Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе)

2022-10-27 44
Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все проезжающие по внешней стороне высокой эстакады Третьего транспортного кольца на подъезде к пересечению с шоссе Энтузиастов видят взметнувшуюся ввысь ослепительно белую колокольню. Это храм‑колокольня Успения Богоматери. Она стала своего рода высотным ориентиром удивительного места, существующего в Москве. Город в городе. Мир в мире. Отдельный, но неотрывный от истории страны, от истории русского народа. Это так называемая бывшая Рогожская старообрядческая слобода. А храм‑колокольня – одно из строений целого ансамбля храмов Рогожского старообрядческого кладбища.

Возникновение старообрядчества, раскол Русской православной церкви в XVII веке, после реформ патриарха Никона, – одна из самых трагических страниц отечественной истории.

Появление старообрядчества во времена правления Алексея Михайловича Романова принесло в жизнь русских людей много проблем и горя.

В несчастливое, по народным поверьям, число – 13 мая 1667 года Большой Церковный собор осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным печатным книгам. Осужденные, не признавшие решений собора, оказались вне церкви. Это был фактически последний акт, зафиксировавший раскол между приверженцами старой веры, старообрядцами, и сторонниками церковной реформы, осуществленной патриархом Никоном.

Так старообрядчество уже стало неискоренимым явлением русской жизни. Считается, что после этого Святой Руси больше не стало. Она ушла в бега, в леса, в гари, в далекие провинции России.

 

Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской Заставы(в Рогожском посёлке)

Но со временем не только в российской глуши, но в первопрестольной стали появляться старообрядческие центры. Так появилась и Рогожская старообрядческая слобода. Она возникла у Рогожской заставы Москвы и с конца XVIII века стала центром для старообрядческих общин, располагавшихся на пути хлебного экспорта в крупные торговые города Поволжья. От воли Рогожской слободы к началу XIX века зависели цены на хлеб не только в России, но и в Англии. Духовным центром слободы был Рогожский богадельный дом.

Рогожское кладбище возникло из‑за эпидемии моровой язвы (чумы) 1771 года.

По распоряжению императрицы Екатерины II в целях предотвращения эпидемии все кладбища в черте города были закрыты.

Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов разрешил старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы в поле за Рогожской заставой, направо от Владимирского тракта (нынешнее шоссе Энтузиастов).

По Рогожской Заставе кладбище получило название Рогожского. Прежде всего на нём были погребены в братской могиле старообрядцы, умершие от чумы, а также были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших.

Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища двух своих храмов, летнего и зимнего.

Главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины сооружён в 1790–1792 годах по проекту выдающегося русского зодчего Матвея Фёдоровича Казакова в стиле классицизма. Как и большинство старообрядческих храмов на Руси, собор был назван во имя Покрова Богородицы.

По проекту Покровский храм превышал своими размерами Успенский собор Кремля, но об этом главнокомандующий Москвы князь Александр Александрович Прозоровский доложил императрице Екатерине II. После чего было проведено расследование и приказано сломать алтарную часть, а вместо пяти глав оставить одну и «убавить» шпиц. В результате всех этих изменений пропорции храма нарушились, и, мало того, храм оказался без привычной алтарной части с востока.

Но это не отразилось на внутреннем убранстве Покровского храма. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII–XVII веков. Даже сегодня здесь можно увидеть редчайшие иконы XIV века.

Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова расположен с юга от Покровского собора. Он построен в 1804 году в стиле барокко по проекту архитектора Ивана Жукова «с разрешения Московского градоначальника А.А. Беклешева».

В храме было устроено отопление, и поэтому он использовался для богослужений в холодное время года. В остальное время службы велись в Покровском соборе.

В 1856 году по настоянию митрополита Филарета алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни. Только 17 апреля 1905 года, на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия. В память о возрождении церквей по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича Горностаева в 1907–1910 годах был возведён восьмидесятиметровый храм‑колокольня Воскресения Христова.

Фасад колокольни, которая представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц, украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц: Сирина, Алконоста и Гамаюна.

