Калина, Калинов мост, таинства Русской усадьбы и молитва — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Калина, Калинов мост, таинства Русской усадьбы и молитва

2022-10-28 29
Калина, Калинов мост, таинства Русской усадьбы и молитва 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Калина и Калинов мост

 

В солнце древние видели глаз Бога, самого Бога. На жарком, знойном юге солнце часто воспринималось злым божеством, чьи лучи иссушают посевы и луговые травы.

Зато на холодном севере солнце, выглянувшее из‑за туч, согревало, дарило жизнь. Потому солнце боготворили. Жителями здешних широт различалось солнце восходящее, полуденное, закатное… Образ солнца переносился и на представителей окружающего мира.

В небесах, возле солнца парит птица сокол, еще орел. Под облаками, среди грозовых туч стремительный огненный конь – савр и сивка‑бурка вещая каурка. На земле, на горах – солнце на рогах тура, оленя или козла. А в воде символ солнца – змей, свернувшийся коло – кольцом.

Был свой символ солнца и в лесу. Наши пращуры выделяли белую березу, могучий «вечный» дуб, ряд других деревьев, кустарников и трав. Особо почиталась калина.

Да и сейчас, зачастую неосознанно, как декоративный куст, многие садоводы сажают калину. Потому что так положено, так было у отцов и дедов.

Визуально калина ассоциировалась с солнцем. Весной соцветья калины круглые, даже в пасмурную погоду светятся, как маленькие солнышки. А зимой на фоне белесого снега, серого, хмурого неба, серого безлистного леса ярко‑красные гроздья калины горят солнечным светом, накопленным летом. Калина подтверждает то, что веды написаны на севере. Да и в Ригведе видим и полярный день, и полярную ночь, и северное сияние, и снег, и лед на застывших реках, что отмечал ученый из Индии Бал Тилак («Арктическая родина в ведах»).

От себя можем добавить, что имена многих божеств тоже родились на севере. Только на севере священным именем могла выделиться горькая ягода калина. Еще бы. «Горит» калина и в снег, и в дождь. Пока тепло, горька. А пришла зима‑мара, Мара Моревна – и нет дороже ягоды калины. От мороза горькая калина становится слаще, а главное – питательна, полезна и лечебна.

Приморился охотник на путике, заблудился странник, сил нет. А сорвал с куста гроздь подмороженной калины – и жив, словно солнечной энергией напитался.

Цинга, давление и многие другие болезни бегут от калины. Калину сушили, замораживали, из калины делали настойки. Калину парили. В русских деревнях с калиной до сих пор пекут пироги.

Известно, что из калины резали дудки, свирели. Можно предположить, что ритуальный духовой инструмент самара тоже делали из калины, символа солнца.

И сокол – символ солнца и молнии – в былинах вьет гнездо на священном острове Буяне, на высоком дубе. Гнездо сокола устлано калиновым цветом. Птица, в чьем имени зашифровано солнце, и гнездо устилает соцветиями солнечного куста с ведическим именем. Ведическая поэзия полна символизма.

Обожествлялась калина многие тысячелетия. В ведах есть богиня – мать Кали. И в Индии есть богиня Кали. На жарком юге Кали, Калия сохранила свое имя, но олицетворяет уже рождение и смерть. Брахманы индусов изображали Кали с ожерельем из человеческих черепов. Простодушные индусы приносили Кали – жаркому солнцу человеческие жертвы.

Этот образ есть и в русском языке. О павшем скоте говорят «околел», то есть забрала Кали. Очевидно, в древности Кали приносили жертвы, животных.

И все же на суровом севере, где зародились веды, у воинственных россов калина – преимущественно образ доброго солнца. Тут все навеяно природой, все понятно. Главная жертва для Кали – это кушанья с калиной, и священные реки с именем Кали…

Но на севере в России между жизнью и смертью, между Явью и Навью, солнцем и мраком очень тонкая грань. Иногда они накладываются друг на друга, как луна и солнце во время солнечного затмения.

