Нормативно-правовое  регулирование  труда и заработной платы в Республике Беларусь и Российской федерации — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Нормативно-правовое  регулирование  труда и заработной платы в Республике Беларусь и Российской федерации

2022-11-24 31
Нормативно-правовое  регулирование  труда и заработной платы в Республике Беларусь и Российской федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В целях совершенствования организации труда и предупреждения нарушения законодательства в сфере трудовых отношений осуществляется регулирование оплаты труда. Регулирование оплаты труда и трудовых отношений на предприятии осуществляется на государственном уровне.

Регулирование со стороны государства осуществляется путем разработки законов, нормативных актов, декретов, указов в области трудовых отношений и оплаты труда работника.

Основным документом, регулирующим трудовые отношения между организацией и работником, является Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 31.01.2012), в котором установлены общие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений (заключение, изменение и прекращение трудового договора), особенности регулирования труда отдельных категорий работников, общие правила регулирования коллективных трудовых отношений, ответственность работников и нанимателей и контроль за соблюдением законодательства о труде.

В целях совершенствования организации труда, предупреждения нарушений законодательства в сфере трудовых отношений предприятия внедрена контрактная форма найма работников. Основополагающими актами в данной сфере стали Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999г. №29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины" [5], а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999г. №1476 (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2006 г., № 933), принятое во исполнение вышеназванного Декрета, которым было утверждено Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками.

В контракте должны быть указаны в качестве обязательных следующие условия: дата подписания; место работы; должность, профессия, специальность работника; срок действия контракта; права сторон; обязанности и ответственность сторон; условия организации и оплаты труда работника (с учетом результатов его работы), предусматривающие зависимость мер поощрения от соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; дополнительные меры стимулирования труда, в том числе: предоставление работнику дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней; повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством);

Контракт, являясь разновидностью трудового договора, имеет общие черты с "обычным" трудовым договором и особенности, которые его выделяют в самостоятельный вид трудового договора. В частности, общими чертами контракта и обычного трудового договора являются следующие:

- - контракт, как и любой трудовой договор, является юридическим фактом, с которым законодательство связывает возникновение конкретного трудового правоотношения;

- - в силу контракта, как и любого трудового договора, стороны (работник и наниматель) приобретают взаимные права и обязанности;

- - работники, работающие в организации, как по контракту, так и по любому трудовому договору, обязаны подчиняться установленному трудовому распорядку и надлежащим образом выполнять свои обязанности и др.

Декретом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» [4], установлено, что оплата труда работников осуществляется на основе Единой Тарифной Сетки Республики Беларусь. Единая тарифная сетка является важнейшим элементом тарифной системы и представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она является главным инструментом в руках государства при осуществлении единой в стране политики в области заработной платы.В современных условиях хозяйствования существует две системы организации заработной платы: тарифная и бестарифная. В РБ бестарифная система не применяется. Традиционной является тарифная система организации заработной платы. Тарифная система представляет собой совокупность нормативных документов, позволяющих устанавливать и регулировать уровень оплаты труда в зависимости от его сложности и условий. Она включает тарифно-квалификационные справочники, единую тарифную сетку и тарифную ставку первого разряда.Основная (тарифная) часть заработной платы работников дифференцируется и регулируется Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №123 от 20 сентября 2002г. (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 февраля 2008 года № 41).Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34
представляет собой систематизированные перечни всех работ и профессий, должностей, содержит необходимые квалификационные характеристики, требования к ним и тарифные разряды работ и рабочих, должностей служащих.Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) - нормативный документ, регулирующий вопросы тарификации труда рабочих. ЕТКС обязателен для применения в организациях всех организационно-правовых форм Республики Беларусь. Тарификация труда включает в себя тарификацию работ и рабочих на основе ЕТКС. Тарификация  работ - определение разряда работ по их сложности на основе описания основных, наиболее часто встречающихся работ, приведенных в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих.Единая тарифная сетка работников представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный (квалификационный разряд) характеризует уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности выполняемых работ, уровня теоретических и практических знаний, а также ответственности работника. Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда.Тарифная ставка - это абсолютный размер оплаты труда работника в единицу времени. Тарифная ставка первого разряда устанавливается государством и периодически пересматривается с учетом темпов инфляции, величины прожиточного минимума. Тарифная ставка любого разряда определяется произведением тарифной ставки первого разряда и соответствующего тарифного коэффициента.Месячные тарифные ставки рассчитывают на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь. Размер тарифной ставки первого разряда повышает Совет Министров в зависимости от появления для этого экономических предпосылок.По данной методике определяют уровни оплаты труда конкретных профессионально-квалификационных групп работников. Республиканские тарифы по оплате являются обязательными для бюджетных учреждений, а также нанимателей, получающих дотации из бюджета.Иные наниматели, в том числе организации, предприятия и учреждения потребительской кооперации, обязаны использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников, которые используются как минимальные гарантии размеров оплаты труда. Хозрасчетные предприятия и организации самостоятельно устанавливают тарифную ставку первого разряда, тарифные ставки и оклады исходя их своих финансовых возможностей и при условии повышения эффективности хозяйствования, роста объемов производства и реализации продукции (товаров, работ и услуг). В настоящее время законодательство не содержит норм, детально регулирующих общий порядок расчета заработной платы, поэтому наниматели обязаны довести до сведения работников локально применимые правила. Данная мера продиктована вступлением в силу Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.06.2011 N 43 "О признании утратившими силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 60 и подпункта 1.6 пункта 1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. N 88", отменившего правила применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 N 21 "Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. N 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета" (далее - ЕТС), на основе которых функционировала утратившая силу Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.04.2010 N 60 "Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений". Приказ нанимателя, с которым знакомятся работники, должен содержать указание на используемый порядок расчета заработной платы (в том числе закрепленный в положении об оплате труда либо в ином документе) (Приложение Г)Таким образом, наниматель издает приказ, определяющий порядок и правила расчета заработной платы. В том случае, если в организации будут применяться в неизменном виде правила, установленные ранее для ЕТС, уведомления работников об изменении существенных условий труда в соответствии со ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) не требуется, поскольку такого изменения не происходит. Если же порядок меняется хотя бы в части, то необходимо соблюсти установленную процедуру, предусмотренную нормами ст. 32 ТК, в том числе обосновать изменение существенных условий труда экономическими, производственными и / или организационными причинами.Государство также регулирует размеры установленных доплат и надбавок и иных условий. Индексацию доходов населения хозрасчетные предприятия осуществляют в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» от 21 декабря 1990 г. №476-XII (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1990 г., N 2, ст.19) с последующими изменениями и дополнениями (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 59, 2/177) и коллективным договором с целью частичного возмещения потерь от инфляции. Индексация доходов населения может производиться путем единовременного пересмотра Советом Министров Республики Беларусь минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, а также государственных пособий. [1]Оплата труда и премирование работников регулируется также документами локального характера. Рассмотрим некоторые из них:

