Общественная экспертиза нормативно-правовых актов. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общественная экспертиза нормативно-правовых актов.

2022-11-27 17
Общественная экспертиза нормативно-правовых актов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    В общем понимании под экспертизой законопроекта понимается выработка компетентным органом (организацией) или лицом предварительного по отношению к парламентской оценке законопроекта, выраженной в принятии закона или отклонении законопроекта, заключения о его допустимости, имеющихся дефектах, возможной эффективности и прогнозируемых последствиях принятия.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов - основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Функции общественной экспертизы:

· Выражение консолидированного мнения организованных гражданских структур по актуальным вопросам государственной и социально-экономической политики – приоритетам законотворческой деятельности, федеральным программам и механизмам их реализации, вопросам проведения социальных реформ и возможности включения творческого потенциала гражданских инициатив.

· Механизм социального контроля, препятствующий принятию некомпетентных управленческих решений в любой области или неадекватному исполнению принятых решений, который играет особую роль в построении правового государства, справедливой правовой системы, действенных правовых механизмов соблюдения прав и свобод.

Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, должен содержать:

1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза;

3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза.

Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется, в том числе размещается в информационно телекоммуникационной сети «Интернет».

На муниципальном уровне, в соответствии с Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» перечень форм прямого волеизъявления расширен: публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление и т.д.

Участие в выборах.

Электоральная культура - позиции и поведение граждан в избирательном процессе.

Электоральная культура включает:

• отношение к выборам как форме политического поведения;

• партийную идентификацию;

• идентификацию по отношению к партийным лидерам и кандидатам;

•  оценки политических событий, влияющих на выборы.

Существует несколько моделей электорального поведения, объясняющих природу выбора влиянием различных факторов. 

1. Социологическая модель. В ней поведение избирателей объясняется разным положением социальных групп в обществе и влиянием этого положения на связи групп с политическим партиями. Различия между социальными группами определяются по признакам: социально-экономическому, религиозному, поселенческому.

Социологический подход действует в странах с устоявшимися социальными структурами обществ, со связями между социальным положением индивида и его политическими установками. В России эти связи носят неустойчивый характер. Сложно говорить о социальных основах политических предпочтений. Поэтому партия, ориентированная на какую-либо социальную группу не обязательно будет ею поддержана.

В России социологическая модель проявляется в:

· Разница между избирательскими предпочтениями городского и сельского населения, Центра и периферии. Так, в соответствии с данной моделью, для России характерно, что в населенных пунктах меньшего размера уровень социальной неудовлетворенности жителей существенно ниже, чем у жителей крупных населенных пунктов. В то же время существенно снижается частота позитивных ожиданий жителей небольших городов и поселков от деятельности местных руководителей и возрастает частота ожиданий решений местных проблем центральной властью.

· Гендерные различия в отношении к социально-политической ситуации в стране. В частности, мужчины более предметно оценивают политические объекты и ситуации, предпочитают определенность действий и направленность на результат. Женщины более осторожны в политических предпочтениях. Их взгляды на политическую ситуацию обусловлены в большей степени актуальным эмоциональным состоянием и интуицией. В социально-политической жизни они направлены, прежде всего, на сохранение эмоционального благополучия.

.2. Социально-психологическая модель. Согласно ей, голосование - инструмент демонстрации избирателями своей политической идентификации. Представители данного направления полагают:

- для большинства избирателей характерно ощущение близости к какой-либо партии (партийная идентификация)

- партийная лояльность формируется в семье через политическую социализацию личности.

Выбор избирателей формируется под влиянием установок избирателей по отношению к трем аспектам политического процесса:

· кандидатам

· политическим курсам

· связям между партиями и социальными группами.

Данная модель применима на Западе, когда дети в 10-11 лет проявляют партийные предпочтения, определенные родительской приверженностью. В России партийная идентификация еще не сложилась и зачастую носит негативный характер.

3. Модель рационального выбора.

Представители этой теории (Даунс, Фиорина) при анализе политического поведения людей исходят из двух постулатов:

1. индивид эгоистичен – стремится к достижению собственных целей

2. индивид рационален, сопоставляет результат и затраты, стараясь максимизировать выгоды при минимизации затрат.

Таким образом, избиратель голосует за ту партию, которая предоставит ему больше выгод, чем другая.

4. Институциональный подход (Шевченко). На поведение избирателей оказывает влияние характер властных полномочий избираемого института. Данная модель действует в России по отношению к выборам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. По отношению к выборам в Государственную Думу избиратели действуют из идеологических установок, избирая субъектов законодательного процесса. На муниципальном уровне избирают представительный орган, осуществляющий решение вопросов местного значения, поэтому действуют инструментальные ориентации, особую значимость имеют личные предпочтения избирателей, особенно на уровне поселений, поэтому предпочтительней мажоритарная избирательная система.

В целом, выборы – инструмент достижения общественного согласия, достижения открытости общества для власти.

В настоящее время наиболее массовой формой участия населения в политике и управлении является участие в выборах. Однако, население рассматривает участие в выборах не столько как канал вовлечения в выработку и принятие управленческих решений или как инструмент диалога с властью и согласования интересов и курсов политики, а скорее как способ выразить свою поддержку или протест властям и политикам.

Подавляющее большинство респондентов придерживаются мнения, что их долг как граждан состоит лишь в том, чтобы участвовать в выборах и делегировать власть своим кандидатам (40%-49%), либо еще и осуществлять контроль за работой выбранных руководителей (27-31%). То есть роль активных участников процесса управления делами своего города, района, области и страны в целом отводит себе лишь весьма незначительная доля россиян.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.