Зимой горькая ягода становится слаще. Ягода, носящая имя богини смерти Кали, спасает от Мороза и Мары Моревны, от ухода в Навь. Вот уж поистине: смертью смерть поправ.

Между брахманами, рахманами Руси и Индии связи существовали и три, и две тысячи лет назад; и тысячу лет не прерывались. Об этом свидетельствует множество урочищ и деревень с названиями Рахман, Рахмановка и образ космогонического Калины‑царя, злой силы, вождя орды степной, идущей войной на Русь. В былинах с Калином‑царем бьется русский богатырь Илья Муромец (былина «Илья Муромец и Калин‑царь», в других источниках та же былина называется «Борьба Ильи Муромца с Калином‑царем»).

И все же в русской народной поэзии калина осталась, в основном, ясным солнышком, соединяется с красной девушкой, невестой. В свадебных обрядовых песнях поют о калине и калиновых мосточках. Если калина не вызрела, то девушка еще молода. Если калина горькая, калина вызрела, то пора засылать сватов, готовиться к свадьбе.

С калиной связана и магическая архаика. Богомольцы‑волхвы, ходившие по священным рекам, по святым источникам, поклонявшиеся солнцу и родникам, прозывались каликами перехожими. Калики и калина – однокорневые слова. Ходят по земле калики, смотрят, как люди соблюдают древние заветы. Кого накажут за вредность, кого исцелят, как Илью Муромца. Ходили калики в самарках, ходили с дудками и гуслями, запрещенными после десятого века, что вместе с именем их свидетельствует о древней архаике образа и традиций бродячих мудрецов‑лекарей‑звездочетов. Калики – сочинители вед, носители ведической поэзии, старин и мудрости, паломники по святым родникам, в своем имени несут образ богини Кали.

Образы калик и калиновых мосточков, Кали‑богини существуют столько же, сколько и Сура, Арко, Перун. Былины и предания о них идут к неолиту. Образ бродячих певцов вед, упорных, но скромных постников вошел в наш язык словами «калека», а еще – «каленый», «закаленный». Вместе с тем россы воспринимали калик как богатырей – если не силы, то духа:

 

«Уж вы сорок калик с каликою,

Сорок могучих богатырей»

 

(былина «Сорок калик с каликою»).

Однако и те же былины, записанные в разное время (и в разных местах), имеют определенные различия. В архаичных былинах калики перехожие ходят с гуслями‑самогудами. Хотя в глубокой древности признавались только духовые музыкальные инструменты. Позднейшие варианты былин и о гуслях молчат. Еще позднее появляются в былинах строки о каликах: «Они крест кладут по‑писанному». Однако и тут видна древнейшая архаика, которая напрямую запретами не затрагивалась, и потому сказители ее не изменили.

Калики вылечили богатыря Илью Муромца для подвигов и дают ему поучение:

 

«Бейся‑ратися со всяким богатырем

И со всею поленицею удалою;

А только не выходи драться со Святогором‑богатырем:

Его и земля на себе через силу носит;

Не бейся и с родом Микуловым:

Его любит матушка сыра земля;

Не ходи еще на Вольгу Всеславьича:

Он не силою возьмет,

Так хитростью‑мудростью».

 

Калики дают совет со Святогором, со Святой горой, с горними ведическими старцами‑богами не драться. Советуют с Микулой (Селяниновичем), с селянами, с народом не биться, да еще не ходить на Вольгу Всеславьевича, на волхва. Наказ дается вполне отчетливый, прозрачный, не оставляющий сомнений в том, что калики несут в своем имени зачатки ведического космоса.

