Понятие и формы проявления конфликта интересов в органах внутренних дел. Причины и условия, способствующие возникновению конфликта интересов, и меры по их устранению — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие и формы проявления конфликта интересов в органах внутренних дел. Причины и условия, способствующие возникновению конфликта интересов, и меры по их устранению

2022-10-27 66
Понятие и формы проявления конфликта интересов в органах внутренних дел. Причины и условия, способствующие возникновению конфликта интересов, и меры по их устранению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблема коррупции в последнее время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. Среди антикоррупционных механизмов в системе государственной службы в первую очередь следует выделить административные процедуры, обусловливающие порядок ее прохождения, в том числе проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций, квалификационных экзаменов и др. Помимо перечисленного важным механизмом является институт преодоления конфликта интересов.

Понятие конфликта интересов закреплено в различных нормативных актах, например, в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Статья 71 Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсылает к ч.1 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где определено понятие конфликта интересов.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

 Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным выше лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное выше лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

 Сотрудник органов внутренних дел обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Сотрудник органов внутренних дел обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно.

Прямой руководитель (начальник) или непосредственный руководитель (начальник), которым стало известно о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию.

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов могут включать в себя изменение служебного положения сотрудника органов внутренних дел, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от выполнения служебных обязанностей в установленном порядке и (или) отказ сотрудника от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а в отношении сотрудника, осуществляющего в соответствии со своими служебными обязанностями процессуальные полномочия, также его отвод или самоотвод в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на надлежащее исполнение им не только должностных, но и общих служебных обязанностей. При этом служебные обязанности, установленные статьями 18 и 20 Закона о гражданской службе, получили свое распространение на служащих органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, а также военнослужащих.

Закон о противодействии коррупции подчеркивает, что личная заинтересованность государственного служащего может быть не только прямой, но и косвенной. Предполагается, что в данном случае речь может идти не о непосредственном получении государственным служащим доходов, а о создании реальной возможности их получения. Полностью устранить все причины конфликта интересов на государственной (гражданской) службе невозможно, поэтому в конфликтной ситуации можно только осуществить процедуру его эффективного урегулирования. В этих целях необходимо заблаговременно выявлять обстоятельства его возникновения, способствующие этому условия, динамику развития, а также управлять его разрешением.

На основе анализа опыта специальных исследований в области противодействия коррупции, выделяется целый ряд правонарушений, создающих условия для возникновения коррупции в полицейской среде:

- использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов;

- оказание не предусмотренного законодательством или необоснованного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений по разного рода вопросам, входящих в компетенцию сотрудника ОВД;

- участие в качестве поверенных или представителей третьих лиц по делам органа, в котором данный сотрудник состоит на службе, либо по делам органов, подчиненных сотруднику, либо по делам органов, деятельность которых контролируется (или проверяется) сотрудниками ОВД;

- использование сотрудниками ОВД в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении служебных полномочий;

- нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц;

- необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также передача недостоверной или неполной информации или затягивание ее представления;

- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами;

- незаконное или необоснованное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов.

- назначение на руководящие или «приносящие прибыль» должности по принципу личных связей, «личной преданности» вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение.

- возможность у сотрудника использования своего служебного положения и (или) должностных полномочий в корыстных целях, например, неоправданно широкий спектр административного усмотрения.

Эффективное противодействие коррупции в органах полиции возможно посредством осуществления следующих мер:

- антикоррупционное образование и воспитание;

- антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов МВД России;

- мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов;

- принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие высоких должностей в системе МВД России;

- поощрение сотрудников за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия;

- развитие института общественного и парламентского контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и на основе учета общественного мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);

- создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции, с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;

- формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование.

Коррупция в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти носит социальный характер, имеет сложную структуру. В этой связи коррупция в органах полиции может рассматриваться с экономической, политологической и правовой точек зрения. Такой подход позволяет выявить различные формы коррупции, а также разработать современные средства борьбы с коррупцией в органах внутренних дел, дает возможность выявить связь полицейской коррупции с чиновничьей.

