Principles of limitation of constitutional rights and freedoms of citizens — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Principles of limitation of constitutional rights and freedoms of citizens

2022-11-24 28
Principles of limitation of constitutional rights and freedoms of citizens 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

This article defines the concept of «principles and limitations of constitutional rights and freedoms of citizens» on the basis of an analysis of certain provisions of the Constitution of the Russian Federation.

Key words: principles of law, principles of constitutional restrictions, principle of proportionality of restriction of rights and freedoms of citizens.

 

BAKHTINA Marina Yurevna – Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

 

CHUBYNINA Aleksandra Sergeevna – Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]


УДК  342.55

К вопросу о принципах местного самоуправления

Бессонов Никита Константинович,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский
государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к принципам местного самоуправления, которые дают основу для формирования полноценного гражданского общества, для развития устойчивой системы общественных связей.

Ключевые слова: местное самоуправление, принципы местного самоуправления, принципы права.

 

 


Конституция Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым государством и определяет важную роль местного самоуправления как базового элемента в механизме народовластия. Как справедливо отмечают многие учение-правоведы, «местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государства» [1, с. 9].

Совершенствование деятельности местного самоуправления должно опираться на существующие доктринальные представления и разработки, на достижения современной теории муниципального права. При этом приходится констатировать, что в отечественной науке муниципального права остается неразработанным целый ряд ключевых теоретических вопросов, в число которых входит и вопрос о принципах муниципального права и принципах организации местного самоуправления. Комплексных монографических исследований, посвященных данным вопросам, в отечественной муниципально-правовой науке не так уж и много. Вместе с тем имеется ряд работ Д. С. Михеева о принципах гласности местного самоуправления [2, с. 120; 3, с. 30]. Т. Н. Михеева так же обращается в своих исследованиях нередко к этим принципам, рассматривая их применительно к общественному контролю [4, с. 254; 5, с. 18]. Исследование принципов организации местного самоуправления должно исходить из понимания правовой природы самоуправления как основы народовластия.

Европейская хартия местного самоуправления делает акцент именно на органах местного самоуправления как основном субъекте муниципальных правоотношений, именно они определены главным носителем ответственности за осуществление местного самоуправления [6, с. 1]. Организация и деятельность органов местного самоуправления строится на основе определенных принципов, которые формируют общее направление развития системы самоуправления.

Достаточно развернутое определение понятия «принципы права» приводит В. М. Шамаров. По мнению ученого, принципы права – это исходные, основополагающие идеи, установки, руководящие начала нравственной и организационной основы возникновения, развития и функционирования права, которые лежат в основе права, выражают его сущность и назначение, определяют общую направленность правового регулирования общественных отношений и закрепляются в законе либо в общих нормах права (идеи справедливости, свободы, гуманизма).

В научной литературе нет единства мнений не только по поводу понятия принципов права, но и по вопросу их классификации. Тщательно проанализировав существующие в отечественной юридической литературе подходы к классификации принципов права, В. М. Шамаров указал, что наиболее традиционным является разделение их по единому основанию – по сфере распространения их действия. В итоге большинство правоведов подразделяет принципы права на следующие группы: общеправовые (общие), межотраслевые и отраслевые [7, с. 26]. Именно наличие такой классификации позволяет говорить о существовании принципов муниципального права.

С позиций социологического подхода к праву, для которого характерен акцент на рассмотрение права в действии, очевидно, что только тот принцип в полной мере является правовым, который находит свое выражение в действиях участников конкретных правоотношений. В связи с этим представляется актуальным вопрос о том, как принципы права соотносятся с существующей правовой реальностью, какое значение оказывают они на существующие правоотношения, в какой мере участвуют в их становлении, развитии и прекращении.

Принципы права закреплены в нормах права. В теории права существует понятие «нормы-принципы». При этом нередко подразумевается, что нормы-принципы имеют в значительной мере декларативный характер, они отражают идеальные представления о направлениях развития права, показывают эти направления, но сами в формировании и регулировании правоотношений участия не принимают.

Правом, по нашему мнению, является только та норма, которая действует, которая реализуется правоприменителем, на основе которой возникают конкретные права и обязанности участников правоотношений.

Что касается взаимоотношений принципов права с нормами права, представляется возможным охарактеризовать их на основе следующих положений:

– принципы права исторически возникают позже, чем нормыправа;

– принципы права получают закрепление в нормах права;

– дальнейшее развитие норм права происходит под влиянием принципов права.