Разом вычеркнуть былинный эпос из жизни народа было невозможно. Поэтому священники новообретенной веры активно прививали к старым образам новые. Прививки приживались. Так, к имени Святогор прибавляется созвучное имя, и в позднем варианте былин встречаем «Егор‑Святогор поражает змея». То есть Святогор становится Егорием, Святым Георгием. Илья Муромец в русских былинах остался, но и он уже борется с Соловьем Рахмановичем, рахманом‑брахманом, волхвом.

Для нас важно отделить религиозное противостояние и увидеть, что русская культура, включая былины, написанные высоким слогом, имеет многотысячелетнюю историю. А в сопоставлении с древнейшими топонимами и гидронимами мы можем говорить, что русские веды, былины и есть исток мировой цивилизации, исток, оказавший влияние на индийскую, иранскую, египетскую, европейскую культуры.

С калиной связан и другой магический образ древней Руси – Калинов мост. Современные художники‑иллюстраторы былин изображают Калинов мост как арочное сооружение из толстых бревен. Но калина – тонкоствольный кустарник, из калины мостов не строили. Калинов мост – магический мост. Встаньте на берегу реки, озера на закате или восходе солнца так, чтобы оно висело над другим берегом, и увидите в воде сверкающий солнечный луч. Вот он – Калинов мост, солнечная дорожка на воде. Мост между Явью и Навью, между Навью и Правью. Только чистые души и избранные волхвы‑рахманы могли ходить по такому мосту. Рожденные ползать стремились летать. И у некоторых это получалось. По меньшей мере в мыслях. Былины о каликах, ходящих по воде, создавались в каменном веке. И в более поздних религиях известно, что пророки ходили по воде.

Если на Калиновы мосточки стремились чужие чародеи, то «Рось‑река», «Непра‑река», «Дунай‑река» и другие священные реки разметывали Калиновы мосточки…

Зато калики перехожие ходили по калиновым мосточкам, будто по суху. Поклонялись родникам и святым источникам. Они же переносили с места на место культовые названия. Стараниями калик и рахманов имена священных рек Дунай и Непр (Днепр) имеют свое присутствие в бассейне реки Самара. Тут есть урочище и село Неприк (читай Днепр), есть урочище Дунаевка и урочище Самарский домик. Зато Самара есть на Днепре, а Рось – за Дунаем. Казалось бы: где Дунай, а где Заволжье и предгорья Южного Урала. Тысячи километров русского пути с востока на запад, с севера на юг и обратно… Однако это единое культовое и культурное пространство народа, чьи волхвы ходили по Калиновым мосточкам.

На Калиновом мосту бились чудо‑богатыри Яви с силачами орды и с чародеями Нави, бились за росолан, за богар, за землю русскую. Калинов мост оберегали боги и посвященные. Главный Калинов мост Древней Руси на реке Рась, в устье Самары.

Великий мыслитель Егор Классен все же заблуждался, считая, что славяне – это от слова «слава». Словяне – это вещее слово. Слово и слава – образы родственные, видимо, неслучайно у нас есть словенцы и словаки, Словения и Словакия. Но и Славония. Однако вначале было слово, ведическая речь, а потом славились владеющие словом.

Ведическое, божественное в русском языке присутствует повсюду. Русский язык хранит мудрость ведического мира и его историю. О некоторых таинствах, может быть, рано говорить, чтобы не шокировать непосвященную публику, но многие из них время открывать.

 

Таинства русской усадьбы

 

Волхвы совершали свои таинства с помощью произнесения чародейских слов, связанных с высшими силами. Этими словами нарекали реки, культовые урочища, священные напитки, деревья, травы, значимые части жилища и предметы быта.

Походим вокруг слова «калитка». Вот и в слове «калитка» видим имя богини Кали. Не случайность ли тут? Отнюдь. Посмотрим вокруг. Вся усадьба, все окружение росса повторяет культовые слова и имена богов. Усадьба россо‑ария есть малая обитель богов. Что‑то вытеснено силовым порядком, что‑то забылось под влиянием внешних сил. Но вольно или невольно россы повторяют слова, сложенные древними провидцами, и сохраняют родовые связи. И может быть, благодаря языку россо‑арии выжили в передрягах, там, где другие народы исчезали.