Основные действия тактического характера, которые могут быть направлены на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел:

- активное внедрение (на разных уровнях) в сознание сотрудников органов внутренних дел идеологии неукоснительного соблюдения законов;

- повышение эффективности кадровой политики МВД, направленной на повышение уровня профессионализма;

- обеспечение «прозрачности» назначений на руководящие должности в МВД России и достижение хотя бы минимального уровня целесообразности с точки зрения интересов службы таких назначений;

- честное и неукоснительное подавление протекционизма и фаворитизма, кумовства и т.д. в работе с кадрами органов внутренних дел (полиции);

- проведение мероприятий в системе МВД России, направленных на выработку позитивного отношения к службе, закрепление у сотрудника желания честно служить в органах внутренних дел РФ.

Все перечисленное органично связано между собой и только комплексное применение всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции в органах внутренних дел, может в немалой степени исправить ситуацию, которая с каждым днем становится все более угрожающей.

Вывод: Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Коррупция как антисоциальное явление оказывает разрушительное воздействие на все правовые институты, в результате чего установленные нормы права заменяются правилами, продиктованными индивидуальными интересами тех, кто способен оказывать влияние на представителей государственной власти и готов за это платить. Противодействие коррупции в системе государственной службы является основой антикоррупционного механизма в целом и служит реализации принципа открытости и публичности в деятельности государственных органов

Лекция

для занятий по морально-психологической подготовке

(для постоянного состава образовательных организаций МВД России

на 2018 учебный год)

Г.

на тему:

«Летопись славы. Примеры мужества и героизма
сотрудников органов внутренних дел в литературных
и кинематографических образах»

 

Вводная часть

 

Актуальность темы занятия обусловлена тем, что правоохранительные структуры играют важную роль в функционировании современных обществ, особенно в период глубоких и длительных социальных трансформаций. Обострение разного рода конфликтов, усиление нетерпимости и агрессивности у членов социума, разрушение привычных форм жизнеустройства и прочие атрибуты эпохи перемен, в которой, безусловно, находится общество России сегодня, предъявляют повышенные требования к личностным и профессиональным характеристикам работников правоохранительных органов[1]. Вместе с тем качество их работы как таковое не может быть оценено само по себе, абстрагируясь от социокультурных характеристик данного общества и сложившихся в нем традиций взаимоотношения населения с представителями правоохранительных органов. Эти взаимоотношения во многом определяются устоявшимися стереотипами восприятия представителей правоохранительных органов в конкретном обществе. Вместе с тем давно не секрет, что одним из важнейших рычагов в формировании стереотипа восприятия, образа людей той или иной социальной группы является массовая художественная культура. Образ сотрудника органов внутренних дел, воспроизводимый на страницах литературных произведений и телеэкране, является важнейшим фактором формирования общественного восприятия «имиджа» российской полиции. Таким образом, положительный опыт в рамках данной темы имеет особо актуальное значение для морально-психологической работы в ОВД.

 

1-й учебный вопрос. Образ милиции в литературе СССР:
1920-е – 1980-е гг.

Сразу необходимо отметить, что современная отечественная массовая культура, существующая с рубежа 80-х – 90-х гг. XX в., – феномен, еще недостаточно отраженный в научных исследованиях, следовательно, не получивший более или менее объективной оценки. Образы сотрудников органов внутренних дел, создаваемые в многочисленных детективных фильмах и «бандитских» сериалах, настолько неоднозначны, что на данный момент их сложно считать материалом, который можно, так или иначе, использовать в морально-психологической работе с личным составом[2]. Таким образом, кинематографическое и, в меньшей степени, литературное наследие советской эпохи продолжает оставаться основным художественным средством воспитания сотрудников полиции.

