Необходимость обрядов при богослужении. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Необходимость обрядов при богослужении.

2022-10-28 20
Необходимость обрядов при богослужении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обряды и символические действия необходимы при богослужении не только потому, что являются естественным обнаружением души человека и что выражают священные мысли, но и потому, что древнехристианского происхождения. Большинство из них освящены примером Иисуса Христа. Из различных Евангельских рассказов видно, как во дни Своей жизни Иисус Христос, при молитве и сообщении людям благодатной помощи, неоднократно возводил очи на небо (при насыщении пятью хлебами 5000 человек (Матф. 14:19) и во время первосвященнической молитвы (Иоан. 17:1); коленопреклоненно молился в саду Гефсиманском перед страданиями (Матф. 24:39; Лук. 22:41-44), с поднятыми руками благословил учеников (перед вознесением — Лук. 24:50) и детей (Матф. 19:15); после исцеления слепорожденного повелел ему умыться в священной воде Силоамской (Иоан. 9:11). В сиянии света — елея и светильников в притче о десяти девах изобразил торжество в Царствии Божием (Мат. 25:1-13). Подобно сему и во дни Апостолов богослужение сопровождалось коленопреклонениями (Деян. 7:60; 9:40; 20:36; Ефес. 3:14), воззжением светильников (Деян. XX, 7, 8), воздеянием рук (1 Тимоф. 2:8)... Лучшие христиане, святые мученики не сократили, а обогатили богослужение обрядовыми и символическими действиями.

 

 

Цель богослужения.

Изучать богослужение необходимо: для уразумения порядка и чередования между собою различных молитв, песнопений и священнодействий, входящих в состав церковных служб, для уразумения смысла этих молитв, песнопений, обрядов и действий и, наконец, для создания в своем сердце благоговейной любви к Храму Божию и православному богослужению.

 

 

Богослужения домашнее и церковное.

Богослужение может совершаться или для целого общества верующих, или же по просьбе отдельных христиан. Большинство служб могут совершаться не только в храме, но и на дому. Однако, чаще всего наши службы, не исключая и тех, которые могут совершаться на дому, совершаются в храме потому, что храм пригоднее для совершения богослужения. В храме верующие лучше могут помнить, что они дети Одного Небесного Отца. Здесь скорее забываются различия сословные, общественные и имущественные, и, таким образом, общественное богослужение лучше способствует пробуждению в сердцах людей чувств христианской любви, братства и милосердия.

 

 

Понятие о храме.

Храмом называется здание, отличающееся по виду от других зданий и предназначенное для богослужения. Храмы иначе называются церквами, потому что верующие, собирающиеся здесь на молитву, составляют Церковь (т.е. собрание или общество). Храмы освящаются архиереем или, с его разрешения, священниками во время особой службы освящения храмов (§ 148). Все храмы посвящены Богу и в них Господь невидимо присутствует Своею Благодатью. Кроме этих общих названий, каждая церковь имеет еще свое частное название, в зависимости от того священного события или лица, в память которых она построена, напр. церковь Рождества Христова, храм Воскресения Христова, в честь Св. Троицы, во имя Св. Равноапостольных Константина и Елены. Если в городе несколько храмов, то главный из них называется “собором”: сюда собирается в торжественные дни духовенство различных церквей, и богослужение совершается “собором.” Тот собор, при котором находится кафедра епископа, называется “кафедральным.”

 

 

Происхождение храмов.

