Предупреждение ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Предупреждение ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов.

2022-10-27 83
Предупреждение ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речевые ошибки нередко наблюдаются при использовании фразеологизмов. При этом чаще всего они связаны с незнанием точного значения фразеологизма, его стилистических особенностей или возможностей сочетаемости. Среди ошибок чаще всего наблюдаются следующие:

1. Замена одного из слов во фразеологизме паронимом: Он смутился и вошел в себя (вместо: Он ушел в себя).

2. Отход от грамматической формы, закрепленной традицией: Остается тайной, как такую махину смогли воздвигнуть четыре человека, пусть даже семи пядей во лбах и косых саженях в плечах.

3. Употребление фразеологизма без учета его значения: Поняв, что убедить его не ездить туда невозможно, мы махнули на него рукой и сказали: «Пусть земля тебе будет пухом».

4. Употребление фразеологизма без учета его образного значения: Приступая к работе на дрейфующей станции, наш коллектив поначалу не чувствовал почвы под ногами.

5. Соединение элементов различных фразеологизмов: Гроша выеденного не стоит. Это соединение двух близких по значению фразеологизмов: Яйца выеденного не стоит и Гроша ломаного не стоит.

 В чем состояла ошибка, допущенная при использовании в речи фразеологизмов? Исправьте ее.

1. Язык не поднимается говорить об этом.

2. Многие, зная об этих безобразиях, смотрят на фокусы предприимчивых дельцов спустя рукава.

3. Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.

4. Со всех своих длинных ног она бросилась бежать.

5. Оратор говорил визгливым голосом, как иерихонская труба.

6. Он любого способен провести вокруг пальца.

7. А принять хорошо гостей вовсе не означает до упаду накормить их.

8. Температура общества и так уже доведена до критической точки кипения.

 

Самостоятельная работа «Анализ фразеологических оборотов в тексте»

Задание.

1. Найти все фразеологизмы, упоминаемые в тексте.

2. Объяснить значение фразеологизмов.

3.Составить предложение с 5 любыми фразеологизмами, встретившимися в тексте.

 

Зоологическая элегия

Я был в зачарованном мире,

В далеких волшебных краях,Он плавает в сказочном мореНа трех легендарных китах.Там песнь лебединая льется,Там гадкий утенок живет,Там ищут заблудшие овцыБаранов у новых ворот.Там водится синяя птица,Свистит по-разбойному рак,Там лают на девять псов-рыцарейНерезанных десять собак.Верблюд там в ушко от иголкиПролезть почитает за труд,И в шкурах овечьих там волкиКозлов отпущенья дерут.Премудрый пескарь там ютится,Сверкает жар-птица огнем,И кляча истории мчитсяВ упряжке с троянским конем...Как любим зверей этих все мы...Но брел я печален и зол:Где наши собаки на сене?Где наш буриданов осел?Неужто совсем невозможноНам выдумать наших зверей?Поэт! Современник! Художник!Зажгись! Вдохновись! Озверей!Пускай же немедля взлетаетФантазии красный петух!Друзья, нам слонов не хватаетВ таком изобилии мух!

                                                                  Павел Хмара

7. Проверочная работа «Лексические нормы русского языка» (тренировочный вариант)

1. Задание: найдите речевые ошибки, допущенные в следующих предложениях, и запишите исправленный вариант предложений.                                          

1. К нам подошел молодой мальчик.

2.Старые ветераны не собираются останавливаться на достигнутых лаврах.

3. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

4. У него очень беден словарный состав слов родного языка.

5. Ладонью руки он медленно гладил ребенка по голове.

6. Раскольников все делает инкогнито, ни с кем не советуется.

7. Хочется особо отметить дуэт двух тромбонов.

8. На уроке он изложил главную суть этой книги.

9. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

10. Физкультура играла большое значение в его жизни.

2. Выполните задания по теме «Фразеология»

а) Подберите фразеологические синонимы к следующим словам и словосочетаниям.

- плохо выполнять работу

- замолчать

- говорить ерунду

б ) Какие фразеологизмы используются в следующих ситуациях:

- так говорят о человеке, который занимается ерундой, бездельничает

- оказаться в глупом, неловком положении

- дальний родственник

в) Подберите антонимичный фразеологизм

- держать ушки на макушке

- комар носу не подточит

- яблоку негде упасть

г) Какие черты характера или качества человека выражают фразеологизмы?

- без царя в голове

- витать в облаках

- буриданов осел

д) Придумайте предложения со следующими фразеологизмами

- петь дифирамбы

- гадкий утенок

- авгиевы конюшни

- филькина грамота

                                          

РАЗДЕЛ 2

«Грамматические нормы и речевая культура»

Словообразовательные нормы.

