Характеристики, значимые для разработки и реализации программы. Особенности контингента детей. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Характеристики, значимые для разработки и реализации программы. Особенности контингента детей.

2022-11-24 33
Характеристики, значимые для разработки и реализации программы. Особенности контингента детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

 под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей подготовительной группы, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

3. Самостоятельная деятельность детей

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально - коммуникативному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому развитию.

Рабочая программа охватывает следующие образовательные области:

· социально - коммуникативное развитие (направления – труд, безопасность, социализация, коммуникация);

· познавательное развитие (направления – познание, окружающий мир, математическое развитие);

· речевое развитие (направления - развитие речи, чтение художественной литературы, коммуникация);

· художественно-эстетическое развитие (направления - музыка, изобразительное искусство);

· физическое развитие (направления – здоровье, физическое развитие);

Рабочая программа предназначена для детей 3-7 лет (разновозрастная  группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.

Используется парциальная программа и методические рекомендации.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Срок реализации Программы - 1 год (2021 – 2022 учебный год)


Нормативные документы

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

В сфере образования федерального уровня:

1. Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1. С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13 января 1996г. № 12-ФЗ; от 16 ноября 1997г. № 144-ФЗ; от 20 июля 2000г. № 102-ФЗ; от 7 августа 2000г. № 122-ФЗ (извлечение);

2. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.2660-10;

3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4. Методические рекомендации Министерства образования и науки «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 21 октября 2010 года, № 03-248;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049.13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

1.2.Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

 

Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

· Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;

· Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

· Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

· Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

· Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

· Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии детей 3 лет;

· Строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

· Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

· Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой образования детей среднего дошкольного возраста;

· Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основными принципами, на которых строится организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, являются (формируемая часть):

· Принцип создания духовно-нравственной образовательной среды.

Создание такой среды обеспечивает воспитание бережного и созидательного отношения к культурному наследию своей Родины, поселка, заботливого отношения к своему детскому саду, старшим и младшим, чувства сопереживания и поддержки друг друга.

· Принцип социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества.

Реализуя этот принцип, с одной стороны, использует воспитательные и образовательные ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой стороны – способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров. При этом важно включить всех участников педагогического процесса и партнеров ДОУ в процесс совместного творческого поиска средств улучшения окружающей жизни, жизни поселка и самих себя.

· Принцип многообразия и вариативности.

Обусловлен существенной зависимостью деятельности сельского ДОУ от конкретных условий, которые определяют в значительной мере построение педагогического процесса. Он означает определение ДОУ, коллективом, ребенком, педагогом своего собственного образовательного пути, маршрута развития и совершенствования.

· Принцип мотивационного обеспечения и стимулирования.

Это означает, что, с одной стороны, необходимо учитывать мотивы, ценностные ориентации каждого участника педагогического процесса, субъекта деятельности, а с другой – создать систему средств, обеспечивающих развитие мотивационной сферы детей, а также педагогов и родителей в соответствии с их возможностями и условиями реальной действительности.

· Принцип природосообразности

предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

· Принцип индивидуализации

опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.

Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольном образовании.

Главная задача данного планирования – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Воспитательно-образовательный процесс предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». При этом в качестве видов тем могут выступать: «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции».

 Образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов. Каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей.

 Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, во-первых, возможна при взаимопроникновении и взаимодействии отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Во-вторых, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, социально значимые для общества, семьи и государства, вызывают личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».


 

 

Цели и задачи программы

Цель и задачи деятельности группы по реализации основной образовательной программыопределяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

1. Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;

3. Реализовать формы организации совместной взросло-детской в ходе непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах, работе с родителями.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

ü забота о здоровье, эмоциональное благополучие и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

ü обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

ü создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

ü максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

ü творческая организация (креативность) образовательного процесса;

ü вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

ü уважительное отношение к результатам детского творчества;

ü единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;

ü соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;

ü построение образовательного процесса на адекватных возрасту, формах работы с детьми.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

 

 

1.4. Задачи развития и воспитания

1. Укреплять психофизическое здоровье, развивать двигательную активность детей.

2. Развивать познавательную активность через обогащение опыта деятельности, самопознания, представлений об окружающем.

3. Формировать гуманные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных играх и занятиях.

4. Воспитывать самостоятельность и инициативу на основе освоения разнообразных способов действий и развития стремления к самоутверждению.

5. Развивать творческие проявления в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

6. Приобщать детей к интересной и полезной деятельности (игры, спорт, рисование, лепка, моделирование, слушание музыки, просмотр мультфильмов, рассматривание книжных иллюстраций и т. д.).

7. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми; осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности.

8. Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.

9. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, закреплять умение использовать полученные навыки и знания в жизни.

10. Расширять представления детей о международных и государственных праздниках.

11. Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.

12. Привлекать детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.

13. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Формировать основы праздничной культуры.

14.  Предоставлять детям возможности для проведения опытов с различными материалами (водой, песком, глиной и т. п.); для наблюдений за растениями, животными, окружающей природой.

15. Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры.

16. Поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции (открытки, фантики и т. п.), рассказывать об их содержании.

17. Формировать умение планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

18. Творчество. Совершенствовать самостоятельную музыкально-художественную и познавательную деятельность.

19. Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др.

20. Содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребенка

Педагогическая диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам готовятся к печати в издательстве «Мозаика-Синтез ».

 


 

Раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

1.8. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и образования детей

 

Рабочая программа состоит из:

1.Обязательной части, составляет 60%, реализация примерной основной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.;

2. Вариативная часть формируемая участниками образовательного процесса, составляет 40%, реализация парциальных программ (перечислены в целевом разделе).

 

1.9. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей по образовательным областям.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы выполняется по образовательным областям (модулям):

2.2.1. Социально-коммуникативное развитие;

2.2.2. Познавательное развитие;

2.2.3.Речевое развитие;

2.2.4. Художественно-эстетическое развитие;

2.2.5. Физическое развитие.

Ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

 

Образ Я.

• Развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции

человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый

работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям).

• Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

• Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках

и девочках качества, свойственные их полу.

Семья.

• Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны

(роль каждого поколения в разные периоды истории страны).

• Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

• Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их

профессий.

Детский сад.

• Продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (оформление

помещений, участка детского сада, парка, сквера).

• Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен,

мебель, оформление участка и т. п.).

• Привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.); формировать умение

эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения,

обосновывать свое мнение.

• Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через

участие в проектной деятельности, охватывающей детей младших возрастных групп и

родителей;

посильном участии в жизни дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка к праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.).

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание:

Самообслуживание.

• Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф

одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за

обувью (мыть, протирать, чистить).

• Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после

сна.

• Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к

занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Общественно-полезный труд.

• Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.

• Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и

предметы, убирать их на место после работы.

• Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со

всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам

коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной

игры и труда, оказывать друг другу помощь.

• Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые

материалы, делать несложные заготовки.

• Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть

игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки

(в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).

• Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада:

подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице;

украшать участок к праздникам.

• Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой:

полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

• Прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

• Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя,

действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои

действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей

деятельности).

Труд в природе.

• Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в

уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки,

готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т.п.

• Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию:

осенью — к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней

цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок

природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию

зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке

корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной — к

перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов),

высадке рассады; летом — к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе

грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых.

• Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями,

связанными со спецификой родного города (поселка).

• Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и

месту их работы.

Формирование основ безопасности:

Познавательное развитие

Из ФГОС ДО: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,

становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование

первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Познавательное развитие:

1.Формирование элементарных математических представлений;

2.Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

3.Ознакомление с предметным окружением;

4.Ознакомление с социальным миром;

5.Ознакомление с миром природы.

Основные цели и задачи по познавательному развитию:

Количество и счет.

 

• Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по

заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы

отличаются определенными признаками.

• Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или

отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями

множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета,

составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Величина

• Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а

несколько предметов или часть предмета.

• Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и

др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого половина,

одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.;

устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и

целое по известным частям

• Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину,

ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги

в клетку).

• Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

• Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес

предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

• Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема

предметов) зависит от величины условной меры.

Форма.

• Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы,

стороны) и некоторых их свойств.

• Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о

прямой линии, отрезке прямой.

• Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения,

изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать,

группировать по цвету, форме, размерам.

• Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один

многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из

частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких

отрезков — один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и

перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур

по собственному замыслу.

• Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные

по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию,

представлению.

Ориентировка в пространстве.

• Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска,

страница тетради, книги и т. д.);

• располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их

пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее,

правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

• Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

• Развивать способность к моделированию пространственных отношений между

объектами в виде рисунка, плана, схемы.

• Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую

пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве:

слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в

пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени.

• Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности,

необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

• Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше»,

«позже», «в одно и то же время».

• Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в

соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1

минута, 10 минут, 1 час).

• Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Сенсорное развитие.

• Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.

• Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в

разнообразных видах деятельности.

• Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться),

направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

• Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать

предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять

характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки

(музыкальные, природные и др.).

• Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам форме, величине,

строению, цвету.

• Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

Проектная деятельность.

• Развивать проектную деятельность всех типов исследовательскую, творческую,

нормативную.

• В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание

анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу

сверстников.

• Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового

характера.

• В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих

этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при

нарушении установленных норм.

• Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных

смыслов и выражении их в образной форме.

Дидактические игры.

• Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика,

бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.

• Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

• Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную

задачу.

• Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шу- мелки»,

«Шуршалки» и т.д.). Развивать и закреплять сенсорные способности.

• Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе

качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления,

воображения, познавательной активности

Ознакомление с предметным окружением:

• Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

• Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный,

водный). Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на

производстве (компьютер, роботы, станки и т.д.); об объектах, создающих комфорт и

уют в помещении и на улице.

• Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их

для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Расширять

представления детей об истории создания предметов.

• Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов

природы. Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе

сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т.

п.). Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой

мысли.

• Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и

качествах различных материалов. Рассказывать, что материалы добывают и производят

(дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли взрослого человека.

• Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов (наложение,

приложение, сравнение по количеству и т. д.).

Ознакомление с социальным миром:

• Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.

• Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные

знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу,

познакомиться с учителями и учениками и т. д.).

• Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука,

искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их

значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

• Через экспериментирование и практическую


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.256 с.