В середине 1920‑х годов с колокольни были сняты колокола. Здание колокольни использовалось под склад. В 1947 году колокольня была возвращена старообрядческой архиепископии. После восстановления к колокольне была сделана пристройка и храм‑колокольню переосвятили в честь Успения Богоматери.

Рядом с храмами в начале XIX века были возведены богадельни, дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница имени С.И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских монастырей и даже приют для душевнобольных женщин.

Постепенно образовался целый старообрядческий посёлок. Рогожский посёлок разросся и стал центром старообрядчества России.

Московское старообрядчество, к которому принадлежало большое количество купцов и фабрикантов, издавна отличалось своим богатством. Кстати, не случайно одному из своих героев в романе «Идиот» Фёдор Михайлович Достоевский дал фамилию Рогожин.

Старообрядцы не жалели средств для украшения своих храмов, тратили огромные деньги на покупку редких старинных икон и книг, которые передавали в храмы на Рогожском кладбище. Храмы славились великолепным собранием древних икон, ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей. Соборы украшали иконы рублёвского и строгановского письма. Перед ними стояли свечи, некоторые из которых достигали веса в двенадцать и более килограммов.

Большевистский переворот 1917 года положил конец золотому веку старообрядчества. В 1928 году с колокольни сбросили колокола. В 1929 году закрыли и наполовину разрушили храм Рождества Христова. Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор семейных склепов старообрядцев Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро.

В 1996 году был разработан проект реконструкции историко‑архитектурного ансамбля Рогожского кладбища. А через десять лет подписано постановление о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы.

 

Новодевичий монастырь

 

Его белоснежные стены кажутся отороченными терракотой каменных кружев башен. И это сочетание формы и цвета навсегда остаётся в памяти и ассоциируется именно с Новодевичьим монастырём.

Его не зря считают одним из красивейших монастырей России.

Пожалуй, трудно найти монастырь, с которым столь роковым образом были связаны имена и судьбы многих выдающихся русских женщин.

Монастырь был основан московским великим князем Василием III Ивановичем в мае 1524 года, спустя десять лет после взятии Смоленска. Соборный храм монастыря был освящен во имя Смоленской иконы Богоматери «Одигитрии», что в переводе с греческого означает «Путеводительница», «Наставница».

Место для обители было избрано не случайно. Ведь там, в живописной излучине Москвы‑реки, в трёх верстах от Кремля, в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой. Теперь, в августе 1525 года, Смоленская икона была перенесена в храм Новодевичьего монастыря. В тот день во главе крестного хода шли сам Василий III и митрополит Даниил.

 

Новодевичий монастырь

Новым монастырь назвали по отношению к более древним столичным обителям: Зачатьевскому монастырю, который в те времена именовался Стародевичьим, и Кремлёвскому Вознесенскому, чью древнюю славу Новодевичий перенял, став новой придворной обителью, куда в XVI–XVII веках поступали представительницы самой родовитой знати. В истории Новодевичьего монастыря много тайн и загадок. Одна из загадок – обстоятельства основания. Дело в том, что заботы Василия III по основанию новой обители совпадают по времени с его бракоразводным делом. Вероятно, монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой, двадцатилетнее супружество с которой не принесло наследников. В 1523 году Василий Иванович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре под именем София. Но поселиться в Новодевичьей обители ей так и не пришлось – свои земные дни она окончила в отдалённом Покровском монастыре города Суздаля. Так вот оттуда, из Покровского монастыря, на игуменство в новую обитель как раз в то время великий князь Василий призвал Елену (Девочкину), «благоговейную и благочинную схимонахиню». Она управляла Новодевичьим монастырём до самой своей кончины в 1547 году и была погребена у северной апсиды алтаря Смоленского собора.

В 1598 году по воцарении Бориса Фёдоровича Годунова в монастыре были проведены большие работы: был полностью обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи. Причиной тому стало то, что в Новодевичий монастырь переселилась сестра Бориса и вдова скончавшегося царя Фёдора Ивановича Ирина. Для вдовствующей царицы‑инокини, которая жила в обители с многочисленной придворной свитой и всеми службами, были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью.