 

          В русском языке постоянно появляются новые слова. Это закономерное явление связано прежде всего с потребностью носителей языка назвать новые предметы и явления действительности, обновить имеющиеся словарные ресурсы за счет более экспрессивных, более выразительных слов. Процесс образования новых слов на базе имеющихся называется словообразованием.

Словообразование — образование слов (обычно на базе однокоренных) по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксов (значимых частей слова), словосложения и других формальных средств. Вновь образованные слова называются производными (или мотивированными), а те, от которых образуются новые слова, — производящими.

Слова появляются в русском языке разными путями. Большую роль в обновлении словаря играет образование слов по существующим моделям с помощью специальных словообразовательных средств. Образование нового слова с помощью различных словообразовательных средств относится к тому или иному способу образования. Для современного русского языка характерны следующие основные способы образования новых слов:

а) с помощью суффикса: банк — банковский, валюта — валютчик, доход — доходность, металл — металлист, меценат — меценатство, нарколог — наркологический, компьютер — компьютеризация, рынок — рыночник, аппарат — аппаратчик, Ельцин — ельцинист, Горбачёв — горбачёвец;подписать — подписант, силовой — силовик;

б) с помощью приставки: кормить — прокормить, индексировать — проиндексировать, перестроечный — доперестроечный — постперестроечный — антиперестроечный, мера — контрмера, западная — прозападная, осторожный — суперосторожный, звезда — суперзвезда, компьютер — суперкомпьютер;

в) с помощью частицы -ся: расколоть — расколоться, качать — качаться, обанкротить — обанкротиться, оторвать — оторваться, раскрутить — раскрутиться; с помощью приставки и суффикса (или частицы -ся) одновременно: копить — накопитель, политика — деполитизация, референдум — постреферендумный, рынок — по-рыночному, совок — по-совковому, чёрный — по-чёрному, крутить — прокрутиться; с помощью сложения основ слов, в результате чего образуются новые слова: премьер-министр, приёмник-распределитель, пуленепробиваемый, радиотелефон, радикально-демократический, рок-группа, рукоположение, русскоязычный, СД-плейер, секретарь-референт, социал-демократия, сэконд-хэнд, факс-модем, фирма-риэлтер, ценообразование,

г) в ХХ веке широкое распространение в языке получило образование сложносокращенных слов (такой способ в грамматике называется аббревиация). Этот способ очень активен и в наши дни.

Сложносокращенные слова в русском языке образуются по-разному:

а) из начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание (МРОТ — минимальный размер оплаты труда, ГКО — государственные краткосрочные облигации, НЛО — неопознанный летающий объект),

б) из начальных частей слов (Госкомстат — Государственный комитет по статистике) или из начальной части слова и целого слова (сбербанк — сберегательный банк, Госналогслужба — Государственная налоговая служба, мутагены — мутационные гены), из двух частей слова с соединительной гласной (банкомат – банковский автомат, демороссы – сторонники движения Демократическая Россия),

в) сочетанием части слова и формы косвенного падежа существительного (завкафедрой — заведующий кафедрой, комполка — командир полка),

          г) для разговорной речи очень характерная еще одна возможность образования новых слов, которая связана со свертыванием наименований из двух слов в однословные: девятиэтажка (девятиэтажный дом), оборонка (оборонная промышленность), наличка (наличные деньги), визитка (визитная карточка), маршрутка (маршрутное такси), пятидневка (пятидневная рабочая или учебная неделя). В последние годы этот способ словообразования, отражающий стремление говорящего к экономии языковых средств, получил широкое распространение в устной (в том числе в публичной) речи, а также в языке публицистики.

Названные выше способы словообразования, а также присущие группам производных слов словообразовательные значения позволяют создавать слова, которые не вошли в общее употребление и являются авторскими новообразованиями. Такие слова называются окказионализмами: здесьиздат (по модели самиздат, тамиздат), вашингтонщина (по модели тамбовщина), гимназиада (по модели олимпиада), Абсурдистан (по модели Афганистан), бывшевики (по модели большевики), демократура (по модели диктатура). Создание окказионализмов делает язык более образным и выразительным. Этим средством очень часто пользуются в художественной речи и в газетно-публицистическом стиле. Оно является также излюбленным средством языковой игры.

 

Упражнения по теме «Словообразовательные нормы»

1. Вычеркните слова, не соответствующие нормам русского литературного языка (нарушена словообразовательная норма)

Кипущий, залегающий, растрепавшийся, интригант, подскользнулся, взади, падаемый, обгрызанный, оторвущий, пронизанный, грядущий.

                                    


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.