Военно-научной жизни Русской эмиграции — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Военно-научной жизни Русской эмиграции

2022-10-27 39
Военно-научной жизни Русской эмиграции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Париж. Курсы. Для молодых людей, желающих получить военное образование в рамках военно-училищных курсов, занятия по четвергам, от 21 до 23 час. Лица, желающие записаться в состав постоянных слушателей этих курсов, должны подать заявления об этом помощнику главного руководителя курсов генералу Репьеву.

 

Военно-морской группой, в которую входят выпускники 1918, 1920 и все три выпуска 1922 г., организованы вечерние гардемаринские курсы, имеющие целью ознакомление с военно-морскими знаниями, по программе Морского Корпуса находящихся в Париже гардемарин.

 

Прага. При Кружке по изучению мировой войны организован «Кружок групповых занятий по прикладным знаниям». Организация ставит целью ознакомление с современными уставами и техникой в рамках знаний, необходимых для офицеров низших войсковых единиц (рота, батальон).

 

Доклады. Париж. Во Французской Академии (Высшей Школе) весной этого года генерал от инфантерии Данилов и генерал Головин прочли ряд лекций о русских военных операциях. Начальник Академии генерал Дюфур произнес речь, в которой, в связи с лекциями генерала Данилова и генерала Головина, указал на колоссальное значение операций на Русском фронте для исхода Мировой войны.

 

В «Собрании Галлиполийцев» 24 апреля полковник Зайцов — «О действиях Л.Гв. Семеновского полка в войну 1914–1917 гг.»

 

В «Союзе офицеров Кавказской Армии» генерал-майор Потоцкий — «Инициатива частных начальников по опыту Великой войны».

 

В разных местах прочитаны: генералом Головиным — «Галицийская битва 1914 г.»

 

Прага. В кружке по изучению Мировой войны 26 октября и 6 ноября 1929 г. Генерального штаба полковник Добрынин — «Тактические и технические этапы Мировой войны и «Современная русская военная мысль» (опыт библиографической сводки). Полковник Бигаев — «Психология армии». Инженер Вильган — «Удушливые газы в Мировой войне и в войне будущего». Профессор генерал Рябиков — «Авиация». Генерал Шиллинг — «2-я Финляндская стрелковая дивизия в августе и сентябре 1915 г.». Генерал Михеев — «Стратегическая работа конницы по опыту Мировой войны». Профессор генерал Иностранцев — «Фош как военный мыслитель и человек». Л.Ф. Маргеровский — «Армия и народ». Инженер-полковник И.Шайтанов — «Зенитная артиллерия». Волкобрун — «О Петровских военных законах».

 

Сан-Франциско. В «Обществе Русских Ветеранов Великой Войны» 30 июля, генерал Будберг — «Владивосток перед Русско-японской войной».

 

Белград. 12 и 15 мая 1929 г., генерал-майор Егоров — «Германская кавалерия в 1914 г. в Бельгии и Франции с начала кампании до битвы на Марне».

 

Культ военных зиВний 433

 

28 мая, генерал-лейтенант Баскаков по. случаю 25-летней годовщины со дня кончины генерала Г.А. Леера — «Известность. Знание. Категория генерального штаба. Прагматизм. Военные достижения. Стратегия. Доктрина».

 

24 апреля, вице-адмирал Ненюков — «Начало Русско-японской войны и первое нападение на Порт-Артур».

 

19 июня, полковник Дрейлинг — «Красная Армия» и 7 августа его же — «Психология пехотинца».

 

5 июня, генерал-майор Матковский — «Великое значение России в победах Великой войны».

 

2 октября, генерал от нфантерии Флуг — «Вторжение монголов в Европу в XIII веке».

 

9 и 16 октября, генерал от кавалерии Драгомиров — «О набеге Сводной кавалерийской дивизии в начале войны».

 

26 ноября, полковник Степанов (Командующий Армией) — «О действиях белых на Волге и взятии Казани в 1918 г.».

 

11 декабря, капитан Свидерский — «Русская граница в военном отношении».

 

Вестник Военных Знаний. — 1930. — № 4. — С. 39–40.

 

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ В ПАРИЖЕ 100-ЛЕТИЯ

 

ИМПЕРАТОРСКОЙ НИКОЛАЕВСКОЙ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ

 

(26 ноября 1832 г. — 26 ноября 1932 г.)

 

Знаменательный день 100-летия учреждения праздника русской военной науки — Императорской Военной Академии — был отмечен в Париже торжественным молебствием, в Александро-Невском храме, с поминовением Державного Основателя Академии — Императора Николая I и всех почивших Императоров, при которых протекала деятельность Академии, бывших начальствующих лиц и питомцев, а вечером того же дня бывшими Профессорами и членами Конференции, генерал-лейтенантами Гулевичем, Головиным и Алексеевым, совместно с представителями Р.О.В.С* — ген. Миллером и Русской Академической группы в Париже — проф. А.Н. Ан-цыферовым, устроено было в собрании Общества Галлиполийцев торжественное заседание.