Для начала следует уделить внимание как специфике милицейской тематики в творчестве советских писателей и кинематографистов, в частности, так и особенностям советской культуры вообще. Несмотря на то, что с «высоких трибун» советского руководства в области культурного строительства декларировался курс на исключительный реализм, на практике советская книга и кино являлись важнейшими инструментами морально-психологической работы с гражданами. Базируясь, безусловно, на реальной фактической базе, они, тем не менее, преломляли сюжетные линии под таким углом, чтобы у читателя или зрителя складывался эмоциональный настрой, формирующий образ честного гражданина, советского патриота и «строителя социализма». В зависимости от талантов и профессионализма мастеров советского искусства, их продукция имела большую или меньшую художественную ценность, однако общие тенденции и характерные черты оставались неизменными. Например, можно выделить господство жизнеутверждающего начала даже при трагической сюжетной фабуле, обязательно целостный, «выпуклый» (а следовательно, доступный для потребителя) характер главного героя. Кроме того, произведения и кино, и литературы всегда соответствовали просветительским задачам, определенным текущей стратегией развития страны. Наконец, обратим внимание, что создаваемые образы и сюжетные фабулы по своей глубинной сути всегда были идеалистичны. Можно даже утверждать, что, будучи подчеркнуто реалистичным в деталях, советское искусство в целом более заслуживает эпитета «романтизм», чем «реализм»[3].

Парадоксально, однако «милицейская» литература и «милицейское» кино нередко выигрывали в отношении достоверности и информативности именно благодаря этим чертам советского искусства. Злободневность, тесная привязка к требованиям текущего момента в сочетании с воспитательной функцией позволяли авторам и режиссерам поднимать актуальные проблемы, стоявшие в тот или иной период перед органами внутренних дел, раскрывать вполне конкретные и реально существовавшие трудности и проблемы милицейской службы. Отметим также интересный факт: интенсивность обращения советской литературы и кинематографа к милицейской теме была прямо пропорционально месту, которое занимала милиция в системе силовых ведомств СССР. В сталинский период, когда она находилась в тени такой могущественной структуры, как МГБ (ранее – ОГПУ, НКВД, НКГБ), писатели и режиссеры почти игнорировали столь «неперспективную» структуру[4]. Писать поэмы и снимать фильмы о «доблестных чекистах» было в те годы намного выгоднее и престижнее. По мере же роста значения и престижа советской милиции в конце 1950-х – 1980-е гг. возрастал и интерес к ней у деятелей искусства. Своеобразный бум милицейская тема в литературе и кино СССР переживает в 1970–1980-х гг., хотя тогда наблюдается и определенное ухудшение качества художественных произведений. Например, если практически каждую книгу или фильм о нелегких буднях советской милиции, вышедшие в период с конца 1950-х и в 1960-е годы, можно назвать своеобразным произведением искусства, то в последующее время эта тематика «вышла в тираж» и во многом измельчала. Впрочем, справедливости ради, необходимо отметить, что на фоне множества посредственных произведений еще ярче сияли подлинные шедевры, которые до сих пор пользуются у российской зрительской и читательской аудитории огромной и заслуженной популярностью и даже любовью.

Объем книжной и кинопродукции СССР, в которой появляются образы работников милиции, крайне велик. Поэтому обратим внимание лишь на наиболее знаковые и популярные произведения.

Любопытно, что первые заметные литературные упоминания о Рабоче-крестьянской милиции (РКМ) появляются в самом начале 1920-х гг. у авторов, отнюдь не являвшихся апологетами Советской власти, – завсегдатаев тогдашней петроградской поэтической «тусовки» Осипа Мандельштама и Георгия Иванова. Холодной зимой 1920–1921 гг. Мандельштам, большой любитель ночных прогулок во время комендантского часа, пишет в своем стихотворении «В Петербурге мы сойдемся снова»:

 

Мне не надо пропуска ночного,

Я милиционеров не боюсь…

 

Георгий Иванов, впоследствии эмигрант, заявлявший себя как непримиримый враг большевиков, отвечает юмористическим стихотворением «Жизнь милицейская», посвященным встрече хмельного возвышенного Мандельштама с патрульными милиционерами – простыми рабочими парнями. Показательнее всего, что оба автора не переносят свое неприятие большевицкого режима на работников милиции, честно охраняющих порядок в агонизирующем послереволюционном городе. В подобных же выражениях - слегка ироничных, но в целом благожелательных, описывала свою встречу с участковым милиционером в Москве в тот же период знаменитая поэтесса Марина Цветаева, которую также нельзя упрекнуть в просоветской позиции.

