Личность в исследованиях гуманистического направления психологии. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Личность в исследованиях гуманистического направления психологии.

2022-11-27 30
Личность в исследованиях гуманистического направления психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода,ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Личность рассматрива­ется как некое психологическое образование, возникающее в процессе жизне­деятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения. Для психологов гуманистического на­правления личность является неким психологическим образованием, которое от­носится не только к окружающей действительности, но и к самому себе.

Это течение начало развиваться в 30-е гг. XX в. и получило свое наибольшее развитие в 50-60-е гг. Оно оказало большое влияние на развитие социальной пси­хологии. Психологи все больше стали интересоваться личностью как «эмпириче­ским Я» и внутренней структурой личности.

Гуманистическая психология изначально противопоставлялась неофрейдист­ским концепциям. Представители этого направления резко возражали против по­ложения о том, что человеческое поведение обусловлено либо стремлением к удо­вольствию, либо тенденцией к агрессии, либо к защите от общества. Они отверга­ли положение, в соответствии с которым природные импульсы обязательно враждебны обществу. Наоборот, они предложили рассматривать в качестве источ­ника поведения врожденные альтруистические мотивы.

Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс.

Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на паци­енте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к дру­гу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контак­та. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности — единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощуще­ния воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспек­ты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.

Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970) — американ­ский психолог, один из основателей гуманистической пси­хологии. Создал иерархическую модель мотивации, ос­нованную на постулате о ее врожденности и универсаль­ности. Дал описание личностных особенностей самоактуализирующихся людей, — независимости, креативно­сти, философского мировосприятия, демократичности в общении, продуктивности и др. В дальнейшем видоиз­менил свою модель мотивации на основе идеи о каче­ственном различии двух классов потребностей: потреб­ностей нужды и потребностей развития.

Другим не менее известным представителем гуманистической психологии яв­ляется Г. Олнорт, который разработал психологическую теорию личности, полу­чившую название теории черт. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описа­ние личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных на­блюдений разных людей за данной личностью.

Ярким представителем гуманистического направления в психологии является А. Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека — это самоак­туализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. На глав­ный вопрос его теории — Что такое самоактуалнзация? — Маслоу отвечает: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, ко­торые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, истина, порядочность, красота, справедливость, со­вершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Суще­ствование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоян­ного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, пре­одоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или от­ступление, отказ от борьбы и сдача позиций.

31. Личность с позиций марксистской (советской) психологии.

Известно, что марксизм-ленинизм объясняет сущность человеческой личности природой общественных отношений. Труды основоположников исторического материализма и научного социализма позволили объяснить природу личности и как субъекта сознательной деятельности. Вопрос о роли сознания, о значении теории, о роли идей в общественно-историческом процессе разработан, как всем хорошо известно, В. И. Лениным

Система социализма является системой советского гуманизма. Лишь на основе этой системы возможно подлинно научное психологическое познание личности. Основным и исходным для понятия личности и вытекающей отсюда системы понимания личности в психологии является гениальное положение К. Маркса о том, что сущность человека есть совокупность общественных отношений. Последовательная реализация этого положения должна не только составлять существенную задачу построения концепции личности, но и явиться предпосылкой перестройки всей системы психологии. В связи с этим мы и встали на путь этой перестройки, и, нам кажется, современная советская психология все более и более направляется по этому пути. Важнейшим положением является то, что личность — не только результат общественных отношений, но и активный субъект, деятельность которого выражает его взаимоотношения с людьми, а эти общественные отношения формируют все иные его отношения с внешней действительностью. Исторически обусловленное развитие человеческих отношений, их изменчивость в процессе развития с неизбежностью требуют исторических позиций, исторических критериев в понимании и освещении проблемы личности.

Личность как результат общественно-исторического развития является одним из объектов реального мира. Находясь в объективной причинной зависимости от всей действительности, она, вместе с тем, является субъектом, сознательно и активно относящимся к окружающему. Являясь объектом и результатом общественных отношений, личность является субъектом этих отношений.

Историко-материалистическое понимание является единственно научным пониманием личности и ее отношений. В силу этого и отношения человека рассматриваются как возникающие, оформляющиеся, развивающиеся и распадающиеся в процессе его жизни, его общественного бытия. Они являются наиболее динамичными продуктами его жизни, его опыта. Поэтому изучение человека в его отношениях в наибольшей степени удовлетворяет требованиям генетического, динамического, исторического понимания личности.

Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе. Сознание представляет высшую ступень развития психики; отражая действительность, оно одновременно является мощной динамической силой, определяющей деятельность, поведение и переживания человека.

Исходя из определения сознания как высшей ступени развития психики, мы должны прийти к выводу, что психология личности и ее отношений является по преимуществу психологией сознания. Поэтому психология личности и ее отношений является антиподом новейшей реакционной буржуазной психологии бессознательного, типичным выразителем которой является психология Фрейда. Мы понимаем сознание как субъективное отражение объективной действительности конкретной исторически-классовой личностью.

Для психологии, все еще не изжившей до конца ни функционализма, ни формализма, чрезвычайно важным является также вопрос о целостности сознания. При изучении личности это обеспечивается исследованием психической деятельности, как выражения единой личности во всех ее многообразных отношениях. Отношение нельзя сделать ни безличным, ни частичным. Отношение есть всегда выражение личности в целом, оно личностно и целостно. Но в то же самое время ясно, что отношение всегда имеет предмет, поэтому оно неизбежно и содержательно. Следовательно, психология личности и ее отношений не может стать формальной. Правильно развиваемая, она имеет все предпосылки для успешного разрешения проблем в соответствии с принципом содержательной, а не формальной целостности.

Наконец, существенно то, что выражением личности и ее отношений является прежде всего практическое действие.

В чем раскрывается подлинное лицо человека? Не всегда оно раскрывается в словах, но всегда в делах. Мерой отношения человека является его поступок и тем в большей степени, чем более трудной (внешне или внутренне) является задача, которую ему приходится решать, или препятствия, которые ему приходится преодолевать.

(Больше можно посмотреть статью на сайте http://www.medklassika.ru/myasishev_1960/6/)

​32. Учет индивидуальных особенностей личности в психолого-педагогической деятельности.

(НЕ ФАКТ, ЧТО ПРО ЭТО НАДО)

Индивидуальный подход- важныйпсихолого-педагогическийпринцип, согласнокоторомувучебно-воспитательнойработесдетьмиучитываютсяиндивидуальныеособенностикаждогоребенка.

И. п. ввоспитаниинеобходимв2отношениях:1) онобеспечиваетиндивидуальноесвоеобразиевразвитиидетей, даетвозможностьмаксимальногоразвитиявсехимеющихсяуребенкаспособностей; 2) безучетаиндивидуальныхособенностейребенкапедагогическоевоздействиеможетоказатьнанегосовсемнетовлияние, накотороеонобылорассчитано. Педагогическоевоздействиевсегдаопосредуетсяпсихологическимиособенностямиребенка, ипотомухарактериэффективностьвоздействияопределяютсянетолькоегообъективнымиособенностями, ноитем, каконовоспринимаетсяребенком.

СущностьИ. п. ввоспитаниизаключаетсявтом, чтообщиецеливоспитанияконкретизируютсявсоответствиинетолькосвозрастными, ноисиндивидуальнымиособенностями. ОсобеннобольшоезначениеИ. п. имеетприперевоспитании, т. е. втехслучаях, когдаприходитсянетолькоформироватьуребенкановыеположительныекачества, ноипреодолеватьужеимеющиесяотрицат. Опытпоказывает, чтоотсутствиеИ. п. приперевоспитанииприводитктому, чтодажемногократноприменяемыемерывоздействиячастоостаютсябезрезультатными.

Когдаиндивидуальныеособенностиуч-сянеучитываютсявпроцессеобучения, болееспособныеиразвитыезадерживаютсявсвоемумственномразвитии:унихснижаетсяпознавательнаяактивностьитемпусвоенияматериала, крометого, могутсформироватьсятакиеотрицат. качества, каклень, безответственноеотношениекучениюипр. СлабыеученикитемболеестрадаютототсутствияИ. п.

ДляосуществленияИ. п. каквобучении, такиввоспитаниинеобходимоспециальноеизучениепсихологическихособенностейдетей. Дляэтогоприменяютсяразличныеметодыисследования:наблюдение, специальныетесты,естественныйэкспериментидр. Дляучителейивоспитателейважнеевсегоизучитьдетейвестественныхусловияхпедагогическогопроцесса; большимподспорьемдлянихявляетсяпсихолого-педагогическаяхарактеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.