 

Представители Российской армии и флота, бывшие питомцы Академии и настоящие слушатели Высших Военно-Научных Курсов, представители многих общественных организаций и союзов и вообще Зарубежной России, в огромном числе заполнивших большой зал и прилегающий к нему обширный холл, явились на чествование alma mater Русской военной науки.

 

Над столом президиума возвышался большой портрет Имп. Николая I, украшенный национальными лентами, фотография Имп. Николая II и литография с изображением офицеров ген. штаба в формах времен Имп. Александра И.

 

Заседание открыл Председатель Р.О.В. Союза ген. Миллер предложением: избрать председателем настоящего торжественного собрания виднейше—

 

Русский Обще-Воинский Союз. — Сост.

 

434

 

го и единственного из находящихся в живых представителя бывшей Российской государственности — графа В.Н. Коковцова, что и было встречено единодушными аплодисментами всего зала.

 

Затем Заслуженный Профессор ген.-лейт. Гулевич в блестящей краткой речи дал сжатый, но яркий очерк истории Военной Академии. Отметив этапы в развитии военного дела, предшествовавшие учреждению Академии, ген. Гулевич обрисовал работу в самой академии по периодам, характеризовавшимся деятельностью наиболее выдающихся ее начальников: ген.-ад. Сухозанета, ген.-лейт. Леонтьева, ген.-ад. Драгомирова, ген-лейт. Леера и последних 16-ти лет перед революцией. В заключение оратор посвятил несколько слов деятельности образовавшихся за границей Высших Военно-Научных Курсов, преемственно воспринявших традиции Императорской Академии.

 

С напряженным вниманием прослушана была последующая академическая военно-научная лекция Проф. ген.-лейт. Головина на тему: «Пути современной военной науки», посвященная светлой памяти Засл. Проф. и Нач. Академии — ген. Леера. <...>

 

Речь ген. Гулевича и доклад ген. Головина, выслушанные с неослабевающим вниманием, были покрыты длительными аплодисментами.

 

После перерыва гр. Коковцов обратился с приветствием к представителям бывшей Имп. Ник. Воен. Ак., генералам Гулевичу, Головину и Алексееву, заметив, что он выступает как последний из оставшихся в живых представителей высшей исполнительской власти былой Императорской России. В красиво построенной речи гр. Коковцов указал, что значение Академии в ее поступательном развитии вышло далеко за пределы ее служения военному делу: питомцы Академии, на пространстве времени, истекшего с ноября 1832 г., встречаются на самых разнообразных поприщах служения Родине, как на высших ступенях государственной иерархии, так и в рядах высшего Государственного Управления. Закончил свое приветствие гр. Коковцов пожеланием, чтобы молодое поколение питомцев академии и слушателей Высших Военно-Научных Курсов всегда помнили примеры и заветы своих славных старших поколений и чтобы, подобно им, всегда были гитовы отдать свои силы на служение Родине.

 

Ген. Миллер прочел и передал ген. Гулевичу адрес от Р.О.B.C., вложенный в художественно исполненную папку.

 

Проф. А.Н. Анцыферов приветствовал Юбиляра от имени Русской Академической Группы в Париже.

 

Адмирал А.И. Русин, выступая с задушевным приветствием от Николаевской Морской Академии, как бывший ее Начальник и от имени Военно-Морских организаций указал На тесную, совместную, дружную и непрерывную работу Сухопутной и Морской Академий во славу и величие дорогой нашей Родины.

 

Краткое и горячее приветствие от имени Высших Военно-Научных Курсов было сказано проф. ген.-шт. полк. Зайцовым.

 

В заключение ген. Алексеевым были оглашены многочисленные приветствия (около двухсот), присланные ко дню 100-летия основания Военной Академии от Особ Императорской Фамилии, общественных и военных организаций, союзЪв и отдельных лиц.

 

Торжественное празднование в Париже 100-летия Императорской Военной Академии /'Русский Инвалид. — 1932. — № 50.

 

Культ военных знаний—

 

435

 

ПРИВЕТ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ

 

П. Краснов

 

В этом, 1932-м году, исполнилось сто лет с того дня, когда в России Императором Николаем I была основана Императорская Военная Академия, впоследствии «Николаевская Академия Генерального Штаба», потом — «Императорская Николаевская Военная Академия».

