Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-10-27 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
CASE HISTORY
38 LM.Krol — Between "Alive" and "Dead" Waters
63 A.Wcdnstein — The Use of Paradox in Medical Practice
SPIRITUAL EXPERIENCE
78 Patriarch Ignaty IV — Orthodoxy and Modernity 90 Шоу — The Wounded Healer
PROFESSIONAL TRAINING
96 F.Vassuyuk — Psychotherapeutic Relief of Pain 103 A.Komeev — Psychotherapeutic Work with Respiratory Patterns
PROFESSIONAL AND SOCIETY
109 N.Semenova — The Ethical Foundations of Psychotherapy
CLINICAL ISSUES
131 J.WiUi, R.Frei, G.Hanny, RHofe B.Limacher, А.ШЫ-Emde, J.W.Meyer — The Coevolutional Focus in Individual, Couples and Family Therapy
149 D.Borodin, T.Galkina — Crying Ritual as a Form of Psychotherapy in Cases of Self-Esteem Disturbances
INTERVIEWS, CORRESPONDENCE
160 ASosland — Interview with Alfred Pritz
INFORMATION
НА ПОДСТУПАХ К СИНЕРГИЙНОИ ПСИХОТЕРАПИИ: ИСТОРИЯ УПОВАНИЙ*
Ф.Е.ВАСИЛЮК
«...Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.»
(1 Петр. 3,15)
«Без онтологии тоска берет за горло»,— признались друг другу два
философа в далеком уже советском 1974 году (Мамардашвили,
Пятигорский, 1974). За психотерапевтическое горло берет другая
тоска — без антропологии. ^
Сейчас так сильно выросло влияние психологической практики на
культуру, так перегружена оказалась сама современная психология и
психотерапия бесчисленными обломками всевозможных культур и
культов, что, быть может, главное наше профессиональное дело со
стоит сегодня в том, чтобы задавать себе метафизические вопросы: |
что есть человек? в чем его предназначение? в чем суть нашей |
профессии не как ремесла, но как призвания? како веруем? '
Психотерапия настолько сильна и влиятельна, что не может более позволить себе оставаться антропологически беспечной и не замечать, какой мощности энергии развязывает она, раскупоривая очередной «архетип» и выпуская из него засидевшихся джиннов в душевное и социальное пространство. Возможно, конечно, отмахнуться от этой ответственности и укрыться за множеством готовых оправданий. К нашим услугам и новейший постмодернизм (для которого любая философская и аксиологическая идентичность — смешной анахронизм), и обветшалый позитивизм (мы исходим из фактов и
|
* Доклад на 3-й международной конференции «Психология и христианство: путь интеграции», организованной фирмой «Има-тон» (Санкт-Петербург, 10-13 мая 1997г.)
Исследование по данной тематике ведется автором при финансовой поддержке Российского гуманитарною научного фонда. Грант N 96-03 04563.
5-
НА ПОДСТУПАХ К СИНЕРГИЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
отвечаем лишь за точность процедур), и прагматизм общий (наш закон — польза заказчика) и медицинский (ради скорейшего избавления от симптомов хороши все средства). Но нам слишком хорошо известно из наблюдений за пациентами, как патогенны поиски алиби там, где нужно мужество принятия ответственности.
Кажется, наступает такой период развития отечественной психотерапии, когда главные дифференциации в ней будут проходить не по линиям методологии, теории и техники, а по философско-антро-пологическим водоразделам. Наступает и наступило уже время выбора, время философского самоопределения, когда каждый психолог и психотерапевт, всерьез относящийся к профессии, должен бу-\1 дет дать отчет в своем уповании.
* * *
Этот доклад обращен в первую очередь к тем, кто сделал свой выбор в пользу христианской антропологии. Сам такой выбор автоматически не предрешает, какой может стать христианская психотерапия, как выбор площадки для строительства дома, пусть и наилучшей, не заменит трудов по проектированию и строительству.
