Состав и специфические признаки России как федеративного государства. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав и специфические признаки России как федеративного государства.

2022-10-27 49
Состав и специфические признаки России как федеративного государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российская Федерация состоит исключительно из субъектов федерации; в отличие от многих федеративных государств в ее составе нет территорий, не являющихся субъектами федерации (столичного округа, федеральных территорий или владений, ассоциированных государств и т. п.); различные внутригосударственные образования (федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, ассоциации и союзы муниципальных образований и т. п.) субъектами федерации не являются.

Состав Российской Федерации конституционно закреплен в ч. 1 ст. 65 Основного Закона, в которой поименованы все 85 ее субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Однако конституционно установленный состав федерации в России может быть изменен, и Конституция РоссийскойФедерации предусматривает возможность такого изменения: а) в связи с изменением (увеличением) территории Российской Федерации (возможность сецессии, т. е. выхода какого-либо субъекта из состава Российской Федерации Конституция РФ в прямой постановке не допускает); б) в рамках существующих границ. В первом случае речь идет о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта (ч. 2 ст. 65).

Изменение же состава Российской Федерации в существующих границах возможно в силу двух обстоятельств:

1) в связи с образованием в составе России нового субъекта РоссийскойФедерации (ч. 2 ст. 65);

2) в связи с изменением статуса каким-либо субъектом. В соответствии с Конституцией все субъекты РоссийскойФедерации независимо от принадлежности к тому или иному виду равноправны, однако Основной Закон прямо предусматривает возможность изменения субъектом Российской Федерации своего статуса (ч. 5 ст. 66), следовательно, изменение статуса субъектомРоссийской Федерации влечет и изменение состава Российской Федерации при прежнем количественном наборе субъектов Российской Федерации.

Условия и процедура всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений принят Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства.

Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей (6).

Оптимальной формой национально-государственного устройства для России является федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

·  огромной территорией;

·  спецификой экономического развития отдельных регионов;

·  этническим многообразием населения;

·  социокультурными различиями.

Наиболее важными юридическими признаками Российской Федерации являются:

1) государственная территория России состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно-правоспособные государственные образования, обладающие определённой учредительной властью;

2) компетенция Федерации и её членов (субъектов) разграничивается федеральной Конституцией;

3) в российском государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется федеральными государственными органами;

4) субъекты Федерации обладают правом принятия собственной Конституции (Устава), имеют свои законодательные и исполнительные органы;

5) в России существует единое гражданство;

6) в российском парламенте – Федеральном Собрании Российской Федерации имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации) и обладающая значительными полномочиями в общегосударственном плане;

7) внешнюю политику осуществляют федеральные органы государственной власти. Они официально представляют Россию в межгосударственных отношениях.

Российская федерация обладает специфическими особенностями. Так, она является асимметричной, потому что её субъекты обладают различным конституционным статусом. Особое правовое положение занимают российские республики.

Важным этапом на пути стабилизации ситуации России стало принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г. В ней закреплено (ст. 5 и гл. 3) ряд основополагающих принципов федерализма:

·  государственная целостность Российской Федерации;

·  верховенство федерального закона;

·  разграничение предметов ведения и полномочий между РоссийскойФедерации и субъектами;

·  единство системы государственной власти (по вопросам исключительного ведения РоссийскойФедерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);

· равноправие всех субъектов Федерации в отношениях с органами государственной власти и между собой;

·  строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной (республики, автономные округа, автономная область) и территориальной (края, области, города федерального значения);

·  государственным суверенитетом обладает Российской Федерациив целом, а не её субъекты;

·  современная Российская Федерация имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках конституционных положений могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения объёма границ или объёма полномочий её субъектов.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.