Изба имеет крышу. Крыша – это ведический бог Крышень. Крыли крышу стеблями растений с божественными названиями: солома – Солнце‑мать и камыш – Кама. Перед входом в избу – крыльцо, то есть Крышеня лицо. В народной поэзии крыльцо, крылечко называют красным, красивым.

Вход в избу прикрывает дверь. И у этой строительной детали неслучайное название. Дверь – это Д(иву) – верь. Диву поклонялись, на Дивовых (Дивичьих) горах молились Солнцу и Луне. Див охранял вход в избу.

В срубе избы есть окно – око Бога – Океан, Космос. Окно находится в раме. Рама – бог, связанный с океаном, с оком.

Вокруг избы – огород, ого‑род, участок, посвященный Роду, богу предков. Тут и сад со священными кустарниками и деревьями: вишней – Вишну, калиной – Кали, смородиной (ей посвятим отдельный материал), и т. д.

За огородом богар – бог ариев.

В огороде колодец – от слова «коло»: солнце, бог неба. У колодца (в избе) ведра. Ведро – вед(а) – ро(сы), Расы, то есть мера обожествляемого источника. Вокруг огорода забор с калиткой. Даже в одном слове «забор» видна и древнейшая история, и богатейшая культура, и родина россов, и связь с калиной.

Во‑первых, «забор» можно читать так: за‑бор, т. е. за бор(ом). Сравним сходное «заболоть» – за болотом. В. Даль объединяет слова «забор» и «забир» (забирать) в одной статье. Однако «забир», если и родственное забору, то как поздний сродник.

 

 

Камень Алатырь (алтарь) на кургане под Медногорском

 

Слово «бор» четко указывает, из чего делали забор – из соснового леса, и родину росса – северные широты, где растут боры, от Хопра по Дону, от Самары по Волге.

Ограда – синоним забора. Тоже ведическое слово, образованное наложением двух слов: огр‑рада, ограничить, охранить – раду, радость, свет. И на забор мы можем посмотреть с точки зрения ведической культуры. Забор есть заб‑ор, забор‑ория, орсия, ария, т. е. заб(рал) – ор(ий).

Видим, что вначале была земля (пашня), которую забрал орий, ария. Затем появился забор и прочие производные.

Сходно знаем пахАРЬ, сохАРЬ, плугАРЬ. С появлением плуга появился плугАРЬ (пашущий луг арий). Орудие труда совершенствовалось, а арий, орий, орсий, рсий, росс владел тем же земледельческим промыслом.

Способ словообразования «забора» близок «забрусу».

Россо‑арии владели родовым промыслом – бортничеством, бортями в борах, где в дуплястых деревьях полно диких пчел и меда. Один из продуктов пчеловодства – забрус (смесь меда и воска): заб(рал), заб(ирает) – рус. Пчела берет «взяток» с цветка, рус забирает с борти. Бор и борть – однокоренные слова из лексики бортников.

Определившись с забором и оградой, вернемся к калитке. Калитка – священный вход. Через калитку входят калики перехожие, дорогие гости. В русском фольклоре гость часто ставится в соседстве со словом «свет»: Свет Иванович и т. д. Гости – это калики перехожие, несущие свет познания. Калитка – тоже Калинов мосточек. Через заговоренную калитку лихой человек не пройдет.

В простом элементе русской ограды – калитке – сокрыт глубочайший ведический смысл. Данный вывод подтверждает и слово «ворота».

Если калитка – входная дверь на малом заборе (или в воротах забора), то ворота – это вход в острог, в город, через который входят и въезжают повозки.

Старая поговорка гласит: «Где забор, там и вор». Ворота – преграда для вора, для орды, для любого ворога, в том числе и ворога с рогами.