 

Как молода Россия! Всего сто лет Военной Академии! Есть люди — их, правда, очень немного, — которые уже жили, когда она только зародилась. В нашей памяти те, кто за столь недолгий срок ее прославили. Про одних мы слышали, а других многие из нас видели и знали как крупных созидателей Русского военного дела. Мы помним Леонтьева, Милютина, Драгомирова, Леера, Скобелева, Великого Князя Николая Николаевича Младшего, Куропаткина, Гродекова, Пржевальского... В своем месте люди, более близкие к Академии Генерального штаба, помянут всех тех, кто оставил след в Русской военной науке, кто вплел новые, свежие лавры в венок славы Русского оружия.

 

Мой привет — привет человека из строя, офицера Академии стороннего. Как часто мы, строевые, были несправедливы к «штабным». «Черное духовенство», «моменты» — в этих прозвищах сказывалась, конечно, и прежде всего, зависть к более быстрой, интересной и увлекательной карьере офицеров Генерального штаба — напрасная зависть, потому что никому в России не были закрыты двери для высшего военного образования; сказывалось и столь свойственное людям необразованным вообще, а русским недоучкам особенно, желание пренебрежением и насмешкой скрыть досаду на свою необразованность.

 

Мне приходилось видеть работу офицеров Генерального штаба в обстановке исключительной, в обстановке громадного напряжения, и я не мог не преклониться перед ними. В марте 1915 года 1-я Донская казачья дивизия генерал-лейтенанта Чоглокова с 10-й кавалерийской дивизией генерал-лейтенанта графа Келлера составили III Конный корпус. Прошло несколько дней, явился штаб корпуса с начальником штаба генералом Крымовым, и два разных тела, две части, взятые из разных округов, с разных фронтов, составили одно целое — III Конный корпус, вписавший столько блестящих страниц в историю Русской конницы.

 

В июле того же года мне пришлось быть свидетелем, как 2-я Казачья Сводная дивизия и 16-я дивизия офицерами генштаба с генералом Черечу-киным были слажены в IV Конный корпус генерала Гилленшмидта.

 

Еще более резкий пример творческой работы офицеров Генерального штаба я видел в мае 1918 Г., когда, будучи избран Донским Атаманом, я застал полный хаос в войсковой организации. Вместо полков, дивизий и корпусов были отряды разного качества, численности и вооружения, носившие имена своих начальников. Неутомимой работой рядовых офицеров Генерального штаба (все это была молодежь, во время войны не занимав—

 

436

 

шая мест выше начальника шт. дивизии) был создан настоящий Штаб Донского Войска и настоящая Донская армия.

 

И сейчас не офицеры ли Генерального штаба во всех странах Русского рассеяния удерживают бывших офицеров в организованном состоянии} Не они ли крепят и ширят Русский Общевоинский Союз?

 

Знание — великая сила. Знание, соединенное с умением, — создают ту мощь, которая позволяет с философическим спокойствием смотреть на ужасное разрушение, которое делают большевики в России и в ее армии.

 

После революции 1917 г. Императорская Военная Академия фактически перестала существовать. Ее сменили: в Союзе советских социалистических республик — «Школа красных маршалов», в Зарубежной России — «Высшие Зарубежные Военно-Научные Курсы генерала Головина».

 

Мы не знаем точно, как и чему учат в «школе красных маршалов». Сведения о ней, как и о самой красной армии, весьма противоречивы. Трудно предположить, чтобы в ней, имеющей своими слушателями краско-мов с ограниченным образованием и малым военным кругозором, продолжались традиции Императорской Военной Академии, трудно потому еще, что и она перегружена политграмотой и готовит своих учеников не столько для защиты Отечества, сколько для гражданской классовой войны. Возможно, что и она, как и сама РККА, есть некоторое подобие тем гигантам, какие создает советская власть, различным днепростроям, кузнецкстроям, небоскребам — домам для рабочих, т.е. грандиозный блеф, пускание пыли в глаза иностранцам, великан на глиняных ногах.

 

Потому-то в день памяти столетия со дня основания Русской Военной академии мои мысли обращаются не к «школе красных маршалов» РККА, но к Высшим Зарубежным Военно-Научным Курсам генерала Головина. Именно в них вижу я непрерывность существования Российской Военной академии и Русской военной науки. Пусть в этот день столетнего существования Императорской Военной Академии примут мой почтительный привет и поздравления казака-солдата те, кто преемственно продолжил ее существование — Высшие Зарубежные Военно-Научные Курсы генерала Головина — в лице их Начальника и Основателя — профессора генерала Николая Николаевича Головина, профессоров курсов и слушателей их, тех честных, доблестных, великих Русских офицеров, которые в трудах и заботах своего изгнания нашли время, средства и силы продолжить учиться, чтобы в ту минуту, когда это потребуется, прийти со своими знаниями на помощь Российской Армии.

 

Русский Инвалид. — 1932. — № 49.

 

Культ

 

знаний

 

437

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.