Одним из первых обратился к проблеме милицейской службы с официальной позиции такой гигант ранней советской поэзии, как Владимир Маяковский. В 1926 г. из-под его пера вышло стихотворение «Стоящим на посту». Кстати, словосочетание «проблема милицейской службы» выбрано не случайно. В духе относительной открытости и гласности первого десятилетия Советской власти, поэт-большевик смело вскрывает типичные для 1920-х гг. проявления «несознательности» и халатности среди работников РКМ: попустительство «классово близким» элементам, совершившим мелкие преступления, недостаточная дисциплина «на местах», пьянство… Маяковский, следуя своему выразительному стилю поэзии-пропаганды и стихов-лозунгов, обращается к советскому милиционеру с призывом:

 

Стой,

береги своим караулом

копейку рабочую,

дом и покой[5].

 

Отношение к органам охраны порядка как к «щиту трудящихся», появившееся у Маяковского, впоследствии пройдет не просто красной нитью, а «красным кантом» через все советское искусство, посвященное этой теме.

Впрочем, милиция не скоро после 1920-х гг. вновь оказалась главной героиней литературных произведений. Вплоть до середины 1950-х гг скромные образы стражей общественного порядка для писателей и поэтов СССР явно были заслонены монументальными фигурами чекистов, восхваляя которых, можно было теснее прикоснуться к ведомственным льготам и материальным благам. В качестве эпизодических персонажей, впрочем, милиционеры периодически появляются в произведениях самой различной направленности, от вполне классических образчиков «соцреализма» до безжалостной сатиры на советскую реальность – знаменитых романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Окраска этих образов – позитивно-нейтральная.

Особняком стоит повесть «Лапшин» (1937 г.), написанная 27-летним писателем Юрием Германом[6], впоследствии – классиком советской прозы. Но это произведение не столько о милиции, сколько о «советском человеке». В центре повествования – трудовые будни и редкий досуг начальника отделения ленинградского уголовного розыска, верного большевика, бывшего чекиста, безоглядно преданного делу, на которое он направлен партией и правительством, без раздумий приносящего личную жизнь в жертву работе… Ответственный работник РКМ Лапшин – тип советского «трудоголика» своего времени. Образ главного героя абсолютно безупречен с идеологической точки зрения, но с таким же успехом можно представить его и на партийной работе, и во главе промышленного предприятия. Едва ли не единственной «специфически милицейской» подробностью, отраженной в сюжете повести, является… сотрудничество работников милиции с театром, в котором работает «дама сердца» главного героя и который ставит пьеску о перевоспитании проституток по методе наркома Ежова. Лейтмотив повести – «вычистим землю, посадим сад!» – полон наивно-идеалистического пафоса и звучит совершенно «по-чекистски». Он очень далек от основных задач реальной РКМ: защиты советских граждан и социалистической законности. Художественный фильм «Мой друг Иван Лапшин», поставленный по мотивам повести в 1984 г. сыном писателя режиссером Алексеем Германом, гораздо лучше передал суровую и неблагодарную атмосферу работы советской милиции в 1930-е гг.

С падением в 1953 г. «железного наркома» Л. П. Берии начал постепенно расти престиж милиции и, как результат, повысилось внимание к ней деятелей искусства.

Довольно оригинальным манифестом признания высокой общественной пользы и почетного характера милицейской службы в СССР стало появившееся в 1954 г. стихотворение признанного корифея советской поэзии Сергея Владимировича Михалкова «Дядя Степа – милиционер». Продолжая свой цикл о добродушном великане Степане Степанове, бывшем военном моряке и большом друге детей, поэт решил в духе времени отправить своего героя на службу в органы охраны общественного порядка и создал образ, ставший на несколько десятилетий одним из неофициальных символов советской милиции. Образ импозантного старшины Степанова, легко находящего выход из любой критической ситуации и всегда готового прийти на помощь людям, рассчитан не только на аудиторию маленьких читателей. В доходчивой и красочной форме Дядя Степа отвечает современному себе советскому обществу на многие важные вопросы о месте и функциях милиции в государстве.

 

– Почему, придя с Балтфлота,

Вы в милицию пошли?

Неужели вы работу

Лучше этой не нашли?...