В среде отечественных психологов-христиан есть две крайности. В одном случае в существующих психотерапевтических школах обнаруживается уже состоявшаяся христианская психотерапия (см. напр., Занадворов, 1994), и дело лишь за тем, чтобы объяснить адептам психосинтеза, гештальтгерапии и пр., что они, сами того не ведая, давно говорят христианской прозой. В другом психотерапия рассматривается на фоне неисчислимых духовных богатств, глубины, подлинности церковного опыта и объявляется пустым, ничтожным, а то и бесовским занятием. Тот, кто верит, что психотерапия может быть настоящим духовным служением, оставаясь при этом и настоящей профессией, должен избрать третий путь — сохраняя трезвую и ясную духовную позицию, бережно и с уважением отнестись к исторически пройденому психотерапией пути, и как знать, не окажется ли она, вопреки своему принципиальному секуляризму, а то и атеизму, в условиях современной культуры «детоводительницей» к хрис-тианской психотерапии.
|
/ Предмет данного доклада — история психотерапевтических упо
ваний. Поясню смысл термина. Когда врач лечит больного, он рас
считывает, что лечебные мероприятия вызовут ответный процесс в
организме, который, собственно, и приведет пациента к здоровью.
Учитель не думает, что его объяснения сами по себе произведут в
голове у ученика знания, он рассчитывает на ответный процесс
понимания. Так во всяком деле, ведь и скрипач убежден, что стру
на отзовется. Словом, организм ли, ум ли, инструмент ли развива
ют в ответ на усилия человека некий процесс, упование на
который составляет необходимое внутреннее условие утешной че-
ловеческои деятельности. В психотерапии, в соответгсвииТэтой л^-
* гикои, «упованием» можно обозначит^ -^L "^"«-«ии с этой ло-
' «оозначить тот главный механизм, основ-
6
Ф.Е.ВАСИЛЮК
I (
ной продуктивный процесс, который непосредственно обеспечивает I t
достижение терапевтических целей. -—'
В каждой психотерапевтической школе есть своя теория, метатеория, своя мифология, технология и другие элементы и плоскости, но сердцевина всего этого сложного состава — именно «упование». Если бы в одночасье исчезли все бесчисленные книги по психоанализу и упразднилось все разветвленное психоаналитическое знание, а осталось бы лишь его упование — идея об исцеляющей силе ^. осознания, то по одной этой идее можно было бы восстановить всю ' теорию и технику психоанализа. Напротив, извлеки эту идею из * психоанализа, и вся его грандиозная постройка рухнет, превратившись в безжизненную груду лишенных смысла фактов.
|
Пытаясь наметить основные вехи истории психотерапевтических \>-упований, мы будем анализировать соответствующие механизмы и * процессы не с теоретической или _ технической стороны, а со стороны философско-антропологической!
ОСОЗНАНИЕ И ВНУШАЕМОСТЬ
Основной процесс, который, по представлению З.Фрейда, обеспечивает психотерапевтический эффект, есть осознание. Весь психоана- V лиз есть борьба за то, чтобы «на место Оно стало Я». По модусу результата эта постановка Я на место Оно состоит не столько в расширении сознания, как принято считать, сколько в расширении воли. То есть психотерапевтическое благо прежде всего в том, что Я в результате анализа перестает б*тъ марионеткой, за ниточки / которой дергает Оно, а само становится центром волений. Пусть • желания по-прежнему исходят из Оно, но Я избавляется от деспотии Оно, тем более жестокой и разрушительной, что она осуществлялась негласно, с помощью подставных лиц. Психоанализ пролил свет разума на все эти закулисные махинации, разоблачил все замаскированные фигуры, обнажил все реально действующие силы, и Я может теперь сознательно и свободно принимать решения о том, какой из импульсов реализовать, а какому отказать в реализации. (В скобках замечу, что когда подходишь мыслью к этому торжественному моменту психоанализа, к этому венцу долгих и долгих психоаналитических усилий, то становится по-человечески жалко бедное Я. Заговор разоблачен, маски сорваны, тайна раскрыта... Но ведь дальше нужно жить, а жить придется все с теми же подпольными фигурами, которые пытались обмануть Я, обойти цензуру и заставить Я служить своим интересам. В этой открывшейся новой жизни, освещенной холодным психоаналитическим светом, Я придется добровольно сотрудничать с теми силами, которые еще так недавно они вместе с психоаналитиком преследовали и вот, наконец, приперли к стенке — ведь других-то содержаний в сознании нет. Азарт и колорит детектива, погони, преследований, расшифровки тайнописи, напряженные, хоть и непростые, взаимоотношения в стане преследователей — все это так бесцветно и уныло заканчивается, так
|
НА ПОДСТУПАХ К СИНЕРГИЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
много в психоаналитическом знании печали и так мало чего-то ободряющего и окрыляющего, что более чем понятна становится взаимная тенденция и пациента, и аналитика длить психоаналитический сериал, добавляя серию за серией. Не в одной сложности душевных процессов и не в одной финансовой выгоде длительного лечения дело.)