Первоначально, в Ветхом Завете, при патриархах (Адам, Ной, Авраам и др). богослужение совершалось на жертвенниках под открытым небом. Для жертвоприношения выбирались места, где Бог являлся человеку и где Он оказывал какое-либо благодеяние, или места, своим величием, таинственностью и красотой, невольно располагавшие человека к размышлению о Божией силе и Божией премудрости и т.д. По выходе Евреев из Египта, пророк Моисей во время Синайского законодательства получил от Бога повеление устроить переносный храм, который назван был скинией, делившейся на двор, святилище и Святое Святых. Храм у евреев был только один с целью поддержать в народе еврейском сознание “Единого” Бога. При царе Соломоне вместо скинии был построен каменный храм, имевший вид четырехугольника с полупокатой крышей, без окон, с двумя высокими колоннами около входа[4]) и с большим двором вокруг храма (рис. 1, л. 1). Внутри храм Соломона был разделен, как и скиния, занавесом на две части: святилище и Святое Святых. Храм Соломонов был разрушен Навуходоносором перед вавилонским пленом. По возвращении из плена евреи построили второй храм по образцу и плану первого, но гораздо беднее по украшению. Незадолго до Рождества Иисуса Христа царь Ирод украсил этот храм и сделал некоторые дополнения по сравнению с первым храмом (рис. 2, л. 1). Во время Своей земной жизни Иисус Христос посещал этот храм, учил в нем, заботился о порядке в нем (двукратно изгнал торгующих из храма — Иоанна 2:13-20 и Мат. 21:12-13) и благолепии его (Сам внес динарий на храм — Матф. 17:24-27; поставил в образец доброхотное пожертвование, лепту Евангельской вдовицы — Луки 21:1-4). Своим примером Спаситель одобрил обычай совершать богослужение в храме, освятил самую мысль (или идею) храма и нужду в нем. Молился Иисус Христос еще и в других местах, и даже Тайную Вечерю, когда было установлено Таинство Св. Причащения, Он совершил в частном доме. В беседе же с самарянкою Иисус Христос сказал, что наступит время, когда Богу будут поклоняться не в одном только храме Иерусалимском, но и в других местах (Иоанна 4:21).

 

 

Внешний вида храма.

После вознесения Иисуса Христа на небо Апостолы и первые христиане в Иерусалиме, по примеру Спасителя, пребывали в храме, прославляли и благословляли Бога (Луки 24:53. Деян. 2:46), посещали синагоги евреев — а с другой стороны, составляли свои собственные христианские собрания по частным домам (Деян. 5:42; 12:12; 20:8) [5]). Вне и дальше Иерусалима христиане совершали богослужение в своих домовых храмах. (Рим. 14:4; Кол. 4:15). Вследствие начавшихся гонений на христиан, богослужебные собрания христиан сделались более скрытными. Для молитвы вообще и в особенности для совершения Таинства Причащения христиане собирались в домах богатых единоверцев. Здесь для молитвы обыкновенно отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков “икосом” (по-гречески οΐχος — икос), а у римлян “экусом.” По внешнему виду “икосы” представляли продолговатые (иногда двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; среднее пространство икоса иногда бывало выше и шире боковых (рис. 3-4, л. 1). Во время гонений христиане собирались для молитвы даже в подземные церкви, устраивавшиеся в так называемых катакомбах (о чем скажем впоследствии). В тех же местах и в те же периоды, когда не было гонений, христиане могли строить и строили собственные отдельные храмы (с конца II и начала III века), впрочем, иногда снова разрушавшиеся по капризу гонителей.

Когда же, по воле Св. Равноапостольного Царя Константина (в начале IV в.), окончательно прекратились гонения на христиан, то христианские храмы появились повсеместно и составили не только необходимую принадлежность христианского богослужения, не только лучшее украшение каждого города и селения, но национальное сокровище и святыню каждого государства.

Открытые христианские храмы с этих 3—4 веков приняли определенную внешнюю и внутреннюю форму или вид, а именно: — (несколько напоминающую корабль) форму продолговатого четырехугольника с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной входу стороне (рис. 5, л. 2). Внутреннее пространство этого четырехугольника разделялось рядами колонн на три, а иногда и на пять отделений, называемых “нефами” или кораблями. Каждое из боковых отделений (нефов) также оканчивалось полукруглым выступом, или апсидой. Средний неф был выше боковых; в самой верхней, выступающей части среднего нефа устраивались окна, находившиеся, впрочем, иногда и на наружных стенах боковых нефов. Со стороны входа находилось преддверие, называвшееся “притвором” (или нарфиксом) и “портик” (крыльцо). Обилие света и воздуха замечается внутри. Отличительными чертами плана и архитектуры такого христианского храма являются, начиная с IV века,: разделение на нефы, апсиды, притвор, обилие света, внутренние колонны. Весь такой храм носит название церковной базилики или продольного храма (рис. 6, 7, 8, 9 и 10, л. 2 и 3).