Кстати, тогда же, желая обеспечить безопасность пригородного монастыря, Годунов возвёл вокруг него мощные каменные стены с башнями, которые, coгласно требованиям средневековой фортификации, были снабжены пушечными бойницами, прицелами и осадными стоками. Для несения караульной службы обители был приписан гарнизон стрельцов. Находившаяся на перекрёстке сухопутной Смоленской дороги и водного пути через броды Москвы‑реки, обитель имела удобное стратегическое положение и занимала важное место в оборонительной линии других московских «сторожей», таких как Донской, Данилов, Ново‑Спасский и Симонов монастыри.

Во времена Смутного времени Новодевичий оказался в центре военных действий и политических интриг. В 1605 году по указу Лжедмитрия была изъята вся монастырская казна. В 1606 году смоленские ратники, призванные царём Василием Шуйским, обороняли обитель от надвигавшихся отрядов Ивана Болотникова. В 1610 году на Девичьем поле бояре вели с поляками тайные переговоры о призвании на царство королевича Владислава. Во время Московской осады 1610–1612 годов обитель переходила из рук в руки. В августе 1612 года отсюда русские дружины ополчения Минина и Пожарского двинулись на Кремль.

В условиях осадного положения и почти непрекращающихся военных действий положение инокинь было отчаянным.

В годы великой Смуты придворная обитель стала убежищем для царственных особ, ставших жертвами борьбы за русский престол. В 1606 году царь Василий Шуйский поселил в её стенах царевну Ксению Борисовну Годунову (в иночестве Ольгу), постриженную в Новгородском Горицком монастыре.

С воцарением на Московском престоле Михаила Фёдоровича Романова разорённая обитель была очищена, восстановлена и укреплена. Последним отголоском Смуты стало поселение в Новодевичьем в 1615 году царицы Марии Петровны, вдовы сведённого в 1610 году с престола царя Василия Шуйского.

Временем настоящего расцвета для Новодевичьего монастыря стали годы правления царевны Софьи Алексеевны. При ней сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени архитектурный ансамбль обители, поражающий своим поистине царским великолепием. Стены и башни обители, поставленные Годуновым, при Софье были укреплены и расширены.

Главные храмы обители образуют в плане правильный обращённый к востоку крест, в центре которого находится древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря – Смоленский собор. Смоленский собор с его лаконичными формами позднего Средневековья окружён богато декорированными храмами и зданиями конца XVII века в стиле московского барокко.

Главная тема архитектурного убранства обители – контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей, балюстрад с багряно‑красными фасадами храмов, увенчанных изящными золочёными главками, и всё это – в обрамлении белоснежных стен с башнями, украшенными причудливыми терракотовыми «коронами».

Колокольня – последняя постройка царевны Софьи. Стрелецкий бунт 1689 года положил конец регентству царевны и низложенная правительница оказалась в стенах обители, где и закончила свои дни.

По смерти в 1704 году схимонахини Сусанны (царевны Софии) Новодевичий монастырь стоял закрытым. В 1721 году обитель перешла в ведение Святейшего Синода, но опала продолжалась. В 1724–1725 годах по императорскому повелению в монастыре построили «сиротский корпус» для содержания подкидышей и беспризорных детей женского пола. Они воспитывались в обители до совершеннолетия. С 1727 года в стенах обители устроили городское кладбище.

Во время французского нашествия 1812 года монастырь был заминирован и только случай спас обитель от полного разрушения.

В конце XIX века Новодевичий монастырь являлся одной из лучших столичных обителей.

С приходом советской власти монастырь был упразднён. На его территории разместился Музей раскрепощения женщины. В 1926 году в стены обители переехал Государственный музейный фонд.

Только к концу XX века Новодевичьему монастырю был возвращён исторический облик. Пять столетий оставили здесь множество бесценных памятников зодчества, иконописи, прикладного искусства, которые привлекают в обитель любителей старины.

