Или как «заговорить» зубную боль — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Или как «заговорить» зубную боль

2022-10-27 52
Или как «заговорить» зубную боль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М.ЛОМОВА

Мне повезло: в поезде Севастополь-Москва я ехала одна в слу­жебном купе. Внезапно мое уединение было нарушено: в служебку протиснулся худенький восточного вида мальчик, за ним выросла фигура его отца. «Ребенок попросился к Вам, будьте добры, пого­ворите с ним», — жалостливо попросил он. «Таджикский мальчонка плохо говорил по-русски, я поняла лишь, что его зовут Анхель и что ему 9 лет, а его мама тяжело больна. Через какое-то время, найдя подходящий повод, я отправила его обратно к отцу, продол­жив чтение книжки. Когда я пошла покурить в тамбур, навстречу мне вышел таджик со словами: «Пожалуйста, пойдите успокойте его, а я поищу лекарство, зуб у него болит». Не сразу нашла их купе, наконец, за открытой дверью увидела мальчика. Присела ря­дом и положила руку ему на плечо. Вопросительно покивала голо­вой: «Мол, что с тобой?» «Зуб болит», — скривился он. И тут я вспомнила, что перед отъездом в Крым прочитала в последнем выпуске Московского психотерапевтического журнала статью Ф.Е.Василюка «Психотерапевтическое облегчение зубной боли». Реши­ла попробовать. Пока я собиралась с мыслями, Анхель, жалуясь, заговорил: «Очень болит, очень... зуб». Я попыталась как-то начать описывать боль: «Я вижу, что боли-и-т... саднит, как будто коленку содрал». «Да нет», — начал он сам на своем непонятном языке рас­сказывать о боли. Я только кивала головой на разные лады и гла­дила его по плечу. В тот момент, когда его рука потянулась ко мне, я вдруг сообразила, вспоминая: «Во-о-т такая боль». И показала ему высоту в воздухе. Он повторил за мной: «Вот такая». «А когда коленка?» «Вот такая», — показал он поменьше. Что делать даль­ше, я не знала. Вздохнув, я начала «заговаривать» ему зуб какой-то не слишком меткой ерундой: «А у тебя раньше когда-нибудь боле­ли зубы?» Оказалось, что вот как раз вчера в поезде. Папа тогда принес лекарство, и все прошло. «Вот и сейчас он вернется, и все как рукой снимет1> «Нет», — отрицал он. Я начала рассказывать ему сказку про то, как жил-был зуб и уж очень сильно болел-горевал, приговаривал: «Ой, больно мне здесь сидеть, света белого не ви­деть...» Все — в моей голове больше не было ни слова. А он смот­рел на меня с удивлением и любопытством. «И не жалко тебе его?» — слащаво задала я ему идиотский вопрос. «Жалко», — не очень убедительно ответил Анхель. Возникла неловкая долгая пауза. Вдруг он поднял руку, лицо его напряглось, он сжал руку в кулак. «Как бы вз|л вот так и выбил бы его», — напористо зазвучал его


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ БОЛИ___________

голос. Я повторила за ним жест: «Так бы и дал по нему кулаком! Мечтаешь, как выбьешь его, что на этом месте, где был зуб, слад­ко заноет, заболит десна. Так легко станет. Такая приятная долгож­данная боль». Я увидела, что его рука расслабленно упала вниз. Было ли это индикатором уровня боли? Пришел отец с разведенным аспирином в стакане. «Ну как ты, малыш?» — кажется, так он спросил. «На, возьми, выпей!» Анхель приподнялся на полке и зата­раторил что-то про то, что уже хорошо. «Вот так бы и выбил!» — поделился он радостью с отцом и залпом выпил содержимое стака­на. «Не болит!» — сказал он на последнем глотке с придыханием. «Как не болит, прошел?» — изумилась я. «Да». «Что, правда не болит?» — не веря своим ушам, еще и еще раз спрашивала я. На моем лице застыло недоумение. Отец, кажется, тоже удивился. Он покачивал головой, но трудно было разобрать, что же выражает его усталое и чуть отрешенное лицо.

Москва ждала меня, я чувствовала это. И, лежа с книжкой на полке, все мысленно возвращалась к произошедшему: случайность?