 

 

Происхождение базилики.

В истории церкви Христовой все дорого, ценно и поучительно. В частности- поучителен вопрос, под влиянием какого образца христианские храмы стали строиться в форме четырехугольника? Как произошла христианская базилика? Для разрешения этого вопроса надо помнить, что христианская вера и нравственность нисколько не заглушают духовных сил и талантов человека, напр. поэтического таланта, наклонности к музыке и рисованию, научных стремлений, в том числе и способности человека искусно, прочно и удобно строить свои жилища и священные здания. Таланты Богом подаются и, при помощи Бога, могут быть улучшены и усилены. (Вспомним притчу Спасителя о талантах!). Всякий талант и искусство угодны Богу, если человек не теряет веры в Бога и не уклоняется от доброй и благочестивой жизни. Естественно поэтому было и архитектурный талант привлечь на служение Богу. Но способности, вкус и уменье строить здания и храмы у христиан на пространстве тысячелетия существования Церкви Христовой были различны, поэтому и внешний вид их был неодинаков. В то время, когда христианская вера стала широко распространяться среди греков и римлян, т.е. в 3-4 веке, самыми красивыми зданиями [6]) пока считались здания, построенные по плану продолговатого четырехугольника с нефами, колоннами, апсидами и портиками, которые назывались “базиликами,” и этот-то самый лучший вид постройки был отдан на служение Богу [7]).

К этой первой причине, скрывавшейся в глубине христианского сердца, присоединились еще две других. Из них одна та, что “Сионская горница,” где Иисус Христос совершил Тайную Вечерю, и первые молитвенные комнаты или “икосы” первых христиан имели также форму продолговатого четырехугольника. Вспоминая об этих “домовых” храмах, следующие христиане могли безбоязненно молиться и строить открытые, напоминающие икосы и базилики — храмы. Новая дополнительная причина, почему христиане стали строить свои храмы в виде продолговатого четырехугольника, (разделенного на части, с апсидами) — было уважение к катакомбам и находящимся в них церквам. Познакомимся теперь с катакомбами.

 

 

Катакомбые церкви.

Катакомбами называются подземелья, в которых христиане во времена гонения, в первые три века, хоронили своих умерших, скрывались от преследования и совершали богослужение [8]). По своему устройству катакомбы представляют сеть переплетающихся коридоров или галерей, на протяжении которых встречаются более или менее обширные комнаты. Идя по одному из коридоров, можно встретить другой коридор, пересекающий путь, и тогда перед путником являются три дороги: прямо, направо и налево. И по какому бы направлению не идти дальше, расположение коридоров одно и то же. После нескольких шагов по коридору встречается новый коридор или целая комната, от которой ведет несколько новых путей. Путешествуя по этим коридорам более или менее продолжительное время, можно незаметно для себя, перейти в следующий нижний этаж. Коридоры узки и низки, комнаты же, встречающиеся на пути, различной величины: малые, средние и большие. Первые носят название “кубикул,” вторые — “крипт,” а третьи — “капелл.” Кубикулы (от слова cubiculum — постель), являлись погребальными склепами, а крипты и капеллы — подземными церквами. Здесь-то во время гонений христиане совершали богослужение. Крипты могли вместить до 70—80 молящихся, а капеллы гораздо большее количество — до 150 человек (рис. 13 –20, л. 3, 4 и 5).

 

 

Крипты и капеллы.