Но в стенах Новодевичьего монастыря возобновилась и монашеская жизнь. В 2006 году над Святыми вратами обители был установлен мозаичный образ Богоматери Одигитрии, перед которым затеплилась негасимая лампада.

 

Донской монастырь

 

Его возникновение связано с чудом. И он сам стал своего рода чудом, хранящим память о минувших веках.

Донской монастырь основан в 1591 году в память об избавлении города от нападения крымского хана Газы II Гирея. Хан отступил без боя, что и было расценено как чудо.

В тот год крымцы появились между Даниловым и Новодевичьим монастырём, в самом незащищённом месте. Для отражения неприятеля царь Фёдор Иванович направил московские рати во главе с Борисом Годуновым. В короткий срок за Калужскими воротами земляного города была сооружена передвижная крепость – гуляй‑город. В гуляй‑городе была устроена походная церковь с Донской иконой Божией Матери. По преданию, это была та самая икона, которой в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича на битву на Куликовом поле, что вблизи Дона. В честь той великой победы в народе икону стали именовать Донской, как и самого князя Дмитрия.

Монастырь по указу царя Фёдора Ивановича был заложен вблизи старой Калужской дороги, на месте расположения гуляй‑города и походной церкви. И от Донской иконы он и получил своё имя.

 

Донской монастырь

В 1591 году начал строиться и главный собор монастыря. Собор во имя иконы Божией Матери Донской, названный впоследствии Малым, храм‑памятник русскому воинству, стал главной святыней монастыря. Возводил собор, по‑видимому, «государев мастер» Фёдор Конь. Изначально глава храма была шлемовидная, а нынешние барабан и глава луковичной формы сооружены в XVIII веке. В 1678 году к собору были пристроены приделы Сергия Радонежского, Фёдора Стратилата и трапезная. Через год после этого завершилось строительство шатровой колокольни.

В Смутное время монастырь был разорён польскими войсками под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения монастырь долгое время продолжает пребывать в запустении.

В 1650 году по указу царя Алексея Михайловича Донской монастырь был приписан к Андреевскому монастырю. В 1678 году, при царе Фёдоре Алексеевиче, восстановил самостоятельность. К концу XVII века монастырь уже один из крупнейших в России. Увеличились его земли, возводились новые каменные постройки.

В 1684–1698 годах рядом с Малым собором по обету сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и поэтому названный Большим. Считается, что царевна дала обет в связи с подписанием Бахчисарайского мира России с Турцией и Крымским ханством. Строительство финансировалось «из царских сокровищ».

Большой собор был освящён в августе 1698 года. Правда, расписали храм только при императрице Екатерине II в 1782–1785 годах. Настенные росписи на библейские сюжеты сделаны по эскизам архитектора Василия Ивановича Баженова.

Стены алтаря на протяжении почти двух веков украшала роспись под мрамор. С возрождением монастырского служения в алтаре была выполнена роспись в традициях древнерусской живописи. Сюжет росписи традиционно связан с таинством евхаристии.

В Большом соборе был установлен семиярусный резной иконостас. Его выполнили в стиле «московского барокко» мастера Посольского приказа и Оружейной палаты в Кремле Карп Золотарёв, Абросим Андреев, Илья Фёдоров. Несмотря на то что иконостас неоднократно поновляли и реставрировали, он до сего дня почти полностью сохранил свой первоначальный облик.

Иконы иконостаса в большинстве своём сохранились с конца XVII века. В местном ряду иконостаса установлена Донская икона Божией Матери. Она выделяется сделанной над ней нарядной сенью.

В конце XVII – начале XVIII века башни стен монастыря увенчались декоративными ажурными коронами. В 1712 году под алтарем Большого Донского собора освятили церковь Сретения Господня.

В 1745 году монастырь был причислен к ставропигиальным. То есть он подчинялся непосредственно Святейшему Синоду и имел право самостоятельного выбора архимандрита.