102


МОСКОВСКИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 1997, 2

РАБОТА С ПАТТЕРНОМ ДЫХАНИЯ

А. В. КОРНЕЕВ

В этой статье мне хотелось бы описать одну телесно-ориентиро­ванную психотерапевтическую методику, которая очень проста с точки зрения технического выполнения и достаточно эффективна. Сразу хочу отметить два очевидных достоинства этой техники. Пер­вое — методика может быть использована в условиях обычного психотерапевтического кабинета, она не требует специального поме­щения, приспособлений или большого пространства. Второе досто­инство — техника обеспечивает очень мягкий контакт с клиентом. Это плавное вхождение в работу позволяет быстро достичь плотно­го контакта на глубоком уровне.

Предметом психотерапевтической работы в данном случае явля­ется паттерн дыхания клиента. Контекст работы следующий: паттерн дыхания рассматривается как индикатор, выявляющий особенности контакта клиента с миром и с самим собой.

Во-первых, необходимо отметить, что при работе с дыханием терапевт присоединяется к базовому энергетическому процессу че­ловека. С дыханием и его ритмом связана вся жизнь. Поглощение «пищи дыхания» и выведение продуктов метаболизма — очень важ­ный, жизненно необходимый процесс, который начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вдохом. Дыхательный цикл младенца полностью бессознателен, его обеспечивает работа диафрагмы, которая является основной дыхательной мышцей. Впос­ледствии человек осваивает и другие способы дыхания, он начинает дышать грудным дыханием, в каких-то случаях он может дышать лишь верхушками легких, но глубокое полное дыхание всегда опи­рается на диафрагмальное дыхание, которое можно назвать «живот­ным», поскольку в этом случае отчетливо заметны движения живо­та. Данная статья не предусматривает подробного описания различ­ных типов дыхания, подробности и тонкости, связанные с этими вопросами можно найти в специальной литературе, которая сейчас получила широкое распространение.

Корнеев Андрей Валентинович — психолог, преподаватель фа­культета психологии Московского государственного университета.

тя


РАБОТА С ПАТТЕРНОМ ДЫХАНИЯ


А. В. КОРНЕЕВ


 


Во-вторых, при работе с дыханием клиента психотерапевт имеет возможность войти в контакт с ею очень характерными несознава­емыми проявлениями. Совсем нетрудно заметить, что каждый че­ловек дышит определенным, своим собственным способом, который носит устойчивый характер и часто не соотносится с реальностью окружающего мира. Возникновение своеобразного рисунка дыхания, по-видимому, имеет определенную причину: какое-то событие или ряд событий, которые произошли в личной истории клиента. Мож­но предположить, что узор дыхания был связан с телесной и пси­хической адаптацией клиента к условиям конкретной ситуации или ситуаций. Став устойчивым, этот паттерн снизил адаптивность кли­ента к непрерывно меняющимся условиям жизни, он не позволяет человеку менять энергетическую составляющую. Когда происходит работа с паттерном дыхания, то перед психотерапевтом не стоит задача обучить клиента какому-то «правильному» типу дыхания (я думаю, что ставить такую задачу было бы неверно). Необязательно, к примеру, учить человека «полному» дыханию с определенным со­отношением длительности вдоха — задержки — выдоха, а вот по­мочь ему в сознаваний наличного паттерна и в уравновешивании его дыхания вполне возможно.

Теперь можно подробнее рассмотреть дыхательный паттерн ги­потетического клиента. Для данной методики существенно то, что этот паттерн рассматривается на двух уровнях.

Уровень первый. Сначала необходимо установить преобладаю­щую реакцию клиента на стресс. По представлениям Томаса Хан­ны, американского ученика Фельденкрайза, человек может реагиро­вать на стрессовую ситуацию двумя способами: реакцией ухода или реакцией активизации.

В первом случае основными (центральными) мышцами, которые обеспечивают «уход», являются мышцы живота. Сокращаясь, они сгибают человека вперед, «свертывают» его. Эта поза выглядит сле­дующим образом: сокращенные жевательные мышцы, напряженные мышцы глаз и бровей, плечи и шея напряжены, руки присогнуты, ладони повернуты внутрь, тело тоже присогнуто, грудная клетка опущена, колени и ступни повернуты внутрь, ноги слегка согнуты. Соматическая реакция ухода действительно производит впечатление, что тело «свернулось», напряжение распространяется по большим группам сгибателей (флексоров). Человеку становится трудно вдох­нуть. Ханна назвал такую реакцию «рефлексом красного света».