Применительно к потребностям христианского богослужения, передняя часть крипт предназначалась для духовенства, а остальные для мирян. В глубине крипты находилась полукруглая апсида, отделенная низкою решеткою. В этой апсиде устраивалась гробница мученика, служившая престолом для совершения Св. Евхаристии [9]). По сторонам такого престола-гробницы шли места для епископа, пресвитеров. Средняя часть в крипте не имела специальных приспособлений. Капеллы отличались от крипт не только большею величиною, но и внутренним расположением. Крипты состоят большею частью из одного помещения (комнаты), а капеллы имеют их несколько. В криптах нет отдельных алтарей, в капеллах они есть; в криптах женщины и мужчины молились вместе, а в капеллах для женщин было особое помещение. В передней части крипт и капелл пол изредка устраивался выше остальной части подземных Церквей. В стенах устраивались углубления для погребения умерших, а сами стены украшались священными изображениями.

Из описания различных крипт и капелл видно, что те и другие имели форму четырехугольника с продолговатыми выступами, а иногда и с колоннами для поддержания потолка.

Священное воспоминание об этих подземных храмах, о горнице, в которой Иисус Христос совершил Свою Тайную Вечерю, и об икосах, бывших первыми христианскими храмами, (по форме продолговатыми), и возможно было причиною того, что христиане могли безбоязненно, не опасаясь разлада с церковной древностью и духом христианской веры, строить по этому же продольному образцу и свои храмы. Но несомненно, базилика потому была усвоена для христианского храма, что она являлась пока единственно подходящей формой. Базиличный стиль господствовал до V в. затем сменился “византийским,” но после XV в. снова распространяется в бывшей Греческой империи, обедневшей под властью турок, не приобретя, однако, ни величия, ни ценности древнехристианской базилики [10]).

 

 

Другие виды храмов.

Базиличный вид христианских храмов был древнейшим, но не единственным. Когда архитектурные вкусы изменились и искусство улучшилось, изменился и внешний вид храмов. После прекращения гонений на христиан и перенесения при Константине Великом столицы греческой империи из Рима в Византию (324 г.), здесь усилилась строительная деятельность. В это время образовался так называемый византийский стиль храмов.

Византийский стиль. Отличительными чертами византийского стиля являются “свод” и “купол.” Начало куполообразных сооружений, т.е. таких, потолки которых не плоски и покатисты, а круглы, относится ко временам дохристианским. Обширное применение своду дано было в римских банях (или термах); но самое блестящее развитие купол получил постепенно в храмах Византии.

В начале IV века купол был еще низок, покрывал собою всю вершину здания, и опирался прямо на стены здания, не имел окон, но потом купол становится выше и устанавливается на особых столбах. Стенки купола для облегчения тяжести не делаются сплошными, а прерываются легкими столбиками; между ними устраиваются окна. Весь купол напоминает широкий свод небесный, место невидимого пребывания Господа. С внешней и внутренней стороны купол украшается колонками с художественными верхушками или капителями и др. украшениями; вместо одного купола на храме устраивается иногда несколько куполов (рис. 21 и 22, л. 6).

Планы Византийских храмов были следующие: в виде круга[11]) (рис. 34, 35, 36 и 37, л. 9), в виде равностороннего креста, в виде прямоугольника, близкого к квадрату. Квадратная форма сделалась обычной и наиболее распространенной в Византии. Поэтому обычная постройка византийских храмов представляется в виде четырех массивных столбов, поставленных на прямоугольнике и соединенных вверху арками, на которых покоится свод и купол. Такой вид с VI века стал господствующим и остался таким до конца Византийской Империи (до половины XV в.), сменившись, как сказано, вторичным базиличным стилем.

Внутреннее пространство византийского храма разделялось, как и в базилике, на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. Алтарь отделялся от средней части невысокой колоннадой с карнизом, заменяющей современный иконостас. Внутри богатых храмов находились в изобилии мозаичные и живописные изображения. Блеск разнообразных мраморов, мозаики, золота, живописи, — все было направлено к тому, чтобы возвысить душу молящегося христианина. Скульптура составляла здесь довольно редкое явление. Наиболее блестящий расцвет византийский стиль вообще и византийский купол в частности нашел в Константинопольском храме Св. Софии (см. рис. №№ 27, 28, 29 и 30, л. 7 и 8) [12] ).