В 1758–1760 годах были построены братские кельи. Они окончательно сформировали парадную часть монастыря. В 1891 году над кельями был надстроен второй этаж. В конце XIX века в здании братского корпуса размещались не только монашеские кельи, но и монастырская гостиница, трапезная которой была расписана сюжетами из истории основания монастыря.

Ещё в середине XVIII столетия стала особенно заметна роль Донского монастыря в развитии отечественной культуры. В 1747 году в него из Заиконоспасского монастыря была переведена Славяно‑греко‑латинская академия, первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве. До открытия университета академия была центром учёности того времени. В XIX веке при монастыре открылось Донское духовное училище и иконописная школа. Монастырь славился высокой музыкальной культурой. Его хоры, принимавшие участие в богослужении, высоко ценили прихожане, отмечал царский двор.

Во время наполеоновского нашествия в 1812 году строения обители не пострадали, но французы уничтожили ценнейший архив монастыря, похитили оклады с икон и церковную утварь.

После октябрьского переворота 1917 года монастырь был закрыт. Несмотря на это, духовная жизнь продолжалась в обители до середины 1920‑х годов. Более того, когда начались ожесточенные гонения на религию и её служителей, Донской монастырь превратился в духовный центр Русской православной церкви. Весной 1922 года сюда был привезён в качестве узника патриарх Тихон. Отсюда патриарх управлял Церковью в самый тяжелый период ее истории. Патриарх призывал всех православных «встать на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей», осуждал изъятие государством церковных ценностей. Здесь он провел под стражей большую часть своего заключения. С именем святителя Тихона связаны надвратный Тихвинский храм Донского монастыря и кельи у северных ворот. С площадки гульбища патриарх Тихон благословлял народ, в Тихвинском храме совершал молитву. Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1713–1714 годах над северными вратами обители. Два яруса храма завершены ярусом звона и сложного рисунка главкой.

В начале 1925 года патриарх тяжело заболел, а 25 марта, на праздник Благовещения, скончался. Погребение патриарха Тихона состоялось в Малом соборе Донского монастыря. Сегодня в бывших покоях патриарха Тихона открыт мемориальный музей.

Затем в помещениях монастыря разместились различные советские учреждения, а позднее детская трудовая колония. В храме работали курсы пчеловодов, клуб, а с конца 1940‑х годов – фонды Музея архитектуры.

Донской монастырь – один из немногих, где сохранился уникальный некрополь с храмами и усыпальницами.

В мае 1991 года, в год четырёхсотлетия со времени основания, монастырь был возвращен Русской православной церкви. Всё‑таки не зря история возникновения обители связана с чудом.

В настоящее время возрождены все храмы Донского монастыря. Донской монастырь вновь стал одним из центров духовной жизни Москвы, и во всех его двенадцати храмах совершается богослужение.

 

Ярославский вокзал

 

Здание этого вокзала занимает особое место не только среди железнодорожных построек столицы, но и всей страны.

Ансамбль Ярославского вокзала вроде бы прост и лёгок. И при этом оказывается неисчерпаемым в своём многообразии.

Именно с Ярославского вокзала, ставшего поистине событием в отечественной архитектуре, началась жизнь одного из направлений модерна, известного под названием «неорусский стиль».

Ярославский вокзал – один из трёх, расположенных на площади Трёх вокзалов.

 

Ярославский вокзал

В XVII веке на этом месте находилось большое Каланчёвское поле. В западной части поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы, где в то время ещё существовал деревянный царский дворец. У дворца была вышка (каланча), и сам дворец назывался Каланчёвским. Площадь, которая тянулась от него до Красного пруда, назвали Каланчевским полем. Непосредственно на месте современного Ярославского вокзала располагался Новый полевой артиллерийский двор. По сути, это был завод по производству пушек и снарядов, здесь же располагались и оружейные склады, и многие деревянные строения.

В 1812 году на артиллерийском дворе произошел взрыв. Взрыв был настолько мощным, что его ощутили жители всей восточной части Москвы. Завод был полностью уничтожен.