Теперь о втором способе реагирования — активизации. В этом случае центральными становятся мышцы поясницы. Когда они сок­ращаются, это влечет за собой сокращение разгибателей (экс­тензоров) шеи, плеч, рук, бедер, ягодиц, в то время как жеватель­ные мышцы, мускулатура промежности и диафрагмы расслабляет­ся. Эта реакция «разворачивает» человека, делая его готовым к действию. Вдох при этом освобождается, а выдохнуть становится 104


гораздо труднее. Эта реакция по Ханне называется «рефлексом зеленого света».

Я подчеркиваю, что обе реакции являются совершенно здоровы­ми, поскольку обеспечивают биологическое выживание организма в среде. У невротика одна из этих реакций становится преобладаю­щей, и он в непрерывно меняющихся условиях внешней среды ве­дет себя однотипно, что, естественно, не повышает, а снижает его адаптивность, а стресс при этом, конечно же, увеличивается, и «пру­жина напряжения» закручивается все туже и туже.

Сопровождающие каждую реакцию чувства различны, и это по­могает определить, какая же реакция на стресс является основной, поскольку порой трудно только по телесному выражению прийти к однозначному заключению. Реакцию красного света сопровождает страх, а реакцию зеленого света — чувство усилия.

Так как в данной методике основное внимание уделяется дыха­нию, я пользуюсь двумя терминами, которые отображают именно этот аспект жизненных проявлений клиента. Человека с основной реакцией красного цвета, и, следовательно, с зажатым вдохом, я отмечаю про себя как «невдохновленного», в то время как реак­ция зеленого цвета не дает клиенту «отдохнуть». Интересно, что сами клиенты описывают свою ситуацию в схожих терминах.

Итак, рассмотрев паттерн дыхания на первом уровне, мы полу­чаем возможность определить слабый компонент, который следует усилить, чтобы возникло равновесие.

Даже такого рассмотрения достаточно для эффективной работы, которая дает положительные результаты. Однако существует еще один уровень, позволяющий сделать работу более точной и эффек­тивной.

Уровень второй. Здесь необходимо выявить характерные черты узора дыхания внутри цикла вдох — выдох. Важно установить, ка­кая из двух фаз короче, какая — длиннее. Я называю более длин­ную фазу сильной, а ту, что короче, соответственно, слабой. Силь­ная фаза — это то, на что опирается данная техника.

Таковы предварительные сведения, на которых основан данный метод работы. Я перехожу к изложению самой методики, которую называю «поддержкой слабого с опорой на сильное». Цель — рабо­та с паттерном дыхания, направленная на то, чтобы гармонизиро­вать дыхание, уравновесить и углубить его.

В ходе сессии терапевт имеет возможность присоединиться к дыхательному ритму клиента с помощью телесного контакта. Самый простой способ присоединения заключается с следующем: терапевт берет руку клиента и после некоторой выжидающей паузы (1-3 мин), длительность которой зависит от того, сколько времени ухо­дит на установление контакта, начинает усиливать и ослаблять этот контакт в соответствии с ритмом дыхания клиента. Практически это


РАБОТА С ПАТТЕРНОМ^ ДЫХАНИЯ


А. В. КОРНЕЕВ


 


означает ритмическое пожатие руки клиента. В зависимости от осо­бенностей паттерна дыхания возможны четыре варианта присоеди­нения к ритму дыхания.

Более плотный контакт совпадает с той фазой дыхательного рит­ма, которая слабее на первом уровне. В этом, собственно, и состо­ит «поддержка слабого». Эффективность работы можно усилить, если опираться на сильный компонент узора дыхания, который выделя­ется на втором уровне. Для этого используются те паузы, иногда малозаметные, которые перемежают вдох-выдох и выдох-вдох. Все четыре варианта присоединения представлены в третьей колонке таблицы.

 

 

\ уровень 2 уровень  
Основная реакция на стресс. Слабый компонент. Более длительная фаза дыхательного цикла. Сильная фаза. Действия терапевта: плотный контакт

Красного света

вдох

вдох поддержка, продление вдоха
выдох инициация, предвосхи­щение и поддержка выдоха
Зеленого света вдох инициация, предвосхищение и поддержка вдоха
выдох выдох поддержка и продление выдоха

_________________________.____ -_______________ i

Хочу отметить два момента, которые, на мой взгляд, являются 1,остоинствами этой методики.

