Символическое значение Проскомидии. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Символическое значение Проскомидии.

2022-10-28 23
Символическое значение Проскомидии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При совершении Проскомидии священные предметы и составные ее действия имеют следующее символическое значение. Просфора — обозначает Пресвятую Деву Марию. Положение просфоры на определенном месте еще ранее поставления ее на жертвенник — обозначает введение Божией Матери в храм Господень и пребывание ее здесь. Перенос просфоры на жертвенник — обозначает путешествие Св. Девы и Иосифа в Вифлеем. Изъятие из просфоры Св. Агнца — обозначает рождение Иисуса Христа от Св. Девы Марии. Жертвенник в этот момент обозначает пещеру (или вертеп), где Христос родился, а дискос — ясли, куда Он был положен. Покровы — обозначают пелены, которыми был повит Иисус Христос (Лук. 2:7); звездица — звезду, явившуюся волхвам; кадильница и ладан — суть образы даров, принесенных Христу волхвами. Но поелику Христос родился для того, чтобы пострадать за грехи людей, и это страдание от вечности уже было предрешено Богом-Отцом, следовательно, в момент вочеловечения или рождения Христа уже предуготовлялся Ему и крест, то Св. Церковь вместе с воспоминанием о рождении Спасителя соединяет воспоминание о Его страдании, смерти и погребении. Поэтому-то, воспоминая рождение Спасителя от Девы изъятием Агнца из просфоры, священник прободает Агнец копием, при чем читаются слова пророка Исайи, пророчески указывавшие на страдания Спасителя (“Яко овча… и т.д.). В силу такого воспоминания жертвенник обозначает Голгофу, дискос — гроб, а покровы — погребальные пелены Иисуса Христа. Хлеб для проскомидии должен быть квасный, как бы в некотором смысле “одушевленный посредством закваски,” “истинно совершенный.” Соединение всех частиц вокруг Св. Агнца на дискосе обозначает всю Церковь Божию, озаглавленную Господом Иисусом Христом. Каждение знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого изливается в Таинстве Св. Причащения.

 

 

Вторая часть. Литургия оглашенных.

Вслед за совершением Проскомидии Св. Церковь приготовляет верующих к достойному присутствию при совершении Таинства Причащения. Приготовить верующих, напомнить им о жизни и страдании Иисуса Христа, разъяснить, как и почему были и могут быть спасительны жизнь и страдания Спасителя — составляет цель и главный предмет содержания второй части Литургии — Литургии оглашенных. Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных потому, что при совершении ее в древности присутствовали и оглашенные (“наставляемые”), т.е. готовящиеся к принятию Св. Крещения, и кающиеся, а также отлученные от Св. Причащения [77]).

Как же достигается эта цель Литургии? Чтобы понять последующий ответ на этот вопрос, необходимо твердо запомнить, что главный предмет раскрывается на Литургии тремя способами, друг друга дополняющими: вслух читаемыми и поемыми молитвами; наблюдаемыми действиями и священными процессиями и тайными, недоступными для внешнего наблюдения молитвами священника. И там и здесь, и вслух произносимых, и в тайных молитвах напоминается верующим о свойстве христианской молитвы, о различных благодеяниях Божьих к людям и о главнейшем из них — явлении Спасителя; затем напоминается о качествах, которыми должны отличаться верующие в Иисуса Христа, и испрашиваются благодатные милости к храму и молящимся в нем. Здесь же, на Литургии оглашенных, верующие приглашаются особенно усердно помолиться за Государя, за умерших ближних, а также за лиц, еще не обратившихся в христианство. Обративши еще раз внимание на присутствие в составе Литургии “тайных” молитв священника и на необходимость принимать их во внимание при ознакомлении с содержанием Литургии, перейдем к последовательному раскрытию содержания Литургии.

 

 

Содержание Литургии оглашенных.

Совершивши проскомидию, священник с распростертыми руками молится Господу о ниспослании на священнослужителей Св. Духа; чтобы Св. Дух “сошел и вселился в него,” и чтобы Господь отверз уста их возвестить хвалу Ему (см. рис. 223, л. 56).

Диакон, получив от священника благословение, выходит из алтаря, становится на амвон и громко произносит: “Благослови, владыко.” Это значит: “благослови, владыко, начать службу и собравшимся в храме людям участвовать в молитвенном прославлении Бога.” В ответ на возглас диакона, священник, творя над Престолом Евангелием образ креста, возглашает: “Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков” (рис. № 224, л. 56). Вот первое проявление хвалы Господу, выливающееся из уст священника.

Затем диакон произносит великую ектению, в которой подробно перечисляются христианские нужды и лица, за которые мы молимся, и перечисляются наши прошения к Господу (§ 56). Не безучастным к общей молитве остается и священник в алтаре. Он тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нам людей, и исполнил бы их щедрот своих и богатой милости. оканчивается эта молитва возгласом: “яко подобает Тебе всякая слава”… (§ 61).