Инициатива строительства железной дороги от Москвы в сторону Ярославля принадлежала выпускнику Императорского санкт‑петербургского университета, крупному общественному и промышленному деятелю Фёдору Васильевич Чижову. Он был основателем Общества для содействия русской промышленности и торговле. Строительство Ярославской железной дороги решили осуществлять без привлечения иностранного капитала. Для прокладки участка от Москвы к Троице‑Сергиевой лавре было создано Акционерное общество Московско‑Ярославской железной дороги.

Место для строительства вокзала выделили на одной линии с Николаевским вокзалом, согласно с существующим регламентом для казённых зданий. В Уставе железной дороги было указано, что спустя три года после начала строительных работ движение поездов должно быть открыто. Срок истекал летом 1862 года. Параллельно с окончанием укладки железнодорожного полотна заканчивалось и строительство вокзала. Наполовину были готовы также паровозное депо и вагонный сарай.

Поскольку протяженность участка железной дороги была весьма скромной, то и вокзал спроектировали небольшой. Проект здания создал петербургский архитектор Роман Иванович Кузьмин.

Строительство вокзала продолжалось с 1860 по 1862 год.

Так на Каланчевской площади появилось невысокое белое здание. Простое, строгое и деловое. Над зданием возвышался флагшток с флагом ведомства путей сообщения. Вся левая часть здания была отдана для размещения управления дороги.

В депо станции к этому времени прибыли восемь паровозов фирмы Борзиг.

Первый поезд по маршруту Москва – Сергиев Посад отправился с Ярославского вокзала 22 июля 1862 года. На момент открытия Ярославской железной дороги у неё было всего шесть станций: Москва, Мытищи, Пушкинская, Талица (Софрино), Хотьково и Сергиев Посад.

Вплоть до 1870 года поезда с Ярославского вокзала ходили только до Сергиева Посада, а общая длина путей составляла 69 километров. В 1900 году на станции Сергиева Посада для паломников, прибывающих в лавру, построили дополнительный летний вокзал.

Без существенных изменений Ярославский вокзал просуществовал до 1900 года.

В 1900 году Московско‑Ярославско‑Архангельская железная дорога стала казённой и перешла в ведение Министерства финансов, а затем, с 1902 года, – в подчинение Министерства путей сообщения Российской империи. Длина путей железной дороги значительно увеличилась. Ведь к Московско‑Ярославско‑Архангельской присоединились Шуйско‑Ивановская, Ярославско‑Костромская, Ярославско‑Рыбинская и Александровско‑Ивановская дороги. Поэтому, даже с учётом реконструкции, вокзал не справлялся с пассажиропотоком. В связи с этим Ярославский вокзал решили реконструировать.

Разработку проекта нового здания для Ярославского вокзала поручили архитектору Фёдору Осиповичу Шехтелю.

Проект Шехтеля получил единогласное одобрение. В том числе и у императора Николая II. Работы начались весной 1902 года.

Для возведения здания Шехтель использовал новые строительные материалы, такие как железобетон, облицовочную плитку, металлоконструкции. Таким образом, у архитектора получилось построить вокзал намного экономичнее и быстрее, чем это было бы при использовании старого штукатурного способа.

В 1906 году Ярославский вокзал был достроен.

Это сооружение не зря относят к лучшим из построенных Шехтелем в Москве. Зодчий воспользовался характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек.

Стержнем композиции является башня входа. В композиции вокзала тема башен подчиняет себе всё остальное. В то же время уравновешенность асимметричной композиции придаёт строению подвижность и даже трепетность, как будто это не застывшая конструкция, а живой организм.

Над входом в вестибюль Шехтель поместил рельефные гербы главных городов, связанных Ярославской железной дорогой.

В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней. Полукруглые пилоны, высокая «теремная кровля» с подзором и венчающим гребнем делают облик здания неповторимо причудливым.

Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов. Эти тона соответствуют общему неяркому цветовому решению фасадов. Всё вместе призвано рождать ассоциативные связи с образом Русского Севера.

