Формирование представлений о величине в старшей группе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Формирование представлений о величине в старшей группе

2022-11-27 32
Формирование представлений о величине в старшей группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование представлений о величине в старшей группе

Задача «Учить раскладывать предметы до 10 разной длины, ширины, высоты, толщины в возрастающем или убывающем порядке. Объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними.

Детей продолжают учить сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте), раскладывать предметы (до 10) а порядке убывания или возрастания их размеров, отражать в речи размерные отношения предметов (розовая палочка короче голубой; голубая длиннее розовой; красная длиннее голубой, а голубая короче красной и т.д.). В ходе выполнения упражнений на сравнение размеров предметов закрепляется понимание относительности их величины. Расположенные по порядку полоски сопоставляются по длине (ширине) друг с другом и дети практически знакомятся с транзитивностью отношений. Например, дети говорят, что красная лента длиннее розовой, розовая длиннее желтой, а желтая длиннее зеленой. Значит, красная лента длиннее каких лент? Каких лент короче зеленая лента?

Понятие «толщина» употребляется в двух значениях: первое – при выделении окружности округлых предметы (палка, стол дерева, карандаш) и второе – в значении «высота» (толщина книги, тетради,) Детей следует знакомить с понятием толщины предмета в обоих значениях. При сравнении опираются на зрительный и тактильно-двигательный анализаторы.

Учим детей понимать обратную зависимость между длиной и толщиной предмета при одинаковом количестве вещества (если раскатать столбик пластилина, он станет длиннее, но тоньше, чем был).

После того, как у детей сформируются представления о толщине предметов, имеющих цилиндрическую форму, их следует ознакомить с толщиной предметов, имеющих форму параллелепипеда. Учим детей показывать длину, ширину и высоту предмета при разном пространственном расположении. Например, воспитатель показывает книгу и предлагает детям показать её длину, ширину, высоту. При этом детям на первых порах трудно увидеть высоту. Воспитатель подчеркивает, что в этом предмете есть высота, только она значительно меньше, чем ширина и длина. В предметах, в которых высота относительно длины и ширины очень маленькая, её называют толщиной. Так мы говорим о толщине книги, тетради и др.

Рекомендуется проводить упражнения на выявление нарушений в закономерности расположения предметов, например такие как: «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Найди место предмета», «Узнай, какой предмет лишний?», «Какого предмета не хватает?»

Задача: «Учить определять на глаз величину предметов в сравнении с образцом». 

Подбор полосок бумаги, картона, палочек, ленточек и пр.) такого же размера, как у воспитателя. Более сложные задачи: выбрать на глаз два предмета и составить из них третий, равный образцу.

Дидактические игры

«Два бассейна». На полу групповой комнаты из строительного материала или при помощи шнуров сделаны два «бассейна» - узкий и широкий, с входами с одной стороны. Рядом с «Бассейнами» - «касса», где дети, по очереди «покупают билеты». Одни билеты узкие, другие широкие. По сигналу ведущего дети заходят в соответствующие бассейны. Играющие имитируют движения пловцов, ныряльщиков.

«Что изменилось?». Ведущий кладет на стол несколько предметов, отличающихся разными признаками величины. Предметы внимательно рассматриваются детьми, затем ведущий предлагает кому-либо из играющих отойти от стола. В это время один предмет убирается, добавляется новый. Ребенок возвращается. Он должен отметить, что изменилось, назвать исчезнувший и появившийся предметы и их отличительные признаки.

Усложнить игру можно, если производить действия не с одним, а с двумя и более предметами.

«Узнай по описанию». Дети рассматривают предметы разных величин, повторяют их названия. Затем, когда один участник игры выходит из комнаты, составляется загадка. Составив загадку, дети зовут отгадчика. В случае затруднений, ребята ему помогают.

«Наоборот». Ведущий произносит слово и после небольшой паузы бросает кому-нибудь из детей мяч. Тот, кто поймал мяч, отвечает, подобрав противоположное по смыслу слово (большой – маленький; длинный – узкий; сухой – мокрый; широкий – узкий; теплый – холодный и т.д.)

«Кто первый». Мишки забыли, кто за кем стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй – меньше третьего. Какого размера первый мишка? А третий?

«В какую коробку?» У меня три коробочки от игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Курочка больше цыпленка, цыпленок больше утенка. Какая коробка утенка? Поместиться ли курочка в коробку утенка? А утенок в коробку для курочки?

«Угадай, кто выше (ниже) ростом». Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из мальчиков самого низкого роста? А самого высокого?

«Что пропущено?»,«Угадайте, которого не хватает?» – дают задание построить ряд от промежуточного элемента, найти место пропущенного или лишнего элемента в ряду, вставить в уже построенный ряд промежуточные элементы.

«Магазин»

Цель: развитие наблюдательности и внимания научить различать аналогичные предметы по величине.

Игра делится на 3 этапа.

1. «Магазин». У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: Сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек? (больших, маленьких). На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей? (больших, маленьких). На какой полке они стоят? Что стоит слева от пирамидки? Справа от пирамидки, слева от кувшина, справа от кувшина, слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами? Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.

2. «Что купил серый волк». Однажды на Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно. Угадай, что купил серый волк?

3. «Что купил заяц?» На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?

 

Словесные игры «Закончи предложение», «Придумай предложение», «Логические концовки» и др.

 

 

Формирование представлений о величине в старшей группе


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.