       Чтобы усилить благоговейное упование на Господа, сообщаемое молящимся великой ектенией, Св. Церковь пользуется 102 и 145 псалмами пророка Давида, в которых художественными, поэтическими чертами изображены благодеяния Господа народу еврейскому. Устами и словами Св. Пророка Давида Церковь приглашает сердце христианина благословить Господа (“благослови, душе моя, Господа”…), очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие и полезные наши желания, избавляющего от истления живот (жизнь) наш, указавшего путь сынам еврейским в момент выхода их из Египта. В этих псалмах Господь называется “щедрым, милостивым, долготерпеливым и многомилостивым”… “хранящим истину в век, творящим суд обидимым, дающим пищу алчущим, любящим праведников, приемлющим сирот и вдов, и погубляющим путь грешных.” Так как эти два псалма изображают благодеяния Божии роду человеческому, то потому (отчасти) они и называются “изобразительными,” а так как они поются попеременно на двух клиросах, то называются еще и антифонами. В двунадесятые праздники изобразительные антифоны не поются, а вместо них поются особые “новозаветные стихи,” в которых изображаются благодеяния роду человеческому не в Ветхом, а в Новом Завете. К каждому стиху праздничных антифонов прибавляется припев, смотря по характеру праздника: в день Рождества Христова припев: “Спаси ны, Сыне божий, от Девы рождейся, поющие Ти: Аллилуйя (хвалите Бога).” В праздники Богородичные поется припев: “Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы поющие Ти: Аллилуйя.”

Какая бы ни была Литургия, т.е. с пением “изобразительных антифонов” или “праздничных,” к ним всегда присоединяется пение следующего торжественного гимна, в котором напоминается о главнейшем благодеянии Господа к людям: о ниспослании на землю Сына Своего Единородного (Иоанна 3:16), воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своею Смертью Победившего смерть. Это известная молитва:

Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, ا‌‌и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертью смерть поправый, Един сын Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Единородный Сын и Слово Бога! Ты, будучи бессмертен, и изволивший для нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, сделавшийся настоящим человеком, не переставая быть Богом, — Ты, Христе Боже, будучи распят и своею Смертью поправший (сокрушивший) смерть (т.е. дьявола), — Ты, как одно из Лиц Святой Троицы, Прославляемый наравне с Отцом и Св. Духом — спаси нас (спаси нас).

           

Изобразительные псалмы и антифоны разделяются между собой малой ектенией; малая ектения произносится также и после молитвы “Единородный Сыне.” Священник же в течение обеих малых ектений читает молитвы об исполнении Господом полезных прошений присутствующих в храме.

       Через пение изобразительных псалмов и в особенности торжественно величественного гимна: “Единородный Сыне”… религиозное чувство молящихся достигает еще большей степени воодушевления, еще больше обращается к созерцанию Божественной Премудрости и Всемогущества…

Но истинно христианская жизнь состоит не в одних только чувствах и неопределенных порывах, а должна выражаться в добрых делах и поступках (Матф. 8:21). Посему Св. Церковь предлагает вниманию молящихся Евангельские блаженства. Здесь рисуется и практический идеал истинного христианина; указывается на то, что христианин, испрашивая милостей у Бога, сам должен быть “смиренным духом, сокрушающимся и даже плачущим о своих грехах, кротким, поступающим по правде, чистым сердцем, милосердным к ближнему и терпеливым во всех испытаниях и даже готовым умереть за Христа.” Вслед за пением Евангельских блаженств полагается петь особые тропари, называемые “тропарями блаженными” в различном количестве, судя по празднику, и вместе с Евангельскими стихами именуемые третьим антифоном на литургии.

Во время чтения или пения Евангельских блаженств царские врата отворяются, священник берет с св. Престола Евангелие, вручает его диакону и выходит с диаконом из алтаря. Этот выход священнослужителей называется “малым входом” и означает собою явление Спасителя на проповедь (см. рис. 227, л. 57). В настоящее время этот выход имеет символическое значение, но в первые времена христианства он был необходим. В первенствующей церкви Евангелие хранилось не в алтаре на престоле, как теперь, а около алтаря, в боковом помещении, которое называлось или “диаконицей,” или “сосудохранительницей.” Когда наступало время чтения Евангелия, священнослужители переносили его торжественно в алтарь.

       При приближении к северным дверям диакон словами: “Господу помолимся” [78]) приглашает всех помолиться Господу, грядущему к нам. Священник тайно читает молитву, с прошением, чтобы Господь их вход сделал — входом Святых, благоволил бы послать для достойного служения Ему Ангелов, и таким образом устроил бы и здесь как бы небесное служение. Вот почему далее, благословляя вход, священник говорит: “Благословен вход Святых Твоих,” а диакон, подняв Евангелие, возглашает: “Премудрость, прости” (σοφίά όρθοί — о значении см. § 9 прим.). Верующие же, взирая на Евангелие, как на самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, восклицают: “Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых, (или молитвами Богородицы, или во Святых дивен сый), поющие Ти: аллилуиа.”