Перрон Ярославского вокзала был построен в 1910 году по проекту ещё одного талантливого русского архитектора стиля модерн, Льва Николаевича Кекушева. Вид перрона несколько изменился после реконструкции, проводившейся в 1965–1966 году. У платформы появилась пристройка со сплошной стеклянной стеной.

В 1995 году была произведена перепланировка помещений Ярославского вокзала, благодаря чему удалось в два раза увеличить число обслуживаемых пассажиров. Были отремонтированы колонный зал и галерея.

С Ярославского вокзала ходят поезда дальнего следования в северные районы, на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. На Ярославском вокзале начинается и самая протяженная в мире железная дорога – Транссибирская магистраль, которая соединяет Москву и Владивосток. Её длина составляет 9302 километра.

Ярославский железнодорожный вокзал Москвы – крупнейший среди девяти московских вокзалов по объёму перевозок, на его терминале обслуживается 300 поездов. И каждый пассажир, попадая на вокзал, невольно оказывается под очарованием архитектурного творения, созданного мастером русского модерна Фёдором Осиповичем Шехтелем.

 

Новоспасский монастырь

 

Небесно‑голубые купола Спасо‑Преображенского собора Новоспасского монастыря кажутся наполненными каким‑то особенным светом.

Новоспасский монастырь стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в XIII веке князем Даниилом, сыном Александра Невского. Правда, именовалась обитель Спасской и располагалась на месте, занимаемом теперь Свято‑Даниловым монастырём.

Когда в 1328 году сын Даниила Московского Иван Калита стал великим князем, то он пожелал видеть монашескую обитель вблизи своего дворца. По благословению митрополита Феогноста в 1330 году монастырь был перенесён на Кремлевский Боровицкий холм к Преображенской церкви.

Заняв великокняжеский престол, Иван III Васильевич решил кардинально изменить облик Кремля. Продиктовано это было необходимостью – частые пожары, ветхость строений и теснота. Главное – он хотел убрать монастырское кладбище из‑под стен великокняжеского дворца. В связи с этим Спасский монастырь решили перенести. Для постройки монастыря князь выделил урочище Крутица, Васильцев стан на берегу Москвы‑реки, в пяти верстах от Кремля. По своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом, или Новоспасского.

Монастырь стал и важнейшим оборонительным пунктом. В 1491 году началось строительство Спасо‑Преображенской церкви. В сентябре 1497 года она была освящена. Одновременно строили кельи, трапезную, квасоварню, стены с башнями и бойницами и другие сооружения.

В начале XVII века, во времена польско‑литовской интервенции и Смутного времени, монастырь опустел и начал разрушаться. Но при Михаиле Фёдоровиче Романове обитель попала под царскую опеку. С помощью государевой казны приступили к серьезному капитальному строительству. Первой постройкой в 1622 году стали каменные братские кельи. Затем и монастырские стены заменили каменными, с пятью сторожевыми башнями и шестой – воротной. В стенах и башнях прорезали стрельницы для верхнего и подошвенного боя. Строил их известный каменных дел мастер Фёдор Савельевич Конь.

 

Новоспасский монастырь

В те же годы – по одним данным, в 1640 году, а по другим, в 1645–1647 годах – подмастерье Гришка Копыла с артелью разобрал «до подошвы» старый собор Спаса Преображения и выложил новый. Новый собор – типичное сооружение раннего московского зодчества: трёхъярусный с подклетом, расчлененный лопатками на три части по всем четырём плоскостям стен, завершающихся закомарами. Своды перекрытий опираются на четыре мощных столпа. Внутренние стены собора расписали сценами на библейские темы и образами греческих мудрецов. В южной галерее появились изображения родословной русских великих князей и царей от Ольги до Фёдора Ивановича, лики Михаила и Алексея Романовых. Расписывал собор в 1678 году Фёдор Зубов с живописцами Оружейной палаты. В 1758 году, во времена правления Елизаветы Петровны, в храме установили новый резной иконостас с древними иконами, в том числе и «чудотворной иконой Нерукотворного Образа», доставленной сюда из города Хлынова (Вятки) в 1647 году. Тогда же, в 1758 году, началось строительство новой колокольни над восточными воротами. Закончили возведение колокольни высотой семьдесят один метр только во времена Екатерины II, в 1785 году.