Итак, если по модусу результата постановка Я на место Оно знаменуется превращением Я в субъекта воления, то процессом, который обеспечивает этот результат, является осознание. Расширение и углубление сознания, увеличение знания — вот тот механизм, на который, главным образом, уповал ранний психоанализ. Фрейд, который в сознании широкой публики часто воспринимается как открыватель иррациональных глубин человеческой души, в действительности до мозга костей был тэационалистом. Рациональному объяснению поддается все, даже, казалось бы, иррациональное и случайное: ошибки, обмолвки, сновидения. Фрейд — это апофеоз рационализма, это полное воплощение знаменитого бэконовского девиза «знание — сила». Если и до Фрейда хорошо было известно, что «сон разума рождает чудовищ», то, может быть, именно Фрейд стал главным и, кажется, последним апостолом разума, беззаветно верившим в его чудодейственную силу, в то, что свет разума чудовищ если и не побеждает, то приручает.
/• Уже современные Фрейду психотерапевты далеко не всегда раз-"J деляли это глубинное упование Фрейда на разум и сознание. Но прежде чем описывать упования, которые пришли на смену фрейдовским, стоит упомянуть главный механизм, на который рассчитывала в своей работе психотерапия до Фрейда, та, которую можно назвать предысторией современной психотерапии. Это механизм внушаемости. Пациенту в ходе гипнотического сеанса внушалось поведение, которое он должен исполнять, или мысли, которые он должен думать, или состояния, которые он должен испытывать для его же собственного блага. Что есть благо для пациента, лучше знает врач, и что ему нужно делать, думать и чувствовать для того, что-, бы достичь этого блага, тоже знает врач. Роль пациента состоит в (том, чтобы максимально довериться врачу, подчиниться ему, и тогда он имеет все основания надеяться, что успех лечения будет обеспечен. Вот этот механизм доверчивости и внушаемости и есть то, на что может рассчитывать врач, психотерапевт в деле исцеления своих пациентов.
Фрейд совершил просветительскую революцию в психотерапии. Психоаналитическая антропология, несмотря на всю свою ущербность, по сравнению с антропологией старой суггестивной психотерапии была куда более человечной. Фрейд привнес в психотерапевтический образ человека Знание и Свободу, свободу сознания. Пациенту не просто стало позволено узнавать в ходе лечения нечто о себе, это его самопознание, осуществляемое с помощью аналитика, стало необходимым делом, от которого в конечном счете зависит
|
Ф.Е.ВАСИЛЮК
весь успех лечения. Пациенту было также возвращено человеческое право самому решать, что есть для него благо, а что зло, он, наконец, стал пусть не равным, но все же партнером в процессе лечения. По сравнению со следующими психотерапевтическими шко- ' лами и направлениями психоанализ порой воспринимается как достаточно авторитарная и монологическая система, но по сравнению с доминировавшей до Фрейда суггестивной психотерапией он выглядит настоящим освободителем.
СПОНТАННОСТЬ
Еще при жизни Фрейда стали происходить глубинные сдвиги в психотерапевтической антропологии. Заселяя открытый Фрейдом материк новой психотерапии, колонисты стали открывать на нем области, очень не схожие с той, на которую высадился Фрейд. Пожалуй, наиболее радикальные отличия были обнаружены психодрамой Джекоба Морено. Сам способ и стиль жизни психодраматической провинции был просто дерзким вызовом психоаналитической метрополии. Что может больше отличаться от психоаналитической кушетки, чем психодраматическая сцена, от замершего на ней пациента, чем играющий протогонист, от смотрящего в сторону нейтрального аналитика, чем активно режиссирующий процесс директор психодрамы? Эти и другие отличия столь очевидны, что здесь -" можно их опустить, сконцентрировавшись на важнейшем для нас. Психодрама вовсе не уповает на то, что пациент проникнет холодным рассудком в тайные глубины своей души, он^ уповает на твор- I ческую спонтанность, на то, что сами эти глубины, все человеческое * существо хочет выплеснуться наружу в фантазии, игре, действии, и стоит только помочь этому процессу, как он своей мощной целительной стихией изольет в творческом спонтанном выражении все то, что наболело, что сдерживалось, откладывалось, хирело в человеке, и принесет тем самым ему не только избавление от страдания, но полноценное творческое самовыражение.
