Особенности режиссуры масленицы как народного праздника — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности режиссуры масленицы как народного праздника

2022-11-27 119
Особенности режиссуры масленицы как народного праздника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Феномен массового праздника представляет собой своеобразную диалогическую проекцию истории в современность, своего рода генетическую ось, на которую нанизаны различные историко-культурные пласты; черпая материал в гуще народной жизни, массовые праздники и зрелища, в то же время адаптируют и преломляют его к современным условиям», – пишет Литвинова М. В. в своем исследовании массовых праздников и зрелищ. [17].

Народные праздники существуют во всяком обществе как непременный институт, общественное и культурное явление, образуя часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, отдельных слоев и групп, своеобразную форму регуляции человеческой деятельности.

Литвинова М. В. считает, что отличительной особенностью народных представлений является «человек, пришедший на праздник, он должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработке важно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время праздника» [17]. При этом важным представляется внесение в действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. Она отмечает, что сущность режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и в разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей:

· создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной программы;

· использование режиссерских методов «театрализации», «иллюстрирования»;

· сочетание различных видов деятельности: творческой, исследовательской, педагогической, драматургической, исполнительской в условиях подготовки праздника;

· организационная работа с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действ, зрителей);

· использование в постановках разнообразных эмоционально-выразительных средств (художественных, документальных, игровых, технических);

· использование в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, интермедийных и др.) [17].

Поэтому, необходимо определить целевую аудиторию, масштабность планируемого праздника и место проведения.

Народный праздник подразумевает обхват большого количества людей. Поэтому, важно подобрать такую форму проведения народного праздника, которая позволит всецело охватить и вовлечь публику. В настоящее время, наиболее распространенной формой проведения современных народных праздников является гуляние.

Гуляние – приуроченное к какому-либо праздничному событию пребывание человека на открытом воздухе в местах массового отдыха [28].

Народные гуляние – это яркое выражение чувств, эмоций, настроения, особенно в момент единения людей, осознание ими своей значимости, гордости за свой народ, демонстрация красоты тела, силы духа и чувства собственного достоинства.

Важными художественными элементами, которые встречаются в масленичных гуляньях это:

· музыкальные элементы праздника – масленичные песни, частушки под кулачные бои.

· танцевальные элементы праздника – хороводы (в отдельных местностях России);

· изобразительные элементы праздника – изготовление чучел Масленицы, костюмов и личин ряженых;

· театральные элементы праздника: масленичные комедии, шествия и заигрыши ряженых.

В режиссуре народных праздников основой для построения действия являются традиции и фольклор, столь важные для методики их использования в сценарно-режиссерском замысле праздников. Они проявляются в наиболее повторяющихся типах театрализованного действа в качестве реального канала проявления активности личности. Поиск и обоснование таких каналов активизации, программирование в замысле включения человека в массовое действие чрезвычайно актуальны, так как избавляют от часто повторяющейся ошибки сценарно-режиссерской разработки праздников и обрядов – пассивной роли в них аудитории, ее преимущественно зрительской позиции.

Опираясь на традиции, любой народный праздник имеет строгую конструкцию: 1) зачин (начало); 2) разгул (набор праздничных обрядов и ритуалов; 3) перелом (кульминационный обряд или ритуал); 4) спад (завершение гуляния).

Переводя данную конструкцию на режиссерский язык, мы получаем традиционное композиционное построение любого представления: 1) экспозиция и завязка; 2) развитие действия; 3) кульминация и 4) развязка.

Но в драматургии народного праздника данное композиционное построение приобретает специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении разнородных эпизодов, номеров и игр. Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество – драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность времен. Нельзя, особенно в народном празднике, имеющем в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о традициях, обрядах и ритуалах.

Создание сценария народного праздника требует от сценариста знания и понимания существа предмета, то есть знание ритуального и обрядового комплекса, соответствующего данному народному гулянию.

Следует так же иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. «Для режиссера сценарий является не просто руководством определенной последовательности праздничных и обрядовых действий, но драматургически разработанным планом, в котором, безусловно, обрядовое действие с реальными участниками становится его художественным», говорит Литвинова М. В. [17].

Основой обрядности Масленицы служат проводы Зимы, как символ обновления природы. Основными обрядами в структуре празднования масленичной недели являются: обычаи встречи Масленицы, приуроченные к воскресенью накануне праздника; масленичный стол; катание на конях; катание с гор и катушек; масленичное ряженье; обычаи с молодоженами; ритуалы проводов Масленицы; очистительные и завершающие обычаи Чистого понедельника.

Действие народного праздника лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии народного праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода, являются специфичными для сценариста и режиссёра театрализованного действия.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из былины, фрагмент обрядового действа, они чередуются с массовыми действиями участников.

Несмотря на возможность отсутствия прямой последовательности в действии, сценарий обязательно должен иметь экспозицию, то есть ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Завязка, как и экспозиция, из которой она переросла, должна быть предельно чёткой и лаконичной. Они несут большую психологическую нагрузку. Основное действие должно иметь строго логичное построение темы, каждому эпизоду необходима завершенность. Действие должно идти по восходящей, вплоть до кульминационного момента. После кульминации, действие идет по нисходящей и близится к развязке и финалу.