 

– Я скажу вам по секрету,

Что в милиции служу

Потому, что службу эту

Очень важной нахожу!...

 

Наш советский постовой:

Это – тот же часовой![7]

 

В то же время, что характерно, коммунистическая фразеология в «Дяде Степе» почти отсутствует. Старшина Степанов – хороший советский патриот, общественник-спортсмен, но о его партийном статусе нет ни слова. Михалков как бы дает понять: советская милиция, в отличие от дискредитировавших себя в сталинский период «чекистов», – орган общественной, а не политической безопасности.

В 1959 г. увидел свет один из лучших «милицейских» романов в отечественной литературе, к сожалению, почти забытый в наши дни, – «Сержант милиции» Ивана Лазутина[8]. По значимости его вполне можно сравнить со стихотворным циклом Михалкова: он стал такой же общественной декларацией милицейской службы в прозе. «Сержант милиции» Ивана Лазутина может быть по праву назван энциклопедией милицейских оперативно-разыскных методов 1950-х гг. и поэтому представляет реальную историческую ценность. Автор, юрист по образованию, широко пользовавшийся консультациями сотрудников органов внутренних дел, описывает милицейские будни с подлинным знанием дела. В лучших традициях советской литературы он открыто поднимает злободневные проблемы милиции того времени: формализм и бюрократию, прием на работу случайных людей, зачастую полуграмотных, недостаток взаимопонимания с обществом. В то же время «Сержант милиции» – не только хроника и детективная история, но и один из лучших «рыцарских романов» советской литературы. Главный герой – сержант Николай Захаров, сотрудник линейного отдела на одном из московских вокзалов – типичный образ преданного делу, честного и неподкупного служащего. Он благороден, полон гуманистических идей, беззаветно предан службе в милиции, стремится к самосовершенствованию (в частности, заочно учится на юридическом факультете), смело идет на риск ради спасения невинного гражданина. В отличие от «протокольного» германовского Лапшина, сержант Захаров всегда имеет собственный, а не «правильный» взгляд на вещи и способен твердо отстаивать его перед начальством. И даже в драматический момент личной жизни герой Лазутина, в отличие от Лапшина, руководствуется не выбором «трудоголика» – «любовь или работа», а более человечным и понятным выбором «рыцаря» – «любовь или честь». Образ сержанта Захарова – своего рода идеал милиционера нового, послесталинского периода в истории органов внутренних дел, характеризовавшегося, как и вся общественная жизнь СССР конца 1950-х – 1960-х гг., заметным поворотом к человеческим ценностям и гражданским свободам. Как и многие знаковые произведения советской литературы, «Сержант милиции» был экранизирован в 1974 г. известным режиссером Гербертом Раппопортом, перенесшим действие в 1970-е гг. Фильм этот запомнился зрителям не в последнюю очередь благодаря замечательной работе актера Олега Янковского, сыгравшего очень колоритного антигероя – вора по кличке «Князь».

Не будет преувеличением утверждать, что «Сержант милиции» Ивана Лазутина основал традиции советской милицейской прозы и заметно повлиял на творчество последующих авторов. В 1960-х, а особенно 1970-е – 1980-е гг. детективная тематика в литературе СССР стала приобретать все большую популярность. Многочисленные повести и рассказы, очень различные по художественной ценности, буквально хлынули потоком в литературных сериях «Библиотека приключений», «Искатель», в развлекательных журналах «Юность», «Огонек», «Вокруг света» и т. д. Так или иначе, практически все они выводили образы советских милиционеров, зачастую созданные авторами в настолько «правильном» официозном ключе, что этих кристально честных и принципиальных инспекторов и участковых, майоров и старшин из различных произведений отличали только фамилии…

Однако на этом «сером» фоне тем ярче вспыхивали настоящие звезды отечественного детектива и их герои. Среди них особое место занимает творчество признанных мастеров советского детектива - братьев Аркадия и Георгия Вайнеров. Для их многолетнего литературного сотрудничества, пик которого пришелся на 1970-е – 1980-е гг., характерно не только мастерское плетение сюжетной линии, но также яркая прорисовка персонажей и смелое литературное новаторство. К примеру, в романе «Визит к Минотавру», посвященном расследованию проницательным работником прокуратуры кражи старинной скрипки Страдивари, в ходе повествования перемежаются историческая и современная фабулы. Блестящее знание милицейской оперативно-разыскной практики Аркадием Вайнером, одно время возглавлявшим следственный отдел МУРа, и хлесткий журналистский стиль Георгия Вайнера, отточенный за годы работы в ТАСС, придают их книгам особый захватывающий и интригующий стиль.

