Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-10-28 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Православное богослужение совершается особыми лицами, поставленными на то Господом и составляющими церковную Иерархию или духовенство. По воле Божией пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц, первосвященников, священников и левитов. Первым первосвященником был Аарон, брат Моисея, а первыми священниками были сыновья Аарона. При принесении жертв им помогали левиты. Лица же, желавшие совершать богослужение без Божия благословения, были наказаны (напр. возмутившиеся с Кореем, Дафаном и Авироном). Ветхозаветная иерархия состояла, таким образом, из трех степеней. В Новом Завете Иисус Христос из множества последователей Своих избрал 12 Апостолов и им дал право учить, совершать богослужение и руководить верующих (Матф. 28:19). Со временем Апостолы передали свою власть другим избранным лицам, учредив так же, как и в Ветхом завете, три степени Иерархии, и прежде всего степень диаконскую. Помолясь, Апостолы возложили на избранных людей руки и посвятили их на служение церкви. Служение первых диаконов состояло в заботах о попечении бедных и в помощи апостолам при совершении Таинств.
Когда число верующих увеличилось, Апостолы избрали себе новых помощников для проповеди, совершения богослужения и управления Церковью. Посвященные для этого служения, через возложение с молитвою апостольских рук, лица стали называться “пресвитерами,” что значит старший, старейший. Наконец, вследствие продолжавшегося увеличения христиан по различным областям Римской Империи, Апостолы, не имея возможности сами лично всюду ставить диаконов и пресвитеров, учредили в Церкви еще новый, высший сан — “епископов,” которым передали власть не только учить и священнодействовать, но и посвящать пресвитеров и диаконов и наблюдать за их поведением. Слово “епископ” значит наблюдатель или блюститель. (От греч. слова ’επισχοπέω = епископео, наблюдаю). Епископ считается непосредственным преемником и представителем Апостолов на земле. Таким образом, со времен Апостолов существует три степени Иерархии: высшая степень — епископ, средняя — пресвитер и низшая — диакон. Все эти лица, нося общее название священнослужителей, имеют еще другие наименования, в зависимости от заслуг, возраста и значения тех храмов, при которых они служат. Именно священные лица первой степени называются, помимо епископа, еще словами: архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. Лица второйстепени: иерей, протоиерей, пресвитер, протопресвитер, архимандрит, игумен, иеромонах, благочинный, ключарь. Лица третьей степени: диакон, протодиакон, архидиакон, иподиакон. Чтобы понять значение этих названий, нужно познакомиться с обязанностями лиц Церковной Иерархии.
|
Обязанности Иерархии.
Подобно тому, как Иисус Христос был Учителем, Руководителем жизни и первым Установителем христианского богослужения, так, на основании Его слов Апостолам (Матф. 28:19-20), обязанности епископа троякие: он есть главный учитель, руководитель христиан и совершитель богослужения в своей епархии. Как учитель, он проповедует, заботится о просвещении своей паствы, наблюдает за проповедованием Слова Божия и за преподаванием Закона Божия в училищах. Как руководитель христианской жизни, он управляет всем духовенством своей епархии и имеет власть над мирянами в делах, касающихся веры и благочестия. Как священнослужитель, он совершает все Таинства и всякое вообще богослужение, и один только имеет право посвящать в священные степени, освящать Св. Миро и Антиминсы. С течением времени возникли и другие наименования епископского служения: “Викарный епископ” или “викарий,” архиепископ[35]), экзарх, митрополит, патриарх. Викарный епископ есть помощник главного епископа, по власти подчиненный, а по сану равный ему [36]). “Митрополит” [37]) — епископ столицы, главных городов — есть архиерей столицы и принадлежащих к столице городов (епархий). “Патриарх” [38]) — есть епископ, имевший или имеющий духовную власть над целою страною или государством. По благодати нет никакого различия между патриархом, митрополитом, архиепископом и епископом, потому что каждый совершает и может совершать одно и то же священное дело. Относительно же порядка кафедры, власти, подчиненности и пределов попечения о подчиненных, патриарх был и есть отец и глава всех, вместе со священным собором рукополагавший и судивший митрополитов и архиепископов и др. лиц Иерархии. Подобно сему и митрополит, в свою очередь, был в своей области отец и глава епископов и остального духовенства, рукополагавший и судивший их; а епископ есть отец и глава духовенства и мирян, находящихся под его надзором. Для русской Церкви из этих названий звание “патриарха” ныне имеет только историческое воспоминание.
|
В нашей русской Церкви со времен Св. Владимира управитель Церкви назывался митрополитом до 1589 г.; с этого времени до Петра I глава Церкви назывался патриархом, а со времен Петра Великого (с 1721 г). управление Церковью сосредоточилось в ведении Святейшего Синода, т.е. собора епископов. “Первоприсутствующим” членом Св. Синода ныне является СПб. Митрополит, в котором верующие усматривают первого епископа русской Церкви. В обыкновенное время христиане называют епископа — “архиерей, иерарх, святитель, архипастырь, владыко.” Все епископы избираются на свои епархии Св. Синодом и утверждаются Государем. Свои мнения и желания относительно веры, Церкви и иерархий Св. Синод доводит на благоусмотрение Государя Императора через Обер-Прокурора Святейшего Синода.