Ворота – священное слово, образованное наложением двух слов: вор‑рота. Ведическое слово «рота», известное и по Ригведе (за тысячелетия до н. э.), означает мировой закон, мировой порядок. Закон этот был устный, и неслучайно рота и рот – слова однокоренные. В слове «ворота» рота введена как оберег, как символ: вор‑рота, вору – рота, вору – закон, вору и ворогу – преграда. Связь роты (rta) и человеческого рта уже рассмотрена в главе I.

В воинской традиции россо‑ариев ворота воспринимались как знамя. На ворота побежденного города прибивали щит победителей. Особо ценные ворота как трофейное знамя увозились на родину. Так, в 1187 г. россы и карелы разгромили в Швеции «самый сильный» город Сигтуну и увезли с собой медные двери, которые демонстрировали в Новгородском Софийском соборе.

Ворота не только воинский символ, не только деревянно‑железная преграда, но прежде всего божья преграда в образе роты, мирового закона.

Неслучайно «ворота» и «ворожить» имеют одинаковый корень, хотя и разный смысл.

Охранительные свойства имени имеют продолжение в дверном косяке избы, где есть порог – место, на которое нельзя наступать. Двери в избе низкие: порогу и бороде хозяина при входе поклонись. А поклонился – знак дал, обет дал, что пришел с добром. Пожалуй за пирог, за творог, за криницу молока.

 

Молитва

 

Ворожили наши пращуры, молились Богу о благополучии рода. Вера их ведическая, вендов. Сохранилась она во множестве слов. Веник, вен‑ник, т. е. вен(д) – ник(ни) (никший, поклонившийся дому, прибирающий, выметающий сор, ссоры). Веник всегда ставили в углу пучком вверх…

Молились о добром госте, о каликах перехожих. Слово «молитва» происходит от слова «молния». Молились огнебогу, почитали молнию. Уже отмечал, что имя молния и есть кратчайшая молитва: мол‑ни‑я, т. е. чур меня.

Еще раз будет подчеркнуто: словяне от образа слово. От молнии идет молитва, от молитвы – молва, то есть речь. «Не молвя крепись, а молвя держись».

Божественная русская речь, молва дает нам знаний о прошлом (в том числе) больше, чем все исторические рукописи.

Молния связана с ударом, огнем, искрами. И слово «молоток» (молот) – молнии ток (движение) – напрямую связано с искрами, огнем. Камень о камень, железо о железо ударами порождают искры, малые молнии.

Ведическое прошлое и образ молнии, начало жизни видим и в слове «молодежь». Одно из обозначений грозы с молнией называется молодня. Отсюда молодняк, молодежь. Молния и родники, открывающиеся от ее удара, – устойчивое представление великоросса.

В огонь, в огненную реку льют жертву, жертвенный напиток, молоко. И молоко идет от молнии, от молитвы. Молоко есть мол(итвенное) – око, молитвенный океан, молитва.

У молитвы есть интересная приставочка: мол‑литва. Еще А. Д. Чертков (историк, создавший журнал «Временник императорского московского общества истории и древностей российских») в XIX веке доказательно писал о литах, славянском племени. Пользуясь раздробленностью русских земель и борьбой их с ордой монголов на востоке, «псы‑рыцари» захватили вначале Поруссию, вырезали пруссов и бруссов, потом захватили и частью уничтожили, частью ассимилировали Литву. Но еще в средние века тут жили особо почитаемые волхвы‑литы, о которых упоминают средневековые рукописи.

Образ молочных рек, куда лили жертвенное молоко, где молились россо‑арии, сохранился и в XXI веке. Образ Кали присутствует в нашем языке, только значение этих слов подзабылось.

В индийской мифологии Калия еще и змеиный царь. Есть ли на стрелке Волги и Самары урочища и гидронимы, связанные со змеями? Должны быть. Отправимся в плавание по реке Волге‑Рось, поищем Царство змея блескучего.

 

 

Глава VIII


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.