Наиболее известными из произведений братьев Вайнеров, посвященных работе советской милиции, являются роман «Эра милосердия» (1976)[9] и повесть «Город принял!..» (1980)[10]. Второе из них во всех реалистических подробностях описывает один день милицейской дежурной группы, а первое рассказывает об уже отошедших в историю событиях: борьбе московской милиции против разгула преступности в первый послевоенный год. Роман основан на реальных событиях, несколько более поздних: ликвидации МУРом так называемой банды Ивана Митина, орудовавшей в 1950–1953-м гг. Сюжет «Эры милосердия» гораздо глубже, нежели просто детектив. Роман основан на взаимоотношениях и противостоянии двух очень разных защитников социалистического правопорядка: молодого идеалиста, бывшего фронтовика Владимира Шарапова и ветерана МУРа, жесткого и честолюбивого Глеба Жеглова. Авторы ставят неизменно актуальный вопрос: кто способен эффективнее защитить общество от преступного беспредела – благородный Шарапов, для которого важнее всего главенство закона и офицерская честь, или циничный реалист Жеглов, не признающий запретных приемов в достижении заветной цели: «Вор должен сидеть в тюрьме!». Впрочем, решая эту дилемму, необходимо помнить, что «правда» Жеглова перекликается с принципами совершенно иного ведомства – «политической полиции» ОГПУ-НКВД, внедрявшимися в действие отнюдь не в «эру милосердия», а в эру сталинско-ежовских репрессий.

Роман был экранизирован талантливым режиссером Станиславом Говорухиным в 1979 г. под броским названием «Место встречи изменить нельзя» и быстро завоевал славу одного из лучших отечественных детективных сериалов – в том числе благодаря игре превосходного актерского дуэта Владимира Высоцкого (Жеглов) и Владимира Конкина (Шарапов). А образ капитана Жеглова, с мощным обаянием и гениальной простотой воплощенный недавним автором хулиганских стишков «Побудьте день вы в милицейской шкуре» (В. Высоцкий, 1965), по праву стал одним из символов милиции на отечественном экране.

Вывод по первому вопросу. Несмотря на то, что сотрудники органов внутренних дел становились героями литературных произведений с начала 1920-х годов, лишь с наступлением «оттепели» тема советской милиции занимает прочное место в творчестве писателей. Во многом это было напрямую связано с ролью, которую играли органы правопорядка в разные периоды истории страны. В период 60-х – 80-х гг. XX в. «милицейская тема» становится одним из важнейших направлений советской литературы. Условно можно выделить две группы произведений данной тематики: «массовая» детективная литература, отличавшаяся той или иной степенью клишированности, и «серьезные» произведения, заслуженно ставшие классикой отечественной литературы. Последние, хотя формально и принадлежали все к тому же «популярному» жанру детективной прозы, поднимали глубокие мировоззренческие и ценностные вопросы. Несмотря на наличие естественных для того времени идеологических клише, литературные образы сотрудников милиции отличались высокой степенью реализма и достоверности.

2-й учебный вопрос. Советская милиция в отражении
отечественного кинематографа: 1950-е – 1980-е гг.

В советском искусстве сложилась традиция, в соответствии с которой лучшие литературные произведения о милиции экранизировались, опять же с переменным успехом. При этом некоторые экранизации стали даже популярнее своих книжных предшественников, и один из ярких примеров тому – «Место встречи изменить нельзя» С. Говорухина.

Кинематограф Советского Союза также регулярно обращался к милицейской тематике, в целом повторяя при этом тенденции литературы. Фильмов о милиции практически не было до середины 1950-х гг., но потом с каждым годом их количество все увеличивалось. Несмотря на очень неровное качество подобной «продукции», некоторые фильмы стали подлинными шедеврами советского кино. Популярность детективного кино у советской публики была очень высока, и тому было серьезное основание. Несмотря на официальные заявления о том, что СССР – «самая читающая страна в мире», в Советском Союзе с каждым годом теле- или киноэкран составлял книге все большую конкуренцию.