Лица второй степени: “пресвитеры” (от греч. слова πρεσβύτης = пресвитис, старик, старший), иереи, священники имеют также троякие права: учить, руководить и совершать богослужение, но в меньшем объеме, чем епископы. Как учитель, священник учит христианской вере и благочестию в училищах, домах и церквах и при всяком удобном случае; как руководитель христиан, наблюдает за поведением прихожан, судит их духовным судом и в особенности свидетельствует исповедь их перед Богом в Таинстве покаяния, а в сомнительных случаях передает дело на суд своему епископу; как священнослужитель, он совершает все службы и таинства, за исключением служб, усвоенных одному архиерею. По благодати священства, все иереи равны между собою, но по степени власти и должности, ими занимаемой, некоторые из них носят особые названия, напр. протопресвитер [39]) (первый между иереями), главный священник. Звание Протопресвитера в русской Церкви усвоено двум главным священникам: духовенства, служащего в Церквах императорских дворцов (называемого обыкновенно “придворным”) и военного духовенства. Протоиерей [40]) старший между священниками. Благочинный — имеет власть над несколькими причтами. Ключарь — священник или протоиерей кафедрального собора, распоряжающийся церковными служениями, крестными ходами, когда в них участвует городское духовенство, и заведующий (иногда) богослужебными принадлежностями. Лица монашеского звания, принадлежащие ко второй степени священства, носят название “иеромонахов” (освященный монах), “архимандритов” [41]) (начальник над монастырем) и игуменов [42]).
|
“Диакон” находится в зависимости от священника; он может проповедовать Слово Божье в церкви под наблюдением священника, с утверждения епископа — может учить Закону Божию в домах и училищах; как наблюдатель, он только исполнитель воли священника; как священнослужитель, он не совершает таинств, а только служит при совершении их, произносит ектении, читает Евангелие, приготовляет все необходимое для совершения богослужения. Кроме диакона, существует еще протодиакон и архидиакон [43]). Лица монашеского звания, носящие сан диакона, называются “иеродиаконами.”
От священнослужителей надо отличать церковнослужителей, которые присутствуют и помогают при богослужении. Это — чтецы, пономари и иподиаконы.
Чтец, или псаломщик, читает и поет на клиросе во время богослужения. Пономарь, или иначе: “парамонарь” (от слова παραμονή = пребывание), т.е. пребывающий, приставник или церковный служитель. В настоящее время пономарь подает кадило, зажигает и носит свечи, звонит на колокольне, а в случае уменья, читает и поет на клиросе [44]). Иподиакон — помощник диакона при архиерейском служении. Он обыкновенно подает архиерею облачение, умывальницу, дикирий и трикирий, и вообще прислуживает архиерею за богослужением. Желая возвысить значение звания и обязанностей церковнослужителей, Церковь установила особый вид посвящения в звание “чтеца и певца.” А многие иподиаконы даже получают посвящение, установленное для настоящих диаконов, ходя диаконское звание не обязательно для лица, прислуживающего епископу при богослужении.
|
Священные одежды.
Во время совершения церковных служб священные лица одевают священные одежды, которые, сообразно трем степеням церковной Иерархии, разделяются на диаконские, священнические и епископские. Употребление священных одежд за богослужением основывается на примере ветхозаветных первосвященников и священников, облекавшихся для совершения богослужения в особые одежды.
Диаконские одежды суть следующие: стихарь, делающийся большею частью из светлой материи, чтобы изобразить чистоту жизни, какая требуется от лица священного сана, орарь — узкая, длинная одежда (напоминающая ленту), носимая диаконом при служении на левом плече. Название “орарь” производится от латинского “oro” — молюсь, или от греческого ώρα — время, час, потому что орарем давали знать, когда надо молиться, петь и выходить оглашенным из Церкви. Без ораря диакон не может совершать ни одной службы. Поручи — короткие нарукавники для стягивания рукавов нижней одежды священнослужителей: у диаконов — подризника, у священника и епископа — стихаря.
По учению Церкви каждая высшая степень церковной Иерархии заключает в себе благодать, а вместе с тем права и преимущества предыдущих степеней. Эта мысль наглядно выражается тем, что священные одежды, свойственные низшим степеням церковной Иерархии, принадлежат и высшим. Поэтому у священника, кроме диаконских одежд — стихаря (называющегося в этом случае подризником) и поручей, есть еще следующие: Епитрахиль [45]) — одежда, носимая священником на шее и опускающаяся сверху донизу. Она сопутствует диаконскому орарю, вдвое сложенному, и означает двойную благодать священства. Без епитрахили священник не совершает ни одной службы. Пояс — опоясывает подризник. Набедренник — продолговатый плат, носимый священником на правом боку. Фелонь, или риза, верхняя одежда, длинная и круглая без рукавов, но с отверстием для головы и с вырезом впереди.
У епископов, кроме священнических одежд, епитрахили, стихаря, пояса и поручей, существуют: саккос, омофор, палица, митра.
|
Саккос — верхняя архиерейская одежда, по виду похожая на стихарь, но короче его и со звонцами. Соответствуя священнической ризе, саккос имеет одинаковое с ней значение. Омофор [46]) по форме походит на диаконский орарь и священническую епитрахиль, только гораздо шире и длиннее последних, и возлагается поверх архиерейского саккоса, одним концом спускаясь вперед (на грудь), а другим — назад (на спину) епископа. Без омофора архиерей не совершает ни одной службы, и в этой одежде архиерей представляет собою Иисуса Христа, Который на раменах Своих понес грехи людей. Палица — небольшой квадратный (ромбовидный) плат, привешиваемый на правый бок. Митра [47]) — головное украшение, означает духовную власть, а вместе с тем терновый венец и сударь, обвитый кругом главы Спасителя (см. рис. 216, л. 53).
Священникам головные покровы даются в виде отличия, напр. скуфья, камилавка [48]), а иногда за особые заслуги и митра.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!