Если Зигмунд Фрейд открыл материк свободы для психотерапевтической антропологии и сам исследовал и использовал ту часть этого материка, которую можно назвать Свободой Сознания, то Джекоб Морено стал режиссер-губернатором республики Свобода Воли. V Разумеется, это не та сознательная, разумная и в то же время напряженная и скучная воля, которая ищет закон, необходимость и видит свою свободу в том, чтобы следовать этой необходимости и закону. Это, так сказать, вольная воля, анархическая, не спрашивающая ничьего позволения и не потому, что, как писал Лев Шестов, если спросишь — позволено ли, разумеется, не позволят, а потому, что самого такого вопроса в своей вольной природе она не имеет. Спонтанность — это первичная, как бы до различения ~\ добра и зла действующая воля, это творчество как первофено-мен, созидающее бытие из ничто, рождающее начало, даже и не думающее спрашивать, что хорошо, а что плохо, что запрещено, а
9
,-J |
НА ПОДСТУПАХ К СИНЕРГИЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
что позволено, просто рождающее и наслаждающееся самим этим процессом.
Когда в философской и психологической литературе обсуждается свобода воли, то общепринято различать разумную сознательную волю, с одной стороны, — и произвол, с другой. В первом случае человек опирается на познание бытия, причем это не обязательно рациональное, рассудочное познание — это может быть интуитивное, опытное постижение бытия, мудрость, но так или иначе речь идет о том или другом роде знания, действуя в соответствии с которым, он обнаруживает-де и реализует свою подлинную человеческую свободу. Во втором случае человек действует, нарочито не считаясь с религиозными заповедями, установлениями общества и даже с законами природы, лишь на одном-единственном основании своего желания, каприза. «Хочу» — вот автор, инициатор и безответственный исполнитель акта произвола. При всей радикальной противоположности разумной воли и произвола их сближает то что оба эти акта уже, так сказать, лишены невинности, наивности, непосредственности, они уже — плод борьбы высшего и низшего в человеке, разумного и неразумного, мудрого и глупого, только в одном случае победило высшее, а в другом — низшее, в одном — разумное, а в другом — безрассудное, в одном — зрячее, но остывшее, в другом — горячее, но слепое. Произвол, желание, каприз не то, что не знают нормы, но нарочито не хотят знать. В отличие от них обоих спонтанность — это, повторим, «вольная воля», самодействующее бытие, биение самой жизни из глубочайших ее истоков и слоев, где не только не сорвано яблоко, но не посажено еще древо познания '"~ добра и зла. Спонтанность не знает закона, но и не знает греха, ее метафора — это ветер, который, как дух, веет, где хочет, по пути вращая мельницы, надувая парус, срывая крыши, но не почему-то, и не зачем-то, не «за» и не «против», а просто — так есть. Пото--u му-то, когда приходится встречать человека, наделенного этим даром первичной свободы, человека не по выучке, не по подвигу и не по заслугам, а именно даром природным спонтанного, то просто чувствуешь, как рядом с ним легко дышится, как развеиваются сумрачные, угрюмые, тяжеловесные мысли, ограничения, предписания, каким легким становится шаг и дальним — взор. Такому человеку намного легче прощают причиненное им зло, чем иному натужному праведнику, силою воли выдавливающему из себя добро. Вот этой-то глубочайшей природы спонтанностью и объясняются прежде всего терапевтические эффекты психодрамы, разумеется, в той мере, в которой она сама реализует этот исходный принцип спонтанности, а не прибегает, как это в обычной эклектической практике сплошь и рядом бывает, к иным принципам и иным механизмам, тоже имеющим психотерапевтический потенциал.
С Итак, если старая суггестивная психотерапия уповала на внушаемость, объединяющую в себе две несвободы, два рабства: согласие с тем, что «врач знает лучше», то есть послушание сознания, и 10
Ф.Е.ВАСИЛЮК
подчинение ему в поведении, то есть послушание воли, — то новая психотерапия начинает уповать на свободу сознания и свободу воли.