Византийский стиль применен был при постройке не только храмов в самой Византии или Константинополе (см. еще рис. 32 и 32 л. 8), но и в других важных городах Греции (Афинах, Солуни, на Афоне), в Армении, в Сербии и даже в городах Западной Римской Империи — особенно в городах — Равенне и Венеции. Памятником византийской архитектуры в Венеции является храм Св. Марка (см. рис. № 41 л. 10).

 

Романский стиль. Помимо византийско-базиличного типа в Западном христианском мире образовался новый внешний вид храмов, имеющий с одной стороны сходство с базиликами и византийскими храмами, а с другой стороны, и различие: — это так называемый “романский стиль.” Храм, построенный в романском стиле, подобно базиличному, состоял из широкого и продолговатого корабля (нефа), заключающегося между двумя боковыми кораблями, вдвое меньшими по высоте и ширине. С восточной, передней стороны к этим нефам пристраивался поперечный корабль (называвшийся трансептом), выступающий своими краями из корпуса и следовательно сообщавший всему зданию форму креста. За трансептом устраивалась, как и в базилике, апсида, предназначавшаяся для алтаря. С задней, западной стороны устраивались по-прежнему притворы или нарфиксы. Особенностью романского стиля было: пол настилался в апсидах и трансепте выше, чем в средней части храма и колонны различных частей храма стали соединяться между собой полукруглым сводом и украшаться в верхних и нижних концах своих резными, лепными и накладными изображениями и фигурами. Романские храмы стали строиться на прочном фундаменте, выходившем из земли. При входе в храм по бокам притвора иногда устраивались (с XI в). две величественных башни, напоминавших современные колокольни (Рис. 33, 42—44 л. 8 и 10) [13]).

       Романский стиль, появившись в 10-м веке, стал распространяться на Западе в 11 и 12 в. и просуществовал до 13 в. когда был сменен готическим стилем.

 

Готический и стиль Возрождения. Готические храмы иначе называются “стрельчатыми,” потому что по своему плану и внешнему убранству хотя и напоминают романские храмы, но отличаются от последних острыми, пирамидальными, тянущимися к небу оконечностями: башнями, столбами, колокольнями (рис. 45—47, л. 11). Остроконечность замечается и во внутренности храма: сводах, соединениях колонн, в окнах и угловых частях (см. рис. 49, л. 12). Готические храмы особенно отличались обилием высоких и частых окон; вследствие чего на стенах оставалось мало площади для священных изображений. Зато окна готических храмов покрывались живописью. Это стиль — наиболее ярко выраженный во внешних линиях.

       После готического стиля в истории церковной архитектуры Западной Европы отмечается еще стиль “Возрождения.” Этот стиль распространился в Западной Европе (начиная с Италии) с XV в. под влиянием возрождения “античного, древне-классического знания и искусства.” Познакомившись с древнегреческим и римским искусством, архитекторы начали применять и в деле построения храмов некоторые черты античной архитектуры, даже перенося иногда на христианский храм формы языческих храмов. Влияние античной архитектуры особенно заметно в наружных и внутренних колоннах и украшениях вновь строящихся храмов. Всестороннее воплощение стиль Возрождения нашел в знаменитом римском соборе Св. Петра (рис. 50, 51 л. 13). Общие же черты архитектуры Возрождения суть следующие: план храмов продолговатый четырехугольник с трансептом и алтарем-апсидой (сходство с романским стилем), своды и арки не остроконечные, а круглые, куполообразные (отличие от готического, сходство с византийским стилем); колонны внутренние и наружные древнегреческие (рис. 48, л. 12) (характерные черты стиля возрождения). Украшения (орнаменты) в виде листьев, цветов, фигур, людей и животных (отличие от византийского орнамента, заимствованного из христианской области). Заметны также скульптурные изображения святых. Скульптурные изображения святых наиболее наглядно отделяют стиль возрождения от базиличного, византийского и православно-русского стиля.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.