Во-первых, ей очень легко обучиться. Практическое освоение за-гимает примерно столько же времени, сколько рассказ о ней, то сть минут 40 — 50.

Во-вторых, данная методика позволяет успешно справиться с [екоторыми соматическими симптомами или проявлениями, которые арактерны для реакций красного и зеленого света: болями в жи-оте, тошнотой, болевыми ощущениями в области поясницы и шеи. [ могу привести замечательный пример из собственной практики. В аботе с клиентом, который демонстрировал явную реакцию зеле-ого света, я воспользовался данной методикой. Эффект был очеви-ен: через 7 — 10 минут работы клиент от ровного поверхностно-э дыхания перешел на легкое, но отчетливое похрапывание; выдох ыл несколько затруднен, но стал заметно глубже. И это при том, го буквально пятнадцать минут назад он рассказывал мне, как эудно ему бывает заснуть и насколько беспокоен его сон. 16


Мне осталось добавить, что я использую эту методику в основ­ном в начале работы с клиентом, чаше всего, когда сталкиваюсь с состоянием глубокой апатии или, напротив, с сильной возбужден­ностью. Однако это не единственная возможность ее применения. В совокупности с другими приемами и методами ее с успехом мож­но использовать при длительной процессуальной работе.

P. S. После того, как я перечитал уже написанный текст, мне показалось, что было бы уместно дополнить его, чтобы пояснить некоторые подробности работы. Эти подробности отчасти напоми­нают заметки из раздела «Маленькие хитрости» в журнале «Наука и жизнь». Здесь мне хотелось бы добавить три маленькие хитрости.

1. Плотность контакта, который предлагает терапевт, может
меняться. В начале работы, как я уже отмечал, собственно пожа­
тия отсутствуют, я просто держу руку клиента, остаюсь с ним в
контакте и не делаю никаких движений. Спустя некоторое время,
когда я чувствую, что клиент расслабился, можно присоединить к
его ритму дыхания легкие пожатия. Постепенно пожатия становят­
ся плотнее. Затем их сила спадает и становится еле заметной. Та­
ким образом, обеспечивается следующая последовательность событий:
вхождение в контакт; присоединение к пульсации; изменение рисун­
ка дыхания при плотном контакте с психотерапевтом и, наконец,
уравновешенное дыхание при меньшей поддержке терапевта и боль­
шей опоре клиента на себя самого.

2. Терапевт находится в контакте с животным дыханием клиен­
та. Технически это означает, что необходимо наблюдать за дыхатель­
ными движениями живота и увеличивать плотность контакта в со­
ответствии с ними. С клиентами, у которых преобладает грудное
дыхание, бывают сложности. Как правило, данная техника позволя­
ет, при надлежащем терпении, «перевести» таких людей на дыха­
ние животом, но в отдельных случаях приходится применять дру­
гие, более «брутальные» техники.

3. В первое время применять данную технику легче всего, если
клиент лежит. Дело в том, что для диафрагмального дыхания такая
позиция самая предпочтительная. В положении сидя или стоя диаф­
рагма дополнительно напрягается, что может внести излишние за­
труднения в сложную ситуацию клиента. Я отдаю предпочтение
позиции клиента лежа на коврике или полулежа в кресле. Кстати,
хочу отметить, что такое положение тела подопечного облегчает
работу терапевта: становится легче следить за движениями живота.

И последнее: методика построена на положительном типе кон­такта. В отличие от большинства биоэнергетических техник А.Лоуэна, она не предполагает прохождения через усиление напря-

107


РАБОТА С ПАТТЕРНОМ ДЫХАНИЯ


МОСКОВСКИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 1997, 2


 


жения. Судить о том, насколько правильны его действия, терапевт может по тем изменениям, которые происходят с дыханием клиен­та. Если оно углубляется и уравновешивается, это — ответ «да», если же ритм дыхания сбивается и оно становится более поверхностным, клиент говорит «нет». Техника, которую я предлагаю, подразумева­ет следование за «да» и поддержку этой реакции клиента.

ЛИТЕРАТУРА

Аоуэн А. Физическая динамика структуры, характера. Издательс­кая фирма «Компания ПАНИ», Москва, 1996.

Ханна Т. Искусство не стареть. «Питер», Санкт-Петербург, 1996. Этевенон М. Дорога тела. «Мирра», Санкт-Петербург, 1996.

108



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.