ПЕРЕЖИВАНИЕ
-J |
В послевоенной, новейшей психотерапии происходит еще один радикальный сдвиг в психотерапевтических упованиях, который к шестидесятым годам — времени оформления гуманистической психотерапии — становится определяющим во всем психотерапевтическом мире. В своей клинической практике психотерапевты все более на- (чинают надеяться на переживание пациента. Независимо от того, ^ прорабатывается ли эта категория в том или другом направлении ' психотерапии, в той или другой школе так же явно, как в геш-тальт-терапии или в клиент-центрированной терапии Карла Роджерса, практически всюду складываются разные варианты представления об особом внутреннем эмоционально насыщенном процессе, захватывающем эмоции человека, его ум, воображение, вовлекающем все его тело, в том числе вегетативные процессы, который-то и обеспечивает в конечном итоге терапевтический эффект.
Если попытаться, не фиксируясь на той или другой теории, прямо развивающей представление о переживании (Gendlin, 1962; Василюк, 1984), создать нечто вроде гальтоновской фотографии этой категории, фиксирующей только общие, фамильные ее черты и стирающей индивидуальные различия, то мы увидим вот что. Это про-цесс, во-первых, тотальный, то есть охватывающий, как только что было сказано, ум, чувства, воображение, телесные реакции — словом, всего человека. Во-вторых, субъективный, в том смысле, что человек непосредственно ощущает его, внутренне живет им, не отделяет его от себя и чувствует его как реальность, которая удостоверяет самое себя, является самосвидетельствующим бытием, не нуждающимся ни в каких внешних подтверждениях и не приемлющим никаких внешних опровержений. Слово, обращенное к пере-живающему человеку, которое не учитывает феноменологической самоочевидности его переживания и пытается разуверить, разубедить, успеха не имеет, оно кажется оскорбительным в своем недоверии и отторгается, независимо от того, что вызвано оно может быть самыми благими намерениями. В-третьих, непроизвольный, в том смысле, что субъект не предписывает себе что-то переживать или не переживать, этот процесс разворачивается в нем и захватывает его помимо его предписаний и целеполаганий. В-четвертых, продуктивный. Переживание способно совершить переворот в человеческих представлениях, взглядах, установках, вкусах, позициях, во всем том, что человек не может изменить с помощью напряжений сознания и усилий воли. Если человека постигла утрата, то тщетно окружаю-Щче и он сам будут объяснять ему ее неизбежность и закономер-ность. И тщетно будет он стараться усилием воли взять себя в Руки, он должен будет пройти через мучительный процесс переживания, должен будет дать совершиться в своей душе работе пе-
11
НА ПОДСТУПАХ К СИНЕРГИЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
реживания и только тогда сможет заново ощутить осмысленность и полноту жизни.
Все эти особенности процесса переживания внесли совершенно новый стиль в психотерапевтическую работу. Конечно же, дело обстояло не так, что психотерапевты изучили процесс переживания и вслед за этими психологическими исследованиями и в соответствии с ними преобразовали методы терапевтической практики. Психотехническое познание (Пузырей, 1986; Василюк, 1992) развивается по своим собственным законам, где скорее практика идет впереди теории, в той мере, в которой они вообще различимы. И все же в этой новой психотехнической парадигме новейшей психотерапии, где обращается категория переживания и где процесс переживания становится главным упованием терапевта, появляются соответствующие чертам переживания способы, методы и принципы психотерапевтической работы. Здесь тоже не обойтись без гальтоновской фотографии, поскольку в наши цели не входит сейчас дифференцированная характеристика методов различных школ, опирающихся на процесс переживания в том или другом его обличий.
,-•' Новейшая психотерапия в соответствии с тотальным характером ' процесса переживания все в большей степени требует от терапевта широкого сознания и полимодальной наблюдательности. От его внимания не ускользнет ни неприметный вздох, ни сновидение, ни поворот головы, ни перемена в отношениях с близкими, ни далее случайные события, абсолютно невольным свидетелем или участни-1Ч ком которых стал пациент. Эти случайные, казалось бы, события в «канале мира» (Минделл, 1993) являются такими же важными симптомами и, главное, исполнителями его тотального процесса переживания, как случайные обмолвки в психоанализе являются знаками проговорившегося бессознательного.