Еще один аспект состоит в том, что принципы права образуют систему, они дополняют друг друга и взаимодействуют друг с другом, формируя ткань правовой материи. Системность – важнейшее свойство принципов права, которое является производным от системности самого права.

В связи с тем, что в российской муниципально-правовой доктрине существуют и выделяются два вида принципов: принципы муниципального права и принципы организации местного самоуправления, логично поставить вопрос о соотношении правовых и организационных принципов.

Если по поводу правовых принципов в российской теоретико-правовой науке существует и обосновывается несколько позиций, то этого нельзя сказать про принципы организационные. В то же время очевидно, что принципы организации и деятельности любой структуры публичной власти имеют природу, отличающуюся от природы правовых принципов. С одной стороны, эти принципы так же тесно, даже неразрывно связаны с правом, так как деятельность любых властных органов осуществляется на основе норм права и в правовых рамках. С другой стороны, организационные принципы в большей мере связаны со структурой и формами деятельности властных органов.

Таким образом, представляется возможным сформулировать следующее определение: принципы права – это базовые правовые положения общего характера, составляющие внутреннюю основу права и определяющие его сущность, которые получают отражение в действующем законодательстве и правосознании и воспроизводятся субъектами правоприменения в повседневной практике.

В советское время наука государственного права выработала и обосновала такое понятие, как принципы правовой деятельности. Под этими принципами понимались такие идеи, которые заключали в себе интересы общества и государства, выступали в виде обязательных требований и служили общенормативным ориентиром. Такой подход представляется чрезмерно общим и не применимым к организационной деятельности органов местного самоуправления.

Стоит согласиться с позицией Л. Ю. Свистуновой, которая полагает, что организационные принципы вытекают из теории организации деятельности в ее применении к органу государственной власти или местного самоуправления. Эти принципы являются необходимыми для целей «реализации компетенции органа в соответствии с существующими правовыми формами. Необходимость определения данной группы принципов исходит из процессуального (процедурного) порядка работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, которые, в свою очередь, позволяют максимально четко и эффективно реализовывать собственные полномочия в соответствующих правовых формах» [8, с. 65].

Однако более логично было бы говорить об организационно-правовых принципах деятельности органов публичной власти, которые будут включать в себя как правовое закрепление структуры этих органов, так и правовое регулирование реализации ими своих полномочий.

Что касается принципов организации местного самоуправления, то законодатель не дает их перечня в базовом федеральном законе и тем самым вынуждает ученых и практиков заниматься интерпретацией и толкованием.

Подводя итог рассмотрению современных теоретико-правовых воззрений на принципы права, можно отметить, что в доктрине не выработано единого принципиально общего подхода к их пониманию и толкованию [9]. В то же время позиции большинства авторов сходятся в том, что под принципами они понимают определенного рода идеи, задающие направление для развития права и правоотношений. Согласимся с мнением Т. Н. Михеевой, с высказыванием по поводу принципа верховенства права, который позволяет государству следовать за изменяющейся реальностью [10, с. 29]. В таком случае принципы муниципального права будут определять общий вектор развития этой отрасли права, а принципы организации местного самоуправления будут формировать базовые рамки и направления деятельности органов местного самоуправления.

 

 

Литература

1. Овчинников И. И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 2009. С. 9.

2. Михеев Д. С. Регулирование принципа гласности
местного самоуправления в законодательстве Российской

Федерации // Евразийский юридический журнал. 2014. № 2(69). С. 120–121.

3. Михеев Д. С. О проблемах взаимодействия общественных институтов с органами местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 29–30.

4. Михеева Т. Н. Общественный контроль – ключевой элемент принципа гласности местного самоуправления //
Современная научная мысль. 2017. № 1. С. 254–260.

5. Михеева Т. Н., Михеев Д. С. Институт публичных слушаний в контексте принципа гласности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 17–22.

6. Павленко Н. Н. Правовое регулирование участия населения в осуществлении местного самоуправления. Теоретические аспекты и практика реализации в городе Москве // Научно-практическая конференция «Московское законодательство – 15 лет развития». М., 2009. С. 29.

7. Шамаров В. М. Понятие и классификация принципов права // Принципы права: сб. статей по итогам круглого стола в Московском институте государственного управления и права. М.: Изд-во «Русайнс», 2015. С. 26.

8. Свистунова Л. Ю. Принципы организации и деятельности представительного органа Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 3. С. 65.

9. Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30 окт. 2017 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

10. Михеева Т. Н. О принципах верховенства права на современном этапе развития правового государства // Закон и право. 2013. № 9. С. 29–31.


 

 

N. K. Bessonov


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.