сами Сокольи горы от горы Сокол пошли в две стороны – берегом Волги и берегом Сока. Имеем горную гряду, по конфигурации очень напоминающую сокола во взмахе крыльев, что имеет свою притягательную силу.

Впрочем, в Обители богов многажды встречаем соединение необычных явлений природы и культовых названий. Очевидно, они для древних имели не только мифологическое, но и вполне реальное магическое значение.

 

Лысая гора

 

Ниже по течению Волги, примерно в 450 километрах, в черте города Саратова, можем видеть тот же букет культовых топонимов. Город Саратов лежит на правом берегу Волги, на Змиевых горах. На левом берегу есть гора Соколовая (в старину Соколиная гора), а рядом Лысая гора. Есть тут на Волге и остров Зелененький. Некоторые топонимы повторяются целыми созвездиями, что говорит об их неслучайности…

На Самарской луке есть Сокольи горы, есть гора Сокол, есть река Сок, есть и Лысая гора. А напротив Сокольих гор – остров Зелененький. Все как у речки Саратовки, только с ведической точки зрения рангом выше.

 

 

Лысая гора (вершина Сокольих гор)

 

Лысых гор в России много. Есть Лысая гора, например, и в Жигулевских горах, около города Жигулевска, на правом берегу (недалеко от урочища Муромский городок).

На Самарской луке и поблизости есть немало культовых горок. Под Сызранью, около поселка Кашпир, на берегу Волги – Красная горка, место поклонения Солнцу. А на другом берегу Волги, у Обшаровки, стоит Золотая гора.

Лысых гор только на Волге известно несколько.

Иногда Лысой горой называли простой безлесый бугор. Но большинство Лысых гор – это древнейшие капища, места проведения ведических ритуалов. Считалось, на Лысых горках нельзя строить жилье и хозяйственные постройки – удачи не будет, рухнет. По наблюдениям краеведов, на них ничего и не построено, а что построено, пропало.

Лысая гора между сакраментальных рек Самара и Сок, в культовых Сокольих горах, – место особо почитаемое. Об этом свидетельствует и наличие большого числа родников у «бел‑горюч камня». Родники, выбивающиеся из‑под горы, еще называли «громичи» – считалось, что они открылись и текут от удара молнии, а потому особенно почитаемы и целебны.

Об обрядах волхвов до наших дней дошло немногое. Однако известно, что ведуны, волхвы‑брахманы собирались на Лысой горе на свой «семинар» на Коляду и Купалу – праздники, посвященные Солнцу, дню зимнего и летнего солнцестояния. Волхвы приходили в белых одеждах. Гуляли, играли на ритуальных инструментах, пели веды, проводили ритуальные фехтования (размахивали посохами с навершиями (см. главу «Волхвы»). Летом, на Купалу, руками обводили ночную зарю, вызывая ветер, тучи, гром и молнию (Самару‑Самаргу), дождь. Доили хмари‑тучи, небесных коров, посылающих на землю дождь, молоко небесное, росу. На заре обтирались росой. На восходе руками разводили тучи, убирали облака, молились восходящему солнцу.

Зимой на Коляду пели колядки (колядки, в том числе славящие Христа после крещения Руси, есть ведические гимны богу Коляде). С Лысой горы спускали деревянное колесо – обруч из прутьев, обвязанных сухим сеном. Сено на колесе зажигали и пускали вниз как символ солнца. Действия эти проходили и две, и три тысячи лет назад.

Для более сложных ритуалов устраивали рукотворные капища, включая обсерватории, «вавилоны», «змеи», храмы.

Топонимы Сокольи горы, Сокол‑гора, Лысая гора имеют многотысячелетнюю историю, как и окружающие их топонимы и гидронимы.

 

 

Глава XII


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.