Первым советским детективом считается фильм «Дело Румянцева», снятый в 1955 г. режиссером Иосифом Хейфицем по сценарию Юрия Германа, уже отметившегося в милицейской теме повестью «Лапшин». Насколько неоднозначна была ценность «Лапшина», типичного продукта сталинской эпохи, настолько удачным оказался живой, захватывающий и, как положено, крайне поучительный сюжет «Дела Румянцева». История простого рабочего парня шофера Саши Румянцева (в прекрасном исполнении молодого тогда актера Алексея Баталова), ставшего жертвой махинации преступников, раскрывается через противопоставление методов и идей двух занимающихся этим делом офицеров милиции. Бездушный формалист капитан Самохин (актер Петр Лобанов) в конечном итоге оказывается посрамлен человечным и вдумчивым полковником Афанасьевым (актер Сергей Лукьянов), невиновный пролетарий – полностью оправдан, а расхитители народного добра понесли заслуженное наказание.

Второе «дело» было «заведено» в советском кино в 1958 г. – тогда режиссером Николаем Досталем был снят фильм «Дело “пестрых”» о нелегких милицейских буднях. Специфика его сюжета состоит в том, что работники милиции вступают в борьбу не только с уголовным миром, но и с иностранной разведкой. Разгар «холодной войны» диктовал кинематографистам СССР подобные образы врага не впервые, шпионскую тему активно эксплуатировали и фильмы 1930-х гг. Однако, в духе новых веяний эпохи, обезвредить шпиона в «Деле “пестрых”» предстояло именно милиционерам. Можно предположить, что сценарист сознательно избегал выводить на экраны «чекистов», чтобы не вызывать у аудитории нежелательных воспоминаний о сталинской эпохе, когда под предлогом разоблачения иностранной шпионской сети в СССР от органов ОГПУ-НКВД пострадали сотни тысяч невинных людей.

«Дело Румянцева» и «Дело “пестрых”» открыли дорогу множеству фильмов, воспевавших стражей общественного порядка с большей или меньшей достоверностью и различным уровнем таланта. Но реалии работы милиции в советском кино неизменно отражались более-менее правдоподобно благодаря действующим сотрудникам, в обязательном порядке консультировавшим режиссеров и, в отличие от наших дней, официально получавших за это скромную прибавку к зарплате. Описать даже малую часть этих фильмов не представляется возможным в ограниченных рамках лекционного занятия, поэтому остановимся только на самых заметных и не упоминавшихся нами ранее. Пожалуй, самое монументальное советское кинополотно об истории органов охраны социалистического правопорядка, вполне сравнимое по масштабу с военными киноэпопеями Юрия Озерова, – сериал «Рожденная революцией», снятый в 1974–1977 гг. режиссером Григорием Коханом по художественно-документальной «Повести об уголовном розыске» Гелия Рябова и Алексея Нагорного. В центре сюжета – жизнь и судьба путиловского рабочего Николая Кондратьева, после Октябрьской революции пришедшего в милицию по призыву партии. Герой проходит долгий путь от рядового милиционера в 1917 г. до комиссара (генерала) в 1970-х гг. В фильме нашли отражение и отчаянная борьба неопытных работников РКМ с бандитизмом в первые годы Советской власти, и привлечение на работу «старых спецов» из Российской императорской полиции, и участие советской милиции в Великой Отечественной войне, и послевоенные проблемы и реформы органов внутренних дел. Жанр сериала после этого не раз использовался в советском милицейском кино, но на съемки чисто исторического сериала о милиции не решился больше никто из советских режиссеров – «Рожденная революцией» была в этом отношении вне конкуренции.

Впрочем, по «народной» популярности сериал Григория Кохана все же уступил другому милицейскому сериалу, во многом схожему по построению, – знаменитой новелле «Следствие ведут ЗнаТоКи», охватившей на протяжении 22 фильм<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.