Во времена Екатерины II рядом с собором Спаса Преображения с его северо‑западной стороны пристроили двухъярусную Знаменскую церковь с погребом для усыпальницы графов Шереметевых и князей Черкасских. В этой церкви среди надгробий Шереметевых находится могила Прасковьи Ковалёвой‑Жемчуговой‑Шереметевой – знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Николая Петровича Шереметева.

Ещё в 1673 году, во времена правления Алексея Михайловича, одновременно с перестройкой церкви Николая Чудотворца был возведён двухъярусный Покровский храм с приделами и трапезной. С юго‑западной стороны храм примыкал к собору Спаса. Сначала храм использовали как тёплую церковь, а затем как трапезную. Поэтому при нём устроили «хлебодарню».

В Новоспасском монастыре хоронили представителей княжеских родов и духовенства. И бояр Романовых. В монастыре погребли родителей первого царя из рода Романовых Михаила Алексеевича – патриарха Филарета и инокиню Марфу. Традиция эта прошла через долгие годы. В кремлевском Архангельском соборе обычно хоронили царей и их жён (в послепетровскую эпоху – в Петропавловской крепости в Петербурге), а близких родственников царей из династии Романовых погребали в некрополе Новоспасского монастыря. Как ни странно, но внёс свой «вклад» в создание усыпальницы Романовых и Лжедмитрий I. Желая убедить народ и бояр в своей принадлежности к роду Рюриковичей, в 1606 году он повелел перевезти в Москву и захоронить в Новоспасском монастыре останки сыновей боярина Никиты Романовича Юрьева‑Захарьина, который во времена правления царя Фёдора Ивановича выступал против возраставшего влияния Бориса Годунова.

В XVII веке усыпальница Романовых‑Юрьевых‑Захарьиных была обустроена в подклете собора Спаса Преображения. Над входом в усыпальницу закрепили мозаичный образ Спаса Нерукотворного.

Среди усыпальниц и склепов монастыря есть один, с которым связана удивительная страница русской истории. Рядом с главными воротами, справа, возвышается маленькая часовенка. Здесь похоронена монахиня Досифея. Народная молва упорно утверждает, что под этим именем скрывалась внебрачная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Разумовского княжна Тараканова. Та самая княжна, которую по указу императрицы Екатерины II тайно выкрал из Италии Алексей Орлов. Происхождение «княжны Таракановой» до настоящего момента достоверно неизвестно, как и неизвестно, что всё‑таки с ней случилось в России. По одной из версий, она умерла в заключении от чахотки, по другой – погибла в казематах Петропавловки во время наводнения. И вот ещё по одной – скрывалась в первопрестольной под именем Досифеи.

Год от года монастырь креп. Под монастырской стеной, обращенной к Москве‑реке, было два копаных пруда, в которых разводили рыбу. С южной стороны к монастырской стене примыкал конюшенный двор, огороженный каменным забором с двумя маленькими декоративными башенками по углам. Во дворе был фруктовый сад. Плодовые деревья росли не только на территории двора, но и вокруг пруда и богадельни. Сад был серьёзным подспорьем в монастырском хозяйстве, тем более что в начале XIX века около него образовалась площадь для торговли лесом, дровами и сеном, на которой продавалась садовая и огородная продукция.

С приходом к власти большевиков в 1917 году монастырь был закрыт. В 1918 году в Новоспасском монастыре, в одном из первых в Москве, был организован концентрационный лагерь для политических и уголовных преступников.

После закрытия концлагеря в усыпальнице Шереметевых оборудовали общежитие, а затем медвытрезвитель. Под жилье были заняты почти все помещения бывшего монастыря и даже сторожевые башни. В дальнейшем помещения передали различным учреждениям, а на конюшенном дворе обосновалась мебельная фабрика.

Лишь в 1972 году монастырские здания и сооружения как архитектурные памятники были взяты под охрану и началась постепенная рест<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.