Но психотерапевтическим ответом на тотальность процесса переживания является не только изощренная наблюдательность и расширенное сознание психотерапевта, а главное, совершенно иной по сравнению с прелшими психотерапевтическими эпохами способ его собственного вовлечения в психотерапевтический процесс. Не зря, например, индирективная, а потом и клиент-центрированная психотерапия Карла Роджерса получила впоследствии имя личностно-цен-трированной, отразив тем самым признание одним из лидеров новейшей психотерапии того обстоятельства, что целостное вовлечение ^ личности психотерапевта в процесс является не неизбежным злом, от которого по мере сил надо избавляться, а необходимым момен-1 том подлинных и благих изменений в личности пациента. Вся радикальность этого переворота в должной степени еще не оценена теорией и философией психотерапии, этой оценке мешают вполне понятные внутренние тенденции, заставляющие психотерапевтов и теоретически, и методологически, и идеологически (Варга, 1994) бороться за то, чтобы ни в коем случае не взять на себя избыточной личной ответственности за терапевтический процесс и особенно за изменения в личности, жизни и судьбе пациента. 12
Ф.Е.ВАСИЛЮК
Не вдаваясь сейчас в подробное обсуждение этой темы, лишь зафиксируем попутно имеющуюся здесь проблему. Спору нет, психотерапевт, как и любой человек, не должен брать на себя больше, чем он может понести. Нет спору и в том, что вредно потакать инфантильным тенденциям пациентов, стремящихся порой переложить ответственность за свою жизнь на терапевта — это азбука. Если бы дело ограничивалось этими азбучными истинами, то откуда бы взяться тому пылу, с которым психотерапевты иногда бросаются отстаивать свое право и даже обязанность оставаться личностью с ограниченной ответственностью, и в то же время долг пациента — становиться личностью с безграничной ответственностью за все плоды и следствия участия в психотерапевтической работе. Пыл этот, кажется, связан вовсе не с теоретическими воззрениями и не с прагматической целесообразностью, он как-то связан с собственной, личной, духовной жизнью психотерапевта, с тем, где и как он проводит границы своей ограниченой ответственности и перед чем или перед кем он по своей совести эту ответственность несет, перед кем он держит ответ.
Субъективности процесса переживания в новейшей психотерапии
соответствует то, что в роджерсовской терминологии именуется при
нятием. Это готовность принимать свидетельства субъективного опыта
пациента в их таковости, не как знак чего-то иного, что должно
быть дешифровано, а как самодостаточную реальность, которая мо
жет рассчитывать на доверие. Речь, конечно, не о наивной вере,
психотерапевта в то, что соседи психотика в самом деле выстроили.-)
гиперболоид и по ночам облучают его через стенку, а о том, что
бы принимать за реальность испытываемый человеком ужас и сопе
реживать этому чувству, не менее страшному от того, что домовой
комитет может поручиться за добропорядочность, а то и за отсут
ствие соседей за стенкой. Наконец, непроизвольности переживания ~\
и его продуктивности соответствует стратегическая устаношса новей
шей психотерапии — следование за процессом. Если психотерапевт
убежден, что подлинные и плодотворные изменения сознания и
личности пациента обеспечиваются продуктивной работой процесса.
переживания, то он должен превратиться в такого же послушного
в буквальном смысле слова участника психотерапевтического процес
са, как послушен поэт, ничего не выдумывающий, а именно всем
напряжением своего существа вникающий сквозь шумы случайнос
тей и произвольностей в реальнейшую истину звучащей стихотвор
ной мелодии, как послушен саморазвертывающемуся сюжету рома
нист, которого сплошь и рядом удивляют его герои, как послушен
Даже — по парадоксальной мысли Осипа Мандельштама (1987) —
Дирижер оркестру. -J
КОММУНИКАЦИЯ
Кроме переживания, еще одна категория человеческого бытия стала в новейшей психотерапии фокусом теоретических построений
НА ПОДСТУПАХ К СИНЕРГИЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
и замечательных психотехнических находок. Речь о категории коммуникации. Конечно, можно заново переинтерпретировать всю историю психотерапии в ее главных узловых моментах с коммуникативной точки зрения, представив ее как ряд изменений в способах построения терапевтическиго диалога между пациентом и терапевтом. Такая интерпретация истории была бы продуктивна, а потому справедлива, но, тем не менее, только в послевоенной психотерапии сама эта диалогическая парадигма начинает занимать все более доминирующую позицию, постепенно распространяясь с области психотерапевтических отношений и взаимодействия между терапевтом и пациентом, то есть с области, принадлежащей коммуникативным воззрениям как бы по естественному праву, на другие области и аспекты психотерапии. Она заявляет свои притязания на то, чтобы именно ей был предоставлен заказ на формирование психотерапевтических представлений, даже о таких, как раньше казалось, вполне «монологических» вещах, как личность пациента, причины душевных расстройств и результаты терапевтического процесса.