1)  Правила внутреннего трудового распорядка — это установленный работодателем в предусмотренном порядке документ, регламентирующий организацию труда, при помощи которого работодатель обеспечивает трудовую дисциплину и желаемое поведение.

2)  Положение об оплате труда. Разрабатывается и вводится с целью создания в коллективе необходимых условий для установления зависимости заработной платы от количества и качества труда работников, конечных производственных результатов, усиления заинтересованности рабочих, руководителей, специалистов и служащих в выявлении и использовании имеющихся результатов, выполнения конкретных задач.

В соответствии с указанным документом при приеме на работу наниматель обязан потребовать, а гражданин представить: личное заявление; трудовую книжку; паспорт; документы, подтверждающие образовательный уровень для замещения должности муниципальной службы; медицинское заключение о состоянии здоровья другие документы, если это предусмотрено соответствующим законодательством.

3)   Трудовой договор. Заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматель и работники несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

4)  Коллективный договор. Целью договора является обеспечение устойчивого социально-экономического развития, продуктивной занятости работников, уровня их оплаты труда, соответствующего текущему уровню цен и стоимости жизни, безопасности условий труда, прибыльной работы организации.

Вопросы труда, трудовых отношений, оплаты труда являются наиважнейшими для работника и для нанимателя. Таким образом, организация оплаты труда в организации предполагает, во-первых, разработку системы расчетных тарифных ставок работников; во-вторых, определение форм и систем оплаты труда; в-третьих, выработку критериев и определение размеров доплат, надбавок; в-четвертых, обоснование показателей системы премирования работников.

В Российской Федерации, в зависимости от назначения и статуса нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет труда и заработной платы, подразделяются на следующие уровни:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. [10,с.56]

Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести также Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. №222-ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 г. и др.

Положение по бухгалтерскому учету (2-й уровень) устанавливает порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения по бухгалтерскому учету призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

На 2-м уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

Основные нормативные документы, регулирующие учет труда и заработной платы в организациях:

1) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

2) Положение по ведению бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.96 г. № 34н.

3) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н.

4) ПБУ 10/99 «Расходы организации».

5) ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Перечисленные нормативные документы действуют в отношении всех предприятий, вне зависимости от формы собственности и организационно - правовой формы, отраслевой принадлежности или вида деятельности, кроме банков и в некоторых случаях бюджетных организаций.

Таким образом, учет труда и его оплата – центральный вопрос во всей системе учета предприятия. Любой процесс хозяйственной деятельности связан с затратами не только средств (предметов) труда, но и с затратами живого труда. Повышение производительности труда обусловлено ростом эффективности производства. Затраты живого труда – важнейший элемент общих затрат, затраты изменяются в отработанном времени. Это вызывает необходимость исчислять зарплату каждому рабочему и относить ее в состав издержек производства обращения. Бухгалтерский учет фиксирует количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с качественной стороной путем сплошной, непрерывной, так и в денежном измерении.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.