К пению: “Приидите поклонимся”… присоединяется еще пение дневного тропаря и кондака для изображения воспоминаний на этот день и тех святых, которые, исполняя заповеди Христовы, сами получают блаженство на небеси и служат примером для других.

       Войдя в алтарь, священник в тайной молитве просит “Отца Небесного, воспеваемого Херувимами и Серафимами,” принять от нас, смиренных и недостойных, трисвятую песнь, простить “грехи вольные и невольные, освятить нас и дать силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни.” Окончание этой молитвы: “Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и святому Духу, ныне и присно,” священник произносит громко. Диакон же, стоя перед иконою Спасителя, возглашает: “Господи, спаси благочестивыя и услыши ны.” Потом, став посреди Царских врат лицом к народу, возглашает “и во веки веков,” т.е. оканчивает возглас священника и при этом орарем показывает на людей (см. рис. 225, л. 57). Верующие после этого поют “Трисвятую песнь” — “Святый Боже” [79]). Молитва “Святый Боже” должна теперь возбуждать чувства раскаяния в своих грехах и обращение к Богу за помилованием. Невольно в это время должны припомниться слова пр. Исайи, который видел Престол Божий, окруженный Ангелами, впервые воспевшими “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф,” и воскликнул под впечатлением видения: — “Горе мне… я человек с нечистыми устами… и живу среди людей с нечистыми устами” (Ис. 6:3-5). По окончании “Трисвятой песни” бывает чтение апостола. Чтению апостола предшествуют возгласы: “Вонмем,” “мир всем,” “премудрость,” “прокимен” [80]) который прочитывается псаломщиком и поется 2 ½ раза певчими.

       Во время чтения Апостола диаконом совершается каждение, означающее благодать Святого Духа, с которою Апостолы проповедовали и которую сообщали всем, слушающим их проповедь; священник же сидит на священническом сидении горнего места, как равный апостолам по благодати учительства. По прочтении Апостола поется “Аллилуиа” (трижды) и читается Евангелие. Перед Евангелием и после него поется “Слава Тебе, Господи, Слава Тебе,” в знак благодарения Господу, даровавшему нам Евангельское учение. Как послания Апостолов, так и Евангелие читаются для разъяснения христианской веры и нравственности.

       После Евангелия следуют: сугубая ектения (§ 57), ектения об оглашенных, и наконец, ектения с повелением оглашенным оставить храм. В ектениях об оглашенных диакон молится от лица всех людей, чтобы Господь просветил оглашенных словом Евангельской истины, удостоил их Крещения и присоединил их к Церкви. Одновременно с диаконом и священник читает молитву, в которой просит, чтобы Господь “на высоких живый” и обращающий внимание на смиренных, призрел бы и на рабов Своих оглашенных, сподобил бы их “бани пакибытия,” т.е. Св. Крещения, одежды нетления, и соединил бы Святой Церкви. Затем, как бы продолжая мысли этой молитвы, священник говорит возглас:

Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.   Чтобы и те (т.е. оглашенные) вместе с нами прославляли, Господи, Твое Пречестное и Величественное имя — Отца, и Сына и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков.

Несомненно, что моления за оглашенных касаются и крестившихся, потому что мы, крестившиеся, очень часто грешим без раскаяния, недостаточно ясно знаем свою веру православную и присутствуем в храме без должного благоговения. В настоящее время также могут быть и подлинно оглашенные, т.е. готовящиеся ко Св. Крещению из инородцев, магометан и евреев, в пределах России, а также в Японии и Китае, и др. государствах, где довольно успешно при помощи Божией подвизаются православные миссионеры. Мы обязаны молиться и за них, так как они нуждаются в Божием милосердии. По окончании молитвы за оглашенных диакон произносит ектению: “елицы оглашеннии, изыдите: оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.”

       Этими словами оканчивается Литургия оглашенных. Оглашенные, как недостойные присутствовать при совершении Высочайшего Таинства, оставляют храм.

 

 

Схема Литургии оглашенных.

Литургия оглашенных заключает в себе следующие части:

           

· Начинательные возгласы диакона и священника.

· Великая ектения.

· Пс. 1-й изобразительный “Благослови, душе моя, Господа” (102) или первый антифон.

· Малая эктения.

· Второй изобразительный псалом (145) — “Хвали, душе моя, Господа” или второй антифон.

· Пение гимна “Единородный Сыне и Слове Божий.”

· Малая ектения.

· Пение Евангельских блаженств и тропари “блаженны” (третий антифон).

· Малый вход с Евангелием.

· Пение “Приидите Поклонимся.”

· Пение тропаря и кондака.

· Возглас дьякона: “Господи, спаси благочестивыя.”

· Пение “Трисвятого.”

· Пение “прокимна.”

· Чтение Апостола.

· Чтение Евангелия.

· Сугубая ектения.

· Молитва за Государя Императора.

· Ектения об оглашенных.

· Ектения с повелением оглашенным оставить храм.

      


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.