Творческий потенциал этой парадигмы, как выяснилось, оказался настолько велик, что превзошел все самые смелые ожидания, она дала такие изящные, яркие и убедительные теории и позволила развить такую эффективную технологию психотерапевтической работы, что к девяностым годам нашего столетия стало складываться впечатление, что психотерапия может все, что она может творить чудеса не только в своей исконной вотчине — клинике неврозов, но и в других, самых горячих точках современной социальной жизни, где, казалось бы, уже никто и ничто не может помочь. Психотерапия — это последнее дитя европейской культуры девятнадцатого века — вошла в пору своего цветения и с легкостью гения стала браться за разнообразнейшие проблемы: от примирения десятилетиями враждующих общин и наций (например, Карл Роджерс в ЮАР) до лечения рака, от создания сверхэффективных методов обучения до помощи коматозным больным и больным с многолетним глубоким шизофреническим дефектом, к которым традиционный медицинский персонал давно уже привык относиться как к муляжам с работающими физиологическими системами.
Особенностью этого чудодейственного периода новейшей психотерапии, сделавшего слово «невозможно» редким анахронизмом, явилось то, что все эти необыкновенные чудеса творились не тремя-четырьмя психотерапевтическими чудотворцами, успех которых всегда можно было «объяснить» наиубедительнейшей апелляцией к имени: «Так это же Вирджиния Сатир (Карл Роджерс, Фриц Перлз)!», а, если и не легионом рядовых психотерапевтов, то, по крайней мере, многими и многими уже не обязательно отмеченными особой харизмой, но всего лишь способными мастерами, усердно освоившими и творчески развившими опыт своих гениальных учителей. Все столь популярное у нас нейролингвистическое программирование представляет собой по исходному замыслу попытку пос-
14
Ф.Е.ВАСИЛЮК
тавить на конвейер производство психотерапевтических гениев за счет
того, что взятые из работы великих харизматических мастеров вы
тяжки эффективных коммуникативных терапевтических стратегий 4»,
впрыскивались в рядовые головы (а то и в спинной мозг). Экспе- -ц|-
римент этот, можно сказать, удался, с той только оговоркой, что >
вместо гениев конвейер этот исправно выпекал и выпекает психо- ^ -
терапевтических бройлеров, вполне мускулистых и жизнерадостных,^
хоть и отмеченных каким-то клеймом диетичности и безликости по ^
неистребимому закону природы, сопровождающему все, в чем тай
на и таинство заменены на рассудок и механизм. -А
Мы не можем останавливаться здесь на критическом анализе
нейролингвистического программирования, хотя спокойный, трезвый
и систематический анализ этого феномена остро необходим нашему
терапевтическому сообществу. Однако с каким бы пренебрежением
или восторгом мы не относились к нейролингвистическому програм
мированию, нужно признать за исторический факт то, что именно
эта психотерапевтическая школа создала предпосылки для превраще
ния психотерапии в массовую профессию. Такое превращение —
важнейшее событие в нашей профессии, от которого зависит ее
судьба. Количество профессионалов в той или другой области само
по себе значимый исторический фактор, независимо от их качества.
