Глава I . Специфика режиссуры Масленицы как народного праздника — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава I . Специфика режиссуры Масленицы как народного праздника

2022-11-27 1001
Глава I . Специфика режиссуры Масленицы как народного праздника 2.81 из 5.00 42 оценок
Заказать работу

В данной главе анализируется понятие народного праздника, особенности масленицы как народного праздника, а также особенности режиссуры масленицы как народного праздника.

 

Что такое народный праздник

Для того чтобы дать полное определение понятию «народный праздник», стоит разобраться в значении каждого составляющего.

В толковом словаре Ожегова дается следующее определение понятию «народный» – «свойственный, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению» [22].

В некоторых источниках встречается и такое определение данного понятия – «принадлежащий народу, государственный; прочно, тесно связанный с народом, его историей, культурой, отобразивший в себе характерные свойства народа» [27].

Ефремова Т. Ф. в своем «Толковом словаре русского языка» определяет понятие «народный» как «принадлежащий стране, народу; созданный народом» [10].

Обобщая опыт представленных выше исследователей, можно прийти к следующему определению: народный – созданный народом, принадлежащий народу, управляемый народом.

Подходя к определению понятия «праздника», следует отметить, что в научной литературе встречается внушительное количество определений этого феномена культуры.

Даль В. И. интерпретирует «праздник», исходя из прилагательного «праздный» (незанятый, свободный), как «праздное время» – период, когда не нужно работать [7].

В толковом словаре Ушакова определения «праздника» представлено гораздо шире, чем у Даля, но он связывает это понятие с определенными днями: 1. День памяти какого-нибудь религиозного события или святого (например, праздник Пасхи). 2. День торжества какого-нибудь выдающегося, исторического, гражданского события (например, День Победы). 3. Веселье, бал, день массовых игр, развлечений. 4. Официально установленный общий день отдыха по определенным дням [25].

Ожегов С. И., как и Ушаков Д. Н., определяет праздник, связывая его с обусловленными днями: 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-/чего-нибудь. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь [22].

В своем труде «Праздник, как социально-художественное явление» Мазаев А. И. пишет: «праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно [19, с. 11].

Л. С. Лаптева говорит: «Праздник – это традиционная народная форма отдыха; это удовлетворение естественной для человека потребности в массовом общении, причем в обстановке, отличительной чертой которой является мажорность; это вид народного творчества, в котором перекликаются и сочетаются в новом художественном и смысловом качестве все виды и жанры искусства» [16].

«Праздник – это духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей, апробированных межпоколенным общением людей и протекающая в сакральном времени и пространстве, свободно, в соответствии с регламентом праздничного кодекса» [15, с. 10] – такое определение дает Лазарева Л. Н. в своем труде «История и теория праздников».

Степанова И. В. считает, что «праздник – явление всеобщее и постоянное именно в социально-культурной жизни народа, так как оно возникает только там, где существуют духовные связи между людьми» [24, с. 47]

Лаврикова И. Н. считает, что любому празднику «свойственна система социальных функций, которая характеризует воздействие данного явления на общество и на общественную жизнь; именно функции праздника помогают определить его социальную роль в обществе [14].

Изучив вышеизложенные определения, пропустив их через призму времени, можно составить следующую дефиницию: праздник – это особый период непосредственного интенсивного взаимодействия социальной и развлекательной сферы человеческой жизни, противоположный будням, один из главных механизмов формирования системы ценностей общества.

«Всеобщность праздников, начиная с эпохи каменного века, позволяет считать их постоянным элементом человеческой культуры, а их соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей», считает Степанова И. В. [24].

Разобрав понятийно составляющие понятия «народный праздник», составим следующую формулировку данного понятия: народный праздник – это особый тип социально-культурного поведения народа в часы досуга, которое обусловлено традициями, ритуалами, обычаями и обрядами, утверждающий мировоззрение общества и его идеалы.

Считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно, так как народные праздники обусловлены традициями, их содержание основано «на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения, на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества» [33].

Праздник возникает и меняется на почве потребности, считает Л. Н. Лазарева: «1) пока жива ценность, до тех пор группа людей находит в ней опору, верит в нее и художественно оформляет эту идею в праздник; 2) если наблюдается упадок идеи, угасание веры в ценность блага, то исчезает и потребность в празднике, который реализует эту идею» [15, с.19-20].

Возникновение народных праздников непосредственно связано с природой. Из земледельческого календаря формировался праздничный календарь, связанный с характером деятельности определенного времени года: весной – надежды человека на будущий урожай; летом – большое количество разнообразных работ, поэтому отсутствие больших праздничных дат; осенью – сбор урожая; зимой – подготовка к будущему.

«Сложившиеся и сохраняющиеся на протяжении веков календарные и бытовые праздники считались рациональными (разумными) с точки зрения их социальной полезности, так как в процессе участия в праздничном действии происходило воспитание целого народа и каждого человека в отдельности, создавалась мощная психологическая поддержка людей, необходимая в периоды войн, экономических или экологических потрясений» [32], считают Шамсутдинова Д. В. и Турханова Р. И..

Есть несколько понятий, которые непосредственно связаны с понятием «народный праздник», которые составляют его основу:

1. Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная, стереотипная система действий; выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности [28].

2. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человека. Это художественное осмысление важного события в жизни человека или природы. Для обряда как минимум необходимы: событие, коллектив людей, связанных с этим событием, «сопереживающих» ему, и особая знаковая система [15, с. 11].

3. Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Можно сказать, обычай – это стереотипное поведение в стереотипных условиях [15, с. 11].

4. Традиция (лат. tradition – «передача, повествование») – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. [15, с. 11].

По мнению К. Касьяновой, «обряд создает праздник, а праздник останавливает время и высвобождает человека из подчинения ему, позволяет человеку «выпрыгнуть» из бесконечной гонки за своим будущим. И только при этом условии возможна эмоциональная встряска и разгрузка, снятие напряженности. Но вся трудность заключается в том, что хотя обряд и может создать человеку праздник, создать сам обряд невозможно по усмотрению и для определенной цели: для того, чтобы набрать силу, обряду нужны столетия» [13, с. 146-147].

Перечисленные выше понятия, так или иначе, были связаны с игровым действием. Так как народный праздник обусловлен традициями, обычаями, обрядами и ритуалами, то и он носит игровой характер. «Утрата праздником игрового элемента или превращение этого элемента в «фальшивую игру» самым ущербным образом сказывается на его содержании» [14].

Народный праздничный календарь на протяжении многовековой истории претерпевал большое количество изменений, связанных с крупными историческими вехами (крещение Руси, петровские преобразования, крах самодержавия).

«Современная модель традиционных народных праздников (календарных, семейно-бытовых) становится вторичной. Свое магическое значение календарные обряды и песни утратили, оставаясь в памяти старшего поколения традиционными праздничными увеселениями. Поэтому, сегодня важно показать молодому поколению, как жили их предшественники, воспитать уважение к традициям, к своим корням» [9].

Выводы: Таким образом, народные праздники способствует воспитанию каждой личности, в частности, и общества в целом, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску.

Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного [3]. Народный праздник – это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, ритуалами и обрядами.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.