В поиске персонажей действа, следует опираться на отношение человека к окружающей его природе. Исстари оно строилось на основе своеобразного «договора», реального потому, что человек видел в природе партнера, с которым возможен диалог. «В роли партнера могли предстать различные природные силы и явления, очеловеченные фольклорно-символической образностью. При этом как бы объединялись в мифологии, этнографии мир человека и природы, поддерживалось равновесие» – пишет исследователь русского народного традиционного календаря Черных А. В. в своей диссертации [30].

Он также подчеркивает, что «языческие обряды основывались на договорных, двусторонних, обменных связях человека и природных сил, а религиозные обряды – на одностороннем, покровительственном к человеку отношении» [2, с. 97]. В силу этого «договорная модель» возникает на определенном этапе развития у всех народов.

Еще одним важным аспектом в режиссуре народного праздника Масленица является поиск приемов активизации и вовлечения зрителя в театрализованное действие.

Выделяют несколько способов активизации зрителей:

· вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;

· физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям;

· художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность.

Данные приемы можно воплотить в жизнь посредством «заманивания» и «провокации» зрителя. В отличие от «заманивания», когда зритель включается в процесс сам, под воздействием различных факторов влияния действия на его подсознание, «провокация» имеет более жесткое влияние на человека – зритель вынужден принять участие, в результате подначки, розыгрыша, вынуждения со стороны действующих лиц.

Вовлечение зрителя требует особых качеств от актера или ведущего (способность к импровизации, постоянная готовность к неожиданности, находчивость) и от режиссера знания психологии массы, законов ее восприятия, умения добиться реакции. Но, к сожалению, довольно часто на подобных мероприятиях можно встретить равнодушную публику, сторонних наблюдателей, что затрудняет порой положение актеров.

Не последнее место в режиссуре народного праздника является выбор выразительных средств. Чаще всего внимание режиссера останавливается на следующих выразительных средствах: музыка, костюмы, реквизит, шутки.

Музыка в народном празднике создает атмосферу эпизода, задает действию необходимый ритм, подсказывает зрителю его действие, погружает его в соответствующую атмосферу. Здесь у режиссера есть возможность вовлечь в действие дополнительных исполнителей: фольклорные ансамбли, оркестры, танцевальные коллективы. Музыка здесь может быть сюжетной, иллюстрацией и фоновой, она может выражать внутренний мир героя или быть контрастной по отношению к действию. Но помимо всего, в представлении она еще играет ассоциативную роль, являясь символом, знаком какого-то события.

Правильный подбор костюмов для действующих персонажей позволяет зрителю сразу определиться в своих симпатиях и антипатиях, понять эпоху происходящего, и различать персонажей в целом. У человека сильно развито визуальное восприятие, поэтому костюм в народном празднике является необходимым атрибутом для создания образа персонажа.

Использование яркого, запоминающегося реквизита позволяет пробудить интерес зрителя к игровому процессу, особенно среди младшего поколения. Но важно, чтобы этот реквизит соответствовал выбранной теме народного праздника.

Выводы: Таким образом, мы понимаем, что драматургия и режиссура масленицы как народного праздника процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить данное действо и др.

Заложенные в народном празднике высокая духовность и нравственность, выступают гарантами уважения к традициям, доброжелательного отношения между окружающими, любви и бережного отношения к природе. Языческое наследие и высокая культура нашей страны – два источника, обеспечившие развитие славянского мира [23, с. 13]. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.

Воспитательная роль народного праздника, прежде всего – в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек.

Проанализировав понятие народного праздника, особенности масленицы как народного праздника, а также особенности режиссуры масленицы как народного праздника, можно сделать следующие выводы.

Масленица в поле повседневности русского человека приурочена к смене сезонов – проводам зимы и встрече весны. В церковном календаре Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим Постом, за семь недель до Пасхи.

В результате исследования выделены основные блоки масленицы. Это встреча и проводы праздника, имеющие значение встречи весны и проводов зимы; поминовение усопших ради их почитания и обеспечения благосклонности к живым; ряжение, реализующее перевернутое поведение, «бесчинства»; сооружение и уничтожение чучела, имеющее значение прощания с зимой, с праздником, со скоромной едой, с девственностью как состоянием; кулачные бои со значением борьбы старого и нового, демонстрации своей силы и энергии, иначе манифестация жизнеспособности; жжение костров, имеющее значение прощания со старым (старыми вещами, старыми состояниями) и одновременно очищения, возрождения, плодородия; чествование молодоженов с целью стимуляции плодовитости их самих и, благодаря этому, плодородия земли; катание с ледяных горок ради урожая, в частности, урожая льна, конопли; катание на лошадях – также ради плодородия и плодовитости; использование зеленого деревца со значением маркера переходного периода, нового состояния, роста, вегетации; обильная трапеза, значение которой заключалось в стимуляции обилия во всем; запреты на различные виды работ, как правило, имеющие значение оберега в праздники и переходные периоды.

Народные гуляние – это яркое выражение чувств, эмоций, настроения, особенно в момент единения людей, осознание ими своей значимости, гордости за свой народ, демонстрация красоты тела, силы духа и чувства собственного достоинства.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.