(По душе нам или нет, что справочник Союза писателей по своей
толщине если не достигает «Войны и мира», то вполне конкуриру
ет с «Бесами», в то время как Писателей едва ли стало больше,
чем во времена, когда зарождалась психотерапия, но для массы
людей, от читателей до издателей, это количество является значи
мым, серьезным фактом, без знания которого понимание так назы
ваемого литературного процесса было бы по меньшей мере непол-
ным.) И вот этой своей новейшей особенностью как профессии, '
массовостью, психотерапия обязана именно коммуникативной пара
дигме, которую создатели НЛП Р.Бандлер и ДжТриндер, ученики
Грегори Бейтсона, применили к методологическому анализу терапев
тического процесса. --'
Конечно, коммуникативным стилем мышления блестяще владел ^
уже Зигмунд Фрейд. Большинство его метафор, и даже такие важ
нейшие для психоанализа категории, как Я, Цензура и др., имеют
явно коммуникативную природу. Это стало понятно еще в ранних
бахтинских анализах фрейдизма (Волошинов, 1927), однако именно
в парадигматическую категорию психотерапии коммуникация пре
вращается постепенно, достигая полной мощности в методологичес
ких изысканиях Грегори Бейтсона и в лингвистическом психоанализе
Жака Лакана. - ~*
Коммуникативная парадигма, повторим, начинает формировать не ~(только представления о процессе взаимодействия пациента и терапевта, что более чем естественно, но и понимание природы личности, причин психопатологии и даже результатов психотерапевтического процесса. Что касается представлений о человеческой личности,
НА ПОДС7УПАХ К СИНЕРГИЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
то она начинает рассматриваться как сплошь состоящая из «диалога голосов», как полифония, как «словшество» (Ж.Лакан), то есть такое существо, сами «клетки» которого есть по природе — слова, а интимнейшие обменные процессы — речь, обмен словами, диалог. Насколько распространенным и продуктивным диалогическое понимание личности оказалось в психотерапии, показывает замечательная работа В.Н.Цапкина «Личность как группа — группа как личность» (1994). Наиболее наглядным примером коммуникативного понимания этиологии некоторых психических расстройств является представление о «двойном узле» (Бейтсон и др., 1993), с помощью которого «шизофреногенная мать» формирует шизофренические структуры у своего ребенка.
Столь же ярким примером коммуникативного представления о результате психотерапии является знаменитая формула Жака Лака-на, по которой «Субъект начинает анализ с того, что он говорит о себе, но обращается при этом не к вам, или он обращается к вам, но говорит не о себе. Если он способен говорить о себе и обращаться при этом к вам, значит, анализ завершен» (Lacans, 1966, р.261). Эта формула звучит чрезмерно парадоксально только вследствие трудноискоренимой привычки натуралистического мышления к тому, чтобы мыслить все, а уж в особенности такие серьезные вещи, за которые платят деньги, как результат лечения, в терминах объективных и объектных. Однако по своей глубине и точности эта формула смело может быть причислена к золотому фонду психотерапевтической мысли, ибо она таким малым количеством слов, как маленькая железнодорожная стрелка, отправляет на свалку эшелоны путаницы и глупости, которые накопились и продолжают добываться в неправильно заложенной шахте проблемы эффективности психотерапии, освобождая путь для теоретически плодотворного и практически удобного решения этой проблемы. Искать его нужно не в старом тупике, где трудоемкими усилиями с помощью новейших компьютеров и изощренных статистических программ добывается нелепый с психотерапевтической точки зрения материал только потому, что он так желателен для страховых касс и прочих чиновничьих организаций, требующих «объективных критериев» в деле, вся суть которого, вся объективность которого — субъективна. Решение этой проблемы, как открывает нам формула Ж.Лакана, находится совсем в другом горизонте, не там, где мы тщимся помимо личности и сознания пациента определить, что в нем было до и что есть после курса психотерапии, а там, где, мы сами являемся участниками и фигурами его речи, его человеческого слова о самом себе. Раздражение чиновников, которым по долгу службы нужно, чтобы сошлись все нули, вполне понятно, так же, как понятно и негодование «чистых ученых», воспринимающих отсутствие ясных, однозначных, объективно фиксируемых результатов психотерапии как недомыслие или шарлатанство. Но любому непредвзятому человеку, даже несведущему в психотерапии, но по роду ли занятий
Ф.Е.ВАСИЛЮК
или по личному опыту знающему всю мощь человеческого слова, которое способно передвигать горы, оживлять мертвых, равно как и, увы, убивать живых, мысль о том, что об успехе психотерапии можно (и нужно!) судить по тому, как сам пациент стал способен говорить о своих проблемах, покажется убедительной и верной.
Подытоживая рассуждение о диалогической парадигме, можно сказать, что она создала не просто